Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Передовые технологии и немного физики от М.Фарадея Выпуск 111


Выпуск № 111
Фарадей Майкл

Передовые технологии
и немного физики от Майкла Фарадея

07.08.13

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.
 Хаббард Элберт Грин (1856-1915), английский литератор


Здравствуйте, уважаемый читатель!
С Вами Михаил Рулев и рассылка
"Передовые технологии и немного физики от Майкла Фарадея

 

Сегодня в рассылке:
1. Сайты учителей физики
2. Майкл Фарадей (Michael Faraday) - повторим биографию
3. Майкл Фарадей говорит

 
Здравствуйте, уважаемый читатель!
Мой сайт называется http://faraday215.ru, рассылка также имеет отношение к Майклу Фарадею.
В самых первых выпусках я размещал биографии Фарадея, взятые из разных источников, хотя специалистом по этому физику так и не стал - вскоре после начала выхода рассылки я перестал вести физику в прежних объемах.
Но в последнее время многое изменилось, и я снова погружаюсь в эту замечательную науку, преподаванию которой в школе отдал 16 лет своей жизни.
 

1. Сайты учителей физики

Болбашева Е.А. Сайт учителя физики и математики
http://nsportal.ru/user/25867

Перегудова Н.А. Сайт учителя физики
http://peregudovanat.ucoz.ru/

Росчинская А.А. Калейдоскоп учителя физики
http://nsportal.ru/roschinskaya-antonina-anatolevna

 

2. Майкл Фарадей (Michael Faraday)
(22.09.1791 - 25.08.1867)

Большая советская энциклопедия:

Фарадей (Faraday) Майкл (22.9.1791, Лондон, - 25.8.1867, там же), английский физик, химик и физико-химик, основоположник учения об электромагнитном поле, член Лондонского королевского общества (1824).
Родился в семье кузнеца. Учился в начальной школе.
В возрасте 14 лет поступил в обучение к владельцу книжной лавки и переплётной мастерской. Занимался самообразованием, посещал публичные лекции, в частности лекции Г.Дэви в Королевском институте, которые сыграли большую роль в решении Ф. посвятить себя науке.
Ф. обратился к Дэви с просьбой принять его на работу в Королевский институт, и в 1813 его желание исполнилось. В 1813-15, путешествуя вместе с Дэви по Европе, Ф. посетил лаборатории Франции и Италии.
Научная деятельность Ф. в дальнейшем протекала в стенах Королевского института, где он сначала помогал Дэви в химических экспериментах, затем начал самостоятельные исследования по химии. К важнейшим из них относятся получение бензола (1825), сжижение хлора (1823) и некоторых др. газов. Имя Ф. получило известность в научных кругах, в 1825 он стал директором лаборатории, в 1827 профессором Королевского института.
Талантливый экспериментатор, наделённый научной интуицией, Ф. поставил ряд опытов, в которых были открыты фундаментальные физические законы и явления.
Ознакомившись с работой Х.Эрстеда об отклонении магнитной стрелки вблизи проводника с током (1820), Ф. занялся исследованием связи между электрическим и магнитными явлениями и в 1821 впервые обнаружил вращение магнита вокруг проводника с током и вращение проводника с током вокруг магнита.
В течение последующих 10 лет Ф. пытался «превратить магнетизм в электричество»; его исследования завершились в 1831 открытием индукции электромагнитной.
Он детально изучил явление электромагнитной индукции, вывел её основной закон, выяснил зависимость индукционного тока от магнитных свойств среды, исследовал явление самоиндукции и экстратоки замыкания и размыкания. Открытие явления электромагнитной индукции сразу же приобрело огромное научное и практическое значение; оно легло в основу электротехники.
Ф. высказал новые, оправдавшиеся в дальнейшем идеи о природе тока и магнетизма, о механизме проводимости в различных средах и др. Он доказал тождество различных видов электричества: полученного от трения, «животного», «магнитного» и др.
Стремясь установить количественные соотношения между различными видами электричества, Ф. начал исследования по электролизу, открыл его законы (1833-34, см. Фарадея законы) и ввёл сохранившуюся доныне терминологию в этой области.
Законы электролиза явились веским доводом в пользу дискретности вещества и электричества. В 1840, ещё до открытия закона сохранения энергии, Ф. высказал мысль о единстве «сил» природы (различных видов энергии) и их взаимном превращении.
Он ввёл представления о силовых линиях, которые считал физически существующими. Идеи Ф. об электрическом и магнитном полях оказали большое влияние на развитие всей физики. В 1832 Ф. высказал мысль о том, что распространение электромагнитных взаимодействий есть волновой процесс, происходящий с конечной скоростью.
В 1845, исследуя магнитные свойства различных материалов, Ф. открыл явления парамагнетизма и диамагнетизма.
В 1845 он установил вращение плоскости поляризации света в магнитном поле (Фарадея эффект), это было первое наблюдение связи между магнитными и оптическими явлениями, которая позднее явилась подтверждением электромагнитной теории света Дж.Максвелла. Ф. изучал также электрические разряды в газах, пытаясь выяснить природу электричества.
Открытия Ф. завоевали признание во всём научном мире. Впервые идеи Ф. «перевёл» на общепринятый математический язык Максвелл. В предисловии к своему «Трактату по электричеству и магнетизму» (1873) он писал: «По мере того, как я подвигался вперед в изучении Фарадея, я убедился, что его способ понимания явлений также имеет математический характер, хотя он и не предстает нам облеченным в одежду общепринятых математических формул» (Избр. труды по теории электромагнитного поля, М., 1954, с. 349).
Именем Ф. впоследствии были названы законы, явления, единицы физических величин и т.д. (фарада, фарадей, Фарадея число, цилиндр Фарадея и др.).
Ф. Энгельс оценивал Ф. как величайшего исследователя в области электричества. Значение Ф. в развитии науки отмечал А.Г.Столетов: «Никогда со времен Галилея свет не видал стольких поразительных и разнообразных открытий, вышедших из одной головы» (Собр. соч., т.2, 1941, с.145).
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/F/FARADEY_Maykl/_Faradey_M..html#004
Здесь же можно скачать известные работы Майкла Фарадея.
Сочинения:
* Фарадей М. Избранные работы по электричеству. (1939)
* Фарадей М. Экспериментальные исследования по электричеству. Т.1. (1947)
* Фарадей М. Экспериментальные исследования по электричеству. Т.2. (1951)
* Фарадей М. Экспериментальные исследования по электричеству. Т.3. (1959)

 

 

3. Майкл Фарадей говорит:

Несовершенство суждений — наибольший недостаток при умственном труде в
любой области.
Все это сон. И все же, проверить это на нескольких экспериментах. Не бывает ничего слишком чудесного, чтобы быть правдой, если только это согласуется с законами природы; а в делах, подобных этим, эксперимент — лучшая проверка такого согласия.
(Из лабораторного журнала, 1849)
Чем больше у меня дела, тем больше я учусь.
Работай. Закончи. Опубликуй.
Есть, однако, одно счастливое обстоятельство: каковы бы ни были наши мнения,
им не изменить и не расстроить законов природы.
Я был сперва почти напуган, увидев, какая математическая мощь была обрушена на этот предмет, а затем удивлен тем, как легко предмет это перенес. (Из письма Максвеллу, 1857)
Ученый должен быть человеком, который стремится выслушать любое предположение, но сам определяет, справедливо ли оно. Внешние признаки явлений не должны связывать суждений ученого, у него не должно быть излюбленной гипотезы, он обязан быть вне школ и не иметь авторитетов. Он должен относиться почтительно не к личностям, а к предметам. Если к этим качествам еще добавится трудолюбие, то он может надеяться приподнять завесу в храме природы.
Лектор должен дать аудитории полное основание верить, что к ее удовольствию и обучению были приложены все его силы.
Как удивительно наше положение в этом мире! В нем мы родились, воспитываемся, живем и все это принимаем как нечто должное. В сущности говоря, мы так мало удивляемся, что нас никогда ничто не поражает своей неожиданностью. Я думаю, что в молодом человеке возбуждает больше удивления вид водопада или очень высокой горы, нежели вопрос о его существовании, о том, как он появился на свет. Как живет, каким образом стоит прямо и благодаря чему передвигается с места на место. Поэтому получается, что мы входим в этот мир, живем в нем и оставляем его, не давая себе труда задуматься специально о том, как же все происходит. Если бы не старание людей с пытливым умом, углубившихся в эти вопросы и раскрывших важнейшие законы, управляющие нашим существованием на Земле, едва ли мы догадались бы, что тут есть что-либо удивительное.
Наука выигрывает, когда ее крылья раскованы фантазией. 
Однажды, сэр, вы обложите его налогом. (Ответ У. Гладстону, канцлеру казначейства Великобритании, на вопрос о практической пользе электричества, 1850)

 

С уважением, Рулев Михаил, faraday215@yandex.ru
учитель высшей категории (стаж 22 года),

кандидат педагогических наук (с 2002 года),
руководитель проекта http://faraday215.ru.

 


В избранное