Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Готовимся заранее. Сочинение в школе и вузе.


Информационный Канал Subscribe.Ru


Ресурс "Культура письменной речи"

Готовимся заранее. Сочинение в школе и вузе.

Выпуск 29 13 мая 2003 г.


В выпуске:

1. Совет учителя. Каким должно быть вступление к сочинению
2. Повторим? Л.Н. Толстой. "Война и мир". История создания романа
3. "
Герой опустился на дно социальной лестницы" - выписки из сочинений.
4. Информация

СОВЕТ УЧИТЕЛЯ


Каким должно быть вступление к сочинению

       Вступление к сочинению должно быть очень небольшим - предложения два-три, от силы пять. Никакой "водички": когда родился, где учился, на ком женился… Время теперь все ценят, и разговоры "вокруг да около" не нужны.
      Итак, вступление должно быть коротким и обязательно должно выполнять главную задачу - подводить к теме.

Что должно быть во вступлении?
1. Обстоятельственная ремарка;
2. Мотивация выбора темы;
3. Постановка задачи;
4. Сужение материала.

      Не спешите пугаться терминов. Во-первых, они почти все "самодельные" (самопридуманные), т. е. их вполне можно заменить другими. Зачем было придумывать? Потому что у современных молодых людей как-то странно (а может, и не странно?) устроена голова - с терминами они лучше запоминают.

      Термин "обстоятельственная ремарка" легко понять: ремарка - пояснение, а на какие вопросы отвечает обстоятельство, знает каждый. Нам из этих "обстоятельственных" вопросов нужно как минимум три: кто? (кто написал), что? (что написал, т. е. название произведения и, хорошо бы, жанр) и когда? (точная дата совсем не обязательна, можно так: "в тридцатые годы XX века", "на рубеже веков", "в начале XX века" и так далее).
      Термин этот придуман для тех симпатичных товарищей, которые ухитряются целое сочинение написать, так и не упомянув ни разу ни имени автора, ни названия произведения. А когда им указываешь на это, с недоумением говорят: "Ну вот же, в названии сочинения все написано!"
      Запомним очень важную вещь: формулировка темы в текст сочинения не входит, и начинать сочинение со слов "В этом романе…", адресуя своего читателя к названию как к первому предложению текста, нельзя.

      Мотивация выбора темы - это указание на причину (мотив) обращения именно к этой теме. (Выбрали же вы именно эту тему из всех предложенных! Ну, разумеется, не надо писать о том, что это единственное прочитанное произведение из всех предложенных для сочинения…) Рядом должна быть и постановка проблемы - т. е. формулировка той конкретной задачи, которую вы в своем сочинении будете решать.

      Сужение материала - это установление (опять- таки мотивированное) тех границ, в рамках которых вы будете решать поставленную задачу. Ведь у вас всего лишь небольшое сочинение, а не кандидатская диссертация!

      
Ах, как много слов! На деле все выглядит гораздо проще.

      Анна Андреевна Ахматова…Творчество этой великой поэтессы XX столетия вместило много поэтических шедевров. К ним относится и стихотворение "………".

      Вступление самое обыкновенное (если не сказать банальное, - но мы ведь учимся). И в то же время все в нем на месте.
      Проверим: автор назван? Да. Время? Указано. Произведение? Тоже. Так, обстоятельственная ремарка есть.
      С мотивацией и постановкой проблемы тоже все просто - к шедеврам прикоснуться всегда приятно.
И сужение материала налицо - из всего замечательного творчества мы выбираем одно - естественно, самое лучшее - стихотворение.
      А теперь посмотрите на это вступление еще раз. Такое и семикласснику под силу, правда?

      Попробуйте написать несколько таких вступлений-заготовок к разным сочинениям.

По материалам www.gramma.ru


ПОВТОРИМ ?


      В выпуске мы публикуем одну из статей о романе Л.Н. Толстого "Война и мир". С полной версией этой статьи, а также с другими статьями цикла ( Слово о Толстом. "Война и мир". Смысл названия романа. Жанровое и художественное своеобразие романа. Система образов. "Наполеоновская идея" и образ Наполеона. Философия войны в романе. "Мысль семейная" в романе. Духовные искания центральных героев романа. Лучшие минуты жизни князя Андрея. Русский граф с французским именем), вы можете познакомиться на нашем сайте.

      


Л.Н. Толстой. "Война и мир". История создания романа

      К "Войне и миру" Толстой шел трудно - впрочем, легких путей в его жизни не было.
      Толстой блистательно вступил в литературу с первой же своей вещью - начальной частью автобиографической трилогии "Детство" (1852). "Севастопольские рассказы" (1855) упрочили успех. Молодого писателя, вчерашнего армейского офицера, радостно приветствовали петербургские литераторы - особенно из числа авторов и сотрудников "Современника" (Некрасов первый прочел рукопись "Детство", высоко оценил ее и напечатал в журнале). Однако общность взглядов и интересов Толстого и столичных писателей нельзя переоценить. Толстой очень скоро стал отдаляться от собратьев по перу, более того - всячески подчеркивал, что ему чужд самый дух литературных салонов.
      В Петербург, где ему раскрывала объятия "передовая писательская общественность", Толстой прибыл из Севастополя. На войне, среди крови, страха и боли, было не до развлечений, как и не до интеллектуальных бесед. В столице он спешит наверстать упущенное - делит время между кутежами с цыганами и беседами с Тургеневым, Дружининым, Боткиным, Аксаковыми. Однако если цыгане не обманули ожиданий, то "беседы с умными людьми" уже через две недели перестали занимать Толстого. В письмах к сестре и брату он зло острил, что "умная беседа" с писателями ему нравится, но он "слишком уж отстал от них", в их обществе "хочется развалиться, снять штаны и сморкаться в руку, а в умной беседе хочется соврать глупость". И дело не в том, что кто-то из петербургских литераторов был лично неприятен Толстому. Он не принимает самой атмосферы литературных кружков и партий, всей этой окололитературной суеты. Писательское ремесло - дело одинокое: один на один с листом бумаги, со своей душой и совестью. Никакие привходящие кружковые интересы не должны влиять на написанное, определять позицию автора. И в мае 1856 года Толстой "бежит" в Ясную Поляну. С этого момента он лишь ненадолго покидал се, никогда не стремясь вернуться в свет. Из Ясной Поляны путь был только один - к еще большей простоте: к аскетизму странника.
      Дела литературные сочетаются с простыми и ясными занятиями: устройство дома, хозяйства, крестьянские труды. В этот момент проявляется одна из важнейших черт Толстого: писательство кажется ему неким уходом от настоящего дела, подменой. Оно не дает права со спокойной совестью есть выращенный крестьянами хлеб. Это мучает, угнетает писателя, заставляет его все больше времени проводить вдали от письменного стола. И вот в июле 1857 года он находит занятие, позволяющее постоянно трудиться и видеть реальные плоды этого труда: Толстой открывает в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Не к элементарному ликбезу направлены усилия Толстого-учителя. Он стремится пробудить в ребятах творческие силы, активизировать и развить их духовный и интеллектуальный потенциал.
      Работая в школе, Толстой все глубже вживался в крестьянский мир, постигал его законы, психологические и нравственные устои. Этот мир простых и ясных человеческих взаимоотношений он противопоставлял миру дворянскому, миру образованному, цивилизацией уведенному от вековечных устоев. И противопоставление это было не в пользу людей его круга.
Чистота помыслов, свежесть и точность восприятия его босоногих учеников, их способность к усвоению знаний и творчеству заставила Толстого написать резко полемическую статью о природе художественного творчества с шокирующим названием: "Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?"
      Вопрос народности литературы всегда был одним из важнейших для Толстого. И обратившись к педагогике, он еще глубже проникал в суть и законы художественного творчества, искал и обретал прочные "точки опоры" своего писательского "самостоянья".
      Расставание с Петербургом и обществом столичных литераторов, поиски своего направления в творчестве и резкий отказ от участия в общественной жизни, как се понимали революционные демократы, занятия педагогикой - все это черты первого кризиса в творческой биографии Толстого. Блистательное начало осталось в прошлом: все, написанное Толстым во второй половине 50-х годов ("Люцерн", "Альберт"), успеха не имеет; в романе "Семейное счастье" разочаровывается сам автор, он бросает работу неоконченной. Переживая этот кризис, Толстой стремится полностью переосмыслить свое миропонимание, чтобы жить и писать иначе.
      Начало нового периода знаменует переработанная и завершенная повесть "Казаки" (1862). И вот в феврале 1863 года Толстой приступает к работе над романом, который впоследствии обретет название "Война и мир".
      "Так начиналась книга, на которую будет потрачено семь лет непрестанного и исключительного труда при наилучших условиях жизни." Книга, в которую вместились годы исторических разысканий ("целая библиотека книг") и семейные предания, трагический опыт севастопольских бастионов и мелочи Яснополянского быта, проблемы, затронутые в "Детстве" и "Люцерне", "Севастопольских рассказах" и "Казаках" (Роман Л.Н. Толстого "Война и мир" в русской критике: Сб. статей. - Л., изд-во Ленингр. ун-та, 1989).
      Начатый роман становится сплавом высших достижений раннего толстовского творчества: психологического анализа "Детства", правдоискательства и деромантизации войны "Севастопольских рассказов", философского осмысления мира "Люцерна", народности "Казаков". На этой сложной основе формировался замысел романа нравственно-психологического и историко-философского, романа-эпопеи, в котором автор стремился воссоздать истинную историческую картину трех эпох русской истории и проанализировать их моральные уроки, постичь и провозгласить самые законы истории.
      Первые замыслы нового романа возникают у Толстого в конце 50-х годов: роман о декабристе, возвратившемся с семьей из Сибири в 1856 году: тогда главных героев звали Пьер и Наташа Лобазовы. Но этот замысел был оставлен - и вот в 1863 году писатель вернулся к нему. "По мере движения замысла шли напряженные поиски заглавия романа. Первоначальное, "Три поры", вскоре перестало отвечать содержанию, потому что от 1856 и 1825 годов Толстой все дальше уходил в прошлое; в центре внимания оказывалась только одна "пора" - 1812 года. Так появилась иная дата, и первые главы романа публиковались в журнале "Русский вестник" под заглавием "1805 год". В 1866 году возникает новый вариант, уже не конкретно-исторический, а философский: "Все хорошо, что хорошо кончается". И, наконец, в 1867 году - еще одно заглавие, где историческое и философское образовали некое равновесие, - "Война и мир"... (Роман Л.Н. Толстого "Война и мир" в русской критике: Сб. статей. - Л.: изд-во Ленинг. ун-та, 1989).

      В чем суть этого последовательно развивавшегося замысла, почему, начав с 1856 года, Толстой пришел к 1805? В чем суть этой временной цепочки: 1856 - 1825 -1812 -1805?
      1856 год для 1863, когда начата работа над романом, - современность, начало новой эпохи в истории России. В 1855 году умер Николай I. Его преемник на престоле - Александр II - амнистировал декабристов, позволил им вернуться в центральную Россию. Новый государь готовил реформы, которые должны были коренным образом преобразовать жизнь страны (главная из них - отмена крепостного права). Итак, задумывается роман о современности, о 1856 годе. Но это современность в историческом аспекте, ибо декабризм возвращает нас к 1825 году, к восстанию на Сенатской площади в день принесения присяги Николаю I. Более 30-ти лет прошло с того дня - и вот чаяния декабристов, хотя и частично, но начинают сбываться, дело их, за которое три десятилетия они провели в тюрьмах, "каторжных норах" и на поселениях - живо. Какими глазами увидит обновляющееся Отечество декабрист, на тридцать с лишним лет с ним расставшийся, выведенный из активной общественной жизни, знавший реальную жизнь России николаевской лишь издали? Кем покажутся ему нынешние реформаторы - сыновьями? последователями? чужаками?
      Любые исторические произведения - если это не элементарная иллюстрация и не стремление безнаказанно фантазировать на историческом материале - пишутся, для того чтобы глубже понять современность, отыскать и осознать истоки дня сегодняшнего. Именно поэтому Толстой, вдумываясь в суть происходящих на его глазах перемен, в будущее, ищет их истоки, ибо понимает, что воистину эти новые времена начались не вчера, но много раньше.
      Итак, от 1856 года к 1825. Но ведь восстание 14 декабря 1825 года тоже не начало: это лишь исход - и трагический исход! - декабризма. Как известно, образование первой организации декабристов, "Союза Спасения", относится к 1816 году. Для того чтобы создать тайное общество, будущим его членам необходимо было выносить и сформулировать общие "протесты и надежды", увидеть цель и осознать, что достичь ее можно, лишь объединившись. Следовательно, и 1816 год - не исток. И тогда все концентрируется на 1812 годе - начале Отечественной войны.
      Общепринятая точка зрения на истоки декабризма известна: победив "непобедимого Наполеона", пройдя пол-Европы в освободительном походе, познав военное братство, которое превыше чинов и сословных перегородок, русское общество вернулось к той же лживой, извращенной государственной и социальной системе, что была и до войны. И лучшие, наиболее совестливые, смириться с этим не смогли. Этот взгляд на истоки декабризма поддерживает и известное высказывание одного из декабристов: "Мы были дети двенадцатого года..."
      Однако и этот взгляд на восстание декабристов из 1812 года не кажется Толстому исчерпывающим. Слишком элементарна, подозрительно проста для него эта логика: победили Наполеона - осознали свою силу - увидели свободную Европу - вернулись в Россию и ощутили необходимость перемен. Не явной исторической последовательности событий ищет Толстой, а философского осмысления истории, познания ее законов. И тогда начало действия романа переносится в 1805 год - в эпоху "восхождения" Наполеона и проникновения в русские умы "наполеоновской идеи". Это и становится для автора той точкой отсчета, в которой сконцентрированы все противоречия декабристской идеи, на многие десятилетия определившей ход российской истории.



по материалам www.gramma.ru


ПЕРЛЫ "ЗНАТОКОВ"


Выписки из сочинений абитуриентов 2002 года


- Жизнь исчисляется не количеством прожитых дней, а качеством полученных удовольствий.
- Герой опустился на дно социальной лестницы.
- Базаров отрицает все, что нельзя попробовать языком, в том числе любовь.
- Печорин не полюбил своего приятеля Грушницкого и решил как-нибудь отомстить ему.
- Физиологические прелести тела Одинцовой привлекли внимание Базарова.
- Рабочие слои общества постепенно принимают революционную окраску.
- Пугачев помогает кибитке Гринева, заплутавшейся в степи, выехать к жилищу.
- Забеременев, ей пришлось взять вину на себя.
- Коммунисты в романе Шолохова предстают мстителями и потрошителями.


Читайте "Перлы" на сайте



ИНФОРМАЦИЯ

     Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству специалистов. Ваши наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров
Все права защищены © ABL2001-2003.
Воспроизведение материалов допускается только c разрешения администрации
и со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное