Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Готовимся заранее. Сочинение в школе и вузе.


Информационный Канал Subscribe.Ru - www.lycos.ru

Ресурс "Культура письменной речи"

Готовимся заранее. Сочинение в школе и вузе.

Выпуск 13 18 апреля 2002 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Учитывая ваши многочисленные просьбы, мы постараемся
выпускать эту рассылку чаще.

В выпуске:
1. Повторим? Тема Родины в лирике Лермонтова
2. Словарь литературоведческих терминов
3. Перлы "знатоков"
4. Информация

ПОВТОРИМ ?


      Продолжаем публикацию материалов к экзамену по литературе. В сегодняшнем выпуске читайте "Тема Родины в лирике Лермонтова".
      В рассылке мы будем помещать одну-две статьи каждого публикуемого цикла. Целиком материал можно будет прочитать на сайте www.gramma.ru в разделе "Экзамены - Русская литература - Программа школы".

      Желаем удачи!


Тема Родины в лирике Лермонтова

      Открытие, что люди в большинстве своем решают вопросы быта, а не бытия, приводит героя раннего, юношеского периода творчества Лермонтова к романтическому конфликту с обществом. Он трагически переживает этот конфликт, шлет проклятия миру "безжалостных людей", видя в нем лишь "кучу каменных сердец" ("Два сокола"). В ранней лирике звучат и гражданские мотивы неприятия рабства ("Жалобы турка"); прославления революционного подвига ("10 июля (1830)", "30 июля. - (Париж) 1830 года"); возвеличения былого могущества России ("Новгород", "Приветствую тебя, воинственных славян..."). Социальные проблемы представляются ему следствием каких-то глубинных процессов, сущностных черт человечества и народа. Так, в стихотворении 1829 года "Монолог" предвосхищаются темы и образы "Думы":

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете. -
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Когда мы их употребить не можем?..
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
Ее однообразное теченье...
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует...

В этом стихотворении важна мысль о том, что сама родина обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель дарований - душит их. И тем сильнее звучит мотив противопоставления современного ущербного существования "здешнего света" прежнему, былому могуществу России. Героические образы русских богатырей - бесстрашных, могучих и мудрых - создает Лермонтов. Одно из высших проявлений мощи русского духа находит он в недавнем прошлом: в войне 1812 года. Значение победы России над Наполеоном для Лермонтова символично; поэт видит в ней не просто военный триумф, но торжество справедливости, огромной духовной высоты нации. Именно поэтому аллегорическое повествование об этой войне в "Двух великанах" написано в ключе былинного сказа, где сам дух народа персонифицируется в образе "древнего русского великана".
В одном из замечательных поздних стихотворений "Бородино" поэт вновь акцентирует внимание на символичности победы русского воинства - "богатырей" прошлых лет:

- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!

В "Бородине" в полную силу звучит мотив противопоставления "богатырям" "нынешнего племени", современников, не способных на подвиги, утративших духовную связь с народом. Этот разрыв между Россией дворянской и Россией народной трагически осмысливается поэтом. Народная Россия живет по истинным человеческим законам, когда индивидуальность, личность не противопоставляет себя обществу, но черпает силу в своем единении с народом. Солдат, ведущий повествование в "Бородине", говорит одновременно и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Неслучайно в стихотворении постоянно встречается местоимение "мы". Лермонтов вскрывает основополагающее свойство русской народной психологии: личность существует не сама по себе, но в слиянии с общиной. Это, по убеждению Лермонтова, и принесло победу русскому войску. Поэт нашел удивительную "точку отсчета": на сражение он смотрит не глазами полководца, как это было принято, а глазами обычного рядового солдата, чей героизм сказался не в совершении выдающихся подвигов, но в самом строе мыслей, поведении, мироощущении. В этом незаметном рядовом героизме и есть истинная причина победы России. Кто вел войска русские в бой? Царь? Генералы? Ничего подобного, народ шел сам, повинуясь внутреннему порыву, стремясь отстоять Отечество, освободить Русь.
      Не полководцы вели солдат в сражение, но сами солдаты направляли удар, торопили "командиров":

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:

"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют что ли командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!

     Так бесхитростно понимает солдат смысл выбора для решающего сражения Бородинского поля: есть где "разгуляться"! И в этой наивности - глубокая мудрость, ибо русскому крестьянину, волею судьбы ставшему воином, для победы достаточно чувствовать, знать, что от него зависит судьба России:

Уж постоим мы головою
За родину свою!

Солдаты идут в бой за родину, повинуясь нравственному закону: "Как наши братья умирали!" В страшную минуту люди объединяются для защиты родины, забывают о сословных различиях. Солдат с любовью вспоминает о командире, погибшем в сражении:

Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...

И эти естественные для людей взаимоотношения противостоят тем безнравственным законам, по которым живет "нынешнее племя", когда не достоинства человека, а принадлежность к высшему обществу решает судьбу. Символом России, средоточием ее единства Лермонтов считает Москву - и противопоставляет ее официальному Петербургу, противопоставляя тем самым естественный ход развития истории России петровской ориентации на Запад. Именно Москву как сердце и воплощение родины защищают солдаты в "Бородине"; Москву воспевает Лермонтов в четверостишии 1831 года "Кто видел Кремль в час утра золотой..."; в ней видит истинную отчизну и лирический герой поэмы "Сашка":

Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

      В 1841 году написаны два стихотворения, в которых Лермонтов наиболее полно и глубоко раскрывает всю противоречивость, сложность своего отношения к родине:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ...

Это самое резкое политическое выступление Лермонтова. Впервые в русской литературе прозвучало осуждение, неприятие не каких-либо отдельных сторон русской действительности, а всей николаевской России: этой "немытой" страны "рабов" и "господ". Обратим внимание на строки:

И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Слово "преданный" в русском языке многозначно. Это и "покорный", "послушный" (черновые варианты Лермонтова), и отданный на расправу, и верный... Все оттенки значений "играют" в лермонтовском эпитете. И речь идет одновременно о беде и о вине России, ее народа. Страшная картина духовного рабства, истовой преданности народа палачам внушает поэту отвращение. Вторая строфа стихотворения переводит разговор в план субъективный, от духовного рабства в России - к побегу "за стену Кавказа", на волю. В стихотворении выражена абсолютная безнадежность: в этой стране тотальной несвободы, в стране-тюрьме жить нельзя. Из нее можно лишь попытаться бежать - но обретение личной свободы "за стеной Кавказа" ничего не изменит в России. Глухое отчаяние толкает лирического героя к отречению от родины.


Продолжение следует...



      Если в процессе работы с нашими рекомендациями и заданиями у вас возникли вопросы - задайте их нам на сайте www.gramma.ru


по материалам www.gramma.ru

СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


АНТИГЕРОЙ - литературный персонаж, представляющий собою наиболее полное воплощение отрицательных черт и качеств; сверхтип "отрицательного". А. - понятие вневременное и интернациональное. Является своего рода ценностным ориентиром (доминантой) в культуре, литературе. В конкретном произведении определенного автора может получить свое образное воплощение.
Например, А. русской литературы второй половины XIX в. выступает человек, чье существование бессмысленно, безрадостно, подчинено стереотипам среды и собственным эгоистическим побуждениям. Конкретное воплощение этот сверхтип получает в образах Беликова, Свидригайлова, Лужина и др.

АНТИТЕЗА (от греч. antithesis - противоположение) - противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста. Шире: сопоставление противоположных понятий, состояний, любых элементов литературного произведения. Встречаются А.: персонажные (в персонажной организации), сюжетные (в сюжетном построении), композиционные; для выражения А. часто используют антонимы - противоположные по смыслу слова ("Красное и черное", "Война и мир", "Преступление и наказание", "Толстый и тонкий" и др.).

АНТОНИМЫ - слова, противоположные по значению. Они помогают лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления: "белей лишь блеск, чернее тень"; "они сошлись: волна и камень / / стихи и проза, лед и пламень...". А. могут использоваться в названиях: "Война и мир" Л.Н. Толстого, "Отцы и дети" И.С. Тургенева.


Полную версию читайте на сайте

по материалам www.gramma.ru


ПЕРЛЫ "ЗНАТОКОВ"


Из коллекции Л.Л. Соколовой

Терзаемый собственной гениальностью Гоголь медленно сошел с ума.
Лермонтов обладал большим талантом, но зря потратил его на этого гадкого Печорина.
Многие произведения как современной, так и классической литературы оскверняют людские пороки.
Литература всегда вдохновляла героев на подвиги, трусов на предательство.
Власть боялась литературных деятелей: они могли разрушить веру в советский строй и подгрызть фундамент социализма.
"Стационарный смотритель".
"Жизнь и судьба Гроссмена".
"Вечера на хуторе Близдеканьке"
Книга Александра Матросова "А зори здесь тихие".
Анчар бежал быстрее лани.
Пьер тут же попался в лапы светского общества. Элен же затащила его в свои сети.
Толстой показал формирование идеала и переход к нему Пьера через духовных учителей.
Двенадцать красноармейцев шаг начинают с правой. Этим они символизируют правые силы, идущие с левой ноги.
Его (Пьера) тело похоже на круг.
Солженицын написал в своем произведении мудрую афоризму.
Открытые кровоточащие болячки…
С тех пор Шелохов слился с судьбой России второй раз навсегда.
Но есть и несколько грубое слово "в штанах", которое напоминает нам какую-то черствость и скрытость. Это показывает, что в самом грубом человеке может найтись уголок для любви.
Базаров занимается не только разрезанием лягушек, но и точными науками.



Продолжение читайте на сайте

ИНФОРМАЦИЯ

      Скоро экзамены?

Психологический тренинг "Успешный экзамен" - ваш шанс сдать экзамены без проблем.
Запись с 11 до 18 час. по тел. (812) 303-12-87.
Там же можно получить консультацию психолога по профориентации и не только.
Психологический центр "Берег"www.bereg-psy.narod.ru


 
     Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству специалистов. Ваши наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров
Все права защищены © ABL2001-2002.
Воспроизведение материалов допускается только c разрешения администрации
и со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное