Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

e-Learning World: дистанционное и электронное обучение #1'2005


Информационный Канал Subscribe.Ru

e-Learning World:
Электронное и дистанционное обучение
выпуск первый (6)/ 15 марта 2005 года
e-Learning World
www.elw.ru
info@elw.ru
(095) 442-7777 (доб.231)

Елена Ченосова

Проектирование и планирование проекта создания дистанционного учебного курса

Как и реализация любого проекта, создание дистанционных учебных курсов должно выполняться по определенным правилам и законам. Очевидно, что приступать к проекту, не составив ясного представления о его целях, назначении, полном объеме затрат, а также не выстроив четкого плана работ, в лучшем случае значит растянуть его на продолжительное время, вплоть до того, что труд окажется невостребованным, а скорее всего проект останется незавершенным и «застынет» в ожидании дополнительного финансирования, прихода квалифицированных специалистов, появления необходимых материалов и т.д.

Планирование проекта — самая ответственная его часть, именно на этом этапе закладываются предпосылки для успеха (или неуспеха). Как гласит народная мудрость, что посеешь, то и пожнешь. В данной статье мы постараемся на собственном опыте показать будущим авторам, как правильно начинать проекты по созданию учебных курсов. Мы расскажем о путях сокращения продолжительности работ и о подводных камнях, которые могут встретиться при разработке.

Формирование цели и составления предварительного плана

Первое, что необходимо определить при рассмотрении идеи создания учебного курса, - это области, где будущим обучающимся (будь это студенты вуза или персонал компании) недостает определенных навыков, а также и круг обучающихся, которым необходим конкретный курс.

На данном этапе причины отказа от проекта могут быть самыми очевидными: нехватка специалистов, недостаток технологической базы, недостаточный интерес со стороны руководства, жесткие временные ограничения, высокая стоимость разработки и т.д.

К этапу планирования и составления предварительного плана следует подходить очень ответственно. Нужно постараться оценить действительно реальные затраты, а также обязательно учесть все возможные сложности и узкие места. К примеру , у авторов курса может сложиться ошибочное мнение, что материалов несметное количество, а в процессе разработки обнаружится, что многое из того, что предполагалось использовать, совершенно не подходит к создаваемому курсу. Чтобы не возникало таких и многих других катастрофических ситуаций, существует планирование.

Разработка плана работ

Предварительный план работ составляется для общей оценки масштабов проекта, его продолжительности, необходимого состава исполнителей и оборудования, и сравнения всего этого с предоставленными условиями и ресурсами.

В основу предварительного плана закладываются этапы разработки учебного курса (их также называют этапами жизненного цикла проекта):

  • разработка концепции,
  • проектирование (разработка структуры),
  • создание исходных материалов,
  • сбор материалов в приложение (учебный курс),
  • тестирование и отладка приложения,
  • тиражирование.

Приведенный план составлен специалистами, участвовавшими в создании многих учебных курсов, каждый из которых имеет свои особенности и специфику. План отражает структуру основных этапов и их взаимосвязь. Вы можете наглядно увидеть, какие работы можно выполнять параллельно, а какие — последовательно. В плане определена продолжительность каждого этапа, выраженная в днях. Используя эти данные, можно сравнить этапы и определить их относительную долю в общем объеме работ и по сравнению с другими этапами.

Итак, ориентировочный срок разработки мультимедийного курса средней сложности, среднего масштаба и команды из четырех-пяти человек составляет чуть более 3 месяцев, а при учете времени на тиражирование учебного курса — 4 месяца. Скорее всего, на первый проект будет потрачено гораздо больше времени, так как участникам потребуется дополнительное время на получение навыков, освоение технологии разработки и изучение специфики используемого программного средства.

Безусловно, условия проведения проекта могут либо существенно сократить его (например, в случае привлечения дополнительного персонала), либо увеличить (к примеру, при недостатке техники).

Теперь рассмотрим особенности каждого этапа разработки учебного курса.

Этапы разработки курса

1. Разработка концепции и структуры — этап, с которого начинается любой проект. Результатом разработки концепции должно быть принятие решения о проведении проекта, а также четкое понимание целей учебного курса и путей их достижения, список участников, оборудования, предварительный план и смета проекта. В процессе разработки структуры формируются таблицы информационных ресурсов учебного курса и таблицы структурных единиц, определяется, кто, где и в каком количестве должен найти исходные материалы. По окончании этапа разработки концепции и структуры создается детализированный план работ по проекту.

2. Параллельно с первым этапом можно начинать самую трудоемкую стадию — подготовку исходных материалов. Подготовка текста — наиболее продолжительная работа, которая влияет на срок подготовки всех информационных материалов, поэтому ей стоит уделять максимум внимания. Как показывает практика, другие составляющие, такие как графика, видео и звук, удается собрать и обработать во время написания и поиска текстов.

3. Сборка (верстка) материалов в готовое приложение займет совсем немного времени при условии, что выбранный инструмент разработки дистанционных курсов достаточно хорошо изучен, материалы подготовлены с учетом его требований и специфики, а еще лучше, если был разработан пилотный проект по его освоению.

4. Тестирование и отладка пройдут быстро, если на этапе разработки структуры были подготовлены таблицы информационных ресурсов и структурных единиц. В этом случае окажется меньше ошибок при сборке, а выявление неточностей будет упрощено.

Этап тестирования, с одной стороны, самый интересный. С первого взгляда на собственное произведение захватывает дух: наконец-то курс готов, и его, как новенькую книжку можно полистать! С другой стороны, это опасный этап. Увидев свое произведение, автор придирчиво замечает, что дизайн не очень подходит к предмету, материалы нелогично объединены в темы, а много еще не сказано. И тут начинается переделывание и перекраивание или еще хуже — доработка, которая может вылиться в создание другого, не меньшего по объему учебного курса. Мало вероятно, чтобы разработчик ошибся на этапе проектирования. Скорее всего, здесь налицо желание достичь совершенства, которое свойственно всем в большей или меньшей степени.

Хочется предостеречь неискушенного разработчика. Только небольшие поправки (опечатки, минимальные дополнения) стоит позволять себе на этапе тестирования, оставив все мысли и предложения для следующего проекта.

Анализ осуществимости

Меняются условия существования организации, составы рабочей группы, источники финансирования, но только наличие всех необходимых ресурсов обеспечит успех будущему проекту. Перед началом новой разработки необходимо оценить его осуществимость. Главным документом для проведения анализа должен выступать предварительный план.

При оценке собственных возможностей решающими факторами будут:

  • временные ограничения при создании курса;
  • оценка затрат на создание дистанционного курса;
  • пригодность предмета для изучения дистанционным способом;
  • соответствие аудитории данному способу обучения;
  • наличие необходимого материала для создания учебного курса;
  • техническое и программное обеспечение.

Анализ осуществимости во многом решает судьбу проекта. Именно в этой фазе ошибки обходятся дороже всего. На этом этапе уточняется бюджет проекта, определяется выбор программных и аппаратных средств, уточняется потребность в ресурсах, происходит согласование целей, планируются работы и распределяются финансовые ресурсы по фазам проекта.

Выбор системы разработки дистанционных учебных курсов, безусловно, наиболее важный момент, поскольку именно выбранное средство определяет все остальные этапы создания курса, их содержание и специфику. Система разработки определяет требования к исходному материалу для наполнения будущего учебника, форматы представления данных, максимальные размеры некоторых элементов курса и т.п. Мы не будем отдельно останавливаться на этом этапе, поскольку описанию преимуществ различных систем посвящено много публикаций. Отметим только, что для выбора системы необходимо оценить простоту и удобство ее использования, возможность работы с множеством форматов и формирования развитой структуры будущего курса, диапазон средств для создания необходимых разделов курса (тестирование, библиотека, словарь), соответствие создаваемого курса международным стандартам и т.п.

Организационный анализ

Для выполнения проекта нужна команда. Она должна включать специалистов, которые могут квалифицированно написать тексты, собрать мультимедийный материал (графику, звуковое сопровождение, видео), подготовить все исходные данные для сборки курса в программе разработки с учетом ее специфических требований, осуществить сборку и тестирование курса.

Типовая команда разработчиков проекта состоит из:

  • руководителя проекта;
  • автора идеи;
  • группу по подбору исходных материалов;
  • группу по обработке и подготовке составляющих курса, сборке проекта.

Причем руководитель и автор идеи — постоянные участники проекта, а состав групп по подбору исходных материалов, по их подготовке и сборке проекта может меняться и включать в себя как постоянных сотрудников, так и временных, привлекаемых к выполнению некоторых работ (например, профессиональной видео- или фотосъемке, записи звука).

Финансовый анализ

Финансовый анализ исследует затраты на проект. Прежде всего, для любого проекта необходимо наличие бюджета. Стоит заметить, что для проектного управления характерно признание неизбежности отклонений реализации от заранее намеченного плана, даже если последний идеален. Необходимо понимать, что все предусмотреть невозможно, и непредвиденные обстоятельства являются неизбежными.

Затраты на проект с учетом непредвиденных факторов складываются на последнем этапе проектного анализа, когда сформировалось четкое представление о расходах, необходимых для реализации проекта. Если все предыдущие пункты анализа осуществимости выполнены, они дадут возможность оценить расходную часть проекта.

Затраты складываются в каждом проекте из разных составляющих, основной список которых представлен ниже :

  • стоимость приобретения и установки оборудования;
  • стоимость системы разработки дистанционных курсов и обучения сотрудников работе с ней;
  • заработная плата постоянных участников проекта;
  • стоимость привлечения консультантов и дополнительного персонала (например, видеооператора);
  • стоимость приобретения необходимых лицензий и разрешений на исходный материал;
  • непредвиденные расходы (например, на приобретение художественного альбома с редчайшей и крайне необходимой для вашего курса фотографией).

В результате финансового анализа составляется смета расходов проекта с учетом графика расходования финансовых средств.

Выбор системы планирования проектов

Разработку мультимедийных дистанционных курсов можно отнести к проектам небольшой и средней величины. Поэтому можно порекомендовать использовать для планирования работ такого проекта один из пакетов, предназначенных для планирования несложных проектов пользователями непрофессионалами и новичками. Эту систему управления проектами отличают простота, доступная цена и средства помощи для быстрого включения в работу начинающего. Примером такого пакета может служить M icrosoft Project. Это несложная в освоении система, обеспечивающая функциональность, достаточную для планирования работ по созданию мультимедийного дистанционного курса.

Несколько слов перед началом планирования

На практике существует два способа поэтапного воплощения больших замыслов: запуск пилотного проекта, своего рода опытного образца, и разбиение проекта на части.

Почему полезны пилотные проекты?

Пилотный проект – это своего рода опытный образец, обладающий всеми характеристиками и параметрами своего будущего «собрата», но гораздо менее масштабный по количественным характеристикам.

Пилотный проект дистанционного курса — прототип полного курса, на данном этапе состоящий из десятка лекций, вопросов, терминов, но обязательно содержащий все необходимые элементы. При реализации такого проекта группа разработчиков должна пройти ВСЕ этапы создания учебных курсов, ничего не исключая. Любая операция важна, так как основной целью разработки пилотного проекта является получение навыков совместной работы группы и каждого участника проекта в отдельности.

Выделение пилотного проекта особенно полезно, когда предполагается создать серию однотипных мультимедийных дистанционных курсов, объединенных общей технологией и может быть общей командой проекта. Данный подход позволит увидеть и учесть особенности, которые при формальном обследовании могут быть упущены, построить эффективную технологическую цепочку, и оценить, чего можно достичь в имеющихся условиях, а чего нет.

Разбиение проекта на части

Другой способ реализации крупной идеи — разбиение проекта на самостоятельные части. Такой подход предполагает выделение в проекте логически цельных этапов, успешное окончание каждого их которых предполагает начало следующего. Существует два подхода выделения частей из масштабного замысла.

Метод шахт предполагает вертикальное разделение проекта на подпроекты, то есть решается одна конкретная задача, а другие практически остаются без внимания. Например: проект "Тысячелетняя история России" был разделен по векам на десять более мелких подпроектов, с достаточно глубокой проработкой каждого из них.

Этот метод имеет свои преимущества:

  • каждый подпроект вполне самостоятелен, и даже в случае невозможности довести генеральный проект до конца подпроекты не теряют своей ценности;
  • команда проекта формируется быстро, поскольку собрать специалистов в узкой предметной области проще.
  • Отрицательной стороной является отсутствие связи с другими задачами (подсистемами), что может потребовать коренного пересмотра уже созданного.

Метод "пластов" обеспечивает решение всей задачи в целом, не затрагивая глубину вопроса. Например, ту же задачу разбиения масштабного проекта "Тысячелетняя история России" можно было решить другим способом: пройтись по верхам истории всех десяти веков, а потом уже добавить и раскрыть дополнительные сопутствующие вопросы. Положительные и отрицательные моменты здесь прямо противоположны предыдущему методу.

На практике применяются и первый, и второй метод, в зависимости конкретных условий реализации отдельного проекта. Иногда применяется и комбинированный подход, если этого требует специфика поставленной задачи.

Детализация предварительного плана работ

Краткий предварительный анализ проекта необходим для получения общих представлений о масштабах разработки. Он не может быть использован как основной документ для управления работами по проекту, необходима детализация плана, внесение дополнительных данных, корректировка ранее внесенной информации на основе результатов анализа. После этого график работ становится полноценным руководством к действию.

В заключение следует обратить внимание, что при проработке и анализе осуществимости проекта разработки учебных мультимедиа-курсов необходимо консультироваться у специалистов из всех областей знаний, которые затрагивает проект. Создание учебного курса объединяет профессионалов разных направлений деятельности: преподавателей-предметников (авторов курса), различных технических специалистов и управляющих. Разработку концепции дистанционного курса можно осуществить только при условии наличия достаточной и полной информации по всем вопросам, связанным с его созданием и последующим использованием.

Источник: журнал "e-Learning World", №3'2004

 

Скоро!

Профессиональная выставка "Кадровый менеджемент "

Дата проведения: 22 марта 2005 года (Москва), 31 марта 2005 года (Санкт-Петербург)
Место проведения: Отель "Рэдиссон-Славянская" (Москва), Отель "Европа" (Санкт-Петербург)
Организатор: Begin Group
Контактная информация: (095) 933-10-98 .
http://www.hrm.ru

Скоро!

4-ая научно-практическая конференция «Развитие электронного обучения в системе среднего профессионального образования»

Дата проведения: 30 марта 2005 года (Москва)
Место проведения: г.Москва, ул. Нежинская, д.7, МЭСИ, ауд.202
Организатор: Колледж управления права и информационных технологий МЭСИ, под научным руководством МЭСИ при поддержке Министерства образования и науки РФ
Контактная информация: (095) 442-64-50,442-64-32, marketing@college.mesi.ru
http://www.conf.college.mesi.ru

Читайте в №1'2005 журнала "e-Learning World"

e-Learning ТЕМА: "Корпоративное обучение"

 

Корпоративное обучение: начнем с азов (Часть I)

Дмитрий Куприянов,Елена Лурье, Марина Пахомкина
В рамках информационного проекта HRM компании Begin Group (www.hrm.ru) была задумана серия книг, в которых профессионалы-практики делятся своим опытом работы персоналом. Авторы первой книги серии «Корпоративное обучение» рассказывают о практической стороне своей работы в области обучения персонала. Книга адресована тем, кто вовлечен в процесс построения системы обучения в своей компании. Журнал «e - Learning World » предлагает вашему вниманию отрывок из этого замечательного издания.

 

Правая рука тренинг-менеджера

Феликс Тинкчян
Рано или поздно, но любая, расширяющая свою деятельность компания сталкивается с необходимостью обучения персонала. Можно воспользоваться внешними образовательными услугами, можно нанять внутреннего тренинг-менеджера. Однако даже идеально подготовленный тренинг-менеджер может испытывать затруднения при работе с большими количествами регулярно обучаемого персонала, особенно если эти обучаемые находятся в разных регионах страны и взаимодействие с ними затруднено. В такой ситуации электронное обучение ( e - Learning ) является одним из наиболее рациональных подходов.

 

Инструменты и технологии электронного обучения

Уильям Хортон, Кетрин Хортон
В марте 2005 года широко известное в России издательство «КУДИЦ-ОБРАЗ» выпускает один из мировых бестселлеров в области электронного обучения - книгу Уильяма и Кетрин Хортон «Электронное обучение: инструменты и технологии». Уильям Хортон – один из самых авторитетных консультантов области e - Learning , автор нескольких книг, в числе которых " Leading E - Learning", "Evaluating E - Learning", "Using E - Learning", "Disigning Web - Based Training". Кетрин Хортон работает в компании William Horton Consulting . Авторы и издательство любезно разрешили журналу «e - Learning World» опубликовать в сокращении одну из глав этого замечательного издания, которую мы и предлагаем вниманию читателей.

 

Как оценить эффект от проекта электронного обучения

Александр Печенкин
В одном из прошлогодних номеров журнала (№2’2004) вышла статья А.Печенкина «Оценка эффективности e - Learning проектов», где подробно описывались подходы и методики оценки проектов обучения. На их основе была разработана авторская методика, адаптированная непосредственно для e - Learning проектов, которая и изложена в нижеприведенной статье. Для удобства использования оценка эффекта производится в три последовательных шага: сбор данных, изолирование эффекта обучения, конвертация данных в денежную форму. Рассмотрим каждый из них подробно.

 

Как не ошибиться в выборе системы дистанционного обучения?

Валентин Гаркуша
Система дистанционного обучения (СДО) - это программный продукт, который управляет всем процессом обучения. Как не ошибиться при выборе и не потратить значительные средства компании впустую? Полезные советы ищите в данном материале.

 

Развивай и действуй, или как виртуальные корпорации развивают рынок e-Learning

Алессандро д'Атри, Эмануэлла Пауселли
Достоинством так называемых «горизонтальных рынков» является то, что они позволяют участникам сосредоточить усилия на профилирующих видах деятельности и сократить объемы инвестирования в менее значимые сферы, которые с большей эффективностью развиваются другими участниками этого рынка. В статье описывается, как бизнес-процессы виртуальных корпораций могут изменять рынок e - Learning от так называемого «вертикального подхода» к «горизонтальным» решениям, в рамках которых компании, оставаясь конкурентами на рынке, сотрудничают (каждая в рамках своей специализации) с целью развития рынка в целом.

 

Развитие нормативно-правовой базы в области применения дистанционных образовательных технологий

Сергей Исаев
Создание нормативно-правового пространства, определяющего взаимоотношения участников образовательного процесса в условиях функционирования различных информационных образовательных систем - одно из важнейших направлений деятельности государственных органов и, прежде всего, Министерства образования и науки РФ. Поэтому вполне естественно, что вопросы применения образовательных технологий на разных уровнях развития образовательных процессов регламентируются системой нормативно-правовых актов.

 

Голосовой паспорт, или e-Learning без обмана

Артем Саакян
В статье рассматривается актуальная для электронного обучения проблема контроля слушателей, участвующих в онлайн-сессии, с целью выявления учащихся, пользующихся посторонней помощью при ответе на вопросы. В качестве решения предлагается использовать технологию аутентификации, основанную на сличении биометрических характеристик голоса.

 

Технологии для экономики знаний

Елена Тихомирова, Виктор Бовт
При работе со знаниями внутри организации важными типами знаний будут являться знания о бизнес-процессах (know - who , know - how). Знания о том, КАК выполняется процесс и КТО его может выполнить, дают организации возможность наиболее рационально использовать свои ресурсы и сделать сою деятельность более эффективной.

 

eLearnExpo глазами организатора

Салли-Энн Мур
Почти год назад, в №2’2004, мы уже публиковали интервью с Салли-Энн Мур, основательницей и директором международной выставки eLearnExpo. В этом году корреспондент нашего журнала вновь встретился с Салли-Энн Мур на eLearnExpo Paris 2005, чтобы побеседовать о результатах прошедшего и прогнозах на будущее.

Подписаться на новый номер журнала "e-Learning World" можно здесь
Подписной индекс в каталогах "Роспечать" - 83222.


e-Learning World
www.elw.ru
info@elw.ru
(095) 442-7777 (доб.231)

По вопросам размещения статей и рекламы обращайтесь:d.boytsov@elw.ru


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: job.education.elwinfo
Отписаться

В избранное