Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Готовимся заранее. Сочинение в школе и вузе.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Ресурс "Культура письменной речи"

Готовимся заранее. Сочинение в школе и вузе.

Выпуск 24 27 января 2003 г.


В выпуске:

1. Готовимся заранее. Письмо Минобразования РФ "О проведении письменного экзамена по литературе в 2002/2003 учебном году"
2. Повторим? Шеншин и Фет: жизнь и стихи
3. Словарь литературоведческих терминов
4. Информация

ГОТОВИМСЯ ЗАРАНЕЕ


Письмо Минобразования РФ
"О проведении письменного экзамена по литературе в XI классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2002/2003 учебном году"


      Министерство образования Российской Федерации обнародовало примерные темы аттестационных сочинений за курс полной средней школы в 2002-2003 учебном году. Приводим сокращенный текст информационного письма Департамента образовательных  программ и  стандартов  общего  образования от 28.10.2002 г. "О проведении письменного экзамена по литературе в XI классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2002-2003 учебном году" (полностью документ опубликован на сайте).

      В 2001/2002 учебном году Министерством образования Российской Федерации в целях совершенствования организационной формы проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов был проведен письменный экзамен по литературе по открытому перечню тем сочинений, сгруппированных в 35 комплектов. Каждый комплект имел свой номер и включал 8 тем сочинений, подобранных в соответствии со структурой экзаменационного пакета. Общеобразовательные учреждения каждого из 89 субъектов Российской Федерации, имеющие оперативную связь, были информированы в день экзамена по региональному телевидению о номере комплекта тем сочинений по литературе. <...>
      С учетом предложений по дальнейшему совершенствованию формы и содержания итоговой аттестации, поступивших из регионов, Минобразования России устанавливает следующий порядок проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений по литературе в 2002/2003 учебном году.

       Новая форма организации итогового контроля по литературе распространяется на выпускников школ с русским (родным) языком обучения, на выпускников школ с русским (неродным) и с родным (нерусским) языком обучения, а также на выпускников вечерних (сменных) школ, сдающих экзамен в сроки, совпадающие со сроками дневных общеобразовательных школ.
       Экзаменационный материал для проведения  государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов по литературе будет представлен в двух документах: "Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году" и "Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году". Экзаменационные материалы соответствуют обязательным минимумам содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (опубликованы на сайте).

      "Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году" включает 500 тем. В указанном перечне темы сочинений группируются в четыре раздела: темы по литературе первой половины XIX века, темы по литературе второй половины XIX века, темы по литературе XX века, а также дополнительные темы для школ с родным (нерусским) языком обучения.
      В третьей декаде марта 2003 года "Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году" будет направлен электронной почтой в органы управления образованием субъектов Российской Федерации, а также помещен в "Учительской газете", в газетах "Первое сентября" и "Литература", размещен на сайте Минобразования России в Интернете (http://www.informika.ru/). Не позднее второй декады апреля каждый регион обеспечивает общеобразовательные учреждения "Перечнем тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году" в количестве не менее одного экземпляра на образовательное учреждение.
      "Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году" включают 70 комплектов. Каждый комплект будет состоять из пяти экзаменационных тем сочинений, сгруппированных в соответствии со следующей структурой экзаменационного пакета:
1. Анализ эпизода из художественного произведения русской литературы XIX-XX века (эпизоды указаны) или анализ стихотворения поэта XIX или XX века (автор и произведение указаны).
2. Тема, сформулированная в виде проблемного вопроса или высказывания о произведении.
3. Тема, связанная с творчеством писателя XIX века (автор и произведение указаны).
4. Тема, связанная с творчеством писателя XX века (автор и произведение указаны).
5. Тема, связанная с философской, нравственной, социальной проблематикой русской литературы (указан XIX или XX век; произведение художественной литературы выбирает учащийся).

       При комплектовании тем учитывается специфика литературного образования в школах с родным (нерусским) языком обучения: в комплектах могут содержаться темы сочинений, имеющие специальную помету (*), которая указывает на право выпускника школы с родным (нерусским) языком обучения заменить эту тему на другую, включенную в комплект с пометой "для школ с родным (нерусским) языком обучения".
      Количество тем сочинений в "Комплектах тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году" будет примерно на 15% меньше числа тем, которые войдут в "Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году".

      <...>В день экзамена в прямом эфире с использованием лототрона (или аналогичного устройства) определяется номер комплекта, и соответствующие ему темы сочинений демонстрируются на телеэкране не менее 5 минут и объявляются по радио. <...>

      Традиционный порядок проведения итоговой аттестации сохраняется для следующих категорий учащихся: выпускников общеобразовательных школ, не имеющих радио и телевизионной связи; выпускников, сдающих экзамен в щадящем режиме, выпускников вечерних (сменных) школ, сдающих экзамен в сроки, не совпадающие со сроками дневных общеобразовательных школ. Темы сочинений для всех категорий учащихся комплектуются из опубликованного "Перечня тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году".

Приложение: "Образцы комплектов тем сочинений"


по материалам www.gramma.ru


ПОВТОРИМ ?


      В сегодняшнем выпуске мы публикуем фрагмент статьи И.Н. Сухих о творчестве А. Фета: "Шеншин и Фет: жизнь и стихи". С полной версией статьи вы можете ознакомиться на нашем сайте.

      


Шеншин и Фет: жизнь и стихи

      Фет писал стихи больше пятидесяти лет. Он был студентом, военным, помещиком, мировым судьей, прижимистым хозяином, публицистом "Русского вестника", собеседником Толстого, Тургенева, Вл. Соловьева - менялся, как всякий человек. Но люди, знавшие его, отмечали и иное, прямо противоположное.
      "Ты человек во сто раз более цельный, чем я. Ни про кого нельзя сказать, что можно сказать про тебя: сразу ты был отлит в известную форму, никто тебя не чеканил и никакие веяния времени не были в силах покачнуть тебя! Если ты пессимист, то вовсе не по милости Шопенгауэра; ты в студенческие годы был почти таким же" (Я.П. Полонский. Письмо А.А. Фету от 20 декабря 1890 г. // Фет А.А. Стихотворения, поэмы. Современники о Фете. М., 1988. С. 432-433).<...>

      "Фет постоянно говорит в лирике о своем отношении к миру, о своей любви, о своих страданиях, о своем восприятии природы; он широко пользуется личным местоимением первого лица единственного числа: с "я" начинается свыше сорока его стихотворений. Однако это "я" отнюдь не лирический герой Фета: у него нет ни внешней, биографической, ни внутренней определенности, позволяющей говорить о нем как об известной личности. Лирическое "я" поэта - это взгляд на мир, по существу, отвлеченный от конкретной личности. Поэтому, воспринимая поэзию Фета, мы обращаем внимание не на человека, в ней изображенного, а на особый поэтический мир" (Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972. С. 62).
      Итак, Фет - поэт без истории, его художественная система - это поэтический мир без лирического героя, в котором эволюция не составляет особой темы и подробностям эмпирической биографии закрыт прямой путь в стихи.
      Всю жизнь Фет писал о "внутреннем человеке" (Полонский), всячески отделяя его от трудов и дней Шеншина. Толстому могло нравиться, что на том же листке, где переписано замечательное стихотворение "Среди звезд", "излиты чувства скорби о том, что керосин стал стоить 12 копеек"; он считал это "побочным, но верным признаком поэта" (Письмо А.А. Фету от 6-7 декабря 1876 г. // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т. 62. С. 294). Но керосину, работнику Семену, спорам с Тургеневым, тысячам других прозаических вещей в творчестве места не было.
      В общеэстетическом плане об этом сказано в программной статье "О стихотворениях Тютчева": "Пусть предметом песни будут личные впечатления: ненависть, грусть, любовь и пр., но чем дальше поэт отодвинет их от себя как объект, чем с большей зоркостью провидит он оттенки собственного чувства, тем чище выступит его идеал" (Фет А.А. Соч. Т. 2. С. 148). О собственных стихах говорится в предисловии к "Вечерним огням": "Конечно, никто не предположит, чтобы в отличие от всех людей мы одни не чувствовали, с одной стороны, неизбежной тягости будничной жизни, а с другой, тех периодических веяний нелепостей, которые действительно способны исполнить всякого практического деятеля гражданской скорбью. Но эта скорбь никак не могла вдохновить нас. Напротив, эти-то жизненные тяготы и заставляли нас в течение пятидесяти лет по временам отворачиваться от них и пробивать будничный лед, чтобы хотя на мгновение вздохнуть чистым и свободным воздухом поэзии" (Фет А.А. Вечерние огни. М., 1971. С. 238).
      Мир Фета - это мир со строго охраняемыми границами. А воздухом его, субстанцией, "идеальным солнцем" (Полонский) оказывается красота.
      Фет не устает напоминать, что именно воспроизведение мира как красоты является главной задачей поэта. В статье "О стихотворениях Тютчева" утверждается: "Художнику дорога только одна сторона предметов: их красота, точно так же, как математику дороги их очертания и численность. Красота разлита по всему мирозданию и, как все дары природы, влияет даже на тех, которые ее не сознают, как воздух питает и того, кто, быть может, и не подозревает его существования" (Фет А.А. Соч. Т. 2. С. 146). И в конце жизни, в воспоминаниях, Фет повторяет столь же уверенно и твердо: "Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты" (Фет А.А. Мои воспоминания. Ч. 1. М., 1890. С. 225).
      Красота в фетовском понимании универсальна и всеобъемлюща. Может быть, точнее было бы определить ее греческим термином "калокагатия" (прекрасное и доброе). "В античной калокагатии, - замечает А.Ф. Лосев - совершенно нет ничего отдельно "прекрасного" и отдельно "доброго". Это - один человеческий идеал, нерасчленимый ни на "внутреннее" или "внешнее", ни на "душу" или "тело", ни на "прекрасное" и "доброе"" (Лосев А.Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. М., 1969. С. 289).
      Кажутся сомнительными распространенные идеи о романтическом в своей основе характере лирики Фета. Будучи таковой по психологическим предпосылкам (отталкивание от прозы жизни), она противоположна романтизму по результату, по осуществленному идеалу. У Фета практически отсутствуют характерные для романтизма мотивы отчуждения, ухода, бегства, противопоставления "естественной жизни искусственному бытию цивилизованных городов" и пр. (См.: Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976. С 19-22, 142-153). Фетовская красота (в отличие, скажем, от Жуковского и, впоследствии, от Блока) полностью земная, посюсторонняя. Одну из оппозиций обычного романтического конфликта он попросту оставляет за границей своего мира. А то, что в него входит, сразу приобретает эстетически обработанный характер, как, например, немногочисленные приметы цивилизации: "Полны смущенья и отваги. // С тобою, кроткий серафим, // Мы через дебри и овраги // На змее огненном летим" ("На железной дороге"); "Злой дельфин, ты просишь ходу, // Ноздри пышут, пар валит, // Сердце мощное кипит, // Лапы с шумом роют воду" ("Пароход", в последней строфе он превращается еще и в "коня морского", за которым вереницей пляшут нереиды).
      Художественный мир Фета однороден. И самым существенным в нем является категория соположения, сосуществования. Действительно, фетовские стихи даны нам как бы "сразу все", синхронно, вне динамики развития их автора и конкретных условий их написания. Граница между ранним сборником "Лирический пантеон" и последующими стихами не так принципиальна, как это обычно представляется. Во всяком случае она менее заметна, чем разница между поздними стихами Фета и писавшимися "на случай" мадригалами Шеншина, которые, за редкими исключениями, когда посвящение, конкретная привязка текста оказываются чисто формальными, строятся совсем по другим законам, оказываются за пределами фетовского мира.<...>

      Пожалуй, это редкий случай в лирике нового времени: отношения человека и мира имеют у Фета бесконфликтный характер. Гармония, радость бытия - не мгновения ("Все во мне, и я во всем" Тютчева), а устойчивое состояние фетовского мира. Даже трагедия, смерть, растворяясь в музыке сфер, приобретают успокоительно-примиряющий характер. В стихотворении "Был чудный майский день в Москве..." красота природы, состояние влюбленности лирического субъекта, вечная музыка претворяют страдание в тихую, грустную печаль, преодолевают его:


Весенний блеск, весенний шум.
Молитвы стройной звуки -
Все тихим веяло крылом
Над грустию разлуки.

За гробом шла, шатаясь, мать.
Надгробное рыданье! -
Но мне казалось, что легко
И самое страданье

      Фетовские "времеборчество", аисторизм нельзя, однако, абсолютизировать. То, что было для античности безальтернативной мировоззренческой позицией, становится скорее принципом художественного моделирования и корректируется иными установками.
      В соответствии с установленным Лессингом законом временного развертывания пространственной картины Фет никогда не прибегает к чистой описательности. Остановленное мгновение всегда полно внутренней динамики, пейзаж необычайно подвижен.
      "Фетовские описания природы и чувств ... очень бедны движением. Здесь картины до того застыли, что, изображая их, можно было реже, чем это обыкновенно делается в человеческой речи, прибегать к глаголу - этому грамматическому выразителю времени", - доводил до предела свой взгляд на Фета-времеборца Н. Недоброво (Недоброво Н. Времеборец (Фет) // Вестник Европы. 1910. № 4. С. 239). С этим трудно согласиться.


       Всмотримся в самое известное из "безглагольных" стихотворений, которое и некоторым современникам Фета казалось беспорядочным нагромождением предметных деталей.


Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!


("Шепот, робкое дыханье...")

      На самом деле эти двенадцать стихов без единого глагола внутренне упорядочены и полны движения. В стихотворении две повествовательные перспективы, два сюжета: природный и человеческий. Каждая строфа при этом строится на смене кадров в обоих сюжетах: сначала вечер, пенье соловья, потом - ночь, потом - рассвет, утренняя заря; сначала шепот, потом - ночные разговоры, наконец - утреннее расставание и прощальные поцелуи. Не о статичности, а о стремительном, калейдоскопическом движении времени и развитии чувства можно говорить в данном случае.


по материалам www.gramma.ru


СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


ВНУТРЕННЯЯ РИФМА - рифмовка слов, стоящих в середине стиха.

Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам...

Н.А. Некрасов


ВОДЕВИЛЬ - (от франц. vaudeville) - вид комедии; пьеса развлекательной направленности с занимательной интригой и незатейливым бытовым сюжетом, в которой драматическое действие сочетается с музыкой, песнями, танцами.


Полную версию читайте на сайте


ИНФОРМАЦИЯ
Это интересно!
В рассылке "Парное обучение" рассказывается о том, как ученики и учитель могут облегчить свою многотрудную участь, если воспользуются приемами взаимного обучения. Подписаться можно здесь: http://subscribe.ru/catalog/job.education.para/

     Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству специалистов. Ваши наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров
Все права защищены © ABL2001-2002.
Воспроизведение материалов допускается только c разрешения администрации
и со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное