Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Передовые технологии и немного физики от М.Фарадея


О человеке надо судить не по его дарованиям, а по тому применению, которое он им дает. Рене Декарт.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

С вами снова Филимонов Михаил. Выпуск номер 2 "Пирамида Маслоу".

 

1. Вопрос: Как побудить детей к активной учебе?

Нам поможет знание теории Маслоу!

Рассуждения:

Сердцевиной в концепции А. Маслоу является его представление о системе человеческих потребностей. Он полагал, что потребности человеку генетически заданы и иерархически организованы по уровням. В этих потребностях скрыты изначальные побудительные лейтмотивы поведения личности, которые по существу представляют собой универсальные признаки человека как человека, позволяя утверждать, что во всех своих индивидуальных чертах и различиях каждый обладает гораздо большим сходством с другими людьми, чем это порой ему кажется самому. Иными словами, формы самовыражения личности могут быть бесконечно уникальными и многообразными, однако, в конечном счете, они выступают в качестве внешнего проявления глубинных потребностей человеческой психики.

Эту иерархию потребностей традиционно принято представлять в виде пирамиды (знаменитая пирамида потребностей А. Маслоу). Выделяются следующие уровни снизу вверх:
1. Физиологические потребности (в пище, в воде, сне, кислороде, оптимальной температуре и др.).
2. Потребности, связанные с безопасностью  (стабильность, порядок, предсказуемость окружения, безопасность и защита от боли, страха, гнева, неустроенности).
3. Потребности в социальных связях (как потребности быть в социуме, быть в окружении людей, в аффективных отношениях с другими, в любви и нежности).
4. Потребности в самоуважении (в самоценности), в признании, одобрении.
5. Потребности в самоактуализации как реализации собственных возможностей и способностей.

Потребности низших уровней Маслоу называет нуждами, высших – потребностями роста. Таким образом, иерархия потребностей начинается с физиологических потребностей. Далее следуют потребности в безопасности и потребности в социальных связях, затем потребности в самоценности (самоуважении) и, наконец, потребность в самоактуализации.

Один из наиболее известных американских ученых по «проблеме челове­ка» – доктор У. Глоссер – психолог, психотерапевт и педагог, исследовал взаимосвязь между удовлетворением фундаментальных человеческих потребностей у учащихся в условиях учебной среды и эффективностью работы школы. Со всей определенностью выяснилось, что если в образовательном процессе создаются условия удовлетворения основных потребностей учащихся, то это приводит к высокой эффективности процесса обучения. В этом исследовании был сделан еще один чрезвычайно важный вывод о том, что, оказывается, больше половины учащихся не прилагают усилий к тому, чтобы действительно учиться только потому, что школа не готова пойти навстречу удовлетворения их фундаментальных потребностей.

Действительно, здесь находится одна из самых острых проблем современной школы: как пробудить от «спячки», как «расшевелить» эту инертную массу немотивированных, равнодушных к учению детей и подростков? Концепция гуманистической психологии показывает нам выход, в какой степени мы имеем возможность удовлетворять глубинные, фундаментальные потребности школьников без серьезных срывов; и как можем целенаправленно регулировать не только жизнедеятельность учащихся, но и выходить на формирование соответствующих мотивов и ценностей. В этой связи перед педагогической наукой встает проблема технологизации, доведения до нужд практической педагогики теоретической концепции А. Маслоу, основанной на удовлетворении глубинных, генетически заданных, истинно человеческих потребностей.

 

Вариант решения: если в образовательном процессе создаются условия удовлетворения основных потребностей учащихся, то это приводит к высокой эффективности процесса обучения.

 


2. Нельзя обойтись и без ссылки на одну из биографий Майкла Фарадея.

Всего хорошего! До встречи!
Михаил Филимонов

 


В избранное