Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

e-Learning World: дистанционное и электронное обучение #3'2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

e-Learning World:
Электронное и дистанционное обучение
выпуск третий (3)/ 26 октября 2004 года
e-Learning World
www.elw.ru
info@elw.ru
(095) 442-2488

Сергей Пахтусов,
компания «Инкома Лтд.»

 

Новое поколение веб-конференц-связи в дистанционном обучении

Эта статья адресована, в первую очередь, организаторам обучения, ответственным за методологию и поиск новых путей проведения учебного процесса. А также всем тем, кого интересуют перспективные технологии и их эффективное использование. Веб-конференц-связь появилась достаточно давно, однако с каждым годом становится все более и более актуальной и наконец-то дает возможность вечно учиться, а не вечно получать уроки.

Эффективность применения технологии веб-конференц-связи в дистанционном обучении очевидна, поскольку позволяет осуществлять одновременное участие в учебном процессе значительно удаленных друг от друга людей. Легкость доступа минимизирует затраты времени, устраняет необходимость поездок, а также, например, оборудования корпоративных центров обучения только для того, чтобы провести семинар, конференцию или лекцию.

Сегодня практически любой образовательный ресурс, использующий потоковое видео или вещательный веб-сервис могут заявлять о своих преимуществах, причем это относится даже к классическим учебным видеокурсам. Однако очевидна проблема всех этих решений: они обеспечивают лишь одностороннюю пассивную среду общения.

Что распространено в России сейчас? Рассылка учебных пособий и методик по почте, выкладывание тех же материалов на сайтах образовательных центров, тестирование и вопросники в электронном виде. Высшее достижение - транслирование лекции в режиме реального времени. Однако это не позволяет устранить самый главный недостаток - отсутствие возможности реального взаимодействия обучаемого с преподавателем.

А ведь сегодня аудитория хочет не столько классических знаний, сколько навыков профессиональной работы: владения тактикой принятия решений, методами работы в команде. Это требует специальных форм обучения. Например, работы по «кейсовой» методике: анализа и обсуждения предыдущего опыта, конкретной ситуации, моделируемой прямо во время занятий.

Программное обеспечение для веб-конференц-связи нового поколения может обеспечивать отделы и целые компании наиболее эффективным, с точки зрения затрат в режиме реального времени, средством проведения совещаний, обучения и совместных работ. Оно предоставляет богатый набор легко используемых инструментов. Каждый участник может выбирать средство общения, наиболее приемлемое для взаимодействия: от презентации до многоточечного видео или общего использования приложений с качественным звуковым сопровождением. Осуществляется поддержка непредвиденно возникающих веб-конференций с сотрудниками, партнерами и клиентами. Нет необходимости постоянно беспокоиться о стоимости подключения очередного участника, так как присоединение конечных пользователей не требует от них никаких дополнительных затрат.

Встроенная веб-система автоматической конфигурации позволяет пригласить для участия в конференции любого нужного участника. Даже если человек никогда не слышал о такой возможности, ему потребуется не более 10-15 минут для входа в систему. И если вы или ваши клиенты уже инвестировали средства в стандартное конечное оборудование видео-конференц-связи, такие терминалы могут также свободно работать в и для видео-веб-конференц-связи.

Как это работает

Многие бизнес-школы, тренинг-структуры, не говоря уже о крупных вузах и корпорациях, давно обзавелись телекоммуникационными центрами, корпоративными и кампусными сетями, имеют серьезную техническую базу и лицензии на предоставление услуг связи. Использование технологии веб-конференц-связи не только даст им ощутимое конкурентное преимущество, поднимет авторитет учебного заведения, но и предоставит возможность быстрого возврата вложений за счет того, что трафик будет полностью контролироваться.

Достоинства технологии
  •  Возможность проведения непредвиденно возникающих в организации видеоконференций с сотрудниками, партнерами и клиентами;
  • возможность приглашения любого участника по электронной почте или путем экстренной рассылки сообщений;
  • гибкость выбора вариантов связи (многоточечное, «точка-точка» или однонаправленное видео, отсутствие видео вообще);
  • обеспечение набора инструментальных средств для облегчения организации, конфигурирования и запуска веб-видео-конференций;
  • расширение возможностей отдельных пользователей в плане выбора различных комбинаций средств общения с использованием аудио, видео и данных;
  • быстрая окупаемость затрат;
  • совместимость с основными брандмауэрами и NAT;
  • возможность перекрытия полосы пропускания помогает управлять сетевым трафиком;
  • встроенные и автоматически устанавливающиеся на ПК веб-средства практически
  • исключают необходимость оказания помощи конечным пользователям;
  • возможность регулярного обновления ПО, улучшение скоростных качественных показателей продукта, добавление новые стандартов;
  • возможность участия в конференции конечных пользователей практически без капиталовложений

Как это будет выглядеть на практике? Серьезный учебный центр может пригласить для чтения лекций или ведения мастер-класса знаменитого профессора, известного политика или крупного специалиста в конкретной отрасли. Используя возможности технологии, студенты смогут увидеть лектора на экранах своих компьютеров. И каждый пользователь будет прав, считая, что этот известный человек рассказывал о нюансах своего предмета только для него. А чем измерить эффект личного выступления первого лица корпорации одновременно для разбросанных по всей стране филиалов вместо набивших оскомину телефонных разъяснений? Лектор или докладчик могут находиться в любой точке мира — лишь бы рядом был канал связи.

Выход за границы пассивного поглощения данных

Среда обучения, в которой присутствующие не являются активными участниками, есть не что иное, как пассивное поглощение данных.

Обучаемые могут только запоминать то, что представлено (например, в PowerPoint-презентации) до тех пор, пока их внимание не начнет угасать. Веб-конференц-связь обеспечивает интерактивную среду с вовлечением всех присутствующих, оставляя при этом управление процессом в руках преподавателя.

Присутствие или внимание?

Преподаватель имеет возможность убрать громкость микрофонов, чтобы исключить нежелательные прерывания, или, наоборот, дать какому-либо слушателю высказаться. Это во многом напоминает ситуацию в реальной аудитории, где преподаватель может привлечь внимание студентов к кому-то одному. Сам факт наличия такой возможности дает присутствующим почувствовать необходимость быть более внимательными.

Занятость и интерактивность

Каждый присутствующий может управлять своим экраном, расположением объектов на нем. Пользователи сами решают, видны ли они на видео и каким образом. Они также имеют возможность публично использовать текстовые чаты со всей группой или общаться приватно, один на один. Руководитель занятия может в любой момент передать управление со своего компьютера любому из студентов. Не в этом ли заключается вершина вовлеченности?

Возможность охватить большое число участников, расположенных по разным адресам, значительно улучшает скорость и эффективность «доставки» знаний при обучении. ПО для веб-конференц-связи интегрирует аудио, видео, данные и текстовый чат для создания полного впечатления интерактивного обучения. То, что присутствующие будут вовлечены в процесс и заинтересованы, может заставить их действительно начать учиться, вместо того чтобы стараться впитать в себя столько знаний, сколько удастся.

Приобретение системы

Приобретение и установка ПО может осуществляться с учетом количества пользователей, одновременно участвующих в проводимых конференциях. Градации следующие — 4, 10, 25, 50, 100 обучающихся. Имея, допустим, ПО на 10 лицензий, можно одновременно работать в одной конференции десяти участникам, а можно в трех конференциях по три участника - например, в первой ведется занятие, во второй - на вопросы учащихся отвечает дежурный преподаватель, а в третьей профессор согласовывает график своей поездки на международный симпозиум. В затраты входит только ПО, устанавливаемое в центре, конечные пользователи (обучаемые) не платят никаких денег. Необходимо только, чтобы их оборудование (компьютеры либо видеотерминалы) соответствовало минимальным техническим требованиям, и имелся выход в Интернет или корпоративную сеть.

Журнал « e-Learning World », №1 ’2004

Читайте в №4 журнала "e-Learning World"

 

Тема номера: "Обзор российских LMS"

Александр Родионов
Теме сравнения западных систем управления обучением посвящено немало книг, статей, Интернет-ресурсов. Есть ли подобные системы в России? Кто их производит? В чем их преимущества и недостатки? Из статьи вы узнаете о пяти наиболее известных разработках.

 

Электронное обучение как государственная задача

Как видят члены Экспертно-консультативного совета по вопросам электронного обучения при Госдуме РФ будущее e-Learning в России? Какие шаги должны быть предприняты в первую очередь для развития электронного обучения? Об этом вы узнаете из первых уст.

 

Homo Mobiles : шаг в сторону Матрицы

Игорь Бескровный
Мы живем в обществе потребления в эпоху глобализации. Интернет становится мобильным, а вместе с ним мобильным становится и обучение. Из статьи вы узнаете, как m - Learning помогает североамериканским адвокатам, каковы результаты эксперимента датских железнодорожников с КПК, каковы перспективы мобильного обучения в России, а также о многом другом.

 

IMS : четкие правила игры

IMS, SCORM, e-Learning спецификации … Что это такое и зачем их применяют крупнейшие компании мира? Об этом вы узнаете из беседы со Стивеном Гриффином, главой консорциума IMS, одним из крупнейших специалистов в этой области.

 

Организация выбора контента для электронного обучения

Александр Печенкин
Материал данной статьи в включает в себя общий набор рекомендаций HR -специалисту по выбору e - Learning курсов, адекватному обоснованию этого выбора, а также особенности организации взаимодействия с разработчиками курсов.

 

Дистанционное обучение в корпорациях: возможности и решения

Николай Никитин, руководитель компании «Униар», одного из лидирующих российских производителей e- Learning решений, делится своим видением развития электронного обучения в РФ и мире. Особые акценты сделаны на оценку стоимости и эффективности данных решений для корпорации.

 

Коллаборативные технологии: оценка группового обучения и взаимопонимания

Й.Кесселс, И.Малдер, Д.Сваак
Понимание друг друга – один из важнейших аспектов при использовании технических средств, и дистанционного обучения в частности. Что такое коллаборативные технологии и как их можно применять? Вашему вниманию предлагаются результаты исследования применения коллаборативных технологий в групповом обучении.

 

Многогранный и многомерный e-Learning

Корреспондент «e - Learning World» беседовал с президентом компании REDLAB Русланом Смелянским о возможностях и ограничениях в применении e - Learning решений. Что мешает e - Learning проектам в России? Что лучше – покупать зарубежные курсы или разрабатывать собственный контент? Читайте мнение одного из ведущих экспертов.

 

Выпускник – гражданин мира

О развитии e - Learning во Франции и мире рассказывает директор отдела высшего образования ООН по образованию, науке, культуре и коммуникации (ЮНЕСКО) Жорж Хаддад, в течение долгого времени занимавший пост ректора Сорбонны.

 

Светлое будущее телемедицины

Нунцио Казалино, Фабио ди Персио
Что из себя представляет телемедицина? Какие возможности открывают e- Learning технологии в системе здравоохренения? Из статьи вы также узнаете об особенностях работы проекта HERMES (Италия), нацеленного на внедрение спутниковых технологий связи, связанных с телемедициной и дистанционным образованием.

Подписаться на новый номер журнала "e-Learning World" можно здесь
Подписной индекс в каталогах "Роспечать" - 83222.

 


 

e-Learning World
www.elw.ru
info@elw.ru
(095)442-2488

По вопросам размещения статей и рекламы обращайтесь:d.boytsov@elw.ru


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: job.education.elwinfo
Отписаться

В избранное