Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Готовимся заранее. Сочинение в школе и вузе.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Ресурс "Культура письменной речи"

Готовимся заранее. Сочинение в школе и вузе.

Выпуск 22 14 ноября 2002 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!


Мы рады сообщить вам, что ресурс "Культура письменной речи" (www.gramma.ru) получил высшую награду Всероссийского конкурса "Образование в Рунете" в номинации "Персональный сайт". Подробности - на сайте



В выпуске:

1. Пишем сочинение. Анализ эпизода
2. Перлы знатоков. "Смех сквозь слезы…" или портрет Николая Гоголя
3. А вы знаете... Дурак дураку рознь
4. Словарь литературоведческих терминов
5. Информация

ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ


      Мы продолжаем знакомство с жанрами сочинений. Сегодня в нашем выпуске - анализ эпизода художественного произведения. Более подробно с возможными жанрами сочинений вы можете ознакомиться на нашем сайте.

      Желаем удачи!


Анализ эпизода

      Умение анализировать эпизод необходимо при любой работе над художественным произведением - в устном ответе, в сочинении и т. д. Но анализ эпизода - это ещё и вид школьного сочинения, который я отнесла бы к одному из самых трудных. Слишком много задач падает на плечи школьника, когда учитель ставит перед ним задачу - проанализировать эпизод.
Какие это задачи?

Необходимо:

  • установить границы эпизода;
  • определить основное содержание эпизода и то, какие персонажи в нем участвуют;
  • проследить смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков;
  • рассмотреть композиционные особенности эпизода, его сюжет;
  • проследить логику развития авторской мысли;
  • отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его эмоциональную атмосферу;
  • показать роль этого эпизода в произведении, то, как он сцеплен с другими эпизодами; показать его роль в раскрытии авторского замысла.

      Последняя из перечисленных задач является самой главной, т. к. при анализе эпизода нам важно показать, как общий идейный замысел всего произведения в целом отражается в каждой его части.
Главная опасность - замена анализа пересказом эпизода!

      

Анализ эпизода - это сочинение-рассуждение, требующее особого внимания к тексту произведения. Тема такого сочинения иногда начинается со слова "роль": "Роль первого сна Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", "Роль диалогов-споров в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети". Но тема, естественно, может быть сформулирована и по-другому. Для полного и достаточного раскрытия такой темы вам важно увидеть, что формулировка требует анализа одного или нескольких эпизодов произведения. Анализ - метод исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы (Словарь русского языка в 4-х томах, М., "Русский язык", 1981). Следовательно, анализ эпизода в литературном произведении предполагает внимание к деталям, осмысление их роли, значения для образа в целом. Чем зорче взгляд исследователя, тем лучше - и в науке, и в искусстве. Но любой анализ предполагает обязательно и синтез - то, во имя чего этот анализ делается: обобщения, выводы, сделанные на основе наблюдений.
Сочинение, в основе которого лежит анализ эпизода художественного произведения, предлагается вашему вниманию в разделе "Примеры сочинений" на нашем сайте.


Т. Алексеева, методист НМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга

по материалам www.gramma.ru


      Если в процессе работы с нашими рекомендациями и заданиями у вас возникли вопросы - задайте их нам на сайте www.gramma.ru

ПЕРЛЫ "ЗНАТОКОВ"

В разделе Перлы "знатоков"  : 

"Смех сквозь слезы…" или портрет Николая Гоголя.
Из сочинений

- Его произведения охватывают период разгула бюрократии в условиях русской действительности.
- Уже сама фамилия Манилова говорит о том, что он манит. В голове Манилова, как и в его хозяйстве, творится полный развал.
- Коробочка готова продать все, что выращивается в ее поместье, даже мертвые души.
- Плюшкин всех людей переморил голодом.
- Плюшкин вызывает уже не смех, а презрение, поэтому Гоголь высмеивает чиновничество в комедии "Ревизор".
- Пьяный казак в запачканных шароварах лежит посреди текста "Тараса Бульбы". Вот он - портрет русского народа!


по материалам www.gramma.ru

А ВЫ ЗНАЕТЕ...

В разделе А ВЫ ЗНАЕТЕ"  : 

Дурак дураку рознь

      Знаменитый (культовый, как теперь любят говорить) роман Саши Соколова носит название "Школа для дураков". А мы предлагаем вам сегодня урок в "Школе про дураков".

      Слово дурак - самое, пожалуй, невинное из бранных обозначений глупого, тупого человека - породило массу крылатых фраз, пословиц и поговорок, устойчивых сочетаний, фразеологизмов, широко распространенных в разговорной речи.
      Дурак бывает и набитый, и отпетый, и стоеросовый, и круглый, и законченный... Дурака можно валять, а можно и оставить кого-то в дураках, и самому в дураках остаться, когда случается не на дурака напасть, говорят также и без дураков, ищи дурака и нашел дурака... Когда среди общего разговора внезапно наступает глубокое молчание, то замечают: "Дурак родился"... Желая подчеркнуть, что некий факт известен всем, мы восклицаем: "Да это и дурак знает!".

      Смысл этих фразеологических оборотов в целом понятен, но происхождение некоторых сочетаний требует специального экскурса в их историю.
      Начнем с дурацкой этимологии. "Историко-этимологический словарь современного русского языка" П.Я. Черных указывает на не вполне ясное происхождение общеславянского корня -дур-, отмечая при этом, что само слово дурак как нарицательное существительное появилось в письменных памятниках не ранее XVII века, а прозвище дурак известно с XV. При всем многообразии предположений о родстве славянского дурака с греческими, литовскими, древнеиндийскими и проч. корнями, наиболее убедительной выглядит точка зрения о связи общеславянского дурь с дути (дуть) (Ср. русское диалектное дутик - спесивый, надменный человек; просторечное дуться - сердиться, в говорах - пыжиться). "Этимологический словарь русского языка" М. Фасмера дает только одно, диалектное, значение слова дурак – тыква, возможно, появившееся в результате контаминации слов дыня и бурак.

      Теперь о фразеологизмах. Выражение без дураков обычно принято относить к «бильярдному» языку. В некоторых разновидностях игры в биллиард требовалось положить в лузы определенное количество шаров. Засчитывались и шары, случайно вкатившиеся в лузы. Такие шары назывались дураками. Некоторые игроки предпочитали такие шары не засчитывать, играли "без дураков". Со временем это выражение стало общеупотребительным.
      Однако, по всей видимости, оборот без дураков имеет более давнюю историю и родился он под сводами царских палат Московского кремля. Когда при царском дворе собирались родовитые бояре "думать государеву думу", принимать серьезные решения, такие заседания проходили, так сказать, "при закрытых дверях", без дураков, то есть шутов и шутих, которые развлекали бояр. Теперь становится понятным значение выражения, оно значит: "без шутов", то есть со всей серьезностью, без шуток.

      А вот происхождение выражения оставить в дураках (поставить кого-либо в глупое положение) вполне прозрачно: оно напрямую связано с карточной игрой в дураки.

      Дурак дураком говорят об очень глупом, тупом человеке или о том, кто оказался в глупом, неловком, смешном положении. Выражение построено по модели компаративно-тавтологического сочетания, реализованной в языке в виде множества устойчивых словосочетаний типа тюфяк тюфяком, бревно бревном и т. п.

      А вот законченным дураком может называться только крайне неразумный, безнадежно глупый человек. Выражение - калька с французского "un sot acheve". Синонимами этого фразеологизма можно считать выражения круглый дурак и отпетый дурак, хотя в последнем случае надо иметь в виду, что прилагательное отпетый (этимологически связанное с отпеть) придает сочетанию особое экспрессивное значение: "совсем пропащий, отъявленный", "вычеркнутый из списка достойных жизни людей".

      Фразеологизм валять дурака известен в двух значениях:
1. Притворяться непонимающим, глупым; паясничать, дурачиться и
2. Бездельничать, праздно проводить время.
По мнению В.М. Мокиенко, автора книги "В глубь поговорки" (Киев, 1989), исконным для этого оборота является как раз второе значение, связанное с детской игрушкой-неваляшкой, обычно представлявшей собой Иванушку-дурачка (ваньку-встаньку), которого и пытаются повалить во время игры. А значения "паясничать, дурачиться, шутить", "притворяться глупым", "поступать не так, как следует" развилось у выражения валять дурака под впечатлением несуразности такого занятия для взрослого человека. Оборот вобрал их в себя лишь после формального сближения с сочетаниями типа ломать (корчить, строить, разыгрывать) шута (клоуна, скомороха).

      Завершая разговор о плодовитости дурака в русской фразеологии, вспомним и строки из песни Булата Окуджавы: "Дураком быть выгодно, / Но очень не хочется ..."


по материалам www.gramma.ru

СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ - художественные образы, которые, возникнув в конкретных исторических условиях, приобретают настолько очевидную историческую значимость, что впоследствии вновь и вновь возникают в творчестве писателей различных эпох. Емкость В.о. так значительна, что меняющаяся историческая обстановка позволяет развивать заложенный в него универсальный смысл, усиливая те или иные его оттенки. К В.о. относят, например, Прометея, Фауста, Дон Жуана, Дон Кихота, Гамлета. В.о. не следует смешивать с образами героев, не имеющих общечеловеческого значения, хотя имена некоторых из них стали нарицательными (Обломов, Тартюф).


ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ - речь действующего лица, обращеная к самому себе и не произнесенная вслух. Широко используется в художественных произведениях с целью выявления внутренних переживаний героя (В.м. героев Л. Толстого, Ф. Достоевского).


Полную версию читайте на сайте


по материалам www.gramma.ru


ИНФОРМАЦИЯ
Это интересно!
В рассылке "Парное обучение" рассказывается о том, как ученики и учитель могут облегчить свою многотрудную участь, если воспользуются приемами взаимного обучения. Подписаться можно здесь: http://subscribe.ru/catalog/job.education.para/

     Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству специалистов. Ваши наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров
Все права защищены © ABL2001-2002.
Воспроизведение материалов допускается только c разрешения администрации
и со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное