Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Готовимся заранее. Сочинение в школе и вузе.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Ресурс "Культура письменной речи"

Готовимся заранее. Сочинение в школе и вузе.

Выпуск 19 15 августа 2002 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

В выпуске:
1. Поговорим о жанрах сочинения. Литературно-критическая статья
2. Перлы знатоков. Из сочинений
3. Словарь литературоведческих терминов
4. Информация

ПОГОВОРИМ О ЖАНРАХ СОЧИНЕНИЯ


      В этом выпуске мы снова вернемся к сочинениям и рассмотрим особенности одного из традиционных жанров.


Литературно-критическая статья

       Традиционное "школьное" сочинение больше всего напоминает такой жанр критики, как литературно-критическая статья, хотя мы привыкли называть его сочинением-рассуждением. Большинство экзаменационных и контрольных работ по литературе ориентированы на этот жанр и посвящены одному из аспектов осмысления произведения, который и обозначен как тема сочинения, например: "Идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений".
Излишне напоминать, что выбирать нужно тему, связанную с хорошо знакомым произведением.

Что делать дальше?

1. Найти "ключевые" слова формулировки (идея, система опровержений)

2. Переформулировать тему в вопросительную форму, причем может быть сформулирован не один, а несколько вопросов, например:
а) почему идея Раскольникова, с точки зрения автора, требует опровержения?
б) как и с какой целью Достоевский выстраивает "систему опровержений"?
в) какова его писательская задача в данном случае?

3. Попытаться найти ответы на вопросы и кратко записать их. Эта запись, соответствующим образом отредактированная, может стать основой заключительной части сочинения, например:

а) идея героя романа, во всяком случае, наполеоновская ее составляющая - античеловечна и безбожна, ей "заражены" многие;
б) Достоевский, автор идеологического романа, сталкивает своего героя с другими персонажами, тоже носителями идей: Соней (смирение), Катериной Ивановной (бунт), Лужиным и Свидригайловым (наполеонизм, вседозволенность), Порфирием Петровичем ("законное возмездие"), Разумихиным (рационализм);
в) важнейшая задача писателя - не изобличить героя-убийцу, а развенчать идею, воплотившуюся в теории о "тварях дрожащих" и "право имеющих" и являющуюся следствием безверия ("Не плоть, а дух растлился в наши дни..." Ф. И. Тютчев).

4. Отобрать необходимый для раскрытия темы материал (эпизоды, авторские характеристики героев, детали портрета, художественные детали, внутренние монологи (у Достоевского они носят диалогический характер), сны героев и т. д.

5. Составить план, например:

I). Вступление. Идеи, которые "носятся в воздухе". Мировоззренческая позиция Достоевского, отразившаяся в романе - "отчете одного преступления".

II). Основная часть. Идея Раскольникова в системе авторских опровержений.
   1). Теория Раскольникова.
        а). Истоки теории - возмущение социальным неравенством, собственным положением полунищего,              участью матери и сестры.
        б). "Наполеоны" и "твари дрожащие".
        в). Право "избранных" на "кровь по совести" и проверка теории "экспериментом".
        г). Авторское отношение к теории героя: признание неравенства людей - главная ошибка              Раскольникова.
  2). "Система авторских опровержений".
        а). Нравственные последствия преступления (муки совести).
        б). Конфликт теории и "живой жизни" (отчуждение от близких).
        в). Система "двойников" главного героя, высвечивающая разные аспекты его идеи (Лужин и              Свидригайлов и роль их образов в романе).
        г). Антиподы Раскольникова (Соня, Лизавета, Мармеладов, Разумихин, Миколка, Порфирий             Петрович)
        д). Сны героя и их функция в "Преступлении и наказании".

III). Заключение. Защита человека и развенчание индивидуалистической теории - центральные проблемы романа Достоевского. Важнейшая задача писателя - не изобличить героя-убийцу, а развенчать идею, воплотившуюся в теории о "тварях дрожащих" и "право имеющих" и являющуюся следствием безверия ("Не плоть, а дух растлился в наши дни..."). На реализацию этой задачи ориентирована вся художественная система романа.

6. "Редакторская" и "корректорская" правка сочинения (работа над исправлением речевых недочетов, устранение грамматических ошибок, исправление орфографических и пунктуационных ошибок и т.д.).

7. Проверка.

8. Переписывание на чистовик.

9. Проверка.

Рекомендация: прочтите сочинение на данную тему и проанализируйте его с точки зрения соответствия плану и полноты раскрытия темы.

Напишите самостоятельно сочинение на одну из тем (смотри раздел "Темы").



      Если в процессе работы с нашими рекомендациями и заданиями у вас возникли вопросы - задайте их нам на сайте www.gramma.ru


по материалам www.gramma.ru

ПЕРЛЫ "ЗНАТОКОВ"

В разделе Перлы "знатоков"  : 

"Каждый пишет, как он дышит…" (из жизни поэтического слова)


- Едва ли можно сразу кидаться на разбор такой лирики. Попробуем проанализировать произведение разумом.
- Поэт Маяковский остается с кровоточащим сердцем, которое он несет, "как собака".
- Образ лирического героя Пастернака предстает в прекрасном женском облике.
- Но главное средство, которым пользуется поэт для раскрытия своей мысли, - это маленький союз "но".
- Во всем цикле Есенина "Персидские мотивы" чувствуется атмосфера дружбы с людьми Востока: "Шагане ты моя, Шагане…"
- Происходящее здесь настолько обыденно для всей России: и скрип уключин, и женский визг, - что удивляться ничему не приходится.
- Пушкин хочет прожить остаток лет с удовольствием и наслаждением: "Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать". Грусть поэта перекидывается на следующую строку.
- Поэт переворачивает наше восприятие мира, намекая на присущее нам становление себя в центр Вселенной.
- В 1809 году Гете принимает решение написать свою знаменитую автобиографию.
- Для укрепления своей дружбы Пушкин с друзьями проводили тайные пирушки. Пушкин представляет дружбу как веселье, разговоры с бокалами. После восстания декабристов Пушкин понял, что других друзей у него нет.


по материалам www.gramma.ru

СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


БЫЛИНА (СТАРИНА) - героико-патриотическая песня-сказание, повествующая о подвигах богатырей и отражающая жизнь Древней Руси (IX-XIII в.); вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основа Б. - историческая (место и время происходящего называется точно), но изложенная с большой долей условноcти и вымысла. Действующие лица Б. - исторические фигуры (характеры домыслены и обобщены) и вымышленные персонажи (богатыри). По сюжетам выделяют мирские ("Садко") и богатырские ("Илья Муромец и Соловей-разбойник") Б. Кроме того, выделяются циклы киевских, новгородских, суздальских и пр. Б. Для поэтики Б. характерны особые стилистические формулы ("общие места"), повторяющиеся в разных Б.: повтор эпизодов, отдельных стихов, слов. "Прямоезжая дорожка заколодела, // Заколодела дорожка, замуравела".

БЫЛИЧКА - рассказ о встрече с "нечистой силой" самого героя; один из видов легенд.

БЫЛЬ (БЫВАЛЬЩИНА) - краткий устный рассказ о происшествии, случае, якобы имевшем место в действительности.

Полную версию читайте на сайте


по материалам www.gramma.ru


ИНФОРМАЦИЯ
Это интересно!
В рассылке "Парное обучение" рассказывается о том, как ученики и учитель могут облегчить свою многотрудную участь, если воспользуются приемами взаимного обучения. Подписаться можно здесь: http://subscribe.ru/catalog/job.education.para/

     Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству специалистов. Ваши наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров
Все права защищены © ABL2001-2002.
Воспроизведение материалов допускается только c разрешения администрации
и со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное