Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интеллектуальное развитие. Скорочтение. Суперпамять ВЫПУСК 11


Здравствуйте!

Сегодня хочу рассмотреть тему «Умение слушать как психологический прием».

Другими словами, как выработать умение одновременно слушать, думать и понимать?

Дело в том, что очень часто на мои тренинги приходят люди, которые сталкиваются со следующей проблемой: в процессе делового разговора (или любого другого) человек настолько увлечен собственными мыслями, собственным выстраиванием речевых конструкций, собственными ответами и т.д., что совершенно не помнит потом, о чем говорил собеседник. Такие люди, как правило, склоны сетовать впоследствии на свою «плохую память». Я не зря взяла в кавычки словосочетание «плохую память», поскольку дело здесь как раз не в памяти, а в неумении слушать.

Этому, оказывается, тоже нужно учиться. Умение слушать - это сознательный процесс.

Есть даже специальные тренинги вроде «Эффективное общение: умение слушать», «Эффективная коммуникация в деловом взаимодействии» и т.д.

Еще древние говорили, что истина находится не в словах говорящего, а в ушах слушающего. Один из важных принципов переговоров – исключительное внимание к своему партнеру, умение слушать его. Если вы не очень внимательно прислушиваетесь к партнеру, то упускаете многие важные моменты. Вам это надо?

Поддерживать непрерывное внимание к говорящему для многих людей оказывается нелегким делом по ряду причин.

Во-первых, рассеянность или неспособность концентрировать свое внимание. Вас может отвлекать окружающая обстановка или ваши собственные мысли.

Во-вторых, отсутствие интереса к теме говорящего.

В-третьих, эгоизм или самолюбование собой. Любой человек больше ценит свои мысли, стремится самоутвердиться или показать, как хорошо он осведомлен в данном вопросе. Отсюда выплывает следующая причина:

Потребность реплики, желание перебить партнера, окончить его мысль и т.д. В процессе речи собеседника часто наши мысли заняты формулированием "разгромных" комментариев, с которыми мы хотим выступить по окончании речи. В результате мы сосредоточены не на речи говорящего,  а на собственном ответе, т.е. собственных мыслях.

В-четвертых, избирательность внимания. Мы привыкли слушать многое, не уделяя всему пристального внимания. А необходимо бы выработать привычку попеременно выбирать то, что в определенный отрезок времени представляет для нас максимальный интерес.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить основные правила хорошего слушателя:

1.      Полностью сконцентрируйте свое внимание на собеседнике. Обращайте внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию, стараясь подстроиться.

2.      Дайте понять собеседнику, что вы внимательно слушаете. Это можно сделать, сопровождая речь собеседника киванием головы, произнесением сопровождающих фраз типа «да», «понимаю вас...» и т. п.

3.      Проверяйте, правильно ли вы поняли слова собеседника. Перефразируйте, задавайте уточняющие вопросы.

4.      Не давайте оценок. Не поддавайтесь соблазну опровергать новую для вас информацию.

5.      Не заканчивайте предложение за собеседника.

6.      Делайте пометки в блокноте. Записывайте (или делайте графические пометки ) только выдающиеся и ключевые моменты.

 Есть 2 основных способа по улучшению умения слушать:

1.      Внутренняя установка на слушание;

2.      Эйдетический ключ запоминания.

Рассмотрим каждый из пунктов подробнее.

1.      Внутренняя установка на слушание тесно связана с силой воли и целенаправленностью. Стоит сделать сознательное усилие и дать себе четкую установку с тем, чтобы изменить манеру ведения диалога и из активного говорящего превратиться в активного СЛУШАЮЩЕГО. Начните слушать партнера!

Упражнение 1.

В течение нескольких дней постарайтесь отработать роль заинтересованного слушателя в различных ситуациях. Начните со своими друзьями и знакомыми, в обществе которых вы чувствуете себя более непринужденно. Особенное внимание уделите тому правилу хорошего слушателя, которое менее всего у вас развито. Обратите внимание на манеру слушать своих друзей и партнеров. Умеют ли они слушать? Как ведут разговор те собеседники, с которыми приятно разговаривать?

Одной из удивительнейших способностей нашего мозга является способность мозга отбрасывать звуки, которые не представляют для нас интереса. Уже одно это знание позволяет вашему мозгу  не обращать внимания на шум, который вас отвлекает и концентрировать внимание на том, что вы хотите услышать. Натренировать эту способность помогут  следующие упражнения.

Упражнение 2. Когда вы идете по шумной улице, сознательно примите решение улавливать в этом шуме только один конкретный шум: шум шагов, затем прислушиваться только к пению птиц, потом к шуму транспорта. Тоже самое и дома: по отдельности прислушивайтесь к шуму воды, вою ветра за окном, шуму уличного движения и т.д.

Упражнение 3. Включите радио, магнитофон или винамп. Поставьте песню на самый низкий предел громкости. В течение 2-3 минут прислушивайтесь к песне, стараясь разобрать слова.

Упражнение 4. Включите короткометражный фильм (к примеру, «Ералаш» или можете найти какаю-то часть фильма, в которой идет беседа нескольких человек). Выключите изображение. Ваша задача на слух фиксировать внимание на разговоре одного человека.

2.      Эйдетический ключ запоминания. Применение ключа основывается на том факте, что наш мозг не работает линейно, последовательно, структурировано (вместе с тем, подавляющее количество информации, которую нам приходится усваивать, передается в последовательной форме). По своей природе мышление ассоциативно. Линейное изложение информации в форме текста (речи) блокирует способность нашего мозга видеть целостную картину, способность ассоциативно мыслить. Поэтому, в ходе разговора наш мозг запоминает информацию не списками, предложениями, а путем привязывания ключевых слов и образов друг другу.

Поэтому, очень важно пользоваться эйдетическими приемами запоминания. В частности, применительно к запоминанию ключевых моментов разговора, я бы рекомендовала пользоваться методом «Римской комнаты» или, как его еще называют, «Метод Цицерона».

Почему метод назван в честь известного римского оратора? Дело в том, что он очень успешно использовал данный метод для запоминания своих блестящих речей и никогда не пользовался записями (хотя изобретение самого метода приписывают герою более раннего периода в истории Древней Греции, а именно древнегреческому поэту Симониду).

Так вот, запоминаемую информацию необходимо мысленно расставлять на предметах интерьера(собственной комнаты) в порядке их следования.

Потом достаточно вспомнить комнату (а мы ее хорошо знаем – предварительно необходимо заучить последовательность предметов в своей комнате; знать, что за чем стоит – таким образом составить опорный список предметов, желательно побольше) и вы ярко увидите те образы, которые расставляли по комнате. Кроме того, что вы должны ярко представлять расставляемые элементы, желательно их еще связать нестандартной ассоциацией с соответствующим предметом интерьера.

В нашем случае, когда вы общаетесь с собеседником, можете просто рассматривать и запоминать помещение, в котором находитесь, расставляя по очереди ключевые слова запоминаемого материала, а когда будет необходимо его воспроизвести, вам нужно будет вспомнить обстановку помещения (что значительно легче, чем, например, вспомнить содержания беседы или лекции), и вы сами удивитесь тому, как легко усвоилась необходимая информация одновременно с обстановкой.

 

Древнекитайская мудрость гласит: «Кто не умеет слушать других, тому не помогут ни деньги, ни слуги, и он все время будет совершать глупые поступки».
Поэтому, давайте будем мудрыми и будем учиться слушать!

 

Инвестируйте в свое собственное развитие, образование и источники идей. Приобретайте то, что будет способствовать повышению вашего профессионализма и остроты мышления. Верьте в себя и действуйте!

 

Искренне ваша, Татьяна Урубкова.

e-mail: intensiv@i.ua

 

* Я сотрудничаю с организаторами в разных городах, которые организовывают мои тренинги. И приятно, что география моих тренингов с каждым годом ширится. С удовольствием рассмотрю и другие предложения по проведению своих тренингов в вашем городе. Напоминаю, что при условии предоплаченной группы в 10 человек, организатор получает возможность посетить тренинг БЕСПЛАТНО.

Перепечатка любых материалов разрешена только при сохранении авторства и размещении ссылки на мои сайты.

Отправляя письма без пометки "НЕ публиковать", Вы соглашаетесь с тем, что они могут быть опубликованы в рассылке.

 

 

Рассылка сайта Библиотека интеллектуального развития.


В избранное