Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Готовимся заранее. Сочинение в школе и вузе.


Информационный Канал Subscribe.Ru


Ресурс "Культура письменной речи"

Готовимся заранее. Сочинение в школе и вузе.

Выпуск 30 23 октября 2003 г.

      Учебный год в разгаре и снова пришла пора готовиться к экзаменам. И лучше это делать заранее.

В выпуске:
1. Совет учителя. Определяем стихотворный размер
2. Повторим? И.А. Гончаров "Обыкновенная история"
3. Новости

4. Информация

СОВЕТ УЧИТЕЛЯ


Определяем стихотворный размер

       В работе над любым сочинением, связанным с анализом поэтического текста, требуется проанализировать стихотворный размер. Почему это так важно? Потому, что в поэтическом произведении важно не только содержание, но и форма - то есть ритм, звучание, музыка стихотворения, которая, собственно, само стихотворение и образует.
      Самое-самое главное - это не просто определить размер, а сказать в своем сочинении о том, что этот размер вносит в стихотворение.
      Ямб - это энергичное, часто торжественное звучание стиха, хорей напевен и нежен (хореем написаны все колыбельные и, кстати, вслед за Лермонтовым - все стихотворения, в которых есть ночной пейзаж). Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их и предпочитал Некрасов).
      Ну, к делу. Чтобы легко определять размер, нужно прежде всего помнить, что такое стопа. Стопа - это группа слогов, на один из которых падает ударение. Только и всего.
      Все знают, конечно, что стихотворных размеров в русском стихосложении пять: два двусложных и три трехсложных. Двусложные - это когда в стопе два слога, трехсложные - когда, соответственно, три:
Хорей - двусложный размер с ударением на первом слоге. Ямб - двусложный размер с ударением на втором слоге. Введем следующие обозначения: - ударный слог, _ - безударный слог. Тогда хорей будет выглядеть так: | _ |, а ямб - вот так: | _ |. Дактиль - вот так: | _ _ |. Запомнить легко: дактиль - в переводе с греческого - "палец". Правда ведь, похоже: три фаланги, на первой ноготь, - как три слога, первый отмечен ударением. Анапест ("перевернутый, отраженный" - даже и звучит по-русски, как "палочка (пестик) наоборот") выглядит так: | _ _ |. Амфибрахий ("окруженный") - | _ _ |.

      Теперь, когда мы все знаем, предстоит самое простое и, как ни странно, самое для ребят трудное - каждый слог стихотворной строки обозначить черточкой. Удобнее, когда все черточки одинаковые, независимо от длины слога. (На всякий случай: количество слогов равно количеству гласных звуков). Служебные слова, как правило, не отмечаются ударением, если на них не падает логическое ударение при чтении стихотворения.

      Ну, например, возьмем первые две строки стихотворения Ахматовой "Родная земля".
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем…

Получится так:
_ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _


Теперь вот это надо разделить на группы слогов (стопы) так, чтобы внутри каждой был ударный слог… "Что-то тут не так", - скажете вы. Действительно, для двусложного русского стиха характерен пиррихий - пропуск ударения. И это очень естественно: у нас же не все слова состоят из двух слогов! Если бы таких пропусков не было, стихи были бы похожи на однообразный барабанный бой.
      Кстати, предложу изыск для вашего сочинения: если вы отметите, что звучание какого-то слова в стихе (стих - это стихотворная строка) подчеркивается, выделяется за счет пиррихия, это будет здорово. При условии, конечно, что ваш учитель знает, что такое пиррихий.

      Вернемся к нашему (т. е. ахматовскому) стихотворению:

| _ | _ | _ _ | _ | _ _ | _ |
| _ | _ | _ | _ _ | _ | _


      Отметим, что "хвостик" (то, что осталось за пределами стопы) при определении размера не учитывается.

      Итак, для первой строфы своего стихотворения Ахматова обращается к торжественному звучанию пятистопного ямба, - такой или близкий к этому вывод вы должны были бы сделать при анализе размера этого стихотворения.
      Но вот вторая строфа поднесет нам сюрпризы. Она настолько другая, что даже размер меняется:
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах…


       Как изменился размер - это вы определите сами. Важно еще и то, почему он так изменился, что отражает это изменение. Хотелось бы обратить ваше внимание вот на что: первое слово ("да") поэтесса подчеркивает внеметрическим ударением (т. е. лишним в стихе). Называется оно спондей и встречается довольно-таки редко. Например, в пушкинской "Полтаве" спондей передает громыханье, сумятицу боя:
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон…

Т. Алексеева, учитель русского языка и литературы, Санкт-Петербург
По материалам www.gramma.ru


ПОВТОРИМ ?


      В выпуске мы публикуем вводную статью из цикла статей С. Белокуровой и С. Друговейко о творчестве И. А. Гончарова. С другими статьями цикла ( "Меж ними все рождало споры…". "Обыкновенная история" - "Обломов". Типы и архетипы - "Задача существования" и "практическая истина". (Обломов и Штольц) - "Обломов". Испытание любовью - "Обломов". Идеал и идиллия ) вы можете познакомиться на нашем сайте.

      


И.А. Гончаров "Обыкновенная история"

Вот где учишься жить. Видишь
различные взгляды на жизнь, на любовь,
с которыми можешь ни с одним не согласиться,
но зато свой собственный становится умнее и яснее.
Л.Н. Толстой о романе "Обыкновенная история"

      Собрание сочинений И.А. Гончарова, написавшего за свою долгую жизнь немало статей, очерков, писем, набросков к так и не оконченным произведениям, составляет восемь весьма увесистых томов. Однако в истории русской литературы этот писатель остался автором "всего лишь" трех романов на "О": "Обыкновенной истории", "Обломова" и "Обрыва". Сам Гончаров полагал, что любой роман представляет собой исчерпывающее описание жизни, при котором каждое новое произведение должно давать новую по сравнению с предыдущей формулу человеческого бытия: "Истинное произведение искусства может изображать только устоявшуюся жизнь в каком-нибудь образе, в физиономии, чтобы и самые люди повторились в многочисленных типах под влиянием тех или других начал, порядков, воспитания, чтобы явился какой-нибудь постоянный и определенный образ-форма жизни и чтобы люди этой формы явились во множестве видов или экземпляров с известными правилами, привычками. А для этого нужно, конечно, время. Только то, что оставляет заметную черту в жизни, что поступает, так сказать, в ее капитал, будущую основу, то и входит в художественное произведение, оставляющее прочный след в литературе" [Гончаров И.А. Намерения, задачи и идеи романа "Обрыв". Собр. соч. Т.6. - М., 1980].
      Таким образом, оказывается, что каждый из трех романов И.А. Гончарова, представляющих на суд читателя свой, "уточненный" вариант "формулы человеческого бытия", может восприниматься как часть трилогии, и их изучение, с нашей точки зрения, необходимо объединить общей задачей, постановкой некоего "сквозного" вопроса, определением общей темы, связывающей три гончаровских шедевра. Тема эта - поиск идеала, нормы жизни.
В центре сюжета дебютного романа писателя - "Обыкновенная история" - судьба молодого человека, стоящего перед проблемой выбора жизненного пути. Проблема выбора между материальной и духовной составляющими человеческого бытия, поиска гармоничного их сочетания оказывается актуальной и для сегодняшних "юношей, обдумывающих житье".



по материалам www.gramma.ru


НОВОСТИ

 


      На нашем сайте открыт новый раздел для школьников 9-11 классов "Хрестоматия по русской литературе". Здесь мы предполагаем публиковать литературные произведения, необходимые школьникам при освоении школьной программы по литературе. Уже размещены "Слово о полку Игореве" в различных переводах, Л. Андреев "Иуда Искариот", лирика И. А. Бунина (1886 - 1899).


Добро пожаловать!


ИНФОРМАЦИЯ

     Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству специалистов. Ваши наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров
Все права защищены © ABL2001-2003.
Воспроизведение материалов допускается только c разрешения администрации
и со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное