Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Готовимся заранее. Сочинение в школе и вузе.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Ресурс "Культура письменной речи"

Готовимся заранее. Сочинение в школе и вузе.

Выпуск 31 14 декабря 2003 г.

В выпуске:
1. Готовимся к эзамену. Письмо Минобразования РФ "О проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников ХI-х классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации по русскому языку и литературе в 2003/2004 учебном году"
2. Повторим? Чехов и традиции русской литературы
3. Новости

4. Информация

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНУ


Письмо Минобразования РФ
"О проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников ХI-х классов
общеобразовательных учреждений Российской Федерации
по русскому языку и литературе в 2003/2004 учебном году"

       Министерство образования Российской Федерации обнародовало особенности проведения выпускного экзамена по русскому языку и литературе в 2003-2004 учебном году и представило образцы комплектов тем аттестационных сочинений. В рассылке мы приводим выдержки из текста информационного письма Департамента образовательных программ и стандартов общего образования от 27.11.2003 г. Полностью это письмо можно прочитать на сайте www.gramma.ru.


      <...>Письменный экзамен выпускников ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений по русскому языку и литературе в 2003/2004 учебном году будет проводиться в форме сочинения или изложения с творческим заданием. Проведение письменного экзамена по русскому языку и литературе будет осуществляться по открытому перечню тем сочинений, сгруппированных в комплекты. Экзаменационные материалы основываются на обязательных минимумах содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (приказы Минобразования России №1236 от 19.05.98 и №56 от 30.06.99).
     <...>"Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы в 2003/2004 учебном году" будет опубликован в третьей декаде марта 2004 года, "Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы в 2003/2004 учебном году" - во второй декаде мая 2004 года.<...>
      Темы сочинений для проведения письменного экзамена по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы в 2003/2004 учебном году будут сгруппированы в 60 комплектов (по 5 тем в каждом комплекте).

      Каждый комплект будет формироваться в соответствии со следующей структурой:
1. Анализ стихотворения поэта ХIХ - ХХ века или анализ эпизода из художественного произведения русской литературы ХIХ-ХХ века (эпизоды указаны).
2. Тема, сформулированная в виде проблемного вопроса или высказывания о произведении (автор, произведение указаны).
3. Тема, связанная с творчеством писателя ХIХ века (автор и произведение указаны).
4. Тема, связанная с творчеством писателя ХХ века (автор и произведение указаны).
5. Тема, связанная с философскими, нравственными, социально-общественными понятиями (указан ХIХ или ХХ век; произведение русской литературы выбирает учащийся).


Образцы комплектов тем сочинений (2003-2004 учебный год)

Комплект №1

1. Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы "Княжна Мери" романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".)
Сцена дуэли Печорина с Грушницким (Анализ эпизода из главы "Княжна Мэри" романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени").1

2. "…Покупатель живой человеческой совести, Чичиков, - подлинный черт, подлинный провокатор жизни" (А. Белый).

3. а) Трагизм образа Базарова. (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".)
б) Пейзаж в романе И.С. Тургенева "Дворянское гнездо".

4. Проблема человека и цивилизации в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско".

5. "Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи…" (В.Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы ХХ века.)


Комплект №2

1. Стихотворение А.А. Ахматовой "Родная земля" (восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение А.А. Ахматовой "Сегодня мне письма не принесли…" (восприятие, истолкование, оценка).

2. За что и против чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".)

3. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. 2

4. Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького "На дне".

5. "Пойми живой язык природы - и скажешь ты: прекрасен мир…" (И.С. Никитин). (По одному из произведений русской литературы ХХ века.)


1 Некоторые темы, включённые в "Перечень…", выпускник школы с родным (нерусским ) языком обучения может заменить на выделенный курсивом вариант, такие темы даны в "Перечне…" под одним номером.
2 Темы сочинений, связанные с поэзией, раскрываются на примере не менее 2-3 стихотворений. Темы сочинений, связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на примере 1-2 произведений (их число может быть увеличено по усмотрению выпускника).


ПОВТОРИМ ?


      В выпуске мы публикуем вводную статью о творчестве А.П. Чехова. С другими статьями цикла (Художественные особенности прозы Чехова. Театр Чехова: новая драматургия . "Распалась связь времен…" Комедия "Вишневый сад" . Комедия "Вишневый сад". Система персонажей) вы можете познакомиться на нашем сайте.

      


Чехов и традиции русской литературы

      Литературную ситуацию 80-х годов XIX века можно определить как паузу: уходят гиганты минувшей эпохи, а кумирами новой становятся С. Надсон и А. Апухтин, сменившие гениальных Ф. Тютчева и А. Фета, популярен новеллист П. Боборыкин... Ни уровень их дарований, ни темы их творчества не выдерживают сравнения с предшественниками. Настали новые времена. Россия пережила ряд крупнейших событий: поражение в Крымской войне (1854 - 1856), отмену крепостного права, возвращение из Сибири декабристов. Страну захватили новые социальные идеи, захлестнула волна революционности, что привело к резкому ужесточению всех систем подавления.
      Тургенев, Толстой, Достоевский, авторы крупнейших и значительнейших русских философских романов, ставили перед литературой великие мессианские задачи. Но путь этот, приведший к невиданным высотам русскую романистику, к 80-м годам пройден. Таким образом, большим формам в настоящее время не соответствует уровень проблем и дарований. Литература ищет пути возврата к беллетристике, и путь этот начинается, конечно, с форм малых: рассказ, повесть, новелла, сказка.

      В России появляется и новый читатель. Грамотность перестала быть уделом привилегированного класса, Уже в эпоху Александра II учебные аудитории пополняются разночинцами, выходцами из мещанской среды. У них свои представления о литературе, свои к ней требования. Будучи читателем начинающим, новая публика не готова к серьезному чтению, к разрешению проблем глобальных. Во многом именно этим объясняется головокружительный успех Надсона и Боборыкина, авторов талантливых, но не выдающихся.

      В это время в периодике появляются рассказики Антоши Чехонте. Чехов не случайно начинает с легких жанров. Он не ищет своего читателя, он знает публику и к ней обращается в своих непритязательных юморесках. Неслучайны и его многочисленные псевдонимы: Человек без селезенки, Антоша Чехонте. Это мягкий домашний юмор, не претендующий ни на что, кроме шутки, вызывающий улыбку - и только. И темы его ранних рассказов просты и неприхотливы: он высмеивает чрезмерное чинопочитание, глупую напыщенность... Но вот тут-то и кроется нечто неожиданное: темы рассказиков Антоши Чехонте - осмысление знакомых нам центральных проблем русской литературы. Вспомним "Смерть чиновника". Герой, случайно чихнувший на лысину "чужого генерала", извинялся-извинялся, да и "помер". А ведь это - чеховское преломление темы "маленького человека". После острого сочувствия судьбе гоголевского Акакия Акакиевича, после ощущения бесконечной вины перед униженными и оскорбленными героями Достоевского Россия хохотала над глупой и пошлой смертью маленького чиновника. Ибо сострадали - "братьям меньшим", то есть адресовались-то не к ним. Адресат же Чехонте - сам чиновник, обмирающий от страха перед директором канцелярии, боящийся столоначальника. И этому читателю нет нужды причащаться к горькой судьбе собрата, оплаканной русской литературой. Отсюда и новый ракурс традиционной темы. Так же прозвучит она в "Хамелеоне", в "Толстом и тонком". Интересно, что сам автор к "вечным вопросам" приходит неосознанно, не стремится к их решению: ведь начинающий писатель Чехов еще не мыслит себя литератором-профессионалом. Он - медик, практикующий врач, рассказы пока не только плод непреодолимого влечения "пера к бумаге", но и - в основном! - финансовая поддержка. Тем явственнее для нас талант Чехова, талант, который сам он долго не осознавал.
      Предметом интереса и художественного осмысления Чехова становится новый пласт жизни, неведомый русской литературе. Он открывает читателю жизнь обыденную, каждодневную, знакомую всем череду рутинных бытовых дел и соображений, проходящую мимо сознания большинства: она служит лишь фоном для действительно решающих, экстраординарных событий и свершений. Но личность творят не эти переломные моменты бытия (в обычной судьбе их не наберется больше трех-пяти...), а та самая каждодневная рутина, жизнь как она есть. И Чехов стремится обратить внимание читателя на дни и часы его маленького обывательского существования, осмыслить их, начать жить осознанно.



по материалам www.gramma.ru


НОВОСТИ

 


      В "Хрестоматию по русской литературе" для школьников 9-11 классов добравлены стихотворения М.В. Ломоносова и сонеты Франческо Петрарки.


Добро пожаловать!


ИНФОРМАЦИЯ

     Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству специалистов. Ваши наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров
Все права защищены © ABL2001-2003.
Воспроизведение материалов допускается только c разрешения администрации
и со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное