Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Изобретательский стиль мышления Кризис высшего образования и академической науки


Информационный Канал Subscribe.Ru

Кризис высшего образования и академической науки

Почему высшее образование и академическая наука России быстро теряют дееспособность и становятся все менее и менее полезными для экономики?


Несколько цифр из выступления ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова на заседании Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО):

80% программ высшего образования не базируется на научных разработках.

Только 38% вузов участвует в проведении научных исследований.

На долю вузов приходится около 5% затрат на научные исследования, что в 3-4 раза ниже, чем в ведущих странах мира.

По удельным расходам на науку и образование (в расчете на одного исследователя или студента) мы отстаем примерно в 8-15 раз.


Налицо тенденция! Российские высшие учебные заведения постепенно превращаются в "техникумы". Более того, значительная часть из них (как минимум, треть!) занимается псевдообразованием - торговлей дипломами о высшем образовании.


Отрыв высшей школы от науки серьезно сказывается на кадровом потенциале не только самого высшего образования, но и академической науки.

Сегодня средний возраст исследователей - 48 лет, кандидатов наук - 53 года, докторов - 60 лет. В Российской Академии Наук доля ученых 60-69 лет достигает 18%, 70 лет и старше - 6%.

Низкая оплата труда и падение престижа научной деятельности отразились на притоке молодых кадров в науку: ежегодно в научные организации в качестве исследователей приходят не более 2,7% выпускников вузов.


Кризисные явления в высшем образовании и академической науке все нарастают и нарастают. И причина их кроется не столько в недостаточном бюджетном финансировании и неэффективном распоряжении имеющимися средствами, сколько в катастрофическом падении требовательности к качеству обучения и научных исследований.

Как сказал новый министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко: "Проблемы в образовании не уменьшаются, а растут. Мы имеем экономику, которая не обеспечена квалифицированными кадрами. И никакими постановлениями эту проблему не решить."

Вузы штампуют низкоквалифицированных специалистов, аспирантуры - низкоквалифицированных кандидатов наук. Для получения степени кандидата наук уже не требуются качественные научные исследования со значимыми результатами! Достаточно убедить диссертационный совет, что соискатель может вести научные исследования... А чаще всего, достаточно "вписаться" в научное сообщество. Быть своим, быть полезным, быть уважительным к псевдозаслугам этого "научного сообщества". Среди ученых появились своего рода "новые русские", для которых наука - это всего лишь средство достижения ими карьерных и корыстных целей. И эти "новые русские" сейчас занимают практически все ключевые позиции как в центре, так на местах. Их теперь голыми руками не возьмешь! Они - "банда"!

Субъективный подход российских диссертационных советов (как кандидатских, так и докторских!) уже вошел в конфликт с требованиями современного рыночного этапа развития России. Современное научное сообщество уже не является авангардом российского общества. Оно превратилось в "нахлебника", от которого нет и не предвидится никакой пользы.


Наука стремительно уходит из вузов Министерства образования и науки РФ и институтов Российской Академии Наук. Уходит в корпоративные научные центры, в конструкторские бюро конкурентоспособных предприятий, в частные инновационные фирмы. А что остается? Остается "круговая порука" и "держание лица при плохой игре".

Этим стали пользоваться зарубежные корпорации, такие как, например, Samsung. Они уже даже не зазывают втихаря ведущих ученых к себе, в Южную Корею. Они создают российские филиалы своих исследовательских центров и в открытую зазывают (по конкурсу!) работать в них докторов и кандидатов наук, особенно талантливых и молодых. И как следствие, те из них, кто еще не уехал за границу, толпами идут на работу в эти исследовательские центры. Ведь там не только достойная оплата, но и востребованная производством наука!


Что делать? "Лечить пилюлями" или "резать по живому"? А может пустить высшее образование и академическую науку "под нож" и начать заново строить новое российское высшее образование и новую российскую академическую науку?!

 

Эдуард Курги

E-mail: kurgi@rambler.ru


Учебно-практические курсы:

"Искусство достижения цели" - http://invention.karelia.ru/goal

"Свое Дело" - http://invention.karelia.ru/lifework

"Бизнес-планирование" - http://invention.karelia.ru/bp

"Теория и практика изобретательства и рационализации" - http://invention.karelia.ru/invention


Центр изобретательства - http://invention.karelia.ru/center

 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: job.education.invention
Отписаться

В избранное