Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Передовые технологии и немного физики от М.Фарадея Выпуск № 140


Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ по физике. Часть 01.

***

Цикл статей будет интересен и для учащихся, сдающих другие учебные предметы; первая версия материалов вышла в 2020-м году.

***

Глава 1. Психологические проблемы.

***

Порой подготовка к сдаче физики представляется ученикам как прямая широкая дорога, только очень-очень длинная.

Уже через несколько недель она превращается в извилистую тропку. По ней очень неудобно идти, да ещё она вдруг начинает петлять, и тогда мы обнаруживаем, что идём обратно, то есть наблюдается регресс в подготовке.

 Часто на пути появляется неведомой формы облако, которое ухудшает видимость цели, и мы начинаем плутать, как в тумане.

Образ облака, которое невозможно оттолкнуть и сложно пройти насквозь, угнетает и лишает мотивации многих потенциальных физиков.

Что же делать?

***

Главное – понять, что наряду с предметными проблемами, которые сравнительно хорошо решаются в наше время, всё более важное значение приобретают проблемы психологического характера, мешающие ученикам реализовывать свой потенциал.

***

Если психологические проблемы решаются, ученики преображаются. У меня были суровые физики, похожие на ледоколы, ураганы или цунами. Они могли не знать, что такое рычаг и не считали зазорным прямо сказать мне об этом (и получить ответ). Они мастерили новогодние ёлочки с физическими формулами и ходили в школу (вы не поверите!) без смартфона.

Увидев меня, они начинали вежливо задавать многочисленные вопросы. У них были цели, планы, исписанные решениями задач тетради и ясное понимание необходимости ежедневных занятий.

Я буквально прятался от них. Шутка. Конечно же, такое общение с мотивированными учащимися – самое счастливое время для учителя физики, стремящегося решать задачи высокого уровня.

***

При правильном психологическом настрое прогресс в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ может быть стремительным.

Это нужно детям.

Это нужно понять родителям.

(Продолжение следует)

#физика #физикаегэ #физикаогэ #егэ #огэ #physicsofmar


 

Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ по физике. Часть 02.

***

Цикл статей будет интересен и для учащихся, сдающих другие учебные предметы; первая версия материалов вышла в 2020-м году.

***

Глава 1. Психологические проблемы.

(продолжение)

Готовясь к ОГЭ или ЕГЭ по физике, ученики выбирают различные стратегии подготовки.

Стратегия 1. Опора на отличную учёбу.

Это уверенные в себе ребята, которые все годы увлечённо изучали основы наук, имеют разностороннюю подготовку и обширные знания по всем предметам, в том числе, понятно, и по физике.

Идеальный, казалось бы, старт. Многим ребятам такая подготовка действительно помогает, и они, обладая высокой мотивацией, хорошим здоровьем и необходимыми условиями, продолжают учиться на «пятёрки» по всем предметам, при этом всё больше углубляясь в изучение физики.

Но бывает и так, что необходимость поддерживать высокий уровень учёбы по всем предметам приводит к нервозности и усталости, к снижению мотивации и успеваемости.

Уделяя всё больше времени физике, ученики невольно оставляют без должного внимания другие предметы. Получать все «пятёрки» не получается, а окружающие уже привыкли к постоянным успехам.

Что делать?

Проблема здесь снова, похоже, в психологии. Кем себя чувствует ученик? Отличником? Идеальным учеником? Или настало время перемен?

Ведь можно решить учиться и дальше на «отлично», только изменить приоритеты, от чего-то отказаться, чтобы сохранить высокую успеваемость.

А можно пойти на решительную «смену курса». Обсудить с семьёй ситуацию и сознательно «снизить планку» с одних «пятёрок» на отличные отметки по экзаменационным предметам и отсутствие «троек» по всем остальным. Тогда психологический «гнёт» необходимости отличной учёбы спадает, ученик спокойно готовится к экзаменам в своём режиме, вспоминая с благодарностью годы «отличной» учёбы. Принимать решение нужно осознанно и спокойно, чтобы учащиеся могли ощущать поддержку своих родителей и учителей.

(Продолжение следует)

#физика #физикаегэ #физикаогэ #егэ #огэ #physicsofmar


 

Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ по физике. Часть 03.

***

Цикл статей будет интересен и для учащихся, сдающих другие учебные предметы; первая версия материалов вышла в 2020-м году.

***

Глава 1. Психологические проблемы.

(продолжение)

Первая стратегия (опора на отличную учёбу) подходит не всем.

Стратегия 2. Акцент только на экзамены в ущерб другим учебным предметам.

Это ребята, которые учились неплохо, но о необходимости прочных знаний задумались лишь в год сдачи ОГЭ или ЕГЭ.

Они могут хорошо учиться, у них это легко получается, когда они исправляют отметки в конце четверти или мобилизуются для выступления на олимпиаде или научно-практической конференции.

У них нет четвертных «троек», а «пятёрок» и «четвёрок» примерно поровну. Сейчас же они решают сдать на максимальный балл свои экзамены, начиная игнорировать остальные предметы.

Родителям и учителям они могут сказать, что никто не будет смотреть в аттестат, а вот нехватка баллов на ЕГЭ или низкая отметка на ОГЭ могут резко изменить все планы по поступлению в ВУЗ (в конкретном городе) или в колледж.

Аргументы кажутся убедительными.

Что же делать?

***

Дело не в уровне знаний или способностей – и того и другого хватает. Возможно, ученики где-то глубоко чувствуют неуверенность, их психологическое состояние нестабильное. Они знают, как много было потеряно в прошлые годы, и не хотят что-то упустить сейчас хотя бы на экзаменах. Им нужна эта победа.

Поскольку учиться они, к сожалению, привыкли вполсилы, выйти на максимальный уровень сейчас, в самый нужный момент, не получается. Поэтому они «режут по живому», то есть отнимают время на физику и другие экзаменационные предметы у других учебных дисциплин, по которым появляются четвертные «тройки».

Можно попробовать объяснить им, что человек, постоянно и регулярно повышающий свой уровень образования, обязательно сможет удержать прежний уровень отметок по всем предметам, при этом улучшив показатели по физике и другим экзаменационным дисциплинам, предложить составить план действий и стараться придерживаться его. Если план начнёт реализовываться, ученики, скорее всего, успокоятся и продолжат успешную учёбу.

(Продолжение следует)

#физика #физикаегэ #физикаогэ #егэ #огэ #physicsofmar

 

 

 

Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ по физике. Часть 04.

***

Цикл статей будет интересен и для учащихся, сдающих другие учебные предметы; первая версия материалов вышла в 2020-м году.

***

Глава 1. Психологические проблемы.

(продолжение)

Первые две стратегии всё же дают право на ошибку.

Стратегия 3. Экзамены – последний шанс.

Не всегда учёба складывается успешно и удачно. Многие ученики учатся от случая к случаю. «Тройки» чередуются с «четвёрками» и «двойками», за четверть выходят преимущественно «тройки». Это умеющие думать ребята, которые чрезмерно увлекаются разными проектами, не связанными с учёбой, поэтому блистают в спорте, театре, танцах, литературном творчестве.

У них могут быть дипломы и грамоты высокого уровня, медали, кубки и ценные призы. Их могут премировать поездками в другие города и страны, они могут быть известными личностями.

Но как же учёба? Она на одном из последних мест. На вопросы и упрёки ученики отвечают, что они реализуются в другом, а если сдадут хорошо экзамены, то полностью реабилитируют себя в глазах родителей и учителей.  Поэтому изучают лишь четыре предмета.

Что же делать?

***

В рассуждениях этих, без сомнения, умных ребят есть слабое место. Они считают себя неспособными одновременно хорошо учиться и успевать в своём виде деятельности (спорт, танцы и т.д.). Они не уверены в своих силах, и это снова психологическая проблема.

Можно оспорить это утверждение и спросить их, как они понимают фразу немецкого писателя Лиона Фейхтвангера «Талантливый человек талантлив во всех областях». В ходе обсуждения выяснится, что пробелы в обучении вызваны не отсутствием возможности хорошо учиться, а сознательным выбором в пользу внеурочных занятий; успехи в спорте (например) стали затем прочно ассоциироваться с неудачами в учёбе.

Согласившись, что, скорее всего, учёба тоже может пойти хорошо, ребята могут, поменяв расписание и приоритеты, большее время уделять занятиям, улучшая успеваемость по всем предметам. Рост успеваемости позволит поверить в свои силы и грамотно спланировать подготовку к экзаменам, не бросая своих увлечений.

(Окончание следует)

#физика #физикаегэ #физикаогэ #егэ #огэ #physicsofmar

 

 

Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ по физике. Часть 05.

***

Цикл статей будет интересен и для учащихся, сдающих другие учебные предметы; первая версия материалов вышла в 2020-м году.

***

Глава 1. Психологические проблемы.

(окончание)

А как же те ребята, что с трудом переходят из класса в класс?

Стратегия 4. «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю»!

Вам хорошо известны эти слова, приписываемые Архимеду.

А разговор - об учениках, у которых что-то пошло не так ещё много лет назад. Причины разные, да и не наша это компетенция. В течение четверти они не знают, за что схватиться: тут не знают, там не помнят, а новый материал связан с непонятыми темами…

Сплошной ужас и кошмар, плавно переходящие в безразличие и отрешённость. Одной «двойкой» меньше, одной больше – уже не важно. «Залипнем» в телефон, пройдём седьмой уровень, и дела, вроде как, налаживаются. Что будет завтра? Завтра и посмотрим.

Впереди экзамены? Что-нибудь придумаем, отстаньте.

Что же делать?

***

Нам могут быть не известны причины неуспеваемости, но результат перед нами – ситуация неуспеха. Отсюда психологические проблемы, которые могут наложить отпечаток на многие годы.

Один из вариантов выхода из тупика – создание ситуации успеха.

Нужно найти тот начальный уровень, от которого можно отталкиваться. Начальный. Самый нулевой, но твёрдо усвоенный. Это и есть «точка опоры», благодаря которой мы «сдвинем успеваемость».

Например, ученик плохо решает задачи на закон всемирного тяготения. Спросим, знает ли он сам закон и может ли записать формулу. Не знает. Разобрали тему, поняли. Формулу знаем.

Не может посчитать силу всемирного тяготения. Умеет ли он умножать большие числа, может ли записать число в стандартной форме. Не может? Отодвигаем закон в сторону и отрабатываем простые вычисления. Повторив эту тему, отталкиваемся от этого умения и возвращаемся к закону всемирного тяготения. Теперь можно и задачу решить. Ситуация успеха создана!

Возможно, один успех повлечёт за собой и другие.

Конечно, предложенные четыре стратегии рассмотрены очень кратко, но вывод таков: «Причиной учебной неуспеваемости учащихся и их нестабильной подготовки к экзаменам могут быть психологические проблемы, которые нужно определять и решать».

#физика #физикаегэ #физикаогэ #егэ #огэ #physicsofmar

 


В избранное