Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Передовые технологии и немного физики от М.Фарадея


Выпуск № 52

Фарадей Майкл

Передовые технологии и немного физики
от
Майкла Фарадея.

14.09.09

Наука - это спорт, гимнастика ума, доставляющая мне удовольствие.
Альберт Эйнштейн

Здравствуйте, уважаемый читатель!

С Вами Михаил Рулев и рассылка
"Передовые технологии и немного физики от Майкла Фарадея"

Сегодня в рассылке:

1. Великие физики - Именинники I-й учебной четверти
2. Ремотивация или спасение засыпающего
Владимир Леви

3. Школа как проблема. О Бабе Яге и ЕГЭ
Владимир Леви

 

1. Великие физики - Именинники I-й учебной четверти

Сентябрь

Даты и годы жизни

Страна

1

Вильке Иоганн Карл 

(06.09.1732—18.04.1796)

Швеция

2

Дюфе Шарль Франсуа

(14.09.1698—16.07.1739)

Франция

3

Яблочков Павел Николаевич     

(14.09.1847 - 31.03.1894)

Россия

4

Циолковский Константин Эдуардович

(17.09.1857—19.09.1935)

Россия, СССР

5

Фуко Жан Бернар Леон       

(18.09.1819—11.02.1868)

Франция

6

Дьюар Джеймс                                

(20.09.1842—27.03.1923)

Англия

7

Якоби Борис Семенович   

(21.09.1801—27.02.1874)

Россия

8

Фарадей Майкл                                 

(22.09.1791—25.08.1867)

Англия

9

Физо Арман Ипполит Луи  

(23.09.1819—18.09.1896)

Франция

 

Октябрь

 

 

1

Гальвани Луиджи                            

(09.10.1737—04.12.1798)

Италия

2

Кавендиш Генри                 

(10.10.1749—21.12.1809)

Англия

3

Торричелли Эванджелиста             

(15.10.1608—25.10.1647)

Италия

4

Лодыгин Александр Николаевич

(19.10.1847—16.03.1923)

Россия

5

Иоффе Абрам Федорович             

(29.10.1880—14.10.1960)

Россия

 

Юбилеи:
18.09 - 190 лет со дня рождения: Фуко Жан Бернар Леон!
23.09 - 190 лет со дня рождения: Физо Арман Ипполит Луи!
10.10 - 260 лет со дня рождения: Генри Кавендиш!

 

Центр развития
Тинейджер Лидер Класс (Екатеринбург)

ПРИГЛАШАЕТ
на открытие занятия по программам на 2009-2010 учебный год

Занятия проводятся для детей от 3 до 17 лет в течение августа
Позвоните по телефонам (343) 356-56-22, (343) 356-56-23

Участие в открытых занятиях бесплатно!

 

2. Ремотивация или спасение засыпающего
Владимир Леви

http://www.levi.ru

как один мальчик учиться опять захотел
http://www.levi.ru/houses/playground/school/ivashenko/ivashenko_school_opit.php
Вот один из рядовых примеров, не побоюсь слова, злодейства, в массовом масштабе творимого над детьми нашей нынешней постсовковой школой (можно и без "пост", просто совковой, с мутантными генами капиталистического озверизма). Злодейство это по-научному именуется учебной ДЕмотивацией, а по-человечески - отбитием охоты учиться. Плюс привитие комплексов неполноценности, недоверия к жизни, отсутствия идеалов, жестокости, лживости и прочих добродетелей.
Тут же и пример того, как результаты этого преступления, еще не-до-совершенного в полном объеме, можно выправить психологичным подходом содружественной педагогики. Как РЕмотивировать к учебе задолбанного ученика, как реанимировать его душу, разбудить разум, впадающий в летаргический сон.
Привожу фрагменты из переписки с мамой 14-летнего школьника - сначала со мной, а потом с Ниной Иващенко, руководителем школы-ремотиватора, она же школьно-семейный клуб "Родительское собрание".

Уважаемый Владимир Львович!
Обращаюсь к Вам за помощью. Дело в том, что вчера мой ребенок (зовут его Вася Волков, ему только что исполнилось 14 лет) ушел из дома, оставив записку следующего содержания: "Мама, извини, я ушел из дома. Скорее всего, приду завтра утром, вот и скажете, как вам жилось без меня. Я тебя очень люблю, извини за этот поступок. Если вам будет хорошо без меня, могу уйти насовсем".
Произошло это после того, как в школе была очередная разборка в присутствии директора, завуча, классной и меня, на которой ему в очередной раз сказали, что он не делает домашние уроки, хамит учителям и просто плохо себя ведет. Сказано это, конечно, было соответствующим тоном, мне сделано предупреждение - не справляюсь с воспитанием сына, плохая мама. Директор сказала, что за 30 лет практики первый раз встречает такой случай. На ребенке поставили "крест" и учителя, и все в моей семье. Я не могу и не хочу этого делать, поэтому и пишу это письмо, т.к. считаю, что мы обязаны спасти ребенка, а не говорить, что он плохой, больной и неудобный, как хорошо жилось без его проблем (т.е. без него).
Но немного по порядку. Наша семья: мой муж (заслуженный человек, умный, правильный, воспитанный, солидный и успешный); я (зовут меня Марина, работаю и рекламном агентстве); моя дочь Оля (ей 18, учится на первом курсе института, отличница, вообще беспроблемный ребенок); дедушка (ему 80, но он в прекрасной как физической, так и умственной форме). У Васи с детства проблемы со школьными учителями. Он не хочет подчиняться, не хочет учиться тому, что, как ему кажется, ему не нужно. Дневник просто испещрен замечаниями за поведение, директор постоянно грозит выгнать его из школы и даже не столько из-за плохой успеваемости, сколько из-за того, что ведет себя "как король". "Да кто он такой? Он должен знать свое место!" - говорят ему все. А ему действительно не нравится, когда кто бы то ни было унижает его (и то, что это в некотором роде заслуженно, он не хочет понять). Другой бы промолчал, а этот не может.
Когда я ему говорю, что надо уметь себя вести со старшими и где-то промолчать, в ответ говорит, что НИКТО не имеет права его унижать, а своим призывом промолчать я учу его малодушию. Кстати, мы уже года два назад обращались в центр психологической помощи, говорили, что нас беспокоит его гиперактивность, то, что учится с двойки на тройку, но при этом не производит впечатление недоразвитого.
Васю много тестировали и говорили, что его способности выше средних, а школьный психолог, когда я прошу ее подсказать, что делать с Васей, говорит, что у нее к нему нет никаких "претензий". Более того, она ставит его другим в пример как нестандартно мыслящего. Спросит его мнение по какому-либо вопросу, он подумает и выдаст что-нибудь необычное. Говорит, что слушать его рассуждения интересно. Но при этот он растет асоциальным. Я единственная, кто надеется на то, что что-то можно измрограммирован против учебы).
Уроки делает хорошо и быстро только вместе со мной, пытается "оттянуть" их выполнения до моего прихода с работы (а происхенить, за что и "получаю" и от мужа, и от учителей, т.к. они считают, что он человек "конченый", испорченный, эгоист, а я своим воспитанием (т.е. сочувствием и попыткой понять его) порчу ребенка. Я же просто пытаюсь "достучаться" до его сознания. Вася по натуре лидер, ему хочется выделяться из толпы, нравиться, но в жизни получается наоборот, потому что блеснуть знаниями не может, у всех он вызывает глухое раздражение и может привлечь к себе только отрицательное внимание.
Когда разговариваешь с ним с глазу на глаз, спокойно, он совсем другой. Стоит в общении появиться менторским ноткам, нравоучениями, его как подменяют. Я изо всех сил пытаюсь научить его выстраивать ровные отношения со всякими людьми. Но никак не могу заставить учиться (такое ощущение, что он вспоминает это только в 9 вечера). Соответственно, не все успеваем, ложимся поздно, не высыпаемся. Спрашиваю, почему не делает уроки сам, отвечает, что со мной быстрее и понятнее, если будет делать их один, то процесс этот растянется на весь день и он не успеет ни погулять, ни в компьютер поиграть. Словом, удобная позиция, но мне надо ее переломить.
Когда я вчера спросила Васю, почему он ушел, он сказал, что хочет обратить на себя внимание семьи (сможем ли мы хорошо и счастливо жить без него). И еще ему обидно, что Олю (сестру) мы любим и хвалим, а его нет. А то, что не за что, понять не может. Словом, детский сад!
Если сможете, ответьте, пожалуйста, я чувствую, что ребенку должна помочь, хотя сам Вася (это просто удивительно!) считает, что все у него будет просто замечательно, и вообще нет смысла переживать из-за такой ерунды! Более того, я чувствую в нем необыкновенный потенциал, который не находит выхода. На вопрос, кем бы он хотел стать, отвечает, что когда придет время, скажет, ему надо окончательно определиться. Словом, беда!
Посоветуйте, к кому мне обратиться, чтобы научить моего сына быть более адекватным. Может, нужна помощь гипнотизера?
Заранее благодарна, Марина Волкова (мама).

Здравствуйте, Марина. У вас нормальный ребенок, одаренный и нестандартный, с активной формой учебной ДЕмотивированности, с психозащитой, переходящей уже в невроз. (Плюс подростковый возрастной кризис...) Загнали его в это состояние общими усилиями школа и семья. Уход мальчика из дома - серьезный сигнал острого кризиса. Отчаянный крик, призыв на помощь. Могущий стать и последним...

> Мне сделано предупреждение - не справляюсь с воспитанием сына, плохая> мама. Директор сказала, что за 30 лет практики первый раз встречает такой случай.
 
А вы не верьте этому. Таких случаев очень много. И кто такая директор, чтобы иметь право обзывать вас плохой мамой? Вы что, обязаны экзамен перед ними держать на звание хорошей? Школа разве властная структура или орган с судебными полномочиями? Ребенок им неудобен, потому что они педагогически беспомощны и психологически безграмотны, вот и все. То, что они творят с Васей, может войти в учебники как образчик слепой жестокости и психологического искалечения ребенка. Такие вот "педагоги" и доводят детей до самоубийств.

> На ребенке поставили "крест" и учителя, и все в моей семье.

Ставить крест на ребенке - не ошибка, но преступление. Злодеяние. Так всем им и скажите.

> ... считаю, что мы обязаны спасти ребенка, а не говорить, что он плохой, больной и неудобный, как хорошо жилось без его проблем (т.е. без него).
 
У вас правильные намерения. К ним остается лишь приложить правильное понимание своего ребенка и соответственное поведение.

> директор постоянно грозит выгнать его из школы и даже не столько из-за плохой успеваемости, сколько из-за того, что ведет себя "как король". "Да кто он такой? Он должен знать свое место!" - говорят ему все. А ему действительно не нравится, когда кто бы то ни было унижает его (и то, что это в некотором роде заслуженно, он не хочетпонять). Другой бы промолчал, а этот не может.
 
Самолюбие, гордость и твердый характер. Личность. Не гнется. Но может однажды и сломаться в неожиданную сторону.

> Когда я ему говорю, что надо уметь себя вести со старшими и где-то промолчать, в ответ говорит, что НИКТО не имеет права его унижать, а своим призывом промолчать я учу его малодушию.

Он ведь прав. Малодушие помягче можно назвать конформизмом или приспособленчеством

> школьный психолог, когда я прошу ее подсказать, что делать с Васей,говорит, что у нее к нему нет никаких "претензий". Более того, онаставит его другим в пример как нестандартно мыслящего. Спросит его мнение по какому-либо вопросу, он подумает и выдаст что-нибудь> необычное. Говорит, что слушать его рассуждения интересно. Но приэтом он растет асоциальным.

Точнее, его таким очень активно и старательно ДЕЛАЮТ. А все остальное школьный психолог определяет вполне правильно.

> Я единственная, кто надеется на то, что что-то можно изменить...

Вопрос: а почему "что-то изменять" нужно только в ребенке, почему взрослые не допускают и мысли, что это в них, в их отношении и поведении с мальчиком нужно что-то изменить? Почему игра только в одни ворота?

> Я изо всех сил пытаюсь научить его выстраивать ровные отношения со всякими людьми. Но> никак не могу заставить учиться (такое ощущение, что он> запрограммирован против учебы)... Спрашиваю, почему не делает уроки сам, отвечает, что со мной быстрее и понятнее, еслибудет делать их один, то процесс этот растянется на весь день и он не успеет ни погулять, ни в компьютер поиграть. Словом, удобная> позиция, но мне надо ее переломить.

Не переломить, а выправить. Переучить постепенно. Сразу это теперь не получится. Вы сами его к этому приучили, и не за один год, верно ведь?..
Дело, думаю, в немалой степени в том, что вы сейчас - его единственная минимальная психологическая поддержка в отчуждающем, враждебном, ледяном окружении, хотя и вы непоследовательны.

> Папа же (уважаемый человек, дипломат, очень солидный и серьезный) не может его воспринимать, считает, что Вася - это ошибка природы, что нам его подменили в роддоме и прочее...

Позиция отца откровенно отвергающая, жестокая. Это уже просто приговор к уничтожению и уничтожение как таковое. Печально. И где тут дипломатическое искусство, ума не приложу.

> И еще ему обидно, что Олю (сестру) мы любим и хвалим, а его нет. А то, что не за что, понять не может.
 
Ну как же не за что! А за то, что живет?!За выдержку. За то, что не сжег никого, не взорвал, себя не убил, наркотики не принимает - а мог бы, многие другие в его положении так поступают.

> Вася (это простоудивительно!) считает, что все у него будет просто замечательно, и вообще нет смысла переживать из-за такой ерунды! На вопрос, кем бы он хотел стать, отвечает, что когда придет время, скажет, ему надо окончательно определиться. Словом, беда!
 
Какая же беда? Парень мыслит вполне здраво. Все у него МОЖЕТ быть замечательно. И что не торопится решать, чем заниматься (кем СТАТЬ - ответ единственный: человеком) - тоже правильно. Четырнадцать лет - спешить некуда, надо еще многажды себя испытать и пятьдесят один раз подумать.

> Посоветуйте, к кому мне обратиться, чтобы научить моего сына быть более адекватным. Может, нужна помощь гипнотизера?

Полагаю, что мальчика следует срочно перевести в другую школу - а именно, школу дружественной, сотрудничающей, психологичной педагогики. Посмотрите на сей предмет сайт "Родительское собрание"... А вот несколько слов о школе у меня на сайте.
Всего светлого, д-р Леви

**

Вот письмо Марины к Н.И. Иващенко и их последующая переписка.

Уважаемая Нина Наумовна!
Обратиться к Вам за помощью посоветовал мне Владимир Леви, человек, которому я отправила письмо о помощи (прилагаю), и он любезно ответил на него и дал практические рекомендации. Самая главная его рекомендация - поменять школу ребенку. Возможно ли обучаться в семейном клубе "Родительское собрание?".
Мы живем в Москве, Вася учится в лицее, в 9 классе. До этого он учился в школе по месту жительства, откуда мы были вынуждены его перевести, т.к. там его просто травили. Формально есть к чему придраться и в поведении, и тем более в учебе, потому что учиться мальчику неинтересно, он не понимает, зачем это надо. Все наши утверждения о том, что ему выдадут "волчий билет", и он нигде и никому не будет нужен, не убеждают его: ему неинтересно учиться и никакие наши доводы его не трогают. Мальчик очень живой, общительный, в школу ходит скорее общаться, чем учиться. Нам кажется, что он ленивый, но если ему что-то интересно в жизни (например, занятия на компьютере), то он ничего не забывает и все делает. Можно ли нам прийти на собеседование? И главное, есть ли возможность заниматься в семейном клубе?
Очень надеюсь на Ваш ответ.
С большим уважением, мама Васи - Марина Волкова

Здравствуйте, Марина.
Кажется Вы уже звонили мне на мобильный телефон и собираетесь подъехать в клуб. Конечно, мне нужно познакомиться с Вашим сыном, чтобы приблизительно оценить степень его проблем.
Принять его к себе мы можем. Сначала на испытательный срок для обеих сторон. Может быть, мы увидим, что не можем помочь, а может быть Вам у нас не понравится. У нас довольно сложные девятиклассники, некоторые такие, как Ваш сын - способные, но совершенно немотивированные к учебе, а есть такие, которым с трудом дается учеба, и помимо нежелания приходится преодолевать еще и реальные трудности восприятия.
Приходите. Обсудим, как можно помочь Вам и Вашему сыну.
Еще раз мои телефоны - 999.41.68, и 219.43.53. По второму телефону можно звонить вечером, до 23 часов. Из Ваших краев к нам ездит мальчик уже третий год. И он, и его родители довольны.
С уважением. Нина Наумовна.

Уважаемая Нина Наумовна!
Пишет Вам мама Васи Волкова, мальчика, которому Вы так любезно согласились помочь, и пригласили нас на собеседование. Очень Вам благодарна. Хотела это тут же сделать, но, поговорив с Васей, пришли вместе к выводу, что попробуем "дотянуть" до конца 9-го класса. Это Васино решение, переубедить его не смогла. Его доводы: далеко ездить, опять налаживать контакт с ребятами и взрослыми (т.е., в общем-то, стресс). Обещал "взяться за ум", поскольку альтернативы тому, что есть, на данный момент не существует. Если можно, мы к Вам обратимся, если возникнет необходимость. А пока будем вместе пытаться что-то наладить.
С большим уважением, Марина (мама Васи).

Уважаемая Марина!
Хорошо, что Вася принял решение сам. Единственный мой совет - попытайтесь проследить, не вызвано ли его решение нежеланием напрягаться. Часто подобный выбор вызван боязнью отказа от привычного или желанием сохранить "балдежную" тусовку. Если в случае с Васей выбор сделан осознанно, это очень правильно.
Я всегда готова помочь Вам советом или проконсультировать.
Удачи Вам и Вашему сыну.
С уважением.
Нина Наумовна.

Уважаемая Нина Наумовна!
Вася закончил четверть с одними двойками (кроме труда, физкультуры и английского, по этим предметам у него четверки). Мне совершенно ясно, что в этой школе его в лучшем случае ждут тройки, да и то не факт. Вася обещает на каникулах ходить "закрывать" двойки (якобы по некоторым предметам они проставлены карандашом), а вторую четверть закончить "как надо". Я договорилась с учительницей по математике, она будет с ним заниматься (на коммерческой основе). Но я считаю, что надо с этим заканчивать. Не будет он тут учиться! Не могли бы Вы назначить время, чтобы мы подошли на собеседование. Мне бы хотелось понять, что я делаю не так и, главное, возможно ли это исправить. Ну и, конечно, способен ли Вася в принципе хорошо учиться, может, он болен и его просто надо лечить? В общем, самой мне с ситуацией не справиться. Я бы хотела подъехать с ним сама, но, поскольку работаю очень плотно и напряженно, могу это сделать только либо в субботу (что просто идеально), либо часов в 19-30. Заранее Вам благодарна, Марина Волкова.
P.s. Нина Наумовна, подскажите, пожалуйста, как было бы правильно действовать в создавшейся ситуации: все запретить и никуда не пускать, чтобы наказать (папа считает, что по-другому быть не может) или все-таки не ограничивать в этом (как считаю я). Спасибо.

Здравствуйте, Марина.
Ваше беспокойство очень обосновано. С одной стороны, я постоянно слышу о школах, в которых совершенно перестали интересоваться учениками, и дети разбегаются по экстернатам и репетиторам. С другой стороны, мне пришлось нередко сталкиваться с мальчиками, которые к моменту прихода на консультацию прочно застряли на компьютерной, пивной или, того хуже, химической зависимости. Практически всегда родители стараются закрывать глаза на истинную причину беды (если она в самом ребенке). Но ведь если мальчик не учится, он чем-то занимается в свободное от всяческих занятий время. Что-то занимает его мысли, куда-то направляются его эмоции. Если нет конструктивной деятельности, чем она замещается?
Васе до окончания школы остается очень немного времени. Пусть он даже вытянет на тройки девятый класс. А дальше что? Любой, даже платный институт, требует умения заниматься. ПТУ или, как теперь принято называть колледж (в хорошие колледжи тоже конкурс, и туда с тройками не берут) - это определенный уровень окружения, опасный для подростка, привычного к безделью. Одни двойки в четверти - это симптом какой-то серьезной проблемы и, я думаю, что Вам нужно как можно скорее показать Васю не только мне, но и квалифицированному психологу.
Впереди три свободных дня. Я могла бы с Вами встретиться в каком-нибудь кафе, например, в ближайшей от Вас Икее или Рамсторе. Думаю, что и для Васи будет лучше разговаривать за столиком кафе, чем в офисе клуба или в учебном кабинете.
В выходные дни лучше назначать встречу во второй половине дня, после 15 часов.
Если в выходные Вы встретиться не сможете, позвоните в тот день, когда соберетесь приехать, я дождусь Вас в клубе. Лучше, в этом случае приехать в понедельник, когда у нас работает психолог. Любая встреча, конечно, имеет смысл только если Вы приедете вместе с мальчиком.
С уважением.
Н. Н.

Уважаемая Нина Наумовна!
Спасибо Вам и Вашим коллегам за вчерашний теплый прием. У Васи даже глаза горели, когда мы возвращались домой - так давно с ним не разговаривали по-человечески, на равных. Хотела бы узнать Ваше мнение, совсем ли Вася "плох", или с ним можно работать.
Сама же я лишний раз убедилась, что Васе совсем не место в той школе, где он сейчас. Да и Вася сам понял это - когда вернулись домой, он показал мне "задание", которое учительница по литературе дала ему, чтобы исправить двойку. Срок - 10 ноября в 12-00. Должен сдать: "Слово о полку Игореве" (пересказ); "Плач Ярославны" (наизусть); "Ода Ломоносова" (наизусть); стихотворение Жуковского на 2 стр. (совершенно, извиняюсь, "неудобоваримое") - наизусть; что такое классицизм и романтизм и в чем их отличие (наизусть). Вася сначала с таким энтузиазмом сказал, что за два дня все подготовит и сдаст, но когда мы посмотрели объем всего этого, сник. Сказал "это что специально, чтобы я не пересдал?" Хочется подойти к учительнице и попросить ее все это рассказать наизусть. В общем, у нас просто нет другого выхода, кроме как воспользоваться Вашим любезным предложением походить Васе в клуб 2 испытательные недельки. Мне бы так хотелось надеяться, что Вы после испытательного срока не скажете, что он необучаем. Я так надеюсь на лучшее!
И еще: не могли бы порекомендовать Васе что-нибудь для чтения. Вы говорили про какое-то произведение Роджера Желязны, я, к сожалению, не запомнила. Может, еще есть интересные авторы для его возраста. Причем, мне бы хотелось "подсунуть" ему не столько фантастику или фэнтази, сколько что-нибудь о детях его возраста, учащихся жить и набирающихся жизненного опыта (наподобие Джейн Эйр, но посовременее). Или что-нибудь заставляющее думать и делать выводы. Нина Наумовна, еще раз хочу поблагодарить Вас.
С уважением, Марина.

Здравствуйте, Марина.
Вася произвел на меня и на всех присутствующих приятное впечатление. Он неплохо развит, нормально воспитан, и даже умеет говорить, что сейчас редко встречается. Конечно, учеба у него запущена, и напрягаться он не привык, да и не видит необходимости. Но это мне кажется поправимым. По крайней мере, попробовать имеет смысл, тем более что терять нечего.
Я сразу хочу предупредить, что мы не волшебники, далеко не всегда у нас получается желаемый результат. Но мы стараемся и дети для нас не объекты учебного процесса, а все-таки - субъекты.
Мне Вася показался интересным мальчиком, надеюсь, что я не ошиблась. Ваша заслуга в том, что у него не утеряно базовое доверие к миру в целом. Это очень важно в любой работе с подростком.
Звоните. Н. Н.

Уважаемая Нина Наумовна!
Когда я спросила Васю, учит ли он то, что задала учительница для пересдачи по литературе, сказал, что нет, поскольку это нереально, да и учиться в этой школе он больше не намерен (принял уже решение!). На мое возражение, что не известно, что будет получаться из всей нашей затеи, сказал, что все будет хорошо. Он первый раз видит, чтобы педагоги были похожи на нормальных людей (а то он тут школьному психологу заявил, что учителям нужна власть над детьми, поэтому они идут в школу, т.к. по-другому добиться этого не могут). Нина Наумовна, жду от Вас письма.
Спасибо Вам за все. Я уверена, что мы со всем справимся. Хотя бы потому, что есть возможность прямого общения с Вами, чего я напрочь была лишена в той школе (на мои обращения за советом или помочь отследить, что задано, т.к. Вася в принципе не записывал домашнего задания, всегда слышала: "Вам что, больше делать нечего? Пусть все делает сам". Вот он сам и наделал...
С уважением, Марина.

Здравствуйте, Марина.
Насчет замечания Васи о том, что в учителя идут тираны-неудачники, я с ним во многом согласна. Другое дело, что и с такими людьми нужно учиться находить общий язык.
До свидания. В воскресенье созвонимся. Сообщите, пожалуйста, или мобильный телефон Васи или Ваш домашний телефон, а лучше все телефоны для связи. Иногда это очень экономит время. Н. Н.

Здравствуйте, Нина Наумовна!
Вася, пожалуй, впервые в жизни ездит на занятия с нескрываемым удовольствием. Правда, я вижу, что устает, хотя мне говорит, что нисколечко. Вчера, например, пришла с работы в 9 вечера, а Вася лежит и читает журнал "Что нового". Так с ним и уснул, пока все собирались к ужину. Пообщаться толком не успели. Единственное, что сказал: "Мама, завтра же иди и срочно забирай из лицея документы в экстернат, а то вдруг они меня не отпустят или еще какие препятствия будут". Не стала ему говорить, что все его уходу только обрадуются, а в школе будет праздник. Мне нравится, что он высоко оценил всех ребят из группы, сказал, что они разные, но все очень умные и что, как ему кажется, он сможет общаться со всеми. Еще ему импонирует, что можно во время занятий сидеть как хочешь, и учитель не будет одергивать "Волков, ты что развалился, ты что себе позволяешь, ты что, бедненький, устал" и прочие варианты на тему. Нравится общая атмосфера в клубе (как дома). Как мне кажется, решение он принял, и хотя я говорю, чтобы подумал хорошенько, сказал, что и думать даже нечего. А то, что ездить далеко, так это даже интересно. Вот если бы ему пришлось ездить в школу, в которой он учится сейчас, ни за что бы этого делать не стал (и не заставили бы...), а тут ему совершенно не трудно. Тенденция хорошая. Да и сам факт, что о занятиях и вообще о клубе много говорит - это уже сдвиг. А то ведь было: "Все нормально, отстань, ну что нового может быть в школе." Так что, Нина Наумовна, волнительно все это очень, но мне кажется, что Ваш клуб - это спасение для нас. Буду ждать от Вас информации, что делать дальше.
С уважением, Марина.

Здравствуйте, Марина.
Вася пока общается, в основном с группой ребят относительно спокойных. Вообще вошел в коллектив без проблем. Эти два дня не опаздывал. Ведет себя адекватно. Запущенность по математике есть, но больше страха, что сделает что-то не так. Когда подходит и уточняет то, что недопонял, все получается. Способности неплохие, если не будет пропускать, нагонит. Консультант по литературе его хвалила, сказала, что он соображает и работать может. Других педагогов я пока не спрашивала.
Мне очень интересно, что говорит он сам. Если ему нравится, легче будет добиться результата. Так что буду благодарна за информацию. Пока. Н. Н.

***

Эта переписка относилась к 2005 году. Миновало четыре года. Вася Волков успешно закончил школу Нины Иващенко и с первого захода поступил в институт. Трудности с ним по части поведения оставались все эти четыре года, но не помешали главному: восстановлению его интереса к учебе и успешному вписыванию в коллектив соучеников и в жизнь. Напомню, что положение в семье мальчика все эти годы оставалось и остается прежним.
ВЛ

 

 

3. Школа как проблема. О Бабе Яге и ЕГЭ
Владимир Леви

http://www.levi.ru

каталог выпусков
код рассылки: science.humanity.levimaster

Владимир ЛЕВИ
Конкретная психология: рецепты на каждый миг

N 145

Школа как проблема
о Бабе Яге и ЕГЭ

от 03.09.09

 

Шум и гам в собачьем классе -
убежал котенок Вася:
как разбойник, как бандит
на заборе он сидит.
Замер Вася на заборе
в удивлении и горе:
- Как могла меня ты, мама,
в класс собачий записать?
Здесь учительница Жучка -
каждый день гав-гав и взбучка,
а сосед-щенок упрямо
хвост мой хочет покусать.

Отвечает мама Кошка:
- Потерпи, сынок, немножко.
Знают все: собачья школа
круче всех на свете школ.
Здесь предметов разных масса,
здесь костей полно и мяса,
дискотека, пепси-кола
и собачий баскетбол.
Здесь тебя научат лаять,
языком паркеты драить,
поднимать на столбик ногу
и команды выполнять.
Будешь помнить каждый запах,
танцевать на задних лапах,
есть от пуза, пить помногу
и весной как все линять.

Зашипел котенок Вася:
- Нафффига мне столько мяса,
Нафффига мне дискотека,
я же кот, а не дурак.
Лаять, гадить на дорогу,
задирать на столбик ногу
пусть научат человека,
предводителя собак.

- Он умеет все и так, -
возразила мама Кошка.

- Вот и пусть виляет ножкой
и ведет уроки в классе, -
предложил котенок Вася.-
- Не пойду я в школу к псам!
Я учиться буду сам!

(Из к будущей книги
"Безобразник, который всегда с тобой")

      Здравствуйте, друзья. Позвольте слегка подпортить... простите, поднять вам настроение к началу нового учебного года.
      Сколько уж раз заклинал себя именем Вечности не жить по секундной стрелке истории (так Шопенгауэр когда-то обозвал прессу), не прогибаться под календарь, не писать "под даты"... Не получается. Ну как в Новый Год не аукнуться поздравлением? Как пройти мимо первого апреля без розыгрыша? День Рождения почему не отметить?
      И день Ухода без поминовения оставить не можно... И день бесланской трагедии, и скорбный день начала второй мировой войны, многозначительно совпадающий с Днем Знаний...
      Нет, правильная штука - календарь, какой бы то ни было, православный ли, эскимосский ли. Крутящееся колесо Вечности - каждый миг его оборота достоин безмерной пристальности. В сущности, каждая памятная дата есть Новый Год, каждый день - Новый Год, это так очевидно. А уж Новый Учебный - он и в Африке учебный и новый. Практически он же - и новый рабочий, со сменой босоножек на туфли, рюкзаков на портфели, шорт на брюки, "хочу" на "надо", "надо" - на НЕ ХОЧУ...
      Дочка моя, ей тринадцать, идти в свой седьмой класс НЕ ХОЧЕТ. "До школы уже только пятнадцать (четырнадцать...десять...пять...) дней, у-у-у! Не хочууу!!!"
      Почемууу???
      Ответ ровно тот же, что был у меня в этом возрасте: потому что ШКОЛА - ЭТО ПРОБЛЕМА.
      Я тоже в совковые мои времена не хотел, смертельно не хотел - не учиться, нет, важный нюанс, а вот именно в школе, не хотел ходить в школу. А учиться хотел, только по-своему, только сам - всегда сам и учился по-своему, несмотря на окончание учебных заведений, учусь так до сих пор и намерен дальше...
      Не хочет в школу ходить, но будет, куда денется. Уговаривать не надо, девочка сознательная, даже чуть слишком. Я тоже не хотел, но ходил. Прогуливал, само собой, при каждом удобном случае, набивал температуру на градуснике, научился даже без набивания повышать - самовнушением и некоторыми незаметными телесными напряжениями - первая практика аутотренинга и тонопластики...
      Проблем у Маши с учебой нет, учится легко, отлично почти. С общением тоже без проблем, весела и спортивна. Не давим, хороших отметок не требуем - наоборот, я лично требую хоть парочки пар и пары-другой трояков в месяц, дабы прижимать к ногтю оценочную зависимость. В полушутку, конечно. Проблем нет, только ШКОЛА - ПРОБЛЕМА.
      И школа вроде хорошая, одна из лучших в Москве. Умный, сердечный директор. Учителя разные, как всегда и всюду: есть яркие, есть зануды, есть добрые, милые, есть позлее, понеприятнее, но каких-то особо сволочных или психопатических не имеется, и среди учеников тоже, это уже немалая ценность. Учебная программа не чересчур перегружена, с разумным усилением в старших классах, многие выпускники поступают в лучшие вузы... Брр, да не в этом дело.
      Первые три года, спасибо хорошей классной руководительнице, проучилась Маша с охотой и удовольствием, и это было везение: многие ребятишки уже с первых дней первого класса раскусывают, что ШКОЛА - ЭТО ПРОБЛЕМА, и быстренько демотивируются, то бишь охоту учиться, мотивацию - теряют. И все десять-одиннадцать школьных лет - почти все золотое свое детство, все серебряное отрочество и платиновую или какую там раннюю юность пребывают по отношению к учебе в состоянии демотивации. И дальше так, и потом, и не только по отношению к учебе...
      Кое-что об этом в практическом ключе я уже писал в рассылках и поместил на сайт:
      - Рассылка № 62, беседа с корреспондентом "Московских новостей" Галиной Тумаркиной,
      - Рассылка № 90, про лень, в том числе и прежде всего школьную лень,
      - Беседа с Ниной Иващенко - о ремотивации: возвращении охоты учиться. Этот материал рекомендую особо.
      С четвертого-пятого класса начала потихоньку демотивироваться и моя Маша. Учиться в школе стало не интересно. Все более неохота и все тошней. Хотя и легко - голове легко. А душе тяжело, душе тошно.
      Есть школы лучше, есть хуже, есть совсем никуда, есть ничего себе. Есть государственные, но хорошие, есть частные, но плохие, где "хорошо" с "дорого" не совпадает, есть и сколько угодно наоборот. Проблема не в этом, дорогие мои друзья, взрослые и помладше, не в этом.
      Проблема в общей несостоятельности, в неадекватности школы как системы обучения - по отношению к современному миру и современным детям. В несоответствии ее природе ребенка и человека вообще. В оторванности от жизни. В антигигиеничности. В антипсихологизме.
      - Маш, а можешь сказать, почему в школу ходить тебе неохота?
      - Скууука. Сидеть в классе по стольку часов в духоте. Потом еще уроки дома, опять сидеть и сидеть. Тетрадки эти, отметки и дневники - детский сад... Надоело все. Вон в компе и интернете сколько всего, все знания, вся информация, игр всяких полно, видео, музыка, общение с кем захочешь... По телику тоже можно узнать кое-что интересное... А в школе ни игр, ни фига. Учат тупо.
      - По-тупому, ага. И нас так учили. Вот мы и получились: тупой и еще тупее, ага?..
      - А когда в настольный футбол поиграем?
      - Зачем в настольный, пошли на двор...
      Старуха, давно выжившая из ума, да если бы из ума только, - из души выжившая - вот что такое школа нынешняя как способ учить и воспитывать, как система. Маразматичка, если уж дать себе право на адекватные выражения. Определение сие приложимо и к школе высшей, ко всей системе образования, вместе взятой. Однако ежели решился бы кто-то систему эту взять да и революционно упразднить одним махом, школы и институты позакрывать, пусть себе люди учатся как хотят и учат детей как могут, чему-нибудь и как-нибудь - я первым бы предложил революционера такого отправить в сумдом и не выпускать, покуда не вылечится. Обратно в пещерный век нам не надо, пускай даже и в оснащенный компьютерами и интернетом. Лучше школа плохая, чем никакая, это понимал и ученик Ломоносов.
      Простите меня, честные, добрые, умные, творческие учителя! Простите, великие директора и прекрасные завучи! Простите, замечательные, превосходные вузовские преподаватели! Слово мое о маразме образования к вам не относится, вы тут не причем, верней, даже очень причем - при учениках вы, и это здорово, это чудесно, что вы - есть, что не перевелось вашего роду-племени - среди себе не подобных хоть в невеликом числе, но спасительном - есть вы, любимые, слава вам.
      А проблема в том, что учить так, как хотелось бы и моглось, будь вы свободны в выборе содержания и способов обучения, - учить по-человечески, по-своему - вам не дают. В том проблема, что владычествует над вами невежественное и циничное образовательное чиновничество. В том, что властная машина, которой вы подотчетны, от которой зависите со всех сторон - слабоумна, бездушна и пронизана паутинами хищничества. Как система, хочет того или нет, школа воспроизводит эту антидетскую, антипсихологичную, античеловечную сущность власти. Несет в себе и сгущает, как по-своему и армия, теневые черты общего менталитета...
      - Смотрят как на дебила, а спрашивают как гения, - жаловался мне один башковитый подросток, для которого ШКОЛА - ПРОБЛЕМА.
      - Как на дебила?.. Как гения?.. Это как?..
      - Ну глядит на тебя училка и взглядом говорит: дебил ты, Сосискин, и дебилом останешься. А потом спрашивает то, чего ты не выучил. То, что не выучил, знает только гений, ведь так?
      - Ну да, гений. Или собака. Инстинктом. А почему бы не выучить то, что учительница может спросить?
      - Х-ха, зачем?... Правила грамматики, например, кому они нужны? Грамотный и так правильно все напишет, правила у него в башке сами работают. А если не работают, по выученным правилам все равно грамотно не напишешь. Их и выучить-то нельзя, учебники написаны по-дебильски. Запомнить невозможно, легче забыть, как тебя зовут. Кто правильно ответит невыученные правила? Только гений. Или дебил - выученные...
      Так, хочу подчеркнуть - не только у нас. Так - во всем мире, и во многих странах еще хуже. Системный, концептуальный кризис образования, как и финансовый, глобален, всемирен, но в отличие от финансового, сам собой в обозримом будущем не разрешится: динамичные механизмы рыночной саморегуляции в образовании не работают, или работают, но не так быстро и эффективно, как в экономике.
      Есть, правда, другая саморегуляция: духовно-психологическая. Усилиями отдельных людей, честных и творческих, образование и культура все-таки живут, все-таки развиваются - не благодаря, а вопреки системному идиотизму...
О Бабе Яге и ЕГЭ
из беседы с Ольгой Катенковой
      Напомню вам, друзья, что Ольга Катенкова (ОК) - журналист с психологическим образованием. Наши с ней беседы есть у меня на сайте и в книге "Не только депрессия".
      ОК - Вы говорите, что школа - "маразматичка"...
      ВЛ - Ага, я бы даже ее назвал еще Бабой Ягой...
      ОК - Почему же тогда эта Баба Яга советского образца такая успешная? Почему советское и ныне российское образование считается лучшим в мире? Джон Кеннеди как-то сказал: "Космос мы проиграли русским за партой".
      ВЛ - Ну, "ныне российское" - это уже под вопросом. А что касается советского, скажем, пятидесятых-шестидесятых годов, из которого выходец и ваш покорный слуга, и даже более раннего, двадцатых-тридцатых, - то да, на то время по количеству и качеству знаний, вдалбливаемых в учеников, оно держало мировое первенство. И вот, думается, за счет чего и какой ценой. За счет вот именно вдалбливания. За счет невротизации массы учеников и учителей. За счет жесткой тупой дисциплины - жесткой особо в сравнении с давно уже воцарившейся вседозволенностью и разболтанностью в западных школах... Поддерживалась дисциплина общим идеологическим прессом и страхом, правившим бал повсюду.
      Притом - с другой стороны - работала еще по инерции и высокая общенародная мотивированность к учебе, ярко вспыхнувшая в первые послереволюционные годы. Живы были, несмотря на страшные потери от советской репрессивной машины, и могучие традиции подвижнической русской педагогической интеллигенции, еще дореволюционные, еще от Толстого, Ушинского, Короленко и раньше.
      Первенство по качеству и количеству знаний в особенности относилось даже не школе, а к лучшим из советских вузов, и прежде всего техническим. Приходится только удивляться, как, несмотря на вот эти страшные человеческие потери, все-таки оставались там и сям великие личности, ученые и педагоги высочайшего класса, которые и выводили нашу науку на первые рубежи. И не будем забывать, что идеологически и оборонно-важные отрасли науки тогда и финансировались по полной.
      ОК - Немаловажный момент для образования и науки...
      ВЛ - Говоря о системном маразме образования, я имею в виду общемировой процесс, идущий десятилетиями, и даже не десятилетиями, а веками. Деградация образования особо резко и ускоренно проявляется в последнее время, на фоне научно-технической революции и появления новых средств коммуникации. Классно-урочная система в школе и лекционно-семинарская в вузах вопиюще отстали от сегодняшних возможностей и требований времени. А когда-то эти системы были революционными, прогрессивными и позволили поднять образованную часть человечества к тому уровню, который мы имеем сегодня. Беда-то в том, что этого уровня недостаточно, чтобы двигаться дальше, вверх, а не съезжать назад, вниз, что, к сожалению, происходит.
      ОК - Советское образование отставало от общемировой деградации?
      ВЛ - Да, именно так. На некое время законсервировало то лучшее, что оставалось от прошлых времен. Далеко не все лучшее, но все же многое важное.
      ОК - Верно ли я понимаю, что главную болезнь и проблему современной школы вы видите не столько в содержании самого образования, сколько в способах его преподнесения?
      ВЛ - Проблемы видятся и в том, и в другом. Я стараюсь сейчас сравнить те предметы, которые преподавали в школе мне, и те, что преподают современным школьникам, моей Маше в частности. Вижу, что разницы мало. Все те же примерно 85% ненужного. А пятнадцать процентов нужного вперемешку с ненужным преподаются, как согласились мы с Машей, способами, далекими от оптимальных, "по-тупому", то есть антипсихологично, без фантазии, без божества, без вдохновения... За редкими исключениями особо одаренных, творческих учителей. А еще 85% нужного не преподается вообще. И эти 85% суть знания о человеке, о теле и о душе, о человеческих отношениях и общении, о самих себе, о культуре как живом деле, о человечестве и обществе, в котором живем, о реальной жизни, ее ценностях и ее смысле...
      ОК - Как вы себе представляете предмет о смысле жизни? Закон Божий? Религиоведение? Философия, этика?
      ВЛ - Все, вами названное, как и что угодно иное - лишь словесные оболочки, в которых может теплиться что-то живое, истинное, а может не теплиться... Вот как раз "предметом"-то смысл жизни быть и не должен. Все науки, все школьные и вузовские дисциплины, каждая со своей стороны, - раскрывают смысл жизни. Даже отвлеченная и сухая, казалось бы, математика, открывающая красоту и гармонию мира...
      Преподается смысл жизни живым общением - от души к душе. У нас был в школе чудесный учитель математики Николай Александрович Герасимов, инвалид войны, я о нем уже рассказывал... Иногда Николай Александрович приглашал нас, учеников, гурьбой к себе в дом (он жил один), и мы вместе с ним слушали музыкальные пластинки, которыми у него все было заставлено и завалено, и говорили, говорили просто за жизнь. Каждый мог рассказать о себе, о чем-то спросить... И он рассказывал о себе, о жизни. Кое-что и о пережитом, о войне... Вот это и было преподавание смысла жизни.
      ОК - Ваш Николай Александрович был личностью с большой буквы. Душевно зрелым, образованным, мудрым, любящим свое дело и своих учеников...
      ВЛ - Более того, человеком талантливым.
      ОК - Где же взять таких учителей, душевных, талантливых, где набрать таких для массовых школ? Кому учить учителей?.. Ведь сами они выходят из той же самой системы образования, которой вы только что поставили такой неутешительный диагноз. К тому же профессия учителя - одна из самых низкооплачиваемых в стране...
      ВЛ - В мое абитуриентское время ребят, намеревавшихся поступать в педагогический и медицинский, отговаривали от этого краткой формулой: "Мед и пед - хуже нет". Имелась в виду и трудность предстоящей работы, и мизерность зарплаты. Прошло почти пятьдесят лет, и практически ничего в этом - со стороны государства - не изменилось... Проработав врачом столь долгий срок, я, пожалуй, уже более или менее представляю, как надо учить врачей. Не так, как учили в мое студенческое время, не так, как сейчас... Рассказывать долго. А вот как учить учителей - сказать, что я знаю это, было бы самонадеянно и смешно. Знаю лишь, как не надо - как раньше и как сейчас... Может быть, вы поделитесь своими соображениями? Поменяемся ролями, я проинтервьюирую вас?
      ОК - Хорошо, попробуем... Мне думается, реальная реформа школы может и должна начаться именно с этого - с обучения и переобучения педагогов. А как их учить?.. Невозможно представить, чтоб из учителей были каким-то чудом сотворены новые личности - сверхмудрые, артистичные и талантливые, каким они, наверное, должны были быть. А новую методику разработать вполне реально. Команда мыслящих ученых - психологов, философов, биологов, врачей, математиков - могла бы разработать новую схему обучения по всем предметам с таким подходом, который учитывал бы психологию восприятия, особенности внимания детей, психическую и физическую гигиену обучения. Наверное, нет современного учителя, который не слышал бы словосочетания "интерактивные методы". Но кто действительно представляет себе, что это такое, и тем более применяет на практике?
      Известно, что из монотонных объяснений на уроках воспринимается не больше 7-8, в самых лучших случаях 13 процентов информации. Мы все знаем, что по-настоящему знания усваиваются тогда, когда информация проходит через опыт, реальные жизненные действия. А какие действия могут быть на уроке вместо тупого сидения за партой и глядения в затылок впереди сидящего? Конечно, игры, причем в малых группах. Вот, представьте, дети, по 4-5 человек в одной группе, получают реальную задачу по ДОБЫЧЕ знания из каких-то, скажем, разрозненных данных. В таких малых группах ребята, сидя лицом друг к другу, познавая предмет, одновременно учатся общаться и слушать других, выражать и отстаивать свою точку зрения. Такие задания можно придумать для любого предмета: и для биологии, и для литературы, и для математики, и для музыки.
      Во время подобных занятий в процесс познания вовлекается вся психика ребенка, его целостное многомерное "Я", а не набор защитных механизмов, как это обычно бывает сегодня в нашей рядовой средней школе.

      ВЛ - Со всем, что вы сказали, согласен. А я бы начал реформу школы с упразднения парт. Помещения для занятий должны быть организованы так, чтобы ученики свободно располагались в кругу - вокруг учителя, чтобы не было передних сидений и задних, или, как у нас говорили, "Москвы" и "Камчатки"... Мебель должна быть или трансформенной, или никакой, - чтобы можно было и сидеть, и лежать, и стоять, и попрыгать, подвигаться, почему бы и нет. Это возможно - и возможно с огромным плюсом для внимания и усвоения знаний, причем пресловутая "проблема дисциплины" практически снимается сама собой - это показал опыт школ-парков, школ под открытым небом. Об этом, кстати, вот здесь.
      Чтобы в помещении для учебы были и спортивные снаряды, и музыка, и, конечно, компьютеры и большой телеэкран, а также хотя бы маленькая сценическая площадка и театральный реквизит для игро-ролевого преподавания. Чтобы можно было как раз и подкреплять знания действием - разыгрыванием учебного материала вживую. Даже объяснение математических формул можно превратить в увлекательный забавный театр...
      ОК - Да, кажется, мы размечтались...Вопрос: как вы относитесь к ЕГЭ?
      ВЛ - Очередная надумка нашего околообразовательного чиновничества. Очередной бардачный лабиринт для массы учеников, учителей и родителей. Очередное устройство для перераспределения коррупционных финансовых потоков. Невнятная пародия на западные системы экзаменационного тестирования.
      Не имеет никакого касательства к реальным жизненным запросам и задачам улучшения положения с образованием в стране. Это мое скромное частное мнение, а ваше, позвольте спросить?
      ОК - Я никогда не проходила ЕГЭ и не держала в руках самих тестов. То, как ЕГЭ был задуман в идеале, на мой взгляд, имеет несколько плюсов. Во-первых, это - возможность абитуриентам из провинции сдавать выпускной и вступительный экзамены одновременно, не выезжая из родного города. Согласитесь, при условии, что ЕГЭ справедлив и объективен, этот плюс очень существенен. Другой плюс - компьютеризация, усовершенствование самой технологии экзамена. Помните, как раньше сдавались государственные экзамены? Сначала ученики писали контрольные в школах, потом их в запечатанных конвертах отвозили каким-то высшим чиновникам от образования, приходилось долго ждать результатов, пока они прочтут каждую из работ... Конечно, такие вот тесты, обработка которых может быть компьютеризована, должны разрабатываться только для точных предметов. Для таких дисциплин, где действительно могут быть даны точные ответы на конкретные вопросы. Замечено, кстати, что тесты измеряют не только знания по предмету, но и логическое мышление. На многие тесты можно ответить сносно, зная не столько сам предмет, сколько приемы формальной логики. Это отдельная наука... Недостаток же таких тестов в том, что измеряют они не долговременно хранимые в памяти знания, пропущенные через себя, а скорее бессистемные заученные единицы информации, которые недолго удерживаются в кратковременной памяти. Пройдет совсем немного времени после экзамена, и это все забудется... И, конечно, нет и речи о том, чтобы современный государственный экзамен измерял личностный, творческий и познавательный потенциал человека. А для будущего образования это важнее знания конкретных фактов из истории, биологии, географии...
      ВЛ - А как бы вы измеряли личностный и познавательный потенциал будущего студента?
      ОК - Для этого существует целая культура интеллектуальных задач, головоломок, заданий на нестандартность мышления. Причем даже невозможность достичь решения здесь не проигрыш, не "двойка". Важен путь, который проделывает мысль в процессе решения задачи.
      ВЛ - Это уже из тестирования будущего... Надеюсь, не слишком далекого.
      ОК - Что касается личностных качеств, то для их измерения тоже существуют тесты, только психологические, в том числе методики, называемые "проективными" - когда тестируемый человек просто рисует что-то или комментирует изображение, которое видит. В рисунки и комментарии он проецирует свою личность, ее тип и структуру, ее особенности... Измерять психологические особенности можно и с помощью моделирования жизненных ситуаций. Можно предлагать ребятам описание разных ситуаций, в том числе и конфликтных, и попросить выбрать одну из моделей поведения или предложить свою. Еще лучше такие ситуации вживую разыгрывать. Такие тесты при поступлении, возможно, предотвратили бы появление новых евсюковых и ему подобных...
      ВЛ - Все это хорошо, все многообещающе... Но хочу осторожно добавить, что я давний противник и отметочно-оценочной системы, и всех и всяческих экзаменов, включая и экзаменационные тесты. Я за то, чтобы уровень способностей, уровень знаний и подготовленности ученика, равно как и особенности его личности и характера, определялись в живых собеседованиях ответственными людьми, знающими и честными. Понимаю, насколько это утопично, и все же отказаться от этой мечты не могу. Я только за те тесты, которые помогают человеку понять самого себя. Признаю, конечно, и право на существование испытательных тестов для определения профпригодности.
      Школа, в том виде, в каком она есть сейчас, плохо ли, хорошо ли, выполняет две основные социальные задачи. Одна задача - воспитательно-образовательная: лепит будущих граждан, превращает их в людей своей страны, людей нынешнего мира и культуры. А вторая задача - психосоциальный отбор и фильтрация, первичное распределение детей по социальным коридорам. Подготовка к последующим этапам этого отбора, в результате которого одни идут наверх, получают возможности занять более защищенные и престижные позиции в обществе, даже не призываются в армию, а другие идут по низовым коридорам и получают больше шансов стать отбросами общества.
      Легко увидеть, что две эти функции школы, две ее основные задачи: образовательно-воспитательная и отборочно-фильтрационная - друг другу противоречат, конфликтуют между собой. Школа лепит будущих граждан, но лепит и антиграждан. Одной рукой строит, другой разрушает.
      Те, кого школа не вписывает в свой стандарт, не пропускает наверх, кого гнобит и выбраковывает, пополняют собой теневую, андерграундную часть общества, с большей вероятностью криминализуются, спиваются, идут в наркоту... Своим оценочным фильтром школа навязывает огромной массе родителей и учеников государственно-оценочную зависимость. И эта зависимость реально давит на мозги и на души, вызывает огромное число внутриличностных и межличностных конфликтов - и более всего конфликтов между родителями и детьми. Многих уродует...
      Родители неумело озабочены кажущимся им реальным, а на самом деле призрачным, будущим их детей, а дети, как только могут, воюют за свое настоящее. За годы, дни, часы и минуты своего драгоценного детства, которое никогда больше не повторится. Они хотят всей душою и всем инстинктом прожить свое детство как дети. А государственно-оценочный пресс, фантом этого призрачного будущего, действуя через озабоченных и замордованных родителей, отъедает у детей их недолгое детство, лишает их здоровья, физического и психического. Я говорю с повышенной категоричностью, может быть, несколько утрируя, но со стремлением выделить суть. Для слишком многих случаев, к сожалению, мои слова полностью справедливы, я это знаю из своей корреспонденции, из врачебного и личного опыта.
      ОК - Владимир Львович, мы с вами только начали большой разговор о школе как проблеме...
      ВЛ - Многих тем даже и не коснулись, например, о работе школьных психологов, нынешних и будущих. Хорошо, что в школах появились психологи. Плохо, что у них пока так мало условий для реальной помощи детям и родителям. И так мало платят.
      ОК - Пожалуй, хватит на сегодня о грустном. Исходя из вашего опыта и выводов, которые вы делаете, что вы можете сегодня пожелать детям, родителям и педагогам?
      ВЛ - Сначала детям.
      1) Просто быть собой и знать, что это хорошо.
      2) Стараться понимать и по возможности прощать своих бедных родителей и несчастных учителей, какими бы грозными и несправедливыми они ни казались.
      3) Как можно раньше самостоятельно начинать изучать психологию и вообще человека.
      4) Детишкам постарше, лет с одиннадцати-двенадцати, проявлять побольше инициативы в организации школьного самоуправления.
      5) Вопреки тому, что учат "по-тупому", учиться играючи, с фантазией, с выдумкой, с юмором. А для разных механических и рутинных сторон обучения не стесняться пользоваться интернетом. То есть, модернизовать свое обучение самостоятельно.
      6) Решительно искать, что интересно тебе самому, следовать этому интересу и строить свою учебу и свободное время вокруг своего интереса, а не вокруг навязываемых "предметов". Пусть даже от этого пострадают оценки.
      7) Держать хвост пистолетом!
      Теперь родителям.
      1) Поскольку школа сама по себе проблема, не сотворять из нее проблему в квадрате. Заботиться прежде всего о том, чтобы понимать своих детей и дружить с ними, чтобы они были здоровы телесно и душевно, а потом уж о том, как они учатся, сколько и каких знаний получают, куда поступят или не поступят и так далее. Держать этот приоритет: "Учеба для ребенка, а не ребенок для учебы".
      2) Помнить, что мир и любовь в семье для детей важнее всего, в том числе и для их учебы.
      3) Настойчиво и внимательно дружить со школой. Как можно больше узнавать о том, что происходит на уроках и переменах, каковы взаимоотношения ребенка с учителями, со сверстниками, с соучениками, какая атмосфера. И узнавать не пассивно, а со стремлением влиять на это в нужную сторону и, когда потребуется, предупреждать неблагоприятные повороты событий. Для этого очень важно родителям объединяться между собой, обмениваться информацией, дружить, устанавливать свои родительские и родительско-школьные сообщества. А всем нам, родителям детей разных возрастов, разных школ и мест, соединяться в одно родительское сообщество реформирования образования. В один всенародный Родительский Комитет. Создать свою сильную общественную организацию, посвященную этому великому делу. Организацию, которая перехватит в конце концов инициативу и право действия у нынешнего заевшегося околообразовательного чиновничества. И сделает школу не проблемой, а живой жизнью.
      ОК - Мне думается, такую инициативу поддержать, а даже и организовать могла бы Общественная палата Российской Федерации...

ВЛ - Ну, а педагогам - побольше здоровья и выносливости, побольше игры, юмора и творческой смелости. Побольше денег, поменьше чиновников. Подальше от начальства, поближе к детям...
      Всем нам вместе - веры в добро, воли к действию, взаимопониманию и человеческому единству.
Есть шанс повидаться живьем
      В воскресенье 6 сентября в 17 часов в Москве, на ежегодной книжной ярмарке на ВВЦ, павильон 75, зал B, стенд E-3. Я там буду в течение, наверное, получаса, а может, и больше. Как обычно, беседа, вопросы и ответы, автографы... Придет, наверное, и Максим Владимирович Леви с гитарой, что-то споем :) Наши музыкально-аптечные диски будут в доступности, как и книги.
      ***
      Друзья, и снова - спасибо всем тем, кто нам уже помог и еще поможет.
      Нас с вами - подписчиков этой рассылки - уже больше сорока тысяч человек.
      Если каждый вбросит в шляпу всего по сотне рублей, этого хватит для осуществления любого из книжных проектов.

 

До скорых новых встреч! Всего светлого!

автор рассылки: Владимир Леви,
психолог, писатель, врач
http://www.levi.ru

каталог выпусков
код рассылки: science.humanity.levimaster

 

 

 

Ну вот, кажется, на сегодня и все!


С уважением, Рулев Михаил, faraday215@yandex.ru

Автор бесплатной рассылки
«Передовые технологии и немного физики от М.Фарадея».
Подписаться на рассылку можно
на сайте проекта: http://faraday215.ru

 

 


В избранное