Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Передовые технологии и немного физики от М.Фарадея Выпуск 98


Выпуск № 98
Фарадей Майкл

Передовые технологии
и немного физики от Майкла Фарадея

31.07.12

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.
Хаббард Элберт Грин (1856-1915), английский литератор


Здравствуйте, уважаемый читатель!
С Вами Михаил Рулев и рассылка
"Передовые технологии и немного физики от Майкла Фарадея

Сегодня в рассылке

1. Сайты для учителей физики.
2. Благодарность по ставке.
3. Глебова: надо менять не ЕГЭ, а систему преподавания в школе
4. Домашние задания наших детей — самые большие в мире

1. Сайты для учителей физики.

Ореховская О.Г. Сайт учителя физики
http://fizvlicee.ucoz.ru/

Сечная Н.Ю. Физика вокруг нас
http://physics03.narod.ru/

Семёнова С.А. Сайт учителя физики
http://morkish6fizika.ucoz.ru/

Блестяще пройти аттестацию,
повысить квалификационную категорию,
дать открытый урок?

Познакомьтесь с книгой
"Парад воплощенных идей,
или
как учить и учиться
интересно и результативно"
,
которая может изменить и обогатить
методику Вашего преподавания!

Кликните СЮДА...

2. Благодарность по ставке.
Закон «Об образовании» гарантировал достойную зарплату учителям, но не профессорам

http://mn.ru/society_edu/20120726/323697331.html
26 июля 00:05Газета № 328 (328) Евгений Насыров

Школьное учительство, составляющее к тому же основу участковых избирательных комиссий, для власти важнее тяготеющих к фронде и привыкших к университетской вольнице профессоров. Но открыто этот факт никто не признает.
Ударная работа учителей средних школ на выборах будет по достоинству оценена правительством, которое возглавляет лидер победившей партии.
Сегодня, 26 июля, кабинет министров одобрит базовый закон «Об образовании», который помимо прочего закрепит обязательства власти платить педагогам оклады на уровне средней зарплаты по экономике региона. Это означает, что власть берет повышенные обязательства в сравнении с предвыборными обещаниями — в них речь шла о выравнивании зарплат со всеми надбавками, а не базовых ставок.
При этом предложение ректоров законодательно гарантировать достойную зарплату вузовских преподавателей правительством отклонено — денег на это в бюджете нет.
Сегодня состоится заседание правительства, на котором будет окончательно утвержден перед отправкой в Госдуму законопроект «Об образовании». Накануне премьер-министр Дмитрий Медведев выслушал экспертов открытого правительства, но это обсуждение было сугубо формальным. «Завтра прямо на заседании мы этот документ многострадальный вытолкнем в наш парламент», — заявил вчера Медведев.
Последняя правка
Впервые за два с лишним года в судьбе главного образовательного закона страны, первая редакция которого появилась в 2010-м и тут же вызвала бурные споры, появилась полная ясность. Первое чтение документа намечено на середину ноября 2012-го, а окончательно принят он будет в весеннюю сессию 2013 года, уточнила замминистра образования и науки Наталия Третьяк. Практически все нормы и нововведения законопроекта уже утверждены, и едва ли депутаты добавят что-то принципиальное. Вчера же стало ясно, что главными выгодополучателями в случае утверждения законопроекта «Об образовании», похоже, станут российские учителя.
Уже прописанную в документе норму о привязке зарплаты педагога к средней по экономике конкретного субъекта федерации власти изменят. В той версии законопроекта, которая пойдет в Госдуму, привязана к средней зарплате в регионе будет базовая учительская ставка. Для педагогов это может означать рост доходов. Большинство регионов страны в течение прошлого и этого года уже довели зарплату учителей до средней по экономике. Например, по данным Минобрнауки, в мае 2012-го средний заработок учителя составлял в Москве 55 969 руб., в Курганской области — 14 964 руб., а на Чукотке — 61 089 руб. Но по требованию министерства школы сегодня стремятся к тому, чтобы максимальный размер оклада не превышал 70% дохода педагога, а все остальное составляли бы так называемые стимулирующие надбавки.
Счет по часам
Но следствием инициативы может быть не рост доходов, а сохранение их на нынешнем уровне при снижении нагрузки. О вреде нынешней 36-часовой лекционной нагрузки чиновникам рассказал преподаватель биологии из села Баловнево Липецкой области Алексей Овчинников, в прошлом году признанный «Учителем года». Медведев с учителем согласился и, как водится, привел пример из собственной лекторской практики. «Насчет нагрузки в 36 часов — это страшно много. Я помню, у меня были дни, когда я в университете читал четыре лекции, это восемь часов. После этого просто невозможно ничего делать. И если у вас каждый день по шесть часов, это просто подвиг», — сказал премьер-министр.
Ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев тоже считает, что выдержать уровень преподавания в течение 36 часов в неделю невозможно. «Если учителя и дальше будут работать так, чтобы нормально зарабатывать, то это равносильно признанию, что мы не заинтересованы в качестве обучения в школе», — заявил он «МН». Именно поэтому, пояснил эксперт, в законопроект и будет внесена поправка, предполагающая привязку оклада, а не зарплаты.
А вуз и ныне там
Преподавателям высшей школы добиться таких условий «трудового соглашения» с правительством не удалось. Хотя они и пытались. «В законе должна появиться норма, аналогичная положению о привязке учительской зарплаты. Ведь получается парадоксальная ситуация, когда доцент ведущего вуза страны получает 13,5 тыс. руб. при средней зарплате в Петербурге около 30 тыс. руб.», — заявил «МН» ректор Санкт-Петербургского университета информтехнологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО) Владимир Васильев. По его словам, руководители вузов выступали с таким предложением, но его судьба «зависит от бюджета».
Как удалось выяснить «МН», предложение ректоров отклонено. На резкое же повышение зарплат преподавателей вузов бюджетных денег в ближайшее время уже не хватит. Правительство начнет повышать доходы профессуры только с 2018 года.
Школьное учительство, составляющее к тому же основу участковых избирательных комиссий, для власти важнее тяготеющих к фронде и привыкших к университетской вольнице профессоров. Но открыто этот факт никто не признает. Сергей Гуриев из РЭШ, например, объясняет необходимость отдельно прописать обязательства перед учителями «низким уровнем доверия между обществом и государством», тем, что «учителя просто не верят обещаниям». «Вузовская же отрасль более разнородна, и материальное положение преподавателей тоже. А кроме того, денег на это Минфин не даст, они идут на оборонку», — говорит Гуриев.

 

 

3. Глебова: надо менять не ЕГЭ, а систему преподавания в школе

РИА НОВОСТИ http://ria.ru/
Рубрика: Интервью
Сюжет: Интервью главы Рособрнадзора Любови Глебовой РИА Новости

10/07/201210:00
Основной этап кампании ЕГЭ-2012 завершился, в самом разгаре прием документов от бывших школьников в высшие учебные заведения. Глава Рособрнадзора Любовь Глебова в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Ирине Горюновой подвела итоги единого госэкзамена в этом году, поделилась ожиданиями от приемной кампании в вузы, а также рассказала, кто виноват в том, что родителям приходится нанимать репетиторов для подготовки школьников к сдаче ЕГЭ, и надо ли сокращать число вузов.

- Любовь Николаевна, когда ЕГЭ достигнет совершенства? Что еще надо сделать, чтобы не было нарушений на госэкзамене?

- Во-первых, совершенных механизмов не бывает. Во-вторых, когда мы говорим о совершенствовании ЕГЭ, должны понимать, что современный процесс образования по формам, методам оценивания и преподавания в школе не всегда обеспечивает успешную сдачу ЕГЭ. Доверие к результатам госэкзамена, будет вторичным, если ребенок будет чувствовать себя уверенно, и если он будет понимать, что ничего выходящего за рамки школьной программы на ЕГЭ нет.

Сегодня на первый план выходит задача развития образовательного процесса в школе, чтобы не появлялось необходимости проводить репетиции ЕГЭ. Надо менять не госэкзамен, а образовательный процесс. Современные программы позволяют подготовиться к экзамену, но само преподавание в школе нуждается в совершенствовании. Это касается и образовательных программ, и мастерства педагогов, и организации процесса.

- Это вы имели в виду, когда сказали, если родители нанимают репетиторов, чтобы подготовить ребенка к ЕГЭ, это не проблема экзамена, а проблема преподавания в школе...

Стратегии образования, которые выбирают для своих детей родители
- Это зависит от многого, где-то от оснащенности школы, где-то от качества подготовки кадров, где-то от образовательной программы. С точки зрения механизмов, мы уже завершили процесс.

Сегодня вступают в силу новые образовательные стандарты, которые позволят ребенку проявить индивидуальные качества, сформируют компетентностные результаты. От того, насколько комфортно будет чувствовать себя ученик в новом образовательном процессе, настолько легче ему будет сдавать ЕГЭ.

Еще раз хочу подчеркнуть, надо развивать процесс обучения, потому что ЕГЭ вторичен.

Вся статья:
http://www.ria.ru/interview/20120710/695210746.html
Версия 3.0 beta. Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать на rian-error@rian.ru
Условия использования материалов РИА Новости
Copyright РИА НОВОСТИ Все права защищены.
Сетевое издание «РИА Новости» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 4 мая 2012 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-49726

 

 

4. Домашние задания наших детей — самые большие в мире

http://www.mk.ru/social/article/2012/07/22/728126-domashnie-zadaniya-nashih-detey-samyie-bolshie-v-mire.html
Московский Комсомолец № 25995 от 23 июля 2012 г., просмотров: 3287
материал: Марина Лемуткина
Потому что учителя перекладывают объяснение пройденного на родителей
Сегодняшний школьник не справляется с домашним заданием уже начиная с 1-го класса. Родители объясняют это непомерной сложностью школьной программы и, бросив дела, садятся с детьми за уроки, вновь и вновь объясняя им, как решать задачки и писать сочинения. Либо на все время учебы нанимают репетиторов. В истинных масштабах и причинах этого бедствия попытался разобраться «МК».
Учителя: «Школьная математика требует глубокой перестройки!»
По мнению подавляющего большинства учителей, целый ряд школьных предметов перегружен избыточными сложностями и должен быть скорректирован:
— Проблема содержания школьной программы, конечно, существует, — заявил «МК» учитель математики московской гимназии № 1518 Юрий Фирсов. — Взять хотя бы нашу школьную математику: она требует глубокой перестройки!
По словам учителя-практика, детям нужен не набор мертвых знаний, которые выветриваются из голов сразу после выпускного бала, а то, что пригодится в жизни, — логика, умение рассуждать. Этому учит геометрия, а потому этот предмет важен и нужен. Но — внимание: не весь целиком, а только планиметрия. А вот стереометрия в нынешнем объеме — это совершенно лишнее.
Впустую, по словам математика, расходуются также время и силы учеников при изучении ряда других разделов его дисциплины. Например, на полугодичный курс тригонометрии — науки, которая развивалась исключительно для нужд астрономии и геодезии и нужной крайне ограниченному числу людей. «В школе же этот предмет — мертворожденный, не нужный». Не нужен в школе и начальный матанализ, убежден он: «Может, дети формальную технику и усваивают. Но понять как следует не могут! Высшую математику надо преподавать в вузах — на хорошей системе аксиом и определений. А в школе это приемлемо разве что в математических классах. То же — с теорией вероятностей и математической статистикой в нынешнем объеме — по одному часу в 7-м, 8-м и 9-м классах. Между тем задачи на теорию вероятностей включены в ЕГЭ, и под ЕГЭ уже перестраиваются школьные учебники!».
Вывод педагога очевиден: сокращение этих и других «ненужных» тем позволит покончить с пустой тратой сил школьников. А сэкономленное время использовать под качественное усвоение действительно необходимых знаний. Но главная трудность, по мнению математика, — убедить методиста. «Ведь если он всю жизнь разрабатывал стереометрию, а ему вдруг говорят, что она не нужна, конечно, он закричит: караул, выхолащивают школьные знания!».
Однако так думают не все.
Методисты: «По качеству математики нашу школу догнала даже американская»
— Последние 40 лет школьная программа в нашей стране не усложняется, а, напротив, упрощается, — заверила «МК» глава центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения Галина Ковалева. — Основная содержательная реформа среднего образования прошла у нас к началу 70-х годов ХХ века. Она должна была обеспечить преемственность между средним и высшим образованием и привести школьные предметы в соответствие с последними достижениями тогдашней науки — как естественной (космос, ядерная физика и т. д.), так и гуманитарной. Вот тогда наша школьная программа действительно усложнилась: за исключением высшей математики ее практически подняли до вузовского уровня. Однако с тех пор мы занимались только ее разгрузкой и фактически не добавляли ничего нового. Едва ли не единственное исключение составило добавление теории вероятностей на уровне понимания школьников в 2004 году. Но это новшество нельзя считать слишком сложным. А вот содержание, скажем, школьной физики застряло на уровне XIX века — классическая физика, а не современная физика частиц. Тот же дисбаланс между состоянием науки и школьными предметами характерен для биологии, других областей знания.
Впрочем, сложности с освоением школьного материала у нас и в самом деле имеются, признала Галина Ковалева: «Вон внуку моих друзей, первокласснику, задали на дом такие задания, что друзья — между прочим, кандидаты и доктора наук — не знали, как к ним подступиться. Но все почему? Не из-за программы, а потому что училки не объяснили, как их делать. И это, заметьте, в очень хорошей, известной школе!». Именно в школе, подчеркнула глава центра оценки качества образования, и коренится проблема с усвоением материала. И связана она не со школьной программой, а со значительным ухудшением учебного процесса, прежде всего качества преподавания.
В последние годы наши учителя стали плохо учить. Причин много: и обострение проблемы кадров (средний возраст российского учителя — выше 50 лет, а стареющие педагоги не хотят учиться новому); и предельная формализация работы учителя, достигнутая стараниями расплодившихся чиновников; и старение материально-технической базы школы. В таких условиях бедной марьиванне неинтересно, да и некогда придумывать что-то новое — все свое время она тратит на заполнение никому не нужных форм отчетности. А на уроках талдычит детям содержание учебников и не объясняет, что с ним делать, перекладывая свою работу на домашние задания и на родителей. По этой причине по объему домашнего задания Россия и идет впереди 40 ведущих стран мира! Столько, сколько у нас, детям не задают на дом нигде! А наш бедный ученик приходит домой с десятком задачек по математике, которые учитель не объяснил, как решать, и пристает с ними к маме и папе. А тех учили по-другому, и они не могут помочь!
С учителями, сокрушается Ковалева, у нас действительно беда:
— Недавно наш центр в виде теста для учителей попросил их переформулировать задачку для младших классов так, чтобы сделать ее более легкой для слабых ребят и более трудной для сильных. Так, 20–30% учителей не смогли этого сделать. Так они и учат — читают детям учебники и ничего не объясняют. А вот в Японии сначала решают задачку в классе, а потом ее же задают на дом, но просят решить ее другим способом. А на следующий день в классе все вместе обсуждают результаты. Там учебный процесс нацелен на развитие. А у нас — на долбежку! И наши дети быстро теряют интерес к учебе. По качеству обучения математики нашу школу догнала даже американская! Это национальная катастрофа!
Единственный выход, по словам Ковалевой, учить учителей по-новому, а тех, что уже есть, переучивать. Тем более что новый стандарт прямо предполагает новые требования к обучению. «А наших учителей 20 лет назад учили учить предмет, а не готовить детей для жизни. На то же нацелена и наша система повышения квалификации. Поэтому сдвинуть проблему с мертвой точки без помощи государства нельзя». Частично ее разрешит лишь переход старшей школы на новый стандарт. Он, по словам Ковалевой, предполагает выбор. А дети, мотивированные на успех, будут лучше заниматься тем, что, по их мнению, им нужно.
Дети, собственно, так и поступают. Но, увы: даже в самых лучших школах — с помощью родителей и репетиторов.
Родители и дети: «Учиться без помощи старших? Это невозможно»
— Это только раньше мальчишка прибегал из школы, кидал портфель и до вечера гонял во дворе в футбол. А потом заканчивал университет и становился гениальным физиком, — вздыхает мама московской семиклассницы-лицеистки Лизы. — Сейчас, чтобы ребенок хорошо учился даже в самой лучшей школе, дома с ним обязательно должны заниматься дополнительно — родители или репетиторы. И ни на что, кроме домашних заданий, времени не остается: дочка каждый день ложится спать в час-два ночи, так что все наши кружки пришлось бросить.
Родители занимались с Лизой после уроков с первого школьного дня. В младших классах — потому что в прогимназии, где она тогда училась, учителя, по словам мамы, ничего не объясняли, а новые материалы давали на дом — пусть, дескать, родители объяснят. А усвоил ли ребенок материал, нет ли, там никого не интересовало — гнали галопом по Европам. «Естественно, по всем предметам мы были вынуждены заниматься дома дополнительно. Папа учил математике и русскому языку (у него, к счастью, два высших образования — филологическое и техническое). А я — всем остальным предметам».
Промучившись так четыре года, в 5-й класс решили идти в другую школу. Но снова не задалось: некоторых предметов (например, русского языка) там не было полгода. Так что весь год девочка фактически проучилась дома, а в 6-йкласс снова пошла в другую школу. И снова математику папа объяснял дома. Правда, русский в новой школе был, и более того — на прекрасном уровне. Но, должно быть, по этой причине русистку, по словам мамы, «быстро сожрали, и она ушла — тогда ушли и мы».
Сейчас Лиза учится в одном из лучших московских лицеев, и родители счастливы. Но программа очень сложная. И математику, призналась мама, по-прежнему объясняет папа — того, что дает учитель, недостаточно. Задачи по физике тоже помогает решать папа. Есть у Лизы и репетиторы по двум иностранным языкам: лицей очень хорош, настаивает мама, но в школе язык как следует не выучишь. Для этого нужны индивидуальные занятия, а в школьных языковых группах сильные вперемешку со слабыми: те, кто занимался с преподавателями, легко ведут диалог, а кто учит языки только в школе, не понимают простейших вопросов.
Таким образом, подводит итог мама, если родители сидят за уроками со своими детьми, те получают «пятерки». У тех же, кто рассчитывает только на школу, дети приносят «двойки» и «тройки».
Траты российских семей на частные уроки, репетиторов и подарки учителям, по последним оценкам экспертов, превысили 100 млрд. рублей в год.
материал: Марина Лемуткина
газетная рубрика: АЛЬМА-МАТЕР

С уважением, Рулев Михаил, faraday215@yandex.ru
учитель высшей категории (стаж 21 год),
кандидат педагогических наук (с 2002 года),
руководитель проекта http://faraday215.ru.
Сайт книги: http://bestlesson.msk.ru


В избранное