Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Готовимся заранее. Сочинение в школе и вузе.


Служба Рассылок Subscribe.Ru
Ресурс "Культура письменной речи"

Готовимся заранее. Сочинение в школе и вузе.

Выпуск 11 21 марта 2002 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

В выпуске:
1. Повторим? Проблематика и герои романа "Евгений Онегин"
2. Знакомимся с жанром: рецензия
3. Перлы "знатоков"

ПОВТОРИМ ?


      Продолжаем публикацию материалов к экзамену по литературе. В сегодняшнем выпуске читайте "Проблематика и герои романа "Евгений Онегин"".
      В рассылке мы будем помещать одну-две статьи каждого публикуемого цикла. Целиком материал можно будет прочитать на сайте www.gramma.ru в разделе "Экзамены - Русская литература - Программа школы".

      Желаем удачи!


Проблематика и герои романа "Евгений Онегин"

      Прежде чем говорить о проблематике и главных героях романа в стихах "Евгений Онегин", необходимо отчетливо уяснить особенности жанра этого произведения. Жанр "Евгения Онегина" - лиро-эпический. Следовательно, роман строится на неразрывном взаимодействии двух сюжетов: эпического (главные герои которого Онегин и Татьяна) и лирического (где главный герой - рассказчик, от чьего лица ведется повествование). Лирический сюжет не просто равноправен в романе - он доминирует, ибо все события реальной жизни и романного бытия героев преподносятся читателю сквозь призму авторского восприятия, авторской оценки.
      Ключевая, центральная в романе - проблема цели и смысла жизни, ибо в переломные моменты истории, каковым стала для России эпоха после декабристского восстания, в сознании людей происходит кардинальная переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг художника указать обществу на вечные ценности, дать твердые моральные ориентиры. Лучшие люди пушкинского - декабристского - поколения как бы "выходят из игры": они либо разочарованы в прежних идеалах, либо не имеют возможности в новых условиях бороться за них, воплощать их в жизнь. Следующее же поколение - то, которое Лермонтов назовет "толпой угрюмою и скоро позабытой" - изначально "поставлено на колени". В силу особенностей жанра в романе, который литературоведение справедливо толкует как своеобразный "лирический дневник" автора, отражен сам процесс переоценки всей системы нравственных ценностей. Время в романе течет так, что мы видим героев в динамике, прослеживаем их духовный путь. Все основные герои на наших глазах переживают период становления, мучительно ищут истину, определяют свое место в мире, назначение своего существования.
      Центральный образ романа - образ автора. При всей автобиографичности этого персонажа, его ни в коем случае нельзя идентифицировать с Пушкиным, хотя бы потому, что мир романа - мир идеальный, вымышленный. Поэтому, когда мы говорим об образе автора, то имеем в виду не лично Александра Сергеевича Пушкина, а лирического героя романа "Евгений Онегин".
      Итак, перед нами лирический дневник автора; откровенный разговор с читателем, где исповедальные моменты перемежаются легкой болтовней. Автор то серьезен, то легкомыслен, иногда зло ироничен, иногда просто весел, иногда печален и всегда остер. И главное - всегда абсолютно искренен с читателем. Лирические отступления отражают изменения чувств автора, его способность и к легкому флирту (свойственному "ветреной младости"), и к глубокому преклонению перед возлюбленной (сравните строфы XXXII и XXXIII первой главы романа).
      Для автора одним из важнейших критериев духовного изменения человека становится отношение к браку, к долгу. Юность не приемлет скучного постоянства:

...мы, враги Гимена,
В домашней жизни зрим один
Ряд утомительных картин...

Супруг воспринимается как объект для насмешек:

...рогоносец величавый,
Всегда довольный сам собой,
Своим обедом и женой.

Но обратим внимание на противостояние этих стихов и строк "Отрывков из путешествия Онегина":

Мой идеал теперь - хозяйка,
Мои желания - покой,
Да щей горшок, да сам - большой.

То, что в юности казалось признаком ограниченности, духовной и умственной скудости, в зрелые годы оказывается единственно правильным, нравственным путем. И ни в коем случае нельзя заподозрить автора в ханжестве: речь идет о духовном взрослении человека, о нормальной смене ценностных критериев:

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел.

      Трагедия главного героя во многом проистекает как раз из неумения Онегина "вовремя созреть", из "преждевременной старости души". То, что в жизни автора совершилось гармонично, хотя и не безболезненно, в судьбе его героя стало причиной трагедии.
      Поиск смысла жизни проходит в разных плоскостях существования. Сюжет романа строится на любви основных героев. Поэтому проявление сути человека в выборе возлюбленного, в характере чувства - важнейшая черта образа, определяющая все его отношение к жизни. Любовь для автора и для его героини Татьяны - огромная, напряженная духовная работа. Для Ленского - необходимый романтический атрибут, потому-то он и выбирает лишенную индивидуальности Ольгу, в которой слились все типичные черты героинь сентиментальных романов:

Ее портрет, он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.

      Для Онегина любовь - "наука страсти нежной". Истинное чувство познает он к концу романа, когда придет опыт страданий.
      "Евгений Онегин" - произведение реалистическое, а реализм, в отличие от иных художественных методов, не предполагает какого-либо окончательного и единственно верного решения основной проблемы. Напротив, он требует неоднозначности трактовки этой проблемы:

Так нас природа сотворила,
К противуречию склонна.

      Умение отразить "склонность" человеческой натуры "к противуречию", сложность и изменчивость самосознания личности в мире - отличительные черты пушкинского реализма. Двойственность образа самого автора заключается в том, что он оценивает свое поколение в его целостности, не переставая при этом ощущать себя представителем поколения, наделенным общими с ним достоинствами и недостатками. Пушкин подчеркивает эту двойственность самоощущения лирического героя романа: "Мы все учились понемногу...", "Мы почитаем всех нулями...", "Мы все глядим в Наполеоны", "Так люди, первый каюсь я,// От делать нечего друзья..."
      Сознание человека, систему его жизненных ценностей во многом формируют нравственные законы, принятые в обществе. Влияние высшего света сам автор расценивает неоднозначно. Первая глава дает резко сатирическое изображение света и времяпрепровождения светской молодежи. Трагическая 6-ая глава, где погибает юный поэт, заканчивается лирическим отступлением: размышления автора о возрастном рубеже, который он готовится перешагнуть: "Ужель мне скоро тридцать лет?" И он призывает "младое вдохновенье" спасти "душу поэта" от гибели, не дать "...окаменеть// В мертвящем упоенье света,// В сем омуте, где с вами я// Купаюсь, милые друзья!". Итак, омут, мертвящий душу. Но вот 8-ая глава:

И ныне музу я впервые
На светский раут привожу.

И что же?

Ей нравится порядок стройный
Олигархических бесед,
И холод гордости спокойной,
И эта смесь чинов и лет.

      Очень верно объясняет это противоречие Ю.М. Лотман:
""Образ света получал двойное освещение: с одной стороны, мир бездушный и механистический, он оставался объектом осуждения, с другой - как сфера, в которой развивается русская культура, жизнь одухотворяется игрой интеллектуальных и духовных сил, поэзией, гордостью, как мир Карамзина и декабристов, Жуковского и самого автора "Евгения Онегина", он сохраняет безусловную ценность. Общество неоднородно. От самого человека зависит, примет ли он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света" (Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин": Комментарий. СПб., 1995).
     "Малодушное большинство", "друзья", окружающие человека в "мертвящем" "омуте света", появляются в романе неслучайно. Как карикатурой на настоящую любовь стала "наука страсти нежной", так карикатурой на истинную дружбу - светское приятельство. "От делать нечего друзья" - таков приговор автора дружеским отношениям Онегина и Ленского. Дружба без глубокой духовной общности - лишь временный пустой союз. И эта карикатурность светских дружб приводит автора в ярость: "...от друзей спаси нас, Боже!" Сравните язвительные строки о клевете "друзей" в четвертой главе романа с проникновенными стихами о няне (строфа XXXV):

Но я плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности моей...


продолжение смотрите на сайте


      Если в процессе работы с нашими рекомендациями и заданиями у вас возникли вопросы - задайте их нам на сайте www.gramma.ru


по материалам www.gramma.ru

ЗНАКОМИМСЯ С ЖАНРОМ


    РЕЦЕНЗИЯ

      В школьной практике одной из самых популярных форм работы по развитию речи постепенно становится рецензия. Этому жанру сочинения посвящено немало статей в профессиональных учительских журналах "Русский язык в школе", "Литература в школе", "Первое сентября. Литература"; на всех уровнях, от школьного до федерального, написаны десятки рекомендуемых планов.
Это, несомненно, полезно. И все-таки школьники по-прежнему затрудняются в написании рецензии. И пишут сочинения-рассуждения. Или отзывы. В чем тут дело?
      Наверное, не в последнюю очередь в том, что зачастую учитель забывает о главном условии успешного создания рецензии - личной заинтересованности учащегося в выражении своего мнения о произведении, чувства по отношению к прочитанному. Если же это условие проигнорировано (учитель предлагает тему: "Рецензия на рассказ И.А.Бунина "Темные аллеи", а ученику полюбилась, например, "Холодная осень"), то теряется смысл всей работы.
      Конечно, тема, предполагающая самостоятельный выбор произведения в качестве предмета "обследования" и звучащая как "Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу", "…на один из рассказов…", "…понравившийся рассказ…", выглядит в глазах ученика несколько привлекательнее, поскольку дает некоторый простор для выражения чувства. При таком подходе к написанию рецензии опасность появления некоторого числа заранее подготовленных, "отшлифованных" работ многократно искупается тем, что только заинтересованность рецензента может стать залогом неравнодушного отношения, уберечь школьника от натужного пересказывания чужих мнений, а учителя - от чтения очередного скучного сочинения.
      По словам профессионального рецензента, критика А. Агеева, "есть в самом жанре что-то, что позволяет профессионально написанным рецензиям, даже вырванным из газетно-журнального контекста и помещенным в собрание сочинений, не превращаться в гербарий, а нести свой контекст в себе". Это качество рецензии прямо вытекает из "поэтики и прагматики" самого жанра.
      И хотя речь здесь идет, конечно, о профессиональных рецензиях, рекомендации критика вполне применимы и в школьной практике:

"У рецензии очень простая "прагматика": первичное структурирование литературного пространства, для чего рецензенту в небольшом тексте необходимо:
а) дать хотя бы минимальную информацию о литературном факте;
б) явно или "подводно", "для себя", соотнести его с другими;
в) выразить свое отношение к нему
".

      О "прагматике" жанра школьной рецензии много и подробно говорится и в методической литературе. Повторяться здесь не будем, а лишь адресуем учителей и учеников к пособиям, где планы, требования, цели и задачи рецензии представлены достаточно подробно:
Алексеева Т.А. Как научиться писать сочинение на "отлично". СПб., "Паритет", 2000.;
Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М., "Просвещение", 1997.

      Что же касается "поэтики", то, не претендуя на целостный охват проблемы, напомним учащимся несколько обстоятельств, касающихся того, как сделать рецензию привлекательной для читателя (в нашем случае - учителя, экзаменатора) и избежать типичных ошибок.


Продолжение следует...


по материалам www.gramma.ru


ПЕРЛЫ "ЗНАТОКОВ"


Из сочинений выпускников 2001 г.
Тема: "Лирические отступления в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

В романе начинает звучать тема декабристов. Она легко вводится путем ссылки действительных друзей Пушкина и Онегина.
В отличие от трагичной музы Блока, муза Пушкина светла. Она жила с поэтом в мире и согласии.
Пушкин делится с читателями своими планами и свершениями.
Пушкин не раз принимал участие в дуэлях и даже был убит на одной из них.
Муза водила Пушкина слушать шум морской, скакала на коне рядом с ним.
Автор - носитель светлых идей, передовой человек, а Онегин "полусонный" представитель интеллигенции.

"Книга …освещает наше личное движение к истине…"

Книга - это не учебное пособие, а это вторая мама. Кто же, как ни книга и мама на первых порах нашей жизни освещают путь к истине?
У него на глазах пример матери, которая не слишком заботилась о его появлении на свет.
На алтарь отечества приносятся слишком дорогие жертвоприношения: человеческие судьбы, руки, ноги, жизни.
Бродский не пришел умирать на Васильевский остров, как обещал своим друзьям, близким, знакомым.
Гораздо больше мы узнаем о героях из описания их внешнего вида и запаха, исходящего от них.


Продолжение читайте на сайте
 
     Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству специалистов. Ваши наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров
Все права защищены © ABL2001-2002.
Воспроизведение материалов допускается только c разрешения администрации
и со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное