В настоящее время происходит смена приоритетов в отношениях между Правительством РФ (особенно, в лице Минобрнауки РФ) и сферой высшего образования и академической науки. Это выражается в том, что основной фокус внимания переносится с сохранения научного потенциала высшего образования и академической науки на его качественное развитие
.
Этап сохранения научного потенциала высшего образования и академической науки завершается. Главным отличительным моментом этого этапа была инициатива "сверху", а главной целью было не потерять образовательные и научные школы, особенно, в приоритетных областях образования и науки.
Сейчас наступает этап, главная суть которого - развитие сохранившегося научного потенциала и его интеграция для решения проблем приоритетных направлений развития образования и науки. Специфика настоящего момента заключается в том, что в условиях недостаточности бюджетных ресурсов, практически невозможно из федерального центра в полной мере финансово обеспечить развитие всех без исключения образовательных и научных школ России. В этих условиях первоочередной задачей становится задача изыскания
и вовлечения в оборот как внешних ресурсов со стороны бизнеса, так и внутренних ресурсов со стороны самих образовательных и научных учреждений. Именно это в сочетании с целевым, сконцентрированным на приоритетных направлениях, федеральным финансированием станет одним из главных факторов развития научного потенциала высшего образования и академической науки.
В качестве другого главного фактора будут выступать процессы самоорганизации и повышения эффективности функционирования самих научных и образовательных учреждений. При этом одним из наиболее перспективных направлений такого рода процессов являются процессы формирования в регионах
отраслевых кластерных структур - научно-образовательно-производственных комплексов (НОПК). Именно такого рода комплексные структурные образования будут способны "поднять"
крупные научно-производственные проекты, сохраняя при этом способность "инкубирования" множества малых научно-производственных проектов.
Крупные научно-производственные проекты нужны как воздух для формирования крупных российских производственных корпораций, способных занять свои достойные ниши в мировом разделении труда. В настоящее время наиболее успешно развиваются только те страны, в которых есть крупные корпорации, ориентированные на постоянное внедрение новых технологий и занимающие значительную долю на своем рынке, благодаря чему, крупносерийное производство которых позволяет максимизировать прибыли.
Такие корпорации интересуют, в основном, только крупные научно-производственные проекты, которые могут быть реализованы, как правило, только крупными специализированными научными коллективами.
Раньше, до 90-х годов прошлого века, крупные научно-производственные проекты для крупных российских (советских) производств велись, в подавляющем большинстве случаев, силами отраслевой науки. А учреждения и организации вузовской и академической науки занимались, в основном, фундаментальными и прикладными научными исследованиями, закладывающими фундамент для будущих крупных научно-производственных проектов.
Классические организационные государственные структурные формы вузовской и академической науки будут необходимы всегда, но одних их в настоящее время явно недостаточно. К сожалению, приходится констатировать, что российская отраслевая наука понесла большие потери. Сдача ею своих позиций произошла в процессе приватизации промышленных предприятий, в процессе затяжного экономического кризиса в России, в процессе переходного периода реструктуризации российской экономики.
Ниша, которую занимала раньше отраслевая наука, в настоящее время активно заполняется со стороны Минобрнауки РФ, РАН и крупных корпораций. Многие вузы приняли в свой состав бывшие отраслевые научные институты, тем самым, удержав их от окончательного исчезновения. Многие специализированные научные организации РАН начали реализовывать проекты, характерные для отраслевых институтов. Многие крупные российские корпорации начали в своих недрах создавать свои корпоративные научные центры.
Следует отметить, что большинство ведущих мировых корпораций имеют в своих недрах свою собственную сильную корпоративную науку. И это, в условиях жесткой конкурентной борьбы, в условиях "охоты" за интеллектуальной собственностью и научными кадрами, является наиболее оптимальным вариантом симбиоза науки и производства. Но современные российские реалии таковы, что подавляющее большинство российских корпораций не только не в состоянии пока создать в своем составе научные структуры корпоративного
характера, но и даже войти в альянс с другими корпорациями для создания необходимых им корпоративно-отраслевых научных институтов и центров. Конкуренция между российскими предприятиями за внутренний российский рынок мешает им договориться друг с другом. В результате этого для решения своих проблем они вынуждены либо приобретать новые технологии за рубежом, либо прибегать к услугам вузовской или академической науки.
В этой ситуации, естественно, возрастает роль вузовской и академической науки в развитии новых производственных технологий, в реализации крупных научно-производственных проектов. Следовательно, российская вузовская и академическая наука в настоящее время не только должна быть на переднем крае фундаментальной и прикладной науки, но и должна быть способна удовлетворить научно-производственные запросы как существующих крупных российских корпораций, так и инвесторов, вкладывающих средства в создание
новых конкурентоспособных производств.
Кластерная наука? А почему бы и нет!
К сожалению, пока университеты Минобрнауки РФ и научные центры РАН не могут в полной мере удовлетворить научно-производственные запросы российского производства. Но они могут и должны не только приблизиться к нуждам предприятий и регионов, но и стать прародителями новых для нашей страны форм организации науки - корпоративной науки в недрах российских корпораций и кластерной науки в недрах Минобрнауки РФ и РАН, так необходимых российским предприятиям, особенно тем предприятиям,
которые в условиях вхождения России в ВТО (Всемирную Торговую Организацию) станут потенциальными жертвами экспансии зарубежной высокотехнологичной продукции на открывшийся российский рынок.
Для становления корпоративной науки от вузовского образования и академической науки требуется объединение усилий в деле подготовки научных кадров, которым предстоит работать в корпоративных научных институтах и центрах. Для этого требуется акцентировать внимание на целевой научно-производственной подготовке студентов и аспирантов, на привязке тем дипломных и диссертационных работ к актуальным научно-производственным проблемам.
Для становления кластерной науки от вузовского образования и академической науки требуется объединение усилий в деле создания кластерных институтов и центров. Это, в свою очередь, возможно только в содружестве с ведущими предприятиями соответствующих региональных отраслевых промышленных комплексов и при наличии стартового бюджетного финансирования со стороны Минобрнауки РФ, РАН и соответствующих федеральных и региональных отраслевых министерств.
Одним из наиболее оптимальных и перспективных решений проблемы становления кластерной науки является создание в регионах на базе учреждений вузовского образования и академической науки, а также промышленных предприятий интегрированных НОПК (отраслевых кластеров), специализированных на каком-то одном приоритетном научном направлении.
С одной стороны, именно такой НОПК сможет стать благодатной почвой для роста кластерной науки, которой по силам будет реализация крупных научно-производственных проектов, напрямую связанных с актуальной региональной тематикой.
С другой стороны, именно в рамках такого НОПК сможет ускориться реализация малых научно-производственных проектов, необходимых для создания и развития целой гаммы малых и средних инновационных предприятий, способных успешно конкурировать с зарубежными кампаниями, продвигающими свою продукцию на российский рынок, а также способных стать научно-инновационным окружением действующих и вновь создаваемых крупных производственных корпораций.
Таким образом, генеральная стратегическая цель создания НОПК
носит двойственный характер - не только стать инновационно-ориентированной научно-образовательно-производственной структурой, способной как обеспечить проведение НИОКР на высоком научном уровне, так и обеспечить эффективную коммерциализацию результатов НИОКР, но и стать катализатором процесса создания в своих недрах кластерной науки, напрямую связанной с предприятиями.