ОДИ - организационно-деятельностная игра. ОДИ введена ГП (Георгий Петрович Щедровицкий) сотоварищи в конце 70-х годов 20-го века. Не только введена, но и внедрена в практику коллективного решения социально-экономических проблем СССР, а затем и отдельных стран СНГ.
Что можно сказать ЗА?
Как ни странно, но у ОДИ нет четкой методологической схемы! Каждая из проведенных ОДИ отличалась чем-то своим особенным. Отличие это исходило от самой проблемы, для решения которой проводилась ОДИ. Тем не менее, можно перечислить несколько основных методологических моментов, которые свойственны ОДИ:
1. ОДИ проводится в 3 этапа:
1-й этап - подготовка ОДИ (разрабатываются основной замысел и концепция игры, формулируются рабочие цели, которые должны быть достигнуты с помощью игры, формируются команды организаторов и участников игры);
2-й этап - проведение ОДИ (основной этап, на котором в игровой форме проводятся коллективные "рабочие" процессы, приводящие к результатам);
3-й этап - обобщение ОДИ (этап анализа результатов и опыта проведенной игры).
2. Основной этап ОДИ разбивается на несколько фаз, количество и содержание которых определяется как до, так и в процессе игры (установочный доклад ведущего игры, в котором излагается замысел, основная концепция и важнейшие рабочие цели проводимой игры, а также программа и регламент игры; методологический "ликбез" для участников игры; практическое вхождение участников в игру, проработка и освоение рабочих и игровых целей, организация, соорганизация и самоопределение игровых групп; самоопределение участников игры; специально спланированные имитации "рабочих" процессов; доклады о результатах работы в группах, свободные дискуссии; активный отдых и т.д. и т.п.).
3. Довести проблему до понимания того, что ее невозможно решить традиционными методами.
4. Создать ХАОС идей, организовать этот ХАОС и извлечь из него искомые решения.
5. Ускорить процесс решения проблемы за счет сбора в одном месте и в одно время разноплановых специалистов, за счет "заводки" их методами игротехники, за счет системного отсмотра проблемы и возможных ее решений.
6. Извлечь скрытые резервы участников игры.
7. Найти принципиальное решение, а не оптимизацию существующего решения.
8. ОДИ носит многоцелевой характер - понять проблему "до глубины корней", решить ее, научить участников "уму-разуму", повысить их жизненную и логическую энергию, сплотить их, натренировать игротехников и т.д.
Что можно сказать ПРОТИВ?
Проблемы, для решения которых проводились ОДИ, выбирались, как правило, из числа тех, которые не имеют однозначных решений. Это были не конкретно-технические, а обще-социальные проблемы. И это неспроста! Методика ОДИ эффективна в достаточно узком поле - поле проблем организации и управления социально-экономической сферы деятельности. И неэффективна (?) при решении технических задач, при научном поиске, при решении производственных проблем, при разработке рекламы, при создании произведений искусства и т.д.
А так ли уж эффективна ОДИ при решении социально-экономических проблем? Речь идет не об эффектности, а об эффективности, то есть о последующем за ОДИ практическом внедрении результатов ОДИ. Почему нет доступных данных об этом?!
Интересные идеи, как правило, приходят в неинтересном виде, в неинтересном месте, в неинтересное время… Творцов в стадо не загонишь! Они - индивидуалисты высшей пробы. Так ли уж интересны результаты ОДИ, проводимые с нетворцами? Может ли такая "интеллектуальная тусовка" быть обречена на творческий успех?
ОДИ предполагает безавторские коллективные решения. Но пока есть АВТОРСТВО как товар, потенциальные авторы не станут дарить свои идеи задарма.