Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Нектарология - как извлекать нектар из взаимоотношений.


НЕКТАРОЛОГИЯ - КАК ИЗВЛЕКАТЬ НЕКТАР ИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ WWW.RUZOV.RU

ЗАОЧНАЯ ШКОЛА БЕНГАЛЬСКОЙ АСТРО-ПСИХОЛОГИИ СТУДИЯ ХАТХА-ЙОГИ "ШАНТИПУР"
БХАГАВАД-ГИТА - ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ВОСТОЧНОЙ КУЛЬТУРЫ ПСИХОЛОГИЯ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
Москвичи могут подписаться на специальную рассылку "Лекции Рузова В.О. в Москве" Мы будем регулярно оповещать вас о дате и месте проведения очередной лекции и других подобных новостях. Помогите нам Вас оповестить! ПОДПИСАТЬСЯ

НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ:

25.02 Выложены новые тексты Шримад Бхагаватам 7.14.1. читать

Шримад Бхагаватам 7.14.2. читать

Шримад Бхагаватам 7.14.3_4. читать

Шримад Бхагаватам 7.14.5. читать

Для всех женщин до 8 марта СКИДКИ в школе заочной астрологии СМОТРЕТЬ


Артха-шастра

Сегодня мы поговорим о передаче духовного знания на основе "Артха шастры" Каутильи, в которой даются правила, приводящие к благоприятному для всех результату, что и является первичной задачей проповедника. Проповедник - это не просто джентльмен, это джентльмен, который понимает чем заканчивается каждое его действие, каждый его план, каждая его мечта.

Мы иногда воспринимаем предание Богу как полную безответственность - будь что будет, всё, что должно произойти, обязательно произойдёт. Но повзрослевший проповедник также понимает, что от него тоже кое-что зависит. Он предаётся Богу особым образом - беря на себя ответственность за последствия своей проповеди. Такое напряжённое размышление над тем, как сделать проповедь более эффективной, приводит к тому, что судьба добавляет удачи проповеднику и его даже самые смелые планы могут легко осуществиться.

Но будьте готовы к тому, что вместе с осуществлением проповеднического плана к нам придут и весёлые проблемы, которые являются некоторой платой за "внеочередное" исполнение желаний. Помните, как однажды Радхарани пришла собирать цветы на Кусум-саровару. Она очень хотела добиться результата в своём служении Кришне, ей хотелось собрать самые красивые, самые пахнущие цветы, но до них было невозможно дотянуться рукой. И что сделал Кришна? Он ответил на это желание Радхарани и незаметно пригнул одну из веток к земле, так чтобы Радхарани могла до неё достать. Но что произошло дальше: она взялась за эту ветку, сорвала несколько цветков, и Кришна отпустил её, в результате чего Радхарани взлетела вместе с веткой под самое небо. Вот так и происходит в жизни проповедника: хочешь успехов в проповеди, будь готов испытать максимальные перегрузки, будь готов встретиться с божественным юмором...

Не мытьём, так катанием

Да, мы конечно не раз слышали о том, что проповедь можно вести "не мытьём, так катанием", но это вовсе не значит, что мы должны быть довольны этим результатом. Представьте себя водителя, который говорит на суде, что ему надо было съездить по очень важному делу, поэтому он сбил всего 2 человек, но цель-то была очень важная... Даже водитель скорой помощи или пожарной машины не имеет права сбивать пешеходов! Мы не хотим катанием, мы хотим мытьём, у преданного милосердное сознание, он заботится о том, чтобы любовь к Богу была представлена наилучшим образом, а не как попало.

На этой идее и основана ведическая наука политического мастерства, которая учит человека даже в самых напряжённых условиях, даже на пороге войны, даже в самый разгар войны ценить каждую человеческую жизнь, каждое человеческое сердце, каждую человеческую душу, да и не только человеческую...

И первым аспектом ведической науки - приносить благо всем окружающим - Каутилья называет умение человека правильно философствовать. Философствование - это умение с помощью логических аргументов доказать самому себе и другим верность тех принципов, которым мы следуем. Если философия способна этого добиться, она является лучшим другом на пути человека. Философствующий человек не прибегает к обману, давлению или подкупу. Просто разговаривая на философские темы, он приносит пользу всем, кто его слушает. И чем более сильна его философия, тем большее количество людей может его слушать.

Поэтому философия признана Каутильей одним из самых опасных и массовых видов оружия. Фактически, сильная философия опаснее, чем атомная бомба, потому что способна самораспространяться. Очень символично само место прочтения Бхагавад-гиты - на поле битвы Курукшетра. Это понимают все: родители, учителя, государство, религии. В наше время это называется "идеологической войной", но в действительности в основе всего лежит философия.

Истинная философия учит верить, учит думать, учит говорить и учит действовать. Философия считается основой для всех наук, основой для совершения любого дела и основой для любого миропонимания. Если в чём-то нет философии - это структура без фундамента. Долго простоять она не сможет. Но если философия есть и она сильна, такая структура может стоять тысячелетиями и ничего с ней не станется.

Поэтому опытный проповедник, да и вообще любой человек, который хочет утвердиться на своём пути, постоянно ищет новые и новые философские выкладки, доказывающие его правоту. Он немного похож на собирателя лекарственных трав. В лесу много бесполезных трав, кустов и деревьев, но настоящий "травник" опытным глазом видит траву, способную вылечить опасное заболевание. Так и преданный, постоянно настроен на слушание, что позволяет ему собирать философские доказательства истинности его пути. Такого проповедника победить практически невозможно. По каждому пункту у него собрано множество интереснейших философских выкладок, которыми он с радостью делится с другими. Да, нашему человеку есть что сказать...

Сделаем первый вывод: успешный проповедник - это опытный и искушённый философ.

Почему же у нас не получается использовать такой огромный потенциал нашей философии? Да потому, что мы забываем о том, что в философии есть раздел практического поведения в соответствии со своим возрастом, положением, варной и ашрамом. Есть и интереснейшая поговорка: Знание – зло, большое знание – дьявольщина, абсолютное знание – Бог.

Мы забываем о практической составляющей нашей философии, а это именно то, что делает нас не просто сухими теоретиками, а реальными практиками, теми, кто может на самой своей жизни показать лёгкость и практичность духовного развития. Именно такая философская практичность делает проповедника ачарьей - примером для других. А это и есть лучше доказательство для человека, который слышит наши слова о счастье, вечности и блаженстве. Иначе он будет говорить, что слова-то у нас конечно хорошие, но где вы видели, что бы кто-нибудь так жил...

Каковы признаки практического применения философии? Они также описываются Каутильей. Первый признак состоит в том, что истинный философ умеет прощать и терпеть. Можно говорить много умных слов, но простить обидчика и терпеть людскую глупость можно только на основе реальных внутренних изменений. Добившись такого состояния, человек ощущает истинную радость, так как в его сердце открылась дверь для общения с другими людьми на действительно духовной основе. Из его речи уходит злость, зависть и ложь. Артха шастра называет это истинной чистотой и ненасилием.

Знание, употребляемое с истинным пониманием, всегда вызывает у слушающего уважение. Оно приносит людям чувство успокоения, пользы и наслаждения. Знание, доносимое невежественно, с фанатизмом или сентиментальностью, вызывает страх и гнев даже у уравновешенных мудрецов, не то что у простых обывателей. Неправильная подача философии сравнивается с поеданием сильным слабого. Слушающему кажется, что его мозги сейчас вытащат, зажарят и съедят.

Для передачи знания достаточно мягкости и стабильности. Не зря говорится, что капля пробивает камень не силою, а часто падая. Однако капля должна падать с некоторой высоты, а это значит, что сознание говорящего должно быть выше, чем сознание слушающего. Одна правильная мысль, но донесённая через постоянство и смирение способна изменить всю систему мировоззрения человека. Одно регулярное дело в течение дня упорядочивает всю жизнь человека. Одним словом, великие дела вершатся не сверхусилиями, а постоянством.

В передаче знания есть одна тонкость, которая состоит в том, что философствование, даже самое грамотное и красивое, способно изменить только того, кто имеет желание слушать, настроен на восприятие и очень хочет удержать в себе полученную информацию. В любом другом случае никакого влияния на человека не происходит. Каутилья говорит, что воспитание характера происходит только в результате длительного общения с возвышенной личностью. Поэтому раньше не брали учиться астрологии или медицине ученика, который не готов был бы жить рядом с учителем.

Каутилья также рекомендует учитывать даже время суток, в которое передаётся знание. В первой половине дня человеку следует рассказывать знание, которое позволяет преодолевать препятствия. Вообще, Каутилья считает, что главное в передаче любого знания – польза, ибо благочестивое поведение и любовь основаны на пользе. Невозможно представить себе любовь на основе вредительства и глупости. А во вторую половину дня лучше рассказывать поучительные истории, развивающие долг, благочестие, духовность и культуру поведения.

Притча

Насреддин побился об заклад, что он сможет провести ночь на ближайших горах и выживет, несмотря на снег и льды. Несколько попутчиков из чайханы согласились быть свидетелями.

Насреддин взял книгу и свечу и провёл самую холодную ночь в своей жизни. Утром, полумёртвый, он потребовал свои деньги.

-У тебя с собой ничего не было, чем бы ты мог обогреться? - спросили односельчане.

- Ничего.

- Даже свечи?

- Нет, свеча у меня была.

- Тогда пари проиграно.

Насреддин не стал спорить.

Несколько месяцев спустя он пригласил тех же самых людей на пирушку. В ожидании еды они сели в комнате, где Насреддин принимал гостей. Проходили часы, гости начали перешёптываться насчёт еды.

-Давайте пойдём и посмотрим, как там идут дела, сказал Насреддин.

Все поспешно устремились на кухню. Там они нашли огромную кастрюлю с водой, под которой горела свеча. Вода не была ещё даже тепловатой.

- Ещё не готово, - сказал Насреддин. - Не знаю, почему - свеча горит со вчерашнего дня.

Секрет социальной защиты

Сам человек не всегда способен контролировать своё поведение, поэтому Каутилья рекомендует окружить себя доброжелателями, которые не позволят глупости произойти, которые не побоятся остановить нас в минуту слабости. Задача ближнего – отвлекать: отвлекать от греха, отвлекать от глупости, отвлекать от слабости. Это также одна из основных задач проповедника. Проповедник - это тот, кто отвлекает от материального и привлекает к духовному.

Умение останавливать глупости - одна из самых сложных задач в проповедническом искусстве. Во всяком случае, всё то время, когда другой человек слушает проповедника, его жизнь находится на уровне совершенства. Он не курит, не пьёт, не матерится, не совершает греха, не думает о материальном, а очень сосредоточен на понимании абсолютной истины. И если проповеднику удастся оставить о себе память, удастся поселить в сознании человека хотя бы маленькую идейку, которая сможет напоминать ему об этом разговоре, можно считать, что дело сделано.

Задача проповедника - оставить в сознании человека мысль о духовном мире, которая бы соответствовала характеру данной личности. Такое соответствие сделает эту духовную мысль интересной, а значит нужной. Поселившись в сознании, духовная мысль через некоторое время пропитает всю атмосферу своим присутствием и потребует заботы о себе. Это похоже на то, как ребёнку заводят домашнее животное. Да, сравнение немного грубое, но духовная мысль не может жить спокойно, она начинает оживлять, заставлять сомневаться, искать другие доказательства. Одна маленькая мысль способна оживить внутренний мир человека. Это волшебство и называется искусством проповеди.

Поэтому, если не получается сразу понять к какому типу личности принадлежит слушающий, необходимо поговорить с ним о его интересах, расспросить о  жизни,  понять чем в данный момент особенно заинтересован человек. Даже в наше время на человека оказывает влияние система варн, которая определяет его профессиональный интерес. Поняв, под влиянием какой варны находится сознание человека, можно вести разговор в русле, которое может его заинтересовать.

Я могу порекомендовать простой способ определения под влиянием какой гуны находится человек. Если он смотрит вниз, себе под ноги, значит, карма на него давит, мысли тяжёлые, а значит его довлеющая гуна - гуна невежества. Если он смотрит прямо перед собой, значит у него конкретные и прямые цели, которые требуют упорства и активности, что говорит о преобладании гуны страсти. А если он смотрит немного вверх, без давления и напряжённости, если немного витает в облаках, значит, на него оказывает влияние гуна благости. Даже этого может быть вполне достаточно, чтобы направить свой разговор в соответствующее сознанию человека русло.

Настроение проповедника

Мы много раз слышали о том, что внутреннее настроение важнее внешних факторов. Это действительно так, Бог принимает наше сознание, а не атомы, которые мы перекладываем с места на место, тем более что это его собственные атомы, а не наши. Так и в проповеди - очень важно сохранять внутреннюю чистоту.

Кто я на проповеди? Великий освободитель павших душ, мессия, отважный герой? Если я так думаю, значит, я не на проповеди, я на поиске славы, я - обыкновенный материалист, тешащий себя надеждой стать великим с помощью духовных методов. В таком сознании нет счастья, а соответственно в таком настроении и невозможно передать счастье другим. Это оскорбительное настроение, в котором человек воспринимает других как быдло, как чернь, как карми-мясоедов, погрязших в нарушении всех четырёх регулирующих принципов. Это не проповедь - это инквизиция с ведическим уклоном, это поиск ведьм, это утверждение в своём величии за счёт других.

Только смирение способно вернуть счастливое состояние сознания. Что это за настроение такое? Это понимание, что не я спасаю других, а другие спасают меня, позволяя мне выполнять моё служение Богу. Они терпят мою неуклюжую проповедь, позволяя мне очищаться и продвигаться по пути духовного развития. Они видят всю мою фанатичность и однобокость мировосприятия и всё равно ничего не говорят, уважая мой путь, понимая моё желание нести людям непонятную для них идею.

Как часто мы сами не готовы позволить другим открыто выражать их взгляды. Как мы бросаемся на чужие идеи и разрываем их на куски самым беспощадным образом, не задумываясь о том, обижаем мы человека или нет. Как часто мы обвиняем даже самых что ни на есть "своих" в ужасных отклонениях и заблуждениях, даже не поговорив и пяти минут лично с тем, о ком мы распускаем сплетни...

Любите тех, кому проповедуете, уважайте тех, кому проповедуете, цените тех, кому проповедуете, благодарите их за возможность им проповедовать. Как настоящий лектор должен в конце лекции сказать своим слушателям "Огромное спасибо", так и на наших лицах во время проповеди должны быть написаны эти слова ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ.

Одним словом: любите тех, кому несёте любовь, и любовь восторжествует!

Желаю вам удачи в проповеди! Огромное спасибо!


КОНЦЕРТ ИНДИЙСКОГО ТАНЦА:

Приходите на очень душевный концерт индийского классического танца Одисси «Ритмы любящих сердец» в исполнении Татьяны Рузовой (Сатьябхамы д.д.) и ее группы «Лиламрита»!

5 марта в 18.30 в Театре кукол «Жар-птица». Адрес: м. Сокольники, ул. Стромынка, д.3.

Заказ билетов: info@ruzov.ru 8 916 608 70 91; 8 916 642 05 11; 8 910 466 39 42 WWW.RUZOV.RU


Центр служения вайшнавам и их семьям "КАРУНА-СЕВА" ищет специалистов, способных оказывать консультативную и практическую помощь в сложных ситуациях. Требуются врачи различных квалификаций, юристы, психологи, специалисты по недвижимости и финансам. Если вы специалист в какой-то профессиональной деятельности и хотите послужить вайшнавам, сообщите нам о вашем желании. Рассмотрим любые предложения. Особенно необходим администратор центра, желающий посвятить себя служению вайшнавам. В заявке должно быть указано: ФИО, духовное имя, духовный учитель, специализация и время работы по этой специальности, направление консультативной или практической помощи, возможные условия её оказания. Все контактные данные. Фото для сайта. С вами свяжется наш секретарь. Пишите на адрес info@ruzov.ru

НЕКТАРОЛОГИЯ - КАК ИЗВЛЕКАТЬ НЕКТАР ИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ www.ruzov.ru  


В избранное