Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Готовимся заранее. Сочинение в школе и вузе.


Служба Рассылок Subscribe.Ru
Ресурс "Культура письменной речи"

Готовимся заранее. Сочинение в школе и вузе.

Выпуск 9 21 февраля 2002 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

В выпуске:
1. Повторим? Тема свободы в лирике Пушкина
2. Анализ поэтического текста. Комментарий к сочинениям по анализу поэтического текста
3. Словарь литературоведческих терминов

ПОВТОРИМ ?


      Продолжаем публикацию материалов к экзамену по литературе. В сегодняшнем выпуске читайте: "Тема свободы в лирике Пушкина".
      В рассылке мы будем помещать одну-две статьи каждого публикуемого цикла. Целиком материал можно будет прочитать на сайте www.gramma.ru в разделе "Экзамены - Русская литература - Программа школы".

      Желаем удачи!


Тема свободы в лирике Пушкина

      Понятие свободы нельзя определить однозначно. Это и социальная, и политическая, и философская, и морально-этическая категория. В мировоззрении и творчестве Александра Сергеевича Пушкина тема "вольности святой" занимает центральное место, ибо для него смысл, вкладываемый в понятие свободы, становится своеобразной "точкой отсчета": началом нового этапа осмысления мира.
      В Царскосельском Лицее воспитанникам внушались высокие жизненные принципы, проповедовалось естественное право каждого человека на свободу. Колоссальное влияние на Пушкина-лицеиста оказали идеи французского Просвещения, общение с П. Я. Чаадаевым, с будущими декабристами - членами кружка "Священная артель" и офицерами И. Бурцевым, А. Муравьевым; с Александром Ивановичем Тургеневым. На сходках "Священной артели" звучали пламенные речи, осуждалось самодержавие, крепостное право, царил дух русофильства. Под влиянием этих идей еще в 1815 году было написано стихотворение "Лицинию". Таким же высоким гражданским пафосом проникнуто одно из "программных" стихотворений первого послелицейского периода - ода "Вольность". В ней нет пока каких-то самостоятельных авторских идей, она лишь определяет принадлежность Пушкина к лагерю вольнодумцев.
      Каковы же убеждения юного поэта? В первых двух строфах "Вольности" звучит отказ от "изнеженной лиры" и единственной целью поэзии объявляется стремление

... воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.

Лирический герой провозглашает начало нового пути: революционного. В 3-ей и 4-ой строфах поэт воссоздает страшную, мучительную картину царящего в России беззакония: "Везде неправедная власть..." И здесь - кульминация оды:

Владыки! вам венец и трон
Дает Закон - а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.

Эти строки - суть взглядов просветителей, сформулированных в "Общественном договоре" Ж.-Ж. Руссо. Пушкину в этот период очень близка их идея о необходимости некоего договора между народом и властью: гармоничным представляется ему государство, где "владыка" правит народом, сам беспрекословно подчиняясь мудрому, справедливому Закону. Беззаконие ведет к безнравственности, к трагедиям:

...в лентах и звездах,
Вином и злобой упоенны
Идут убийцы потаенны,
На лицах дерзость, в сердце страх.
...Падут бесславные удары...
Погиб увенчанный злодей.

Картина гибели Павла I заставляет содрогнуться: тиран, поправший Закон, сам провоцирует убийство. Но не менее отвратительны автору убийцы - удары их "бесславны". Обратите внимание на значительное противоречие между 8-ой и 11-12-ой строфами. В 8-ой строфе автор просто кровожаден:

Самовластительный Злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.

Как эта жестокость сочетается с только что цитированными строками о безнравственности убийства? Здесь проявляется как раз своеобразная "нестыковка" идей, под влиянием которых находился молодой Пушкин, с его собственными нравственными убеждениями. Неслучайно в 1824 году сам поэт скажет о "Вольности" - "детская ода". Гуманистический идеал гармоничного общества, живущего под властью Закона, проповедуется Пушкиным и в "Деревне". Построенное на антитезе, стихотворение противопоставляет высшую гармонию, царящую в природе, дикости социальных взаимоотношений. Но в отличие от "Вольности", в "Деревне" уже звучат вечные мотивы пушкинской лирики: природы, воли, дома, духовного раскрепощения человека... В 1818 году написано еще одно стихотворение, которое необходимо рассматривать в рамках данной темы: послание "К Чаадаеву".

Продолжение следует...


      Если в процессе работы с нашими рекомендациями и заданиями у вас возникли вопросы - задайте их нам на сайте www.gramma.ru


по материалам www.gramma.ru

АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА


      Одна из тем экзаменационного сочинения по литературе связана с анализом стихотворения поэта XIX или XX века (автор и произведение указаны). Ее раскрытие может включать в себя элементы свободного истолкования поэтического текста, его индивидуальной трактовки.
      Продолжим рассмотрение примерного плана анализа поэтического текста.

План анализа поэтического текста (восприятие, истолкование, оценка)

4. Комментарий к сочинениям по анализу поэтического текста

      Сочинения "И музыка, и слово…" (А. Блок "В ресторане", А. Ахматова "Вечером"), "Святая ночь на небосклон взошла…" (лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета) и другие, помещенные на сайте в разделе "Сочинения - примеры", - олимпиадные работы по литературе, ценность которых заключается в том, что они представляют собой комплексный анализ поэтического текста.
      Каждый учащийся может выбрать и осмыслить, самостоятельно "проработать" на материале этих сочинении тот аспект анализа, который кажется ему наиболее значимым, помогает дать собственную интерпретацию стихотворения: анализ лексики, стилистики текста, его фонетики, образной структуры, синтаксиса, композиции, движения "поэтической мысли" и т. д. Приведем примеры (фрагменты) из сочинений учащихся, посвященные размышлениям только об одном элементе структуры поэтического текста - рифме. Обратите внимание, как выигрывает работа благодаря составлению анализируемого текста с другими поэтическими произведениями. Читая их, запоминайте, как грамотно цитировать поэтический текст.


1.       <…> Большое количество стихов любовной лирики основано на воспоминаниях о давно прошедшем, о былой любви, о чувствах, некогда переполнявших сердце, о страстях и боли, притуплённых временем, но не утративших смысла для поэта. Таковы (условимся называть его так) "Я помню чудное мгновение…" Пушкина, "Сияла ночь…" Фета и "Я встретил вас - и всё былое…" Тютчева. <…>.

…И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.

А.С. Пушкин "К***" ("Я помню чудное мгновенье…")

      Невольно останавливает взгляд созвучие концов второй и четвертой строк: "вновь - любовь". Это рифма тривиальная, своеобразный штамп романтической лирики. Стиховедение делит рифмы "бедные" и "богатые". Перед нами рифма, безусловно, бедная. В "Евгении Онегине" Пушкин сам признаётся читателю, что использует традиционные рифмы:

И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей…
(Читатель ждёт уж рифмы розы,
На, вот возьми её скорей!)

Однако Пушкин называет рифму и "звучной подругой", дочерью Мнемозины, богини памяти. А в одноименном стихотворении она оказывается дочерью нимфы Эхо, обречённой, согласно греческому мифу, повторять чужие слова.
      В поэзии Пушкина появление рифмы "вновь - любовь" не редкость. Вспомним стихотворение 1820 года "Погасло дневное светило…", написанное поэтом в романтический период творчества:

И чувствую: в очах родились слёзы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь…


      "Вновь" устойчиво связывается с "вспомнил", с темой воспоминания, возвращения чувства во всей полноте его переживания - с горечью, страданиями и восторгом. Сама рифма "вновь - любовь" становится в стихотворении смысло- и сюжетообразующей. То же самое происходит и в стихотворении "К *** " ("Я помню чудное мгновение…"), где рифма эта появляется в последней строфе, что представляется мне отнюдь не случайным и очень значимым. Благодаря этому сочетанию, созвучию текст произведения открыт в будущее - "чудное мгновение" не исчезло, а продолжает жить, освещая душу лирического героя, становясь закономерным итогом творческого взлёта, возрождения души. <…>.


2.
И много лет прошло томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь…

(А.А. Фет "Сияла ночь…")

      У Фета - несколько иначе. Место рифмы - внутри текста стихотворения, во втором катрене. Фет будто договаривает недоговоренное предшественником: вновь возвратившаяся любовь ("…и любовь") - это состояние, когда прежде всего "нет обид судьбы" (фетовские "обиды судьбы" можно приравнять к "мраку заточенья", к жизни "без божества", "без вдохновенья" в пушкинском стихотворении, у Тютчева тоже возникает близкий образ "отжившего сердца"), когда "жизни нет конца", "цели нет иной", кроме любви. Так романтический штамп, являющий в рифме весь спектр значений, оказывается смысловым стержнем трёх лирических шедевров - стихотворений Пушкина, Тютчева и Фета. <…>.

3.

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь-
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..

(Ф.И. Тютчев "Я встретил вас…")

      У Тютчева, как у Пушкина, - та же открытость души для возврата чувства ("и та ж в душе моей любовь"). И "виденье"- то самое, что вызвало любовь и прежде ("и то же в вас очарованье").
Так может быть, рифма - это не просто созвучие?
      Пастернак называл её откликом мира на зов поэта. Перефразируя слова Л.Я. Гинзбург о том, что "преображение слова совершается в поэтическом контексте", можно сказать, что и преображение рифмы совершается в контексте. Ведь невозможно говорить о рифме вне её "окружения", именно в нем она приобретает смысл, переставая быть просто сочетанием звуков. <…>.
      Размышляя о сходстве лирических сюжетов, образов героинь, средств художественной выразительности, одинаковых рифмах, я все больше убеждалась, что никогда бы не перепутала эти стихотворения. Почему? Каждый из поэтов, даже используя традиционные для своего времени или направления поэтические штампы, остается самим собой, сохраняет то, что Тургенев назвал "своим голосом", "своими особенными нотами".



по материалам www.gramma.ru


СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


АЛЛЕГОРИЯ (от греч. allos - иной и agoreuo - говорю) - иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. А. состоит из двух элементов:
1) смыслового - это какое-либо понятие или явление (мудрость, хитрость, доброта, детство, природа и др.), которое стремится изобразить автор, не называя его;
2) образно-предметного - это конкретный предмет, существо, изображенное в художественном произведении и представляющее названное понятие или явление.
Связь А. с обозначаемым понятием более прямая и однозначная, чем у символа. А. выражает в основном строго определенный предмет или понятие (связь между образом и понятием, изображением и его смыслом устанавливается по аналогии). В целом же А. и символ очень близки.

АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат. ad - к, при и lit(t)era - буква) - повторение в стихотворной речи (реже - в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи.
Например:

Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.

А. С. Пушкин

АЛЛЮЗИЯ (от франц. allusion - намек) - намек на общеизвестный литературный или исторический факт. Распространенной разновидностью А. является намек на современные общественно-политические реалии в произведениях об историческом прошлом. А. на литературные произведения называется реминисценцией.


Полную версию читайте на сайте
 
 
     Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству специалистов. Ваши наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров
Все права защищены © ABL2001-2002.
Воспроизведение материалов допускается только c разрешения администрации
и со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное