Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

e-Learning World: дистанционное и электронное обучение #4'2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

e-Learning World:
Электронное и дистанционное обучение
выпуск четвертый (4)/ 19 октября 2004 года
e-Learning World
www.elw.ru
info@elw.ru
(095) 442-2488

Дмитрий Черныш

  e - MBA : бизнес-образование online

 Если совсем недавно работодатели не придавали большого значения диплому о высшем образовании, то сегодня наоборот все вузы разделились на две категории - престижные и все остальные. Выпускники прикладывают максимум усилий, чтобы получить интересную и высокооплачиваемую работу. На даже если учебное заведение имеет высокий рейтинг, одного диплома иногда недостаточно.

Премьер-министр Великобритании Тони Блейр как-то сказал: "В современном мире, где мы постоянно получаем новые знания, качественное образование - это билет бизнес-класса в путешествие, зовущееся жизнью”. Билет этот стоит недешево. Однако необходимо понимать, что вложение денег в образование - вполне оправданные затраты. Это инвестиции в свое развитие.

И целого диплома мало

Нередко молодые специалисты проходят дополнительное обучение сразу после окончания высшего учебного заведения. Одни выбирают курсы переподготовки, другие - повышение квалификации, третьи – практические курсы и бизнес-тренинг. Чаще всего к программам дополнительного обучения прибегают уже работающие люди. Среди них могут быть специалисты, управленцы и руководители крупных организаций. На сегодняшний день наибольшим спросом пользуются магистерские программы MBA и Executive MBA . Первая рассчитана на специалистов и менеджеров среднего звена, имеющих относительно небольшой опыт работы и стремящихся к совершенствованию своей карьеры. Вторая программа предназначена для руководителей и топ-менеджеров, желающих получить знания в области концептуального развития фирмы и стратегического управления.

Степень МВА (Master of Business Administration, Магистр бизнес-администрирования) - наиболее известная и популярная академическая магистерская степень в сфере управления бизнесом. Эту квалификацию, как правило, получают в дополнение к уже имеющемуся высшему образованию с целью приобретения специальных знаний и навыков в области менеджмента. В настоящее время уже более 900 вузов осуществляют подготовку студентов по программе МBA. Только на территории США ежегодно выдается более 90 000 дипломов, что ставит бизнес-образование на второе место по популярности после общеакадемического. По самым скромным подсчетам, диплом МВА в США имеет каждый двести пятидесятый житель, то есть общее количество выпускников программы в этой стране составляет более миллиона. Конечно, получение заветной степени стоит недешево. Но затраты окупаются полностью в течение нескольких последующих лет работы.

Получить магистерскую степень, в принципе, не сложно. Необходимо рассчитывать на 3-5 тысяч долларов (Россия) и 10-70 тысяч долларов (европейский или американский университет). Также необходимы соответствующие документы и успешно сданные экзамены на знание языка - TOEFL (Test of English as a Foreign Language) и GMAT (Graduate Management Admission Test ). При этом совсем не обязательно оплачивать обучение самому. Существует возможность взять кредит, так называемую финансовую помощь. Условия кредита при этом, как правило, достаточно приемлемые. Рассрочка может составлять более 5 лет.

Однако у работающего человека не всегда есть время, чтобы учиться. Уезжать, например, за границу на несколько месяцев, забросив свой бизнес, очень не удобно, да еще и накладно, поскольку расходы идут не только на обучение, но и на проживание. Есть ли выбор? Разумеется. Интернет предлагает множество возможностей, в том числе и получение бизнес-образования без отрыва от работы, буквально на рабочем месте. К тому же, это может быть существенно дешевле привычного очного обучения.

Хочется отметить, что телекоммуникационные сети уже давно экономят временные и финансовые ресурсы. Типичный пример - интернет-магазины, электронные биржи и конечно же дистанционное обучение. Сегмент корпоративного и академического тренинга наиболее развит в мире. Большинство крупных организаций, будь то корпорации, банки или транснациональные компании организуют повышение квалификации своих сотрудников с помощью интернет-технологий. Многие вузы США, Европы и России стали переводить в электронный вид свои курсы и программы. На сегодняшний день созданы громадные базы знаний, хранящие всевозможную информацию, а также воплощены идеи интерактивного взаимодействия преподавателей и обучающихся.

 Дистанционное = заочное?

 Сегодня перед будущим студентом стоит нелегкая задача выбора. Традиционное образование подразумевают очное, очно-заочное и заочное обучение. Современные технологии предлагают студенту учиться дистанционно. Чем же отличается дистанционное обучение от привычного нам заочного? Попробуем разобраться.

Заочное обучение является поточным, оно рассчитано на массовость. Общий учебный план, общие сроки сдачи контрольных и курсовых работ, определенные временные рамки сессий и выпускных экзаменов. К тому же, семинары проводятся достаточно редко, а нередко даже отсутствуют.

Дистанционное же образование индивидуально. Здесь сам обучающийся разрабатывает план своих занятий. Каждый «дистанционный» студент прикрепляется к преподавателю (тьютору), задача которого - курировать обучение, консультировать по сложным темам и вопросам, проверять контрольные работы и тесты, помогать готовиться к экзаменам. В качестве индивидуального тьютора может выступать как штатный сотрудник вуза, так и преподаватель, живущий в другом месте и не входящий в штат данного учебного заведения, но имеющий право консультировать студентов, а также принимать у них зачеты и экзамен. Последний тип преподавателя (проктор) очень распространен в Европе и Америке. В любом случае, общение с обучающего с обучаемым носит постоянный характер и служит эффективным средством ведения учебного процесса.

Еще одним важным отличием дистанционного обучения от заочного является возможность самостоятельного выбора последовательности изучения предметов и темпа работы. Например, за один семестр можно пройти курс, которому на дневной форме обучения посвящают целый год. Или, наоборот, растянуть его на два года.

 Преимущества и недостатки e - MBA

E - MBA не так загружает рабочий график, как традиционные формы обучения. Такая программа подходит людям, стремящимся расширить свои профессиональные знания, а также получить конкретные навыки. Менеджеры и специалисты обычно не располагают достаточным временем для прохождения очной программы, занимающей полный рабочий день. Итак, рассмотрим основные достоинства дистанционной формы обучения:

  • дистанционные программы требуют в целом меньше времени на подготовку к занятиям;
  • процесс обучения проходит вне зависимости от местоположения преподавателей и обучающихся;
  • учебное заведение получает большее количество иностранных студентов;
  • гибкое расписание составляется самим обучаемым.

Однако дистанционное обучение подходит далеко не всем из-за ограниченного общения с коллегами по программе. Также, e - learning менее эффективен для тех, кто хочет с помощью e - MBA поменять профиль своей работы. Основные недостатки e - learning с этой точки зрения:

- Традиционные студенческие сервисы, такие как центры карьеры, могут быть ограничены или отсутствовать совсем;

- Выбор программ e - MBA достаточно невелик;

- Стипендии на обучение могут отсутствовать.

Провайдеры электронного обучения

 Мировой образовательный рынок (в частности, рынок бизнес-образования) вступает в новый этап своего развития. Университеты переходят на новые технологии, перенося обучение в онлайн-среду. Но не всегда существуют достаточные собственные ресурсы и возможности для создания электронных курсов. Обучение по e - MBA требует не только изучения онлайн -контента, но и интерактивного взаимодействия (чаты, электронная почта, форумы и т.д.).

Поэтому образовательные центры находят выгодным сотрудничество с коммерческими “провайдерами”. Такими, например, как Unext . com , инвестировавшим более 120 млн долларов в проекты онлайн -обучения. В настоящий момент существует несколько передовых коммерческих «провайдеров» технологических инфраструктур - Unext.com, Pensare, FT Knowledge и Quisic. Ведущие бизнес-школы, включая Стэнфорд, Колумбийский университет, Чикагский университет, Карнеги-Мелон и Лондонскую школу бизнеса, предоставили компании Unext.com учебные материалы для переработки и последующего использования онлайн под торговой маркой Cardean University. Также в настоящее время компания Pensare ведет переговоры с известной бизнес-школой INSEAD в Париже.

Взаимовыгода такого сотрудничества очевидна. Коммерческие провайдеры могут предлагать свои собственные курсы без получения степени, используя учебные материалы бизнес-школ. А университеты получают надежный инструмент доставки своих программ MBA через Интернет. Так, например, бизнес-школа Iese, которая сотрудничает с Duke Corporate Education, объявила о создании новой онлайновой программы MBA. Ее участники смогут использовать новейшую беспроводную технологию третьего поколения, предоставляемой фирмой Eriksson.

 Западный опыт и российская практика

 Развитие онлайн-программ на сегодняшний день ведет большинство высших учебных заведений мира (на сайтах http://www.worldwidelearn.com и http://www.businessweek.com/ представлены списки всех зарубежных онлайн-программ MBA ). Последние исследования показывают, что более 200 университетов в США предлагают дистанционное обучение. Количество таких курсов возрастает примерно на 33% каждый год, и в будущем тенденция будет сохраняться. Даже учебные заведения, которые не специализируются на онлайн-обучении, тем или иным способом начали развивать дистанционные формы передачи знаний. Например, Университет Огайо (Ohio University) предлагает программу MBA, в которой половина курса преподносится традиционным очным способом, а вторая половина – дистанционно

Поступающие часто интересуются, будет ли программа e - MBA и выдаваемый диплом такими же, как при очном обучении. Дело в том, что в некоторых университетах (например, Illinois Wesleyan University, University of Salford) программы дистанционного и традиционного обучения абсолютно идентичны. При этом ни диплом, ни выписки из диплома MBA по предметам не содержат никакой информации о способе обучения. Иными словами, после завершения онлайн-программы диплом будет пользоваться таким же признанием и уважением, как и диплом очного обучения.

На современном этапе развития образовательной среды в России ситуация аналогична той, что существовала на Западе несколько лет назад. Осознав все преимущества дистанционного обучения, многие российские университеты и бизнес-школы начинают обучение по программам e-MBA на основе очно-заочной и вечерней формы с использованием интернет-технологий. Примером могут послужить Высшая коммерческая школа Минэкономразвития и торговли РФ, программа которой прошла международную аккредитацию ЕС по бизнес-образованию, а также Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, где очень сильны позиции интернет-обучения.

Учебные заведения Москвы, получившие право выдавать государственный диплом МВА:

  • Академия народного хозяйства при правительстве РФ
  • Всероссийская академия внешней торговли
  • Высшая коммерческая школа при Министерстве торговли
  • Государственный университет - Высшая школа экономики
  • Государственный университет управления
  • Международный институт менеджмента ЛИНК (г. Жуковский)
  • Финансовая академия при правительстве РФ
  • Международный университет (в Москве)
  • МИПК МГТУ им.Н.Э.Баумана
  • Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС
  • Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
  • Московский государственный технологический университет "Станкин"
  • Российская экономическая академия имени Плеханова
  • Российский университет дружбы народов

Н О В О С Т И

Скоро пройдет Конференция "Информационные системы для HRM и обучения"

Дата проведения: 24 и 25 ноября 2004 года
Место проведения: Санкт-Петербург, ЛенЭкспо, 5 корпус, конференц-зал.
Организатор: компания "Нико Солюшн".
Контактная информация: info@ procongress.info, (812) 331-72-46.
Аудитория конференции - все, кто связан с корпоративным обучением и работой с персоналом: руководители учебных центров и отделов кадров, менеджеры по работе с персоналом, представители организаций, где проводится подготовка и переподготовка сотрудников, организаторы тренингов и семинаров, представители рекрутинговых компаний, консалтеры.
Ведущие специалисты Москвы и Петербурга расскажут о своих разработках и опыте использования информационных систем в корпоративном обучении и деятельности менеджеров по персоналу. Будет представлен общий обзор рынка труда. Организации представят свои разработки в следующих направлениях:

  • дистанционное образование,
  • системы управления персоналом,
  • системы для ведения кадрового учета,
  • управленческий и кадровый консалтинг,
  • технологии рекрутинга.
    www.procongress.info

     

    "Электронной Москве" - электронные архивы

    Государственная целевая программа (ГЦП) "Электронная Москва" в 2005 г. будет профинансирована на 550 млн рублей. Одним из исполнителей работ по многим направлениям программы в очередной раз станет корпорация "Электронный Архив" - постоянный участник и федеральной целевой программы (ФЦП) "Электронная Россия".

    Своим опытом создания электронных архивов и участия в ГЦП «Электронная Москва» поделились представители корпорации «Электронный Архив» и управления информатизации Москвы на прошедшем на днях семинаре «Создание электронных архивов в системе информатизации г. Москвы».

    Подробнее>>

    Состоялся первый набор на дистанционное образование на ФИТ НГУ

    Факультет информационных технологий Новосибирского Государственного Университета (ФИТ НГУ) и Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ, Москва) начинают дистанционное обучение первой группы студентов по учебной программе "Программирование".

    В основу программы легли лучшие курсы созданные в Интернет-Университете ведущими преподавателями из разных вузов России, которые отбирались на конкурсной основе. Обучение по ним организовано на сайте www.intuit.ru, сдача экзаменов во время сессий будет происходить в очной форме на ФИТ НГУ. По окончанию обучения слушатели смогут получить диплом государственного образца о профессиональной переподготовке НГУ.

    Подробнее>>

    Компания «ГиперМетод» признана «Интернет-Профи»

    На конкурсе веб-сайтов Северо-Западного Интернет-Форума компания «ГиперМетод» признана лучшей в номинации «Интернет-Профи» как разработчик систем дистанционного обучения через Интернет.

    10 - 12 ноября 2004 г. в Санкт-Петербурге состоялся Третий Северо-Западный Интернет-Форум. Открытие Форума было проведено в Смольном 10 ноября, затем в течение двух дней в СПбГУ и петербургском Политехе проходили заседания VII Всероссийской объединенной конференции "Технологии информационного общества - Интернет и современное общество".

    Подробнее>>

    Читайте в №5-6 журнала "e-Learning World"

  • e-Learning ТЕМА: «Национальные аспекты электронного обучения»

    В этом номере планируется поместить e-Learning ГЛОССАРИЙ. Здесь собраны основные термины, используемые в сфере дистанционного и электронного обучения. При создании e-Learning ГЛОССАРИЯ использовались самые авторитетные российские и зарубежные источники.
    Также к каждому номеру прилагается CD-бонус - своеобразная антология e-Learning за 2004 год.

     

    e-Learning под крылом ЮНЕСКО

    Мариана Патру
    В сентябре этого года с рабочим визитом Москву посетила Мариана Патру, программный специалист ЮНЕСКО по ИКТ в образовании. В рамках визита прошла встреча с представителями журнала « e - Learning World » , в котором Мариана рассказала о роли и деятельности ЮНЕСКО в области дистанционного и электронного обучения.

     

    Национальные рынки электронного обучения

    Евгений Хвилон
    Технологические основы и возможности открытого и дистанционного обучения определяют главные направления его нынешнего глобального развития. Заметное повышение интереса к открытому и дистанционному обучению наблюдается сейчас в самых разных государствах. О том, каковы особенности развития e- Learning в самых различных уголках Земли, вы узнаете из данного обширного материала.

     

    Рейтинг готовности стран к электронному обучению

    2003 году The Economist Intelligence Unit Limited в сотрудничестве с корпорацией IBM провели масштабное исследование с целью выяснить уровень готовности различных стран к производству, использованию и развитию e- Learning решений в школах и вузах, в частных и государственных учреждениях. Редакция “ e- Learning World” получила разрешение на перевод и воспроизведение основных результатов данного исследования.

     

    Как это было, или e-Learning в 2004 году

    Елена Тихомирова
    В начале 2004 г. главный редактор популярного журнала « eLearn Magazine» Лиза Нил составила некий «гороскоп» на 2004 год в области развития e- Learning, собрав мнения многих экспертов в этой области. В последнем выпуске журнала « e- Learning World» в 2004 г. хотелось бы предложить читателю не только сделанные «предсказания», но и наши комментарии по поводу того, насколько они оправдались в России.

     

    Разработка электронного образовательного продукта для современных корпораций

    Наталья Баранцева, Ксения Митько
    На современном этапе развития большинство крупных предприятий сталкивается с необходимостью увеличения эффективности производства, повышения компетентности персонала, укрепления командного духа в организации. Обучение приобретает стратегическое значение, без него невозможно двигаться вперед. Вашему вниманию предлагается материал, описывающий накопленный сотрудниками компании «Новый Диск» опыт в области разработки курсов для корпоративного обучения.

     

    Аудиторное обучение vs дистанционное обучение

    Александр Тартаковский
    Что мы представляем, услышав слово «обучение»? Как правило, аудиторию и преподавателя. А ведь нам все время говорят о потрясающих возможностях новых технологиях? В чем они заключаются, каковы преимущества дистанционного обучения в компаниях? Ответы ищите в авторском материале.

     

    Case study и e-Learning: тест на совместимость e-Learning

    Виктор Бовт
    Применение технологии case study в течение почти ста лет доказало ее состоятельность и эффективность в различных областях. Может ли метод case study применяться в электронном обучении? Насколько это нужно и эффективно? Читайте статью.

     

    Communities of Practice – что это такое и зачем это нужно компаниям?

    Ирина Павлековская
    Если бы данная статья содержала в названии фразу «профессиональные сообщества», то часть читателей решила, что речь пойдет о профсоюзах или их модифицированном варианте. А если бы был использован термин «коммьюнити», то такое название стало бы понятным только для читателей, интересующихся Интернет как средством поиска и общения. Речь в статье пойдет о таком способе обмена знаний, как тематическое общение в группе людей (сообществе) с использованием различных средств коммуникаций.

     

    Компьютер в школе: новый взгляд на старые ошибки

    Феликс Тинкчян
    Идея использовать преимущества информационных технологий в школьном обучении возникла не вчера. Уже много лет назад были попытки компьютеризации школ. Что делалось не так? Цель данной авторской статьи в том, чтобы рассмотреть подходы к применению электронных и автоматизированных средств обучения в классическом школьном учебном процессе.

    России по силам стать лидером e-Learning

    Игорь Морозов
    Еще такая группа игроков на рынке – учебные центры. Именно они являются важнейшим промежуточным звеном между поставщиками электронных курсов и обучаемыми. Каково их видение российского e- Learning рынка? На вопросы корреспондента журнала любезно согласился ответить Игорь Морозов, ректор Академии АйТи.

     

    e-Learning глазами мирового лидера

    Эндрю Садлер
    В рамках прошедшей в мае 2004 года международной выставки-конференции eLearnExpo Moscow столицу посетили руководители многих крупных мировых компаний, активно продвигающих свои e- Learning решения. Одной из наиболее значимых фигур на этом мероприятии был директор по e- Learning решениям корпорации IBM Эндрю Садлер. Интервью с ним и предлагается вашему вниманию.

    Итальянцы борются мафией и стандартами

    Марко Риччиони
    Корреспондент « e - Learning World » побеседовал с Марко Риччиони, руководителем компании DidaGroup , являющейся одним из крупнейших итальянских производителей e - Learning решений. Особый акцент в разговоре был сделан на различие в подходах к стандартизации e - Learning решений.

    Подписаться на новый номер журнала "e-Learning World" можно здесь
    Подписной индекс в каталогах "Роспечать" - 83222.

     


     

    e-Learning World
    www.elw.ru
    info@elw.ru
    (095)442-2488

    По вопросам размещения статей и рекламы обращайтесь:d.boytsov@elw.ru


    http://subscribe.ru/
    http://subscribe.ru/feedback/
    Подписан адрес:
    Код этой рассылки: job.education.elwinfo
    Отписаться

    В избранное