Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Дальневосточного Центра Востоковедения.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Лекция 9. “О логике”.

Цитата. Шримад Бхагаватам. 3-12-44

анвикшики трайи варта 

данда-нитис татхаива ча

эвам вйахритайаш часан 

пранаво хй асйа дахратах

Наука логики, установленные Ведами цели жизни, законность и порядок, этические
нормы и знаменитые гимны бхух, бхувах и свах - все это вышло из уст Брахмы, а
пранава омкара появилась из его сердца.

Нас интересует один вопрос: можно ли с точки зрения логических выводов делать
заключения об Абсолютной Истине?

Истина нуждается в окончательном доказательстве, но дает ли это логика? Оказывается
не всегда. Одно логическое утверждение можно опровергнуть с помощью другого логического
утверждения.

Логика – это материальная наука, изучающая материальный мир, а истина находится
за пределами материальных законов. Поэтому истина находится вне границ современной
логики.

Веды дают объяснение того, почему Истину невозможно понять с помощью логики:
у Истины есть особая энергия - это энергия, снимающая противоречия. 

Благодаря этой энергии все противоречивые качества Истины перестают противоречить
друг другу и могут мирно сосуществовать вместе. 

Истина может приходить в форме пророка и одновременно может являться бесформенной.
Истина самодостаточна, но откликается на молитвы верующих. 

И постичь ее с помощью обыкновенной логики невозможно. Поэтому разумный человек
в вопросе понимания Абсолюта отказывается от обычной логики и принимает слова
Вед, стоящих за пределами материальной логики. Это ставит его над материальной
логикой, и в какой-то мере он сначала становится непонятным для окружающих.

Сначала мы должны обрести материальный разум, где логика имеет место, но, приступая
к развитию духовного разума, следует помнить, что написано в Катха-упанишад:
“Духовный разум невозможно обрести с помощью логики".

Логика уводит человека с пути развития духовного разума, поэтому разумному человеку,
в первую очередь, следует избегать людей, ослепленных ложной материальной логикой.

История.

Друг Альберта Эйнштейна был очень разумным человеком, но, все равно, он не мог
понять даже самых элементарных вещей. Он всегда спекулировал и рассуждал по поводу
вселенной. Так вот, у него было две кошки, одна большая, а другая маленькая.
Они все время доставляли ему беспокойства, царапаясь в кухонную дверь. И тогда
в кухонной двери он сделал большую дырку, чтобы не приходилось каждый раз открывать
и закрывать кухонную дверь. А рядом с большой дыркой он сделал маленькую дырочку
для маленькой кошки. 

Материальная логика порождает науку и философию, приводя в систему все накопленные
человечеством знания. 

Теоретические науки – это логика в соединении со знанием, а прикладные - логика
в соединении с кармой. 

Логика изо всех сил пытается понять запредельный мир, но это приводит всего на
всего к неуклюжим теориям, вроде экзистенциализма или материализма. Доводы материальной
логики таковы: если я не видел Бога, - его нет!

Но это и опровергает саму логику, так как современная наука в большинстве своем
изучает то, что она не способна увидеть.

Более того, логические наблюдения показывают, что человек не руководствуется
логическими выводами, которые он сам и делает. Как бы логично не звучало, что
сладкое есть вредно, все равно человек ест сладкое.

Мы можем явно увидеть, что ведет нас по жизни не сухая логика, а вкус, который
мы смогли понять и ощутить. И отказываться от этого вкуса, даже совсем нелогичного,
мы вовсе не собираемся.

Анекдот.

"У меня есть хорошие новости и плохие новости для Вас," сказал Бог Адаму. 

"Сообщите мне хорошие новости сначала", - попросил Адам. 

"Я дал вам два органа. Один называется мозг. Он делает Вас умными, позволяет
создавать новые вещи и вести интеллектуальную беседу. Другой орган половой. Он
позволяет Вам зачинать детей , и ваши потомки заполнят целую планету." 

"Благодарю Вас, действительно хорошие новости! Но скажите теперь про плохие?"


"К несчастью, эти два органа не могут работать одновременно..." 

Но мы не отвергаем логику. 

Если логика основана на истинной морали, она становится чрезвычайно сильной и
приводит человека к стабильности.

Поэтому мир ведической мысли дал нам так много трактатов, основанных на моральной
логике. Эти науки входят в раздел нити – здравого смысла.

Изучая эти разделы вед, наш разум наполняется логикой, основанной на морали,
и мы получаем удивительные результаты: у нас появляется желание, сила, а самое
главное - время, чтобы заниматься самоосознанием.

Иногда мы полностью отказываемся от логики, но, не имея в сознании эталон истины,
совершаем грубейшие ошибки на уровне поведения.

Большинству из нас предстоит заниматься самоосознанием в окружении родных, соседей
и сослуживцев. Для того, чтобы быть не только адекватным, но еще и привлекательным,
необходимо воспользоваться этой особой логикой – логикой здравого смысла.

Однажды Бхактивинода Тхакур произнес замечательную фразу: "Когда река древнего
учения сливается с потоком логики, от водоворотов иллюзии не остается никакого
следа".

Логика, подобна оградке вокруг молодого дерева. Это часто можно увидеть в Индии.
Если мы способны обнести вокруг своего развивающегося желания самоосознания ограду
из логики, основанной на Ведах, то мы защитим ее от сомнений, которые готовы
поглотить наш росток сознания.

Анекдот.

Человек шел по улице и вдруг голос с небес сказал: “Стой!”. В следующую секунду
на его пути упал кирпич. Через пару минут, когда он решил перейти улицу опять,
голос с неба остановил его, и тут же из-за угла на красный свет пронёсся грузовик.


Дрожащим голосом человек спросил: " Кто ты?".

Голос ответил: " Я - твой ангел хранитель. Ты хотел что-то спросить?"

" Да, где ты был в день моей свадьбы ?! " 

Мы должны размышлять над Ведами и их логикой. Когда в этом случае мы говорим
о логике, мы имеем в виду логику, основанную на Ведах. 

Применение логики уместно, если ею пользуются для того, чтобы разрешить кажущиеся
противоречия. 

Если мы стараемся находить общее, логика уместна. Если мы стараемся находить
противоречия, логика становится опасной и может приводить к оскорблениям и критике.

Логика (юкти) бывает двух видов: чистая (шуддха) и смешанная (мишра). Чистая
логика присуща изначальной духовной природе вечной души. Но, когда душа попадает
в плен к материи, и когда ее деятельность оскверняется материальными представлениями
о мире, ее логика тоже оскверняется. Смешанная логика ущербна, ибо ей свойственны
все недостатки человека. Поэтому и ее выводы тоже достаточно сомнительны.

Анекдот.

Хоронят человека. Прохожий спрашивает: 

От чего он умеp-то? 
А читай надписи на венках. Там все написано. 
Тот читает: "От любящей жены", "От любимой тещи", "От детей"... 

Чистая логика неизменно приходит к одним и тем же выводам, тогда как выводы смешанной
логики постоянно противоречат друг другу. 

Чистая логика.

Какова же природа чистой логики? 

"Душа изначально духовна и потому исполнена духовного знания. Это изначальное
знание называется "естественным знанием". Естественное знание неразлучно с душой.
Оно не возникает в результате ее наблюдений и размышлений над природой материального
мира. 

Законы этого чистого знания называются чистой логикой. Это естественное знание
было у души еще тогда, когда у нее не было никакого опыта материального существования".


Вот некоторые выводы чистой логики: Я существую всегда. Я счастлив, и у моего
счастья есть источник. Он бесконечно прекрасен, и я хочу найти у него прибежище.
Положение, в котором я оказался, прискорбно. Материальный мир - не мой дом, и,
достигая более высокого положения в материальном мире, я не получаю истинного
и вечного блага. 

Английская мера длины - фут - это размер ноги английского короля, которому захотелось,
чтобы все в этом мире измерялось длиной его стопы. 

Человек пытается соотнести этот мир с самим собой. Мы пытаемся оставить след
на этой земле, но этот след, как правило, след от разрушений и беспокойств.

На этой земле уже есть идеальный след – след пророков Истины, но человек не хочет
с этим смириться и пытается оставить память о себе. Но вместо настоящего следа,
удается только наследить. 

В основном после нашего посещения этой земли приходится делать генеральную уборку,
что время от времени происходит в виде природных катаклизмов.

Интересно, как воспринимает появление пылесоса колония тараканов? Не так ли как
мы -появление смерчей и торнадо?

Но настоящей мерой всех вещей для нас должна стать Абсолютная Истина. Как это
сделать? Только встретившись с подлинным представителем Истины и увидев мир его
глазами.

История.

Как-то человек отправился в город к великому мудрецу. Выяснилось, что живет мудрец
в ветхой лачуге на окраине. В жилище не было ничего, кроме продавленной кровати
и заваленного книгами стола, за которым сидел старик, погруженный в чтение. 

Удивленный гость обратился к нему с вопросом:

- Где живет мудрец?

- Это Вы меня ищете, - объяснил ему старик. - Что Вас так удивило? 

- Я не понимаю. Вы - великий мудрец, у Вас много учеников. Ваше имя известно
по всей стране. Вы должны жить во дворце. 

- А где живете Вы? - спросил старик.

- Я живу в особняке, большом богатом доме. 

- А как Вы зарабатываете на жизнь? 

Гость рассказал хозяину лачуги, что он бизнесмен и два раза в год ездит в большой
город за товарами, которые затем продает местным купцам. 

Старик слушал его внимательно, после чего поинтересовался, где он останавливается
в чужом городе. 

В маленьком номере маленькой гостиницы, - сообщил бизнесмен. 
Если бы кто-нибудь посетил Вас в этом маленьком номере, он мог бы спросить: "Почему
Вы, состоятельный человек, живете в таком бедном номере?" Вы бы могли ответить:
"Я здесь проездом и ненадолго. Здесь есть все, что мне нужно. Приезжайте в мой
настоящий дом, и Вы увидите, что он совсем другой". 
То же самое справедливо и для моего пристанища. Я здесь только проездом. Этот
материальный мир есть лишь дорога. В моем настоящем доме все выглядит иначе.
Приходите в мое духовное жилище, и Вы увидите, что я живу во дворце. 
В конце концов, если мы уж такие закостенелые логики, то следует жить по этой
закостенелой логике. Что это значит? Если мы не знаем ответа на какой-то вопрос,
то следует принять тот ответ, который дан представителями другой области знания.

Если мы не можем с помощью науки увидеть Истину, следует принять ее объяснение
из рук теологов, изучающих ее уже тысячи и тысячи лет.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: job.education.fecos
Отписаться

В избранное