Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

e-Learning World: дистанционное и электронное обучение #4'2005


Информационный Канал Subscribe.Ru

e-Learning World:
Электронное и дистанционное обучение
выпуск четвертый (9)/ 21 июня 2005 года
e-Learning World
www.elw.ru
info@elw.ru
(095) 442-7777 (доб.231)

Внимание! Скоро!

ЛЕТНЯЯ ШКОЛА ДЛЯ HR-СПЕЦИАЛИСТОВ НА БАЗЕ АКАДЕМИИ АЙТИ
Комплексная программа подготовки HR-специалистов по теме: "Дистанционное обучение и проблемы эффективности управления персоналом"

Дата проведения: 4-8 июля 2005 года
Место проведения: Москва, Варшавское шоссе, 36, с 10 до 15 часов
Организатор: Академия АйТи


Зарегистрироваться и получить всю дополнительную информацию о Летней школе Вы можете по телефону: (095) 974-7979, 974-7980 у Светланы Тороповой или Ольги Косыревой.
Вы также можете отправить заполненную анкету участника по факсу: (095) 974-7990, по e-mail: SToropova@it.ru, OKosyreva@it.ru

В ходе занятий будут рассматриваться такие проблемы, как:
  • понятие дистанционного обучения и предпосылки его возникновения;
  • история развития корпоративного дистанционного обучения;
  • современное состояние электронного обучения и перспективы его развития;
  • характеристики современного электронного обучения;
  • цели и задачи корпоративного дистанционного обучения;
  • сильные и слабые стороны электронного обучения;
  • технические основы проведения ДО (инструментальные средства создания системы ДО);
  • методические, организационные и технологические аспекты дистанционного обучения.

    Слушатели получат ответы на вопросы:
  • Как повысить эффективность обучения персонала, используя современные методы электронного обучения?
  • Как мотивировать сотрудников компании на повышение своего профессионального уровня?
  • Как оценить затраты и эффект от дистанционного ИТ-обучения?
  • В каких случаях и почему дистанционное обучение предпочтительнее очного?
  • Как методически грамотного создать дистанционный курс?
  • Как построить эффективную систему обучения персонала, используя дистанционную форму?
  • Виктор Жуков,
    эксперт-обозреватель
    VictorZhukov@rambler.ru

    Новое слово на букву "M"

    Обилие беспроводных устройств, появившихся вокруг нас буквально в течение последних 5 лет, открывает все новые перспективы для современного человека. Уже никто не удивляется мобильному телефону с цветным экраном, который умеет передавать картинки, или карманному компьютеру с несколькими интерфейсами беспроводного доступа. Тем не менее, мало кто использует эти возможности хотя бы на 10 процентов.
    Не так давно КПК (Карманные Персональные Компьютеры) воспринимались как некое подобие электронных записных книжек. Сегодня счет программ, многие из которых доступны бесплатно, идет на тысячи; владельцы КПК могут использовать множество функций, среди которых мобильный офис, портативная навигационная система, консоль для выхода в Интернет.
    Многие компании начинают задумываться о приобретении КПК сотрудникам, проводящим большое количество времени в командировках или вне стационарного рабочего места. Такие компьютеры легче ноутбука, стоят дешевле и, что немаловажно, стоимость владения ими ниже. В то же время для выполнения обычной офисной работы (например, создания документов, написания и отправки e-mail, электронного органайзера) возможностей КПК вполне достаточно. В последнее время к ним прибавилась возможность доступа к корпоративной точке Wi-Fi и Интернет и, как следствие, возможность обучения сотрудников с использованием телекоммуникаций. Мобильное обучение, или m-Learning в терминологии зарубежного рынка, позволяет в полной мере реализовать потенциал электронного обучения. Его главный принцип: обучение в любом удобном месте, в любое удобное время.
    Для осуществления m-Learning подходит множество устройств, объединенных 2-мя общими чертами: портативностью и наличием интерфейса беспроводного доступа (а иногда и нескольких). Под это определение подходят карманные компьютеры (КПК), смартфоны (сотовые телефоны с расширенным набором функций), а также обычные ноутбуки (с некоторыми ограничениями). Приведенное здесь разделение весьма условно, так как производители постоянно смешивают отличительные признаки, создавая новые устройства в угоду рынку. Примером тому могут служить появившиеся недавно устройства рукописного ввода с полноценной операционной системой Windows XP, размер которых - нечто среднее между ноутбуком и КПК. Иногда производители добавляют функции мобильного телефона к КПК, а иногда встраивают браузер и другие функции КПК в телефон. Получившиеся в итоге устройства сильно отличаются, но в равной мере имеют право называться смартфонами.

    Каковы же специфические черты m-Learning?

    Сотрудник может использовать для обучения любую свободную минуту, и для этого ему не нужно рабочее место. КПК или смартфон можно использовать в поезде, самолете, автомобиле, на открытом воздухе, а для приведения в рабочее состояние достаточно нескольких секунд. В то же время работа с ноутбуком предполагает наличие как минимум рабочего места, а для приведения его в состояние готовности требуется гораздо больше времени.
    Устройства с беспроводными интерфейсами (Bluetooth, Wi-Fi) являются, в отличие от стационарных компьютеров, устройствами "временного подключения". Это значит, что связь с Интернет или обучающим ресурсом в корпоративной сети может прерваться в любой момент. Таким образом, программные средства управления обучением должны отслеживать это и позволять пользователю работать в эффективно даже тогда, когда доступ к учебному ресурсу отсутствует.
    Возможности мобильных устройств по воспроизведению графики ограничены. Большинство КПК имеют экран с разрешением не более четверти стандартного дисплея VGA (640*480 точек), также ограничена их цветовая палитра. Это накладывает на разработчиков учебных материалов определенные ограничения, связанные с необходимостью учета удобства чтения текста с маленького экрана и размера картинок.
    Хранить большие объемы информации на КПК не представляется возможным. Стандартный объем памяти - 32-64 MB, а стоимость карт памяти пока не позволяет рассчитывать на наличие более 256 MB дополнительно "на борту" КПК. Смартфон может вообще не иметь сколь-нибудь значительного объема встроенной памяти, как и возможности подключения дополнительной.
    Возможности КПК позволяют привлечь внимание его владельца к сообщению, полученному в режиме ожидания. Это поднимает коммуникации между преподавателем, студентом и его одногруппниками на новый уровень.

    Как мы видим, спектр применения мобильных устройств позволяет говорить о качественно новых возможностях организации обучения. Многие неочевидны, их еще только предстоит открыть. Компании и вузы, оснащая сотрудников и студентов мобильными устройствами и создавая информационную инфраструктуру для них (точки доступа Wi-Fi, специализированное серверное ПО), зачастую действуют "на ощупь". Они не понимают до конца, зачем им это нужно, какие выгоды и скрытые издержки может принести. Тем не менее, потенциал мобильного обучения очевиден для многих, и в Европе, США и даже в России уже функционирует множество проектов m-Learning, накапливающих опыт и методы новой педагогики.


    В рамках программы Европейской комиссии "Leonardo da Vinci", посвященной профессиональному обучению в течение жизни, при поддержке компании Ericsson и нескольких европейских онлайн-университетов в 2003 г. реализован проект "From e-learning to m-Learning". В его рамках партнеры разработали педагогические сценарии, систему mLMS (Mobile Learning Management System) для управления мобильным обучением и пилотные курсы для нее, а также испытали систему на реальных студентах, экипированных КПК и мобильными телефонами. Сейчас проект входит во вторую стадию "Mobile learning: the next generation of learning". На этом этапе участники попытаются реализовать преимущества специфических технологий, присущих только мобильным устройствам, в осуществлении профессионального обучения: потоковая видео- и аудиотрансляция по сетям 2,5 G и 3 G, обмен мультимедийными сообщениями. Для этого будет использована созданная в предыдущем проекте mLMS.


    Другой проект европейский проект "m-Learning" направлен на вовлечение в обучение молодых людей от 16 до 24 лет, наиболее подверженных риску социального неравенства: тех, кому не удалось преуспеть в учебе, у которых серьезные проблемы с выражением мыслей в письменной форме и сложными вычислениями. В настоящий момент они не учатся и не работают, и риск не найти работу в дальнейшем довольно велик. Что общего у этих молодых людей? Большую часть времени они тратят на тусовки и общение со своими друзьями, поэтому у всех у них есть мобильные телефоны!Хотя сейчас большинство молодых людей обмениваются текстовыми сообщениями и играют в простенькие игры, создатели проекта рассчитывают, что многие сменят свои мобильные на более "продвинутые" устройства с широкими мультимедийными возможностями в течении 2 лет. В расчете на такие устройства разрабатывается LMS с модулем "микропортала", который обеспечит доступ к интерактивным учебным материалам. Но и те, кто продолжит пользоваться моделями телефонов с ограниченной мультимедийной функциональностью, не останутся обойденными: для них разрабатываются специальные модули конвертации речи в текст, текста в речь, а также доставки учебных материалов и ответов обучаемого по SMS. Таким образом создатели проекта надеются вовлечь молодежь в обучение, используя привычную для них среду, способы коммуникаций и, возможно, даже стиль общения. В проекте задействованы университеты и коммерческие компании из трех стран Евросоюза: Италии, Великобритании и Швеции. Бюджет трехгодичного проекта составит 4,5 млн. евро.


    В Санкт-Петербурге в Институте точной механики и оптики (ИТМО) специалистами Естественно-научного факультета в 2001 г. была разработана и внедрена система тестирований, основанная на использовании КПК Palm, производимых в США компанией Palm Inc. С 1 сентября 2001 года ведется потоковое тестирование учащихся с применением КПК и централизованного сервера, обеспечивающего наполнение КПК Palm тестами, их проверку и систематизацию результатов тестирования. Используемая технология дает возможность избежать установки, размещения и поддержки стационарных компьютерных классов, обеспечить проведение тестирования практически в любом помещении (в лаборатории или в поточной аудитории), позволяет мгновенно получать результаты тестирований и сообщать их студентам и преподавателям в течение нескольких минут.


    Сети беспроводного доступа

    Неотъемлемым компонентом инфраструктуры m-Learning являются сети беспроводного доступа. Многие утверждают, что беспроводные сети не так развиты, как хотелось бы, особенно в России. Конечно, количество официально открытых Wi-Fi точек в Москве еще не перевалило за дюжину, но следует учитывать, что многие корпоративные точки не афишируются. Ноутбук или КПК, который вы приобретете в ближайшем будущем, с вероятностью 90% будет оборудован модулем Wi-Fi. За океаном распространение Wi-Fi уже называют следующей революцией в компьютерном мире после появления WWW-браузеров. Использование Wi-Fi для организации доступа к электронному обучению на рабочих местах является сегодня весьма логичной и, что немаловажно, дешевой для воплощения идеей: 5-10 точек доступа по $100 каждая легко покроют территорию любого предприятия. И безо всяких проводов! Это важно, так как позволит реализовать доставку электронных знаний на рабочие места там, где прежде это было невозможно или неоправданно дорого.
    А вот индивидуальному пользователю рано еще полагаться на Wi-Fi как на повсеместно распространенное средство доступа, аналогичное сотовым сетям, и тому есть несколько причин. Во-первых, большинство точек Wi-Fi никак не документировано, и найти их можно только случайно (хотя расположение платных точек по всему миру уже можно узнать в Интернет). Во-вторых, выяснить, находишься ли ты в зоне действия точки доступа, будет непросто, т.к. пока нет устройств, показывающих уровень сигнала Wi-Fi по принципу индикатора сотового телефона. Ну а в-третьих, сеть вполне может оказаться закрытой для внешнего доступа. В США пользователи решают эти проблемы, оставляя на стенах домов специальные условные знаки: "бесплатная точка", "защищенная точка", "здесь точки больше нет".
    Более надежным способом подключения к Интернет с помощью мобильного устройства можно считать услуги GPRS, предлагаемые крупнейшими операторами сотовой связи. Покрытие GPRS в крупных городах России, где предоставляется эта услуга, уже практически совпадает с покрытием сетей GSM, и количество таких регионов растет. Относительно приемлема и цена, колеблющаяся в Москве и Санкт-Петербурге от $0,1 до $0,5 за 1 Мб данных. Есть и минусы: например,сравнительно малая (примерно как у dial-up доступа по телефонной линии) скорость передачи данных вдалеке от больших городов. Однако и это неплохо, если вы находитесь в сотне километров от офиса или учебного центра.
    Хотя сейчас покрытие сетей GSM и GPRS гораздо шире, чем Wi-Fi, ситуация может измениться в течение нескольких лет. В США уже появились провайдеры услуг связи, развертывающие коммерческие точки Wi-Fi аналогично ретрансляторам сотовых сетей. Кроме того, сразу несколько производителей объявили о выпуске устройств, которые способны работать одновременно с сетями GPRS и Wi-Fi, переходя с одной на другую без разрыва связи и выбирая между ними ту, где связь дешевле. Пользователям КПК даже проще: еще в прошлом г. начат выпуск моделей с интерфейсами Wi-Fi и Bluetooth в одном устройстве, существуют также адаптеры GSM, подключаемые к КПК через разъем CompactFlash. Все это позволит мобильному студенту меньше заботиться о наличии связи и уделять больше времени собственно процессу обучения.


    Wi-Fi - аббревиатура, используемая при обозначении устройств для построения беспроводных локальных сетей (Wireless Local Area Network - WLAN), сертифицированных на соответствие набору спецификаций IEEE 802.11. Сокращение произошло от сочетания Wireless Fidelity, по аналогии с используемым на аудио-рынке термином Hi-Fi (High Fidelity - высокая точность воспроизведения). Стандарт IEEE 802.11 состоит из нескольких спецификаций, каждой из которых соответствует свой спектр рабочих частот и пропускной способности полученной сети.IEEE 802.11b Стандарт, положивший начало тому Wi-Fi, каким мы его знаем сейчас. Этот стандарт был разработан в конце 1990-х гг., принят в 1999 г., а первые устройства начали появляться в 2000 г. Сети, основанные на нем, работают в нелицензируемом спектре частот 2,4 Ггц (от 2,4 Ггц до 2,4835 Ггц), используя для передачи сигнала множество каналов внутри этой полосы частот. Такой спектр частот широко используется различными бытовыми приборами (микроволновыми печами, радиотелефонами), а также медицинской и научной аппаратурой, гарнитурами Bluetooth. Максимальная скорость передачи данных достигает 11 Мбит/сек при радиусе действия около 100 м в помещениях. В данный момент этот стандарт является самым распространенным, и большинство устройств, несущих аббревиатуру Wi-Fi, основаны на нем (например, широко известный продукт Intel Centrino имеет в своей основе именно этот стандарт).IEEE 802.11aСпецификация беспроводных сетей, работающих на спектре частот 5 Ггц (от 5,725 до 5,850 Ггц) с максимальной пропускной способностью 54 Мбит/сек. Этот диапазон частот не так зашумлен, как 2,4-гигагерцевый, к тому же спецификация 802.11а обеспечивает большее количество каналов, чем 802,11b. К сожалению, устройства 802.11a не могут работать с точкой доступа 802,11b и наоборот - эти стандарты несовместимы. IEEE 802.11g является последним и самым прогрессивным на сегодняшний день стандартом. Принят в середине 2003 г., ранее пересматривался несколько раз. Работая на той же частоте, что и 802.11b, т.е. 2,4 Ггц, он обеспечивает скорость передачи данных 54 Мбит/сек, что примерно в пять раз выше. Главное преимущество перед 802.11a - полная обратная совместимость с устройствами 802.11b. Это позволит сохранить доступ для пользователей со старым оборудованием. Недостатки все те же - высокая зашумленность 2,4-гигагерцевого диапазона. Какое же оборудование выбрать? К счастью, многие производители уже не заставляют нас отвечать на этот вопрос, предлагая чипсеты, работающие одновременно на стандартах b и g, а недавно увидели свет первые трехдиапазонные устройства. В любом случае, знак "Wi-Fi" зарегистрирован как торговая марка независимым Альянсом Wi-Fi (www.wi-fi.com), присваивающим его только сертифицированным устройствам. Поэтому, увидев его на упаковке, можете быть уверены: данный продукт совместим с другими устройствами Wi-Fi.



    GPRS (General Packet Radio Service) - услуга пакетной передачи данных, основанная на сетях GSM. Появившись около 4 лет назад, эта услуга в настоящее время очень востребована и, по-видимому, еще долго останется достойной и недорогой альтернативой высокоскоростным сотовым сетям третьего поколения (3G), только начинающим появляться за рубежом. GPRS основан на протоколе TCP/IP и абсолютно прозрачен для него, что делает GPRS идеальным средством доступа в Интернет с мобильного устройства. GPRS преодолевает ограничение в 9,6 Кбит/сек, свойственное для передачи данных в сетях GSM, предлагая максимальную скорость 171 Кбит/сек. Оговоримся сразу: такая фантастическая скорость доступна лишь в теории, т.к. заложена в спецификацию. На деле на нее влияют параметры транслирующего оборудования, ограничивающие скорость для всех абонентов конкретного оператора, а также параметры телефонных аппаратов. Они отличаются по классу предоставляемого канала GPRS (Class В лучше, чем Class A, так как позволит быть доступным для входящих голосовых вызовов во время передачи данных) и по их количеству (обычно обозначается как 4+1, что означает 4 входящих канала и один исходящий,каждый канал обеспечивает максимальную скорость в 13.4 Кбит/с). Лучшие модели GPRS-телефонов обеспечивают до 10 входящих каналов.К тому же скорость ограничивается загруженностью сотовой сети в данном сегменте: голосовые вызовы имеют приоритет над пакетными, услуги GPRS обычно предоставляются по "остаточному" принципу. Количество абонентов GPRS в сегменте также сильно влияет на скорость. Таким образом, реальная скорость передачи данных в местах уверенного приема достигает 20-30 Кбит/сек, т.е. около 3-4 Кбайт/сек, что примерно совпадает со средней скоростью dialup-доступа по обычной телефонной линии, с той разницей, что вы оплачиваете не время соединения, а количество переданных данных.GPRS активно используется в электронной коммерции, для подключения к Интернет удаленных торговых точек, не имеющих доступа к проводным телефонным линиям и выделенным каналам Интернет. На GPRS основан популярный сейчас сервис обмена мультимедийными сообщениями MMS, внедряемый российскими провайдерами услуг сотовой связи.

    Учебные материалы для m-Learning

    Качество электронных учебников, доставляемых обучаемым по Сети, в последние годы растет все быстрее. Компании-заказчики, прежде обращавшие больше внимания на инфраструктуру и ПО организации учебного процесса, стали вкладывать в разработку курсов фантастические суммы. Это не замедлило сказаться на технологиях, используемых при разработке учебных материалов: если раньше обучаемому приходилось иметь дело с плохо иллюстрированными HTML-страницами, то теперь он вправе рассчитывать на широкое использование симуляций работы ПО, создание которых перестало быть трудоемким процессом с появлением на рынке соответствующих инструментов, и интерактивных имитаций механизмов и явлений реальной жизни, что по прежнему очень дорого (1 час готового заказного курса может оцениваться в $100 000 и более), т.к. создается с нуля в каждом индивидуальном случае. Таким курсам тесно в рамках академического HTML, и разработчики всячески пытаются "сбросить его путы": используются Java-апплеты, подключаемые модули браузера, позволяющие воспроизводить анимацию и приложения Flash, трехмерные миры VRML, AXEL и Viewpoint, не говоря уже о манипуляциях с содержимым HTML-документа с помощью DOM и JavaScript.
    Все это ведет к увеличению интерактивности процесса обучения, визуальной привлекательности созданных курсов, а иногда даже к повышению эффективности обучения. В любом случае, отказываться от всего этого не хочется.
    В то же время, веб-страницы отображаются мобильными браузерами иначе, чем обычными. Если не учитывать этого при форматировании страниц, их содержание может искажаться вплоть до потери смысла материала. Вот несколько ограничений, которые необходимо иметь в виду при импортировании учебных материалов на мобильные устройства:

     

  • По возможности используйте картинки меньшего размера, чем для стандартного монитора (старайтесь не превышать 150 пикселей в ширину для картинок, включенных в текст, это чуть больше половины экрана КПК).
  • Старайтесь не использовать графику для важных элементов интерфейса страницы, т.к. ваш пользователь может отключить ее отображение. Снабжайте все изображения атрибутом "alt", чтобы сохранить хотя бы надписи на кнопках (хотя, вероятнее всего, вы это уже делаете). Не используйте динамические меню, их содержимое может не влезть на один экран, таким образом некоторые пункты окажутся недоступны.
  • Сокращайте размер ваших страниц. Старайтесь выводить по параграфу на одной странице. Так вы избавите пользователя от перемотки и одновременно сократите время загрузки.
  • Не используйте разбиение страниц на фреймы. Они будут отображаться иначе, чем вы привыкли на стандартном мониторе.
  • Не используйте клиентские сценарии, открывающие страницы в новом окне, или всплывающие диалоговые окна. Для пользователя мобильного устройства это может быть особенно неудобно.
  • Откажитесь от форматирования графики при помощи таблиц. Мобильные браузеры могут переносить ячейки таблиц, что приведет к искажению изображений и потере смысла.
  • При размещении текста в таблицах руководствуйтесь тем же правилом.
    Не полагайтесь на контекстные (вызываемые на настольных ПК по правой кнопке мыши) меню. Большинство мобильных браузеров их просто не отображает.
  • Не используйте динамические (раскрывающиеся) меню, их содержимое может не влезть на один экран, и таким образом некоторые пункты окажутся недоступны. Это же относится к динамическим подсказкам глоссария - их лучше сделать отдельными страницами.

     

    Возможности браузеров КПК и телефонов пока сильно ограничены по сравнению с настольными браузерами. "Как же так! - скажет читатель, - Ведь современные версии браузеров КПК поддерживают все привычные функции настольных: CSS, SSL, HTML DOM, JavaScript, проигрывание клипов Flash!"
    Все верно, но список функций варьируется даже в новейших версиях. Если при разнообразии настольных браузеров вы часто не можете быть уверены на 100% в том, что конкретная функция вашего документа будет работать, то на КПК неопределенность возрастает в разы, даже если все потребители ваших курсов оснащены последними версиями браузеров, а ведь это далеко не всегда так. На КПК нельзя просто записать новую версию браузера: она может не существовать для данной операционной системы (ОС), а установить новую ОС на старый КПК чаще всего нельзя. Еще хуже обстоит дело со смартфонами и коммуникаторами. Конечно, момент, когда весь стандартный для сегодняшних настольных браузеров набор спецификаций и функций будет реализован и на мобильных устройствах, недалек, но пока ситуация здесь похожа на "войну браузеров" в 1996-98 гг.
    Таким образом, сам собой напрашивается вывод: если у вас есть возможность контролировать платформу и используемое ПО ваших конечных потребителей (например, в случае с корпоративной системой мобильного обучения), действуйте максимально жестко. Это поможет сделать ваши курсы более насыщенными, не ограничивая себя неопределенностью, связанной с клиентским оборудованием.
    Если же такой возможности нет (вы не знаете целевого потребителя своих курсов и не можете диктовать ему свои требования к оборудованию), представляются логичными два варианта.


    1. Ориентироваться на наихудшую из возможных конфигураций. Придется отказаться ото всего, что выходит за рамки спецификации HTML. Стилевые таблицы CSS, JavaScript и клипы Flash определенно не для вас.


    2. Создавать несколько версий или возможность отключения неподдерживаемых функций.


    Все это может показаться непривычным даже для веб-дизайнера и программиста. Что же говорить о преподавателе, который просто хочет сделать свой курс доступным с мобильного устройства? Не беспокойтесь, вам не всегда придется об этом думать. Некоторые средства разработки учебных материалов уже имеют поддержку публикации в "мобильные" форматы, в других она в скором времени появится.
    Например, в Macromedia Flash MX 2004 имеются встроенные шаблоны для большого количества мобильных устройств: от КПК PocketPC до мобильных телефонов. При разработке вы видите не только размер экрана, но и изображение самого устройства, что поможет расположить элементы интерфейса и навигацию наилучшим образом. Компания Trivantis предлагает модули расширения для своей системы разработки курсов Lectora Publisher, позволяющие публиковать созданные учебные материалы для воспроизведения на платформе PocketPC или Palm OS. Средство создания интерактивных симуляций RoboDemo 5 позволяет имитировать работу вашей настольной программы на КПК или любом другом мобильном устройстве, для которого выпущен Macromedia Flash Player (правда, показывается лишь часть экрана). Как видите, нет ничего невозможного. Ваш студент может изучать на своем КПК программное обеспечение, которое никогда не может быть на нем запущено!
    А всего несколько лет назад воспроизведение HTML на мобильном телефоне вообще считалось фантастикой. Чтобы обеспечить мобильные устройства хоть какой-то самостоятельной функциональностью в Сети, по аналогии с HTTP был разработан специальный облегченный протокол WAP (Wireless Application Protocol, протокол беспроводных приложений), и язык разметки WML (Wireless Markup Language). Его преимущество в работе непосредственно по сетям GSM и нетребовательность к пропускной способности сети. К сожалению, доступ к услугам WAP по обычному телефону очень похож на dialup-доступ по модему: телефонная линия будет занята, а оплата исчисляется, исходя из времени, проведенного вами в Сети. WAP будет работать в любом месте, где "ловит" сеть ваш мобильный, но в то же время может использовать преимущества интерфейса GPRS, если таковой имеется (скорость в таком случае будет выше, линия свободна для "обычных" звонков, а оплачивать вы будете количество принятых и отправленных данных, что существенно дешевле). Несмотря на наличие большого количества WAP-ресурсов в Сети, его изначальная ориентация на устройства с маленьким экраном и отсутствием возможностей хранения и передачи сколь-нибудь объемных документов сильно ограничивает применение в мобильном обучении. Сами же телефоны сделали большой шаг вперед, обзаведясь цветными экранами, современными браузерами и больше не нуждаются в подобных поблажках.
    Но давайте посмотрим на все это со стороны потенциального студента, у которого уже есть, например, КПК с доступом в Сеть, а также желание обучаться с его помощью. Будет ли ему легко? Ведь учебных материалов, рассчитанных на воспроизведение на мобильном устройстве, не так много.
    Но выход есть. Компании - разработчики браузеров для мобильных устройств, в частности, Opera Software, разработали специальные алгоритмы обработки веб-страниц, отформатированных для показа на стандартном мониторе. Ни для кого не секрет, что просмотр "настольного" учебника на КПК удобным не назовешь: приходится постоянно прокручивать экран как по вертикали, так и по горизонтали, а картинки не влезают на него полностью. Вместо того, чтобы улавливать смысл материала, обучаемый вынужден постоянно отвлекаться на навигацию. Новый браузер Opera 7 устраняет эти недостатки: он переформатирует страницы, умещая их содержимое по горизонтали на экране мобильного устройства и избавляясь от таблиц. Кроме того, в качестве заднего плана браузер устанавливает универсальную серую гамму, и соответствующим образом изменяет цвет текста, чтобы облегчить его чтение при различном уровне освещения. Технология называется SSR (Small Screen Rendering, воспроизведение на малом экране), и она уже позволяет просматривать неоптимизированные веб-страницы пользователям Opera 7 на смартфонах Sony Ericsson P800/P900, Sharp Zaurus, Psion Revo+, Nokia 6600, 3650, 7650, N-gage, 9210, 9500, Siemens SX1 и Motorola A920. Список поддерживаемых устройств постоянно расширяется, но пока это в основном смартфоны на платформе ОС Symbian. В ближайших планах Opera выпуск браузера с технологией MSR (Medium Screen Rendering), нацеленного на более широкий рынок КПК. Кстати, для того, чтобы проверить отображение созданного вами учебника, совсем необязательно иметь КПК: вы можете оценить работу SSR и в "настольной" версии Opera 7.

    Если примеру Opera последуют и другие разработчики мобильных браузеров, через пару-тройку лет проблема доступности веб-документов и, в частности, учебных материалов для пользователей мобильных устройств будет сведена на нет. Вместе с растущим распространением сетей Wi-Fi это должно дать m-Learning толчок достаточно мощный, чтобы сделать его самостоятельным сегментом рынка наряду с "настольным" электронным обучением.

    Источник: журнал "e-Learning World", №3'2004

  •  

    Читайте в №2'2005 журнала "e-Learning World"

    e-Learning ТЕМА: "Защищенное электронное обучение"

    Безопасность систем электронного обучения

    Александр Родионов, Андрей Михайлюк
    В статье не ставилась задача указать на конкрентные проблемы с безопасностью в той или иной системе электронного обучения (LMS). Цель - обратить внимание на то, что система является в конечном счете сложным веб-приложением со множеством компонентов, и безопасность всей системы будет определяться самым уязвимым из этих компонентов
    .


    Корпоративное обучение: начнем с азов (Часть II)

    Дмитрий Куприянов, Елена Лурье, Марина Пахомкина
    В прошлом номере была опубликована первая часть книги «Корпоративное обучение», выпущенной компанией Begin Group. Сейчас мы предлагаем вниманию читателей вторую часть, из которой вы узнаете о том, как правильно составить план обучения персонала в компании, сформулировать цели и задачи тренинга, отобрать участников, выбрать ресурсы для проведения обучения.


    Корпорации выбирают e-Learning

    Руслан Смелянский
    Системы дистанционного обучения, которые недавно появились в России, позволяют организации экономить деньги и время, а сотруднику – овладевать необходимыми знаниями. Не понаслышке об этом знает Руслан Смелянский, президент компании REDLAB и генеральный директор компании REDCENTER.


    Использование ресурсов Интернет в обучении иностранным языкам

    Евгения Полат
    В одном из прошлогодних номеров журнала (№2’2004) вышла статья А.Печенкина «Оценка эффективности e - Learning проектов», где подробно описывались подходы и методики оценки проектов обучения. На их основе была разработана авторская методика, адаптированная непосредственно для e - Learning проектов, которая и изложена в нижеприведенной статье. Для удобства использования оценка эффекта производится в три последовательных шага: сбор данных, изолирование эффекта обучения, конвертация данных в денежную форму. Рассмотрим каждый из них подробно.


    Электронное обучение в современной компании

    Александр Печенкин, Ирина Кузнецова
    Активное внедрение информационно-телекоммуникационных технологий в процесс обучения как сотрудников компаний, так и слушателей учебных заведений, стало на сегодняшний день одной из самых заметных тенденций. Что нужно знать об электронном обучении? Материал раскрывает основы e- Learning проекта в современной корпоративной среде.

    Российский рынок LMS: "Новая волна"

    Виктор Жуков
    Рынок e-Learning в России растет с каждым годом. Ни у кого не вызывает вопроса необходимость наличия в том или ином виде интегрированной среды сервисов электронного обучения – СДО (в зарубежной терминологии – LMS), или проще говоря, учебного портала. Возникают куда более сложные и менее однозначные вопросы выбора такой системы, определения критериев оценки, используемых при выборе. Статья расскажет об одной удачной разработке - системе Learn eXact.


    IMS Learning Design: как спецификации меняют современную среду e-Learning

    Даниэль Бургос, Нидия Бербегал, Дай Гриффитс, Колин Таттерсол, Роб Копер

    Если ваше учреждение приобретает коммерческое приложение или принимает решение использовать продукт с открытым кодом, в обоих случаях вы столкнетесь проблемами: необходимо изучить программное обеспечение, получать результаты, используя это приложение. А что произойдет, если завтра вам придется поменять приложение, например, из-за серьезного обновления, появления лучшего ПО или перехода в другую организацию? Неужели… выбросить наработанный материал?


    Организационно-методические подходы к разработке учебного контента электронных курсов

    Виктор Мордвинов
    Да, сейчас на рынке e-Learning-услуг существует достаточно много предложений по электронным курсам различного направления. Но с большим сожалением приходится констатировать, что подавляющая часть готовых курсов, возможно, даже обладающих прекрасным дизайном и значительными объемными характеристиками, малоэффективна в качестве учебных средств.


    "Ученье" с иголочки

    Феликс Тинкчян
    Основываясь на известном принципе Парето, можно с уверенностью утверждать, что лишь 20% потраченного на обучение времени дает 80% полученного эффекта. Возможно ли повышение результативности обучения? Одну из таких возможностей предоставляют технологии индивидуализированного обучения ( individualized instruction).


    Европейские тенденции интеграции в области развития дистанционного обучения

    Мартин Волперс, Гуннар Мартин, Ирина Самуйлова
    В каждой стране существуют свои методы оценки, повышения качества и популяризации ДО. Одним из возможных путей развития является стандартизация на основе обмена опытом ведущих организаций. В качестве примера, достойного внимания, можно привести сетевой проект PROLEARN, стартовавший 1 января 2004 г. в рамках Исследовательской рамочной программы Европейского союза под руководством Учебной лаборатории Нижней Саксонии (L3S).

    Подписаться на новый номер журнала "e-Learning World" можно здесь
    Подписной индекс в каталогах "Роспечать" - 83222.


    e-Learning World
    www.elw.ru
    info@elw.ru
    (095) 442-7777 (доб.231)

    По вопросам размещения статей и рекламы обращайтесь:d.boytsov@elw.ru

     


    Subscribe.Ru
    Поддержка подписчиков
    Другие рассылки этой тематики
    Другие рассылки этого автора
    Подписан адрес:
    Код этой рассылки: job.education.elwinfo
    Отписаться
    Вспомнить пароль

    В избранное