Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Говорим и пишем правильно. Помощь всем


Ресурс "Культура письменной речи"

Говорим и пишем правильно

Выпуск 57 24 мая 2006 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!


В выпуске:
1. Двойную порцию искусства не желаете?
2. Конкурсы...
3. Как правильно? Оформление и обозначения единиц физических величин в тексте.
4. Информация

ЛИКБЕЗ ОТ "GRAMMA.RU"


ДВОЙНУЮ ПОРЦИЮ ИСКУССТВА НЕ ЖЕЛАЕТЕ?

      Чтобы вытащить из дома современного зрителя, пригревшегося на мягком диване перед телевизором, организаторы различных культурных программ и мероприятий идут на всевозможные ухищрения, в том числе и лингвистические. Потенциального посетителя выставки или концерта пытаются привлечь странными, но пышными названиями этих мероприятий – «праздничный гала-концерт», «уникальный шоу-показ», «акционистский перформанс»...



       Новое слово в артистическом словаре робко пытаются, таким образом, представить как обозначение для «нового слова в искусстве». А, как известно, новое – это зачастую хорошо забытое старое. Или просто ошибка.

      Особенно верны эти утверждения в отношении языка. Например, «шоу-показы», которые устраивают теперь некоторые российские парикмахеры, стилисты и модельеры, ничем принципиальным от принятой в советской годы «демонстрации одежды и причесок» не отличаются. Разве что неправильным названием. Шоу-показ – слово вымученное, придуманное двоечниками, которым хочется, однако, дать всем понять, что они владеют иностранным языком и знакомы с международными терминами. Но если знать, что show по-английски уже само по себе значит «показ», «демонстрация», то подобное сдвоенное название вряд ли слетит с губ.

      Ну а для тех, кто в действительности знаком с международной терминологией в модной и косметической индустрии, вопрос о «шоу-показах» вообще не стоит. Они употребляют французское слово дефиле ("вереница, шествие, смотр, показ, парад"), принятое и понятное во всем мире на протяжении последнего полувека.

      К нелепым «культурным» словообразованиям с продублированным значением можно еще отнести такие названия профессий, с гордостью напечатанные на афишах и визитках, как «арт-художник», «шоумен-ведущий», и – честное слово, однажды не поверила своим глазам - «дизайнер-оформитель».

      Однако было бы неверным считать, что манера придавать названию артистического занятия дополнительный вес и значительность за счет прибавления к нему через дефис иностранного аналога появилась только в последние годы, во время всеобщей увлеченности американизмами.
      Достаточно вспомнить о привычном теперь, но оттого не менее смешном по сути словосочетании «режиссер-постановщик», которое возникло в русском языке довольно давно. Многие представители творческих профессий всегда стремились к пышным наименованиям своей деятельности. В отличие от, допустим, скромных преподавателей или медицинских работников. Последние вряд ли когда-либо станут рекомендоваться как «Иван Петрович, доктор-врач». Ведь пациенты, в отличие от галдящей публики, поверят не красивым словам, а репутации доктора. К тому же, судить о величии художников намного сложнее, чем о профессионализме врача – в первом случае так легко ошибиться под воздействием «новых слов в искусстве»...

      Конечно, пустым дублированием смысла грешат и чиновники, изобретающие термины для отчетов и докладов. Одна «сервисная служба» чего стоит! Но все-таки в большинстве случаев это остается прерогативой людей искусства. Именно они, сгущая краски и нагнетая эмоции, рассказывают о «праздничном гала-концерте», в котором им довелось поучаствовать (хотя гала - это уже "торжественный", "праздничный" на всех европейских языках), сообщают о придуманных ими «акционистских перформансах» (тогда как перформанс, то есть в буквальном переводе "представление" и так является частью акционизма – авангардистского искусства устраивания различных акций и представлений), «устанавливают инсталляции» (установки, конструкции)...

      В общем, нас, слушателей, зрителей, посетителей выставок из всех сил хотят сразить наповал. Удивить, ошеломить, изумить, заставить почувствовать себя свидетелем рождения чего-то доселе невиданного в искусстве. И это очень неплохое побуждение. Жаль только, что обычно дальше странных названий такая новизна распространяется крайне редко.

 

По материалам www.gramma.ru

КОНКУРСЫ


      Продолжается очередной этап конкурса авторских афоризмов "ЖИТЕЙСКИЕ МУДРОСТИ". С новыми авторскими работами
можно познакомиться на сайте www,gramma.ru

      Приведем лишь некоторые из большой подборки, присланной нам Валерием Афонченко:

- Не лечился, поэтому и был здоров.
- Негативы, только проявляясь, становились позитивами.
- Жизнь не перестаёт восхищаться восхищающимися ею.
- Смотрящие в замочные скважины не в состоянии удержать свои рты на замке.
- После ухода врача у больного начался приход.
- Восемнадцать лет бывает один раз в жизни, и прожить этот возраст надо так, чтобы не было мучительно больно вспоминать об этом в возрасте восьмидесяти одного года.
- Женщины лучше всего хранят тайны, которых не знают.
- Если вы нашли женщину своей мечты, значит, её мечта сбылась.
- Точкой опоры могут быть и костыли.
- Не высовывайтесь, сглазят.
- Продал душу дьяволу, а на вырученные деньги купил себе место в Раю.
- Добро, как бумеранг, иногда возвращается, если никого не поразило.
- И вот наконец мечта его сбылась: его несли на руках и даже в белых тапочках.
- Нормы одних были патологией других.
- Провозглашённая истина всегда находит оппонентов. _
- Все зачатия, произведённые им, присяжные заседатели единогласно признали непорочными.
- Был живуч, как недостатки.
- Мал золотник - и с этим ничего не поделаешь.

      Продолжается и новый конкурс творческих работ "Большая медведица пера - 2". Вы можете прочитать присланные работы и проголосовать за понравившиеся, а также принять участие в конкурсах.

      Мы желаем всем творческих успехов! Конкурсы продолжаются! Подробности смотрите на сайте www.gramma.ru.

КАК ПРАВИЛЬНО?


      В нашу справочную службу очень часто приходят вопросы, касающиеся правильного оформления написания физических величин в текстах различного характера. Эти правила строго оговорены в ГОСТ 8.417-2002, в основу которого положены единицы Международной системы СИ. Приведем здесь некоторые выдержки из статьи "НАПИСАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН", опубликованной на нашем сайте.

      Все меры длины, площади и т. п. обязательно обозначаются цифрами; единицы счета и физических величин приводятся сокращенно. При этом в конце сокращенного обозначения единиц измерения точка как знак сокращения не ставится: 10 Т; 15 м2; 50 см3.
      Единицы измерения, которые не являются самостоятельными, но входят в наименование сложной единицы, имеют в обозначении точку как знак сокращения: 755 мм рт. ст.
      Между последней цифрой численного значения величины и обозначением единицы измерения оставляется пробел: 90 %; 1000 кг; 32 м2; 300 см3, 36,6 С. Исключения составляют обозначения в виде знака, поднятого над строкой, перед которыми пробел не оставляют. Например: +36,6; 10". Знаки + и также печатаются без пробела.
      Обозначение единиц следует приводить без переноса на следующую строку.
      В единицах нежелательно применение сокращений тыс., млн. и т. п. Вместо них следует использовать десятичные приставки или десятичные множители. Например: вместо тыс. кОм следует писать МОм, вместо 100 кВт-ч следует писать ГВт-ч.
      Числовое значение, представляющее собой дробь с косой чертой, стоящее перед обозначением единицы, заключают в скобки.
      При указании значений величин с предельными отклонениями (допусками) числовые значения с предельными отклонениями заключают в скобки и обозначения единиц помещают за скобками или проставляют обозначение единицы за числовым значением величины и за ее предельным отклонением. Например: (20±5) С; (100,0 ± 0,1) кг; 50 г ± 1 г; (200...300) А; от 200 до 300 А; 12, 24 и 36 В; 30 х 40 м; 50, 60 и 70 %.
      Перед числами, обозначающими меру, не ставят предлога или тире.
      Обозначения единиц следует писать строчными буквами, за исключением единиц, образованных от фамилий ученых; их следует начинать с прописной буквы, независимо от наличия приставки. Обозначение приставки следует писать слитно с обозначением единицы, к которой она принадлежит.

По материалам www.gramma.ru

ИНФОРМАЦИЯ


      В разделе "Книжные новинки" вас ждут новые поступления: словари, книги по делопроизводству, учебные пособия по русскому языку и литературе

 
      Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству специалистов. Ваши наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров
Все права защищены ABL2001-2006.
Воспроизведение материалов допускается только с разрешения администрации и со ссылкой на сайт "Культура письменной речи".



В избранное