Ударим изобретательством по российскому "бездорожью"!
Уже давно мы живем не в природном, а в природно-техническом мире. Нас окружают не природой, а человеком созданные вещи. Кровать, на которой спим. Стол, за которым сидим. Чайник, из которого пьем. Книга, которую читаем. Телевизор, который смотрим. И так далее и тому подобное…
Вокруг нас полным-полно технических решений, до которых "не додумалась" сама природа! Например, колесо. Колеса нет в природе. Есть только растение "перекати-поле", есть катящиеся с горы круглые камни. Но природа не догадалась вставить в центр диска ось, а тем более соединить этой осью два диска. Это догадался сделать человек!
Ученый и изобретатель. В чем разница?
История науки и изобретательства изобилует множеством примеров, когда ученые становились изобретателями, а изобретатели учеными. Например, Эйнштейн, прославившийся своей теорией относительности, имеет в своем творческом "портфеле" много разных изобретений. Или Менделеев, автор периодической таблицы химических элементов, был в свое время изобретателем оптимальной пропорции спирта с водой для производства водки (тех самых 40 градусов!). Архимед, изобретатель различного рода рычажных механизмов, вывел формулу выталкивающей силы на тело, погруженное в жидкость (кто не знает закон Архимеда?). Тесла, изобретатель множества электромагнитных устройств, внес значительный вклад в прикладную науку об электромагнетизме.
Тем не менее, разница между ученым и изобретателем есть. Понять ее можно, если посмотреть на классическую схему продвижения новых идей: НАУКА - ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО - ИННОВАТИКА - ПРОИЗВОДСТВО - РЫНОК. От научной идеи до ее практической реализации проходит много времени. Хотя на протяжении всего 20-го века эта временная дистанция постоянно сокращалась и появилось достаточное количество примеров, когда сами разработчики проходили всю эту дистанцию от начала до конца, основная масса специалистов до сих пор работает только в пределах одного вида деятельности.
Если говорить о науке и изобретательстве, то налицо их взаимопроникновение друг в друга, пересечение друг с другом. Но они все же остаются самостоятельными видами деятельности человека. Среди ученых есть те, кто занимается фундаментальной наукой, и те, кто занимается прикладной наукой. Прикладная наука немыслима без изобретательства. При этом имеет место и изобретательство вне прикладной науки! Ведь множество, например, канцелярских товаров, бытовых устройств, станков и др. было создано без каких-либо предварительных или последующих научных изысканий.
Ученый, в первую очередь, старается объяснить явление, изобретатель - применить его на практике. Результат труда ученого, в основном, фиксируется в виде научных статей, монографий или экспериментальных образцов. Результат труда изобретателя - в виде патентов, ноу-хау, чертежей или опытно-промышленных образцов.
Можно ли автоматизировать труд изобретателя?
Наверное, да! Ведь этому нет принципиальных запретов. Это станет возможным либо когда человек научится копировать человеческий мозг компьютерными средствами, либо когда человек придумает принципиально отличные от мозга (который "придумала" природа) и более эффективные, чем мозг, принципы и носители мышления.
По крайней мере, уже сейчас стало возможным увеличивать эффективность мыслительной деятельности
- за счет создания психофизиологической среды, способствующей творческому процессу (творческий коллектив, оборудованное соответствующим образом рабочее место, активация организма);
- за счет использования интеллектуальных способов, ускоряющих и направляющих мыслительные процессы (приемы, методы и методики изобретательства);
- за счет подключения киберустройств к органам тела (в том числе к мозгу!) человека, позволяющих, например, делать быстрые расчеты подобно калькулятору или быстро находить нужную информацию подобно компьютеру.
Суть теории изобретательства заключается в том, чтобы вникнуть во все естественные и искусственные механизмы изобретательского творчества, объяснить их, создать соответствующий инструментарий и применить его в процессе поиска новых технических решений.
Каким должен быть изобретатель?
Изобретателем может быть профессионал и дилетант, "энциклопедист" и узкий специалист, кампанейский человек и "дикарь", теоретик и практик. Новые идеи приходят в голову всем! Разница лишь в качестве этих идей, в их востребованности обществом, в их реальности воплощения.
Тем не менее, можно все-таки выделить несколько качеств, которые характеризуют изобретательский стиль мышления. Это:
- наличие ясности видения проблемы, цели и задачи (системное видение проблемы, понимание значимости результатов ее решения, четкая постановка задачи);
- наличие необходимого и достаточного объема информации по данной теме (расчеты, чертежи, описания, фотографии, опыт эксплуатации);
- наличие изобретательских знаний, умений и навыков (пользование приемами, методами и методиками изобретательства, фондом изобретательских задач-аналогов и примеров, изобретательским программным обеспечением);
- наличие сильной мотивации к поиску новых решений (творческий интерес, потребность в деньгах, жажда авторитета, обязательства).
Профессиональный изобретатель - специалист 21-го века!
20-й век по праву можно считать веком научно-технического прогресса. Веком, когда общество вплотную подошло к пониманию истинной значимости научного и изобретательского труда. 21-й век, скорее всего, будет веком ученых и изобретателей! Веком, в котором профессия "изобретатель" станет массовой. На то есть веские основания! Ибо новые информационные технологии способны не только расширить возможности изобретателя в плане поиска нужной информации, но и ускорить формирование изобретательского стиля мышления. Именно в 21-м веке произойдет окончательное становление теории изобретательства как одного из приоритетных научных направлений.