Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

e-Learning World: дистанционное и электронное обучение #1'2007


e-Learning World:
Электронное и дистанционное обучение
выпуск первый (22)/ 28 февраля 2007 года
e-Learning World
www.elw.ru
info@elw.ru
(095) 442-7777 (доб.231)

Елена Тихомирова, Михаил Руденко


Автоматические системы проверки знаний: зачем это нужно?

Технологии e - Learning развиваются сразу в нескольких направлениях. Наиболее заметные – представление знаний и создание практических компонентов. Много внимания уделяется технологиям виртуальных коммуникаций и совместной работы. Но есть еще одна область, с которой вроде бы все понятно, и потому мы не так пристально наблюдаем ее развитием – это системы автоматической проверки знаний.

Тестирование знаний сотрудников компаний применяется в различных ситуациях:

•  при приеме на работу;

•  при переводе сотрудника с одной должности на другую;

•  для составления модели компетенций;

•  для проверки результатов обучения;

•  для оценки психологического состояния сотрудников.

Как правило, тесты составляются на основе учебных материалов, должностных инструкций или схем процессов. Существуют специальные тесты для выявления удовлетворенности или эмоционального и психологического состояния человека. В большинстве случаев все тесты можно подразделить на два типа: с возможностью выбора варианта ответа и с открытыми вопросами (развернутый вопрос). Из двух типов первый наиболее эффективно реализован в автоматических системах тестирования.

Автоматическая система тестирования – это программный продукт, позволяющий проводить тестирование на компьютере с использованием сетевых технологий. Процесс создания теста для автоматизированного тестирования ни чем не отличается от традиционного, только созданные вопросы затем вводятся в соответствующую форму вместе с вариантами ответа, один или несколько из которых отмечаются как правильные. Обучаемый, проходя тестирование, видит вопрос и варианты ответа, делает выбор, а система сравнивает его выбор с заданными правильными ответами.

Типы самих тестов в системе тестирования могут быть двух типов: экзамен и самопроверка. При прохождения экзаменационного тестирования слушателю дается только заданное количество попыток и строго определенное время на прохождение. При самопроверке количество попыток не ограничивается, а по завершении тестирования слушателю предоставляется развернутый отчет с рекомендациями по дальнейшему изучению курса.

По технологии и принципу организации автоматического тестирования все достаточно просто. Среди преимуществ стоит отметить возможность сохранения результатов оценки знаний в единой базе данных с последующим их использованием в рамках деятельности HR -департаментов. Результаты тестирования, особенно если оно не просто учебное, а проверяет текущие компетенции сотрудников, позволяют отследить типовые ошибки в процессе выполнения рабочих задач. Системы тестирования также дают возможность существенно сэкономить время на проверку и обработку результатов проверки знаний.

Существует ряд тонкостей, которые следует учитывать при выборе системы тестирования для вашей компании.

1. Возможность создания различных тестовых вопросов.

Наиболее распространенными тестовыми вопросами являются «один-из-многих» и «многие-из-многих» (слушатель может выбрать один ли несколько вариантов ответа). Следующими по полярности идут «поле ввода» (когда можно ввести одно или несколько слов в ответ на вопрос), «соответствия» и «упорядочивание» (слушателю предоставляются либо две колонки со значениями, либо набор утверждений, между которыми нужно установить связь или выставить последовательность). Большинство систем тестирования ограничиваются этим набором тестовых вопросов, но тестирование становиться по-настоящему интересным и полезным, когда вопросы представлены не только в стандартной форме, но и позволяют создавать такие типы тестовых вопросов как:

•  Голосовой ответ (подходит для изучения иностранных языков);

•  Матрица (одновременный вывод нескольких вопросов с различными вариантами ответа с последующим построение картинки или диаграммы);

•  Тесты на основе эмуляций программного обеспечения;

•  Drag - and - drop (возможность построения или перемещения объектов на экране);

•  Область на рисунке (для выбора правильного ответа необходимо отметить область на представленном рисунке).

Большое количество типов тестовых вопросов является важной составляющей эффективного процесса обучения, особенно в тех случаях, когда простые тестовые вопросы не отражают смысл проверяемых знаний. Например, человеку необходимо определить правильность построения диаграммы или построить ее самому.

2. Возможность быстрой адаптации тестов в соответствии с учебными потребностями.

Итак, у вас уже создан банк тестов по определенному курсу. Теперь важно учесть различные варианты его прохождения. Для эффективного тестирования у вас должны быть возможности:

•  Составления выборки (например, по 20 вопросов) из всего банка тестов;

•  Формирования новых тестовых комплектов из различных ранее созданных тестовых вопросов;

•  Возможность менять порядок отображения вопросов и вариантов ответов у различных слушателей или при повторном прохождении теста;

•  Возможность определения веса и уровня сложности для каждого вопроса.

Подобные функции системы тестирования дают определенную гарантию того, что при тестировании в одном кабинете или компьютерном классе люди не будут совместно отвечать на вопросы. Более того, при использовании различных уровней сложности тестов их можно адаптировать под конкретную целевую группу, что поможет увеличить достоверность результатов тестирования.

3. Различные варианты формирования отчетов о тестировании.

Многие системы позволяют посмотреть результаты тестирования каждого слушателя, рассчитывают средний балл по тесту. Однако стоит обратить внимание на дополнительные возможности анализа и отчетности результатов тестирования. Очень полезен анализ сложности вопросов теста, на основе которого можно в дальнейшем адаптировать тест к следующей группе обучаемых. Также важна возможность группировки результатов по различным тестам, что позволяет формировать общую картину о результатах обучения. С технической точки зрения, стоит обратить внимание на инструменты системы, которые могут импортировать результаты из системы тестирования в обычную таблицу, например, Excel .

Стоит также отметить важность соответствия системы тестирования международным стандартам. Производство тестов – это кропотливый и длительный процесс. Во многих организациях банк тестовых вопросов накапливается годами. Когда мы сталкиваемся с необходимостью переноса тестовой базы из одной системы в другую, несовместимость форматов может превратиться в серьезную проблему. Соответствие стандартам дает и еще одно преимущество – это возможность обмена или покупки тестов. Первое наиболее актуально для учебных заведений, а второе – для компаний, но и в том, и в другом случае есть шансы сэкономить время и финансы.

Немаловажную роль при тестировании играет уровень безопасности, которую она обеспечивает. Во-первых, база вопросов, ответов и отчетов должна быть надежна и защищена от взломов и несанкционированного доступа. А во-вторых, желательно, чтобы при прохождения теста у слушателя не было возможностей использовать дополнительный материал и открывать другие окна на своем компьютере (если, конечно, это не предусмотрено методикой прохождения обучения).

В заключение хотелось бы отметить, что хорошо разработанные вопросы теста и правильно подобранная система тестировании помогают сделать это мероприятие не только средством проверки знаний, но и продуктивным способом проведения обучения. Очень важно, чтобы тесты не были просто набором утверждений с вариантами ответа «да» и «нет» или просто вопросом с одним очевидным и тремя надуманными вариантами. Каждый тестовый вопрос должен представлять собой небольшое практическое задание, нацеленное на отработку определенных знаний и навыков. В этом случае проведение тестирование будет одним из наилучших способов использования времени, отведенного на обучение ваших сотрудников.

Источник: журнал "e-Learning World", №2-3(13)'2006

 

Читайте в №6'2006 журнала "e-Learning World"

e-Learning ТЕМА: «e-Learning в России и в мире»

 

Национальная политика в области e-Learning: опыт развитых стран

Ирина Смирнова, Светлана Кочерга, Евгений Хвилон, Денис Бойцов, Елена Тихомирова

Как известно, все познается в сравнении. В том числе и уровень развития страны в той или иной области, например, в образовании. Как улучшить его качество и расширить доступность? Анализ опыта передовых стран позволяет утверждать, что этому может способствовать электронное обучение.

 

Инновации в образовании Кореи через e-Learning

Наталия Дмитриевская
«В современном информационном обществе развитие способностей человека имеет ключевое значение для конкурентоспособности страны. Электронное обучение (e-Learning) становится новой образовательной парадигмой. Оно дает возможность каждому получать качественное образование в любое время, в любом месте». Так начинается фильм о деятельности Информационной службы Кореи по образованию и научным исследованиям (KERIS).

 

Законодательные акты в области дистанционного и электронного обучения, использования ИКТ в образовании

Вниманию читателей предлагается перечень законодательных актов разных стран мира, с кратким описанием содержания каждого документа.

 

Электронное обучение во Франции

Татьяна Хвилон
Сегодня путь совершенствования образования – это путь внедрения ИКТ. Многие страны Европейского сообщества (и всего мира) стремительно движутся по этому пути. Во Франции это движение началось в 1998 г..

 

Реформа образования и информатизация в вузах
Анализ некоторых итогов конференции «Задачи и проблемы информатизации образовательных учреждений»

Алексей Голосов, Ирина Полотнюк
В октябре 2006 г. в МГТУ «Станкин» прошла научно-практическая конференция «Задачи и проблемы информатизации образовательных учреждений», которая проводилась при поддержке ГНИИ ИТТ «Информика», Национального Фонда Подготовки Кадров, МГТУ «Станкин», компании «ФОРС – Центр разработки» и представительства корпорации Oracle в странах СНГ. Конференция была посвящена обсуждению проблем в образовательной сфере и реформированию отрасли. Самые оживленные дискуссии вызвали вопросы стандартизации, соотношения традиций и инновационных процессов в высшей школе, построения интегрированных решений для вузов, внедрения систем дистанционного обучения, финансовых систем, создания межвузовских хостинг-центров.

 

e-Learning РОССИЙСКИЙ РЫНОК

Вниманию читателей представлена информация о наиболее ярких и успешных компаниях и организациях, занимающихся сегодня разработкой, производством, внедрением и продвижением различных e-Learning продуктов.

 

Неудачи проектов e-Learning

Василий Беляков, Алексей Козлов, Татьяна Кузьмина
Университеты вынуждены искать способы обеспечивать доставку знаний учащимся в любую точку планеты и в необходимое время, облекать учебные материалы в удобную для самостоятельного изучения и использования форму, придумывать механизмы контроля учащихся, организовывать обратную связь с преподавателями. В связи с этим многие вузы и предприятия развернули масштабные проекты по внедрению систем дистанционного образования, не уделяя при этом особого внимания основным концепциям и методологиям внедрения электронного обучения, ИТ-специфике. В результате большая часть подобных проектов была прекращена еще на стадии внедрения либо завершилась провалом.

 

Современная e-Learning индустрия

Вопросы повышения эффективности организации заставляют менеджеров обращаться ко все более и более необычным и неочевидным объектам управления. Попытки обнаружить конкурентные преимущества, на которые могла бы опереться компания, заставляют разрабатывать методики управления тем, чем, казалось бы управлять невозможно.

Подписаться на новый номер журнала "e-Learning World" можно здесь
Подписной индекс в каталогах "Роспечать" - 83222. Подписной индекс в объединенном каталоге "Пресса России" - 87905.


e-Learning World
www.elw.ru
info@elw.ru
(095) 442-7777 (доб.231)

По вопросам размещения статей и рекламы обращайтесь: adv@elw.ru

 


В избранное