Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Готовимся заранее. Сочинение в школе и вузе.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Ресурс "Культура письменной речи"

Готовимся заранее. Сочинение в школе и вузе.

Выпуск 17 18 июня 2002 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!


      Во-первых, новость общего характера - переход сайта на новую технологическую основу. Преимущества перехода для наших посетителей состоят во введении двух систем поиска: по сайту в целом и по архиву вопросов и ответов. Мы надеемся, что это нововведение поможет нашим посетителям быстрее добраться до интересующего их материала, так как объем сайта постоянно растет: в настоящее время на страницах "Культуры письменной речи" опубликовано более сотни тематических статей, а в архиве размещено свыше трехсот пятидесяти ответов на часто задаваемые вопросы. Мы хотим обратить ваше внимание на то, что большинство ответов в архиве даны в развернутом виде, поэтому многие интересующие вас сведения вы сможете найти именно здесь.
      Предупреждаем также, что ссылки на страницы нашего сайта, использованные в предыдущих выпусках рассылки, в настоящее время будут недоступны: пользуйтесь новыми ссылками.

В выпуске:
1. Повторим? Сочинение - сравнительная характеристика
2. Словарь литературоведческих терминов
3. Информация

ПОВТОРИМ ?


      Продолжаем публикацию материалов к экзамену по литературе. Сегодня мы рассмотрим один из наиболее популярных жанров экзаменационного сочинения - сравнительную характеристику.

      Желаем удачи!


Сочинение - сравнительная характеристика

      Сравнительная характеристика - один из самых популярных сегодня типов экзаменационных сочинений. По сути это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей из одного или разных произведений.
      Многие герои в русской литературе даны "парами":
Онегин - Ленский,
Онегин - Татьяна,
Онегин - автор,
Печорин - Грушницкий,
Базаров - Аркадий Кирсанов,
Базаров - Павел Петрович Кирсанов,
Пьер - Андрей,
Кутузов - Наполеон и т.д.
Сравнительная характеристика часто помогает нам по-новому увидеть, казалось бы, известных героев.

      Во вступлении к такому сочинению мы определяем проблему, над которой будем работать, ведь нам важно не сравнение само по себе. Сравнение персонажей - только способ более глубокого понимания произведения, постижения авторского замысла, путь решения какого-то остро стоящего вопроса и т.д. "Беспроблемным" такое сочинение быть не может.
      Формулировки тем могут быть достаточно традиционными ("Обломов и Штольц в романе И.А. Гончарова "Обломов"), а могут содержать и некий новый поворот ("Базаров и Николай Кирсанов. Значение образов в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"). В любом случае главное слово в формулировке, определяющее композицию такого сочинения - союз "и".
      Сравнительную характеристику ни в коем случае нельзя превращать в пересказ - рассказывать сначала об одном, потом о другом герое. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам или в сходных (аналогичных) ситуациях. "Образно говоря, если вы сказали, что у одного героя голова похожа на редьку хвостом вверх, то тут же обрисуйте и форму головы другого, и непременно с упоминанием редьки и ее хвоста", - замечает автор прекрасной статьи "Сравнивайте грамотно!" З.А. Блюмина. ("Литература". Приложение к журналу ""Первое сентября" №10 ,2000 г., с.8).

     Разделив сравнение на серию более мелких сравнений, можно двигаться вслед за текстом, анализируя эпизоды и сравнивая наших героев (при этом не выпуская из виду поставленную проблему!). Допустим, сравниваем:
- первое появление героя,
- портрет,
- окружающую жизненную обстановку, 
- отношение с близкими ему людьми, с социумом,
- поведение в сходных ситуациях, 
- авторское отношение к герою и т.д.
Вот, кстати, и план-схема вашего сочинения.
Анализ текста, штрихов к портрету, "говорящих" деталей, речи - это и будут наши аргументы

      Обратите особое внимание на те художественные средства, с помощью которых автор изображает своего героя. Это могут быть сравнения, эпитеты, особенности лексики, относящейся к герою, детали, создающие настроение. В художественном произведении ничего случайного не бывает. Например, почему Свидригайлов появляется в каморке Раскольникова после третьего сна, сна-кошмара, буквально сливаясь с ним, как бы вырастая из этого сна?..
      Во всяком сравнении интересно найти свою "изюминку", и часто сравнительная характеристика приводит нас к новому, неожиданному видению, казалось бы, хорошо знакомого. Сравнивая различных, противоположных по качествам характера персонажей, мы порой обнаруживаем их сходство, и наоборот: во внешне сходных героях - глубокое различие.
      Так, размышляя над образам такого энергичного, деятельного Штольца и наблюдая его в конце романа, когда он счастлив в своем обособленном, ограниченном, уютном мирке - в доме на берегу моря, "увитом виноградом", думаешь невольно: как это похоже на "облагороженную" Обломовку, где жизнь течет правильно и равномерно и куда не долетают тревоги окружающего мира!
      А теперь скажите, похожи ли Обломов и его слуга Захар? Да и сравнивать, казалось бы, странно! Но задумайтесь: ведь сам автор говорит нам о том, что Захар еще в большей степени Обломов, чем сам Илья Ильич…

      Выстраивая композицию сравнительной характеристики, помните, что в начале сочинения всегда лучше остановиться на сходстве героев, потому что главным все-таки является их различие. Но возможна и "обратная" композиция: от внешних различий - к глубинному внутреннему сходству. Правильно (т.е. интересно, эффектно) выстроить сочинение вам всегда поможет та конкретная "пара", с которой вы работаете.

      Сравнивая, обращайте внимание на то, главный это герой (герои) или второстепенный, на место, которое занимают герои в композиции произведения.

      Очень важно отметить динамику образа, т.е. то, как изменяется (и изменяется ли) герой на протяжении всего художественного произведения. Иногда герой дан автором статично. Например, изменяются внутренне, находясь в постоянном поиске истины, положительные герои Толстого, и абсолютно статичны его отрицательные персонажи (почему?). Казалось бы, такой неинтересный - на фоне яркого Печорина - Грушницкий в повести "Княжна Мери" проходит свой трагический путь от обычного молодого человека до подлеца, и во все время этого пути он хочет быть необычным, хочет быть человеком сильных страстей. Но перечитайте финальную сцену: "Я себя презираю, а вас ненавижу! Нам вдвоем на земле нет места!.." По накалу чувств (и читательскому сочувствию) герои как бы поменялись в этот момент местами, но как дорого заплатил за это Грушницкий...

      Завершая свое сочинение, не забудьте о главном: расскажите о том, к какому результату, выводу привело вас такое исследование характеров героев, как сравнительная характеристика.

Пример сочинения - сравнительной характеристики: Две Катерины (по пьесе А.Н. Островского "Гроза" и очерку Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") вы можете прочитать на сайте www.gramma.ru.

 


      Если в процессе работы с нашими рекомендациями и заданиями у вас возникли вопросы - задайте их нам на сайте www.gramma.ru


по материалам www.gramma.ru

СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


БАЛЛАДА - (от франц. ballade - танцевальная песня) - один из жанров лиро-эпической поэзии, повествовательная песня (или стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Для Б. характерен относительно небольшой объем, выраженная сюжетность, особая напевность, музыкальность. Часто в Б. присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. По происхождению Б. связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Б. - один из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма.

БАРД - (от ирландского bard) - поэт-певец; исполняет собственные произведения в сопровождении "народного" инструмента (например, гитары). В произведениях Б. первичное значение отдается тексту; мелодия, музыка - вторичны.

БАСНЯ - короткий нравоучительный рассказ в стихах или прозе с четко сформулированной моралью, сатирический по направленности и имеющий иносказательный смысл. Цель Б. - осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. Персонажами Б. часто выступают животные, растения и предметы. В Б. активно используются олицетворения, аллегории и образный параллелизм. Относится к малым повествовательным (эпическим) жанрам. Возникновение Б. связывают с именем легендарного древнегреческого баснописца Эзопа.

БЕЛЛЕТРИСТИКА - (от франц. belles lettres - художественная литература)
1. Вся художественная литература (устаревшее значение).
2. Повествовательная проза "среднего звена" - не классическая, но и не относящаяся к массовой литературе ("чтиву"). Не наделена особой масштабностью или ярко выраженной художественной оригинальностью, но встречает живой читательский отклик современников благодаря тому, что воплощает их духовные искания, откликается на важнейшие веяния времени. По прошествии времени, в отличие от классики, теряет свою актуальность и выпадает из читательского обихода.

Полную версию читайте на сайте


по материалам www.gramma.ru


ИНФОРМАЦИЯ
     Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству специалистов. Ваши наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров
Все права защищены © ABL2001-2002.
Воспроизведение материалов допускается только c разрешения администрации
и со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное