Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Физика в школе: олимпиады, конкурсы, курсы 18


Центр дистанционного образования "Эйдос"

 Кафедра естествознания

 ФИЗИКА В ШКОЛЕ: ОЛИМПИАДЫ, КОНКУРСЫ, КУРСЫ

 =====================================================================

Eidos-Physics-18

06 июля 2010 года

 

Известно ли Вам, что:

1) опубликовано новое расписание дистанционных эвристических олимпиад (на 2010-2011 учебный год) - http://www.eidos.ru/olymp/schedule.htm 99 олимпиад по всем предметам для всех возрастов!

 2) объявлены новые предметные серии - в учебном году их 9 http://www.eidos.ru/olymp/tariff/elective.htm

 ---

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА

I. ПРЕДМЕТНЫЕ СЕРИИ ПО ФИЗИКЕ В 2010/2011 учебном году - Прими участие в серии олимпиад по своему учебному предмету и получи стипендию!

II. В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ. Развитие конструкторских способностей учащихся средствами межпредметных связей (Маслов И.С.)

 

===

I. ПРЕДМЕТНЫЕ СЕРИИ ПО ФИЗИКЕ В 2010/2011 учебном году - Прими участие в серии олимпиад по своему учебному предмету и получи стипендию!

Новый тариф «Предметный» – на 20% выгоднее!

Теперь можно зарегистрироваться в олимпиадах по выбранному предмету по ценам, на 20% ниже, чем по обычным тарифам. Для этого нужно зарегистрироваться в нескольких олимпиадах по одному предмету, которые проводятся в 2010-2011 учебном году.


Для кого предназначен тариф «Предметный»?


- Для школьников, увлекающихся конкретным учебным предметом. Данный тариф позволяет выстроить план участия в олимпиадах по данному предмету, осуществлять целенаправленную подготовку к ним, получать Свидетельства.

- Для учителей-предметников данный тариф позволяет помочь «продвинутым» в своём предмете ученикам, даёт возможность поддерживать их интерес к предмету, отслеживать рост их достижений. Тариф «Предметный» - хороший способ организовать экспериментальную работу, получить её научно-методическое сопровождение в рамках Научной школы ЦДО «Эйдос».

- Для локальных координаторов, которые хотят сэкономить на регистрационных взносах, и в то же время, получить основательные, а не эпизодические легковесные результаты. Данный тариф помогает организовать олимпиадную работу системно, модернизировать работу учителей-предметников на основе эвристических заданий и олимпиад.

- Для родителей, чьи дети испытывают склонность к одному из учебных предметов. Участие в нескольких олимпиадах по данному учебному предмету способствует развитию предметной одарённости, углубляет профильность обучения.


Стипендии – лучшим участникам эвристических олимпиад


Руководитель Научной школы д.п.н., чл.-корр. РАО А.В.Хуторской принял решение об учреждении СТИПЕНДИЙ для учеников, которые добиваются наилучших результатов во Всероссийских дистанционных эвристических олимпиадах. Такие стипендии, в частности, могут получить участники серий эвристических олимпиад по учебным предметам, регистрируемые по тарифу «Предметный». Положение о стипендиях будет размещено на сайте Eidos.Ru и объявлено в рассылках ЦДО «Эйдос».


Медаль Сократа и Свидетельства – педагогам


Для педагогов (локальных координаторов, администраторов, родителей), которые регистрируют своих учеников по тарифу «Предметный», будут высланы рекомендации по диагностике и отслеживанию результатов учащихся, которые они получают в ходе участия в серии олимпиад. После проведения каждой олимпиады локальный координатор (учитель, родитель) собирает и анализирует работу учащихся, фиксирует их изменения и высылает данные в Оргкомитет олимпиад.

Педагоги, сопровождающие учащихся в их олимпиадной деятельности, системно анализирующие результаты их участия, получают право на Свидетельство учителя-исследователя.

Педагоги, внёсшие значительный вклад в реализацию творческого потенциала учащихся, имеют возможность быть представленными к высшей эвристической награде – Медали Сократа - http://eidos.ru/doc/socrates.htm.

Тариф «Предметный» - возможность обеспечить наивысшие творческие достижения учеников.


Предметные серии олимпиад  по физике,  для которых действует тариф «Предметный»

2010 -2011 учебный год

ФИЗИКА и ХИМИЯ

15 сентября - Астрономия
23 сентября - ФИЗИКА
29 сентября - Химия (исследования)
22 октября - Естествознание
2 декабря - Химия
2 февраля - Физика (исследования)
31 марта - Физика (задачи)
13 апреля - Химия (опыты)
24 мая - Физика (опыты)

Условия регистрации по тарифу «Предметный» -  http://www.eidos.ru/olymp/tariff/elective.htm

---

II. В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ ФИЗИКИ. Развитие конструкторских способностей учащихся средствами межпредметных связей (Маслов И.С.)

 Развитие конструкторских способностей учащихся средствами межпредметных связей

Маслов И.С.

 

 В соответствии с тенденциями развития общеобразовательной школы на современном этапе на передний план выдвигаются задачи повышения фундаментальности процесса обучения, поиска основополагающих составляющих учебных предметов, изучаемых в школе, выявление взаимосвязей между предметами школьного цикла.

Эффективность их решения в значительной степени определяется содержанием и спецификой организации учебно-познавательной деятельности учащихся, в которой обучаемым предоставлялись бы возможности для раскрытия своих индивидуально-личностных особенностей,  реализации творческого потенциала и развития креативных черт личности. Особую роль в формировании креативности учеников играют их конструкторские способности, поскольку определяют успешность выполнения ими целого спектра продуктивных видов деятельности: планирование, проектирование, моделирование, оценка созданных моделей, графическое пространственное представление моделей и др.

В области физиологии значительный вклад в понимание процесса восприятия зрительных образов, способствующих развитию конструкторских способностей у учащихся, внесли И.П.Павлов, И.М.Сеченов и др.  Различные аспекты развития навыков конструирования у школьников представлены в работах П.Н.Андрианова, В.П.Бобылкиной, И.И.Данчук, А.П.Журавлевой, Е.И.Игнатьева, Г.П.Калининой, В.И.Качнева, Н.М.Конышевой, А.Д.Корнейчука, B.C.Кузина, Л.В.Лобейко, В.И.Малкова, И.П.Фрейтаг и др. Вопросы развития способностей учащихся в области художественного конструирования и элементов конструирования на занятиях черчением являлись предметом методологического обоснования в исследованиях П.Н.Андрианова, Ф.Ф.Бандуристого, А.А.Барташевича, А.Д.Ботвинникова, И.Э.Бурнецкене, В.А.Гервера, Е.И.Корзиновой, Т.В.Кудрявцева, P.M.Миначевой, Е.П.Михеевой, А.В.Моляко, И.А.Ройтмана, И.М.Рязанцевой, К.А.Скворцова, В.В.Степаковой, Е.Л.Сурина, П.М.Якобсона и др.

Однако существующая практика обучения учащихся в школе свидетельствует о недостаточно эффективной традиционной системе работы педагогов по развитию конструкторских способностей у школьников. Как показали результаты пилотажного анкетирования, ученики даже старшего школьного возраста слабо оперируют пространственными образами, у них недостаточно развиты пространственные представления, слабо сформированы умения воплощать технические и конструкторские идеи различными графическими способами, применять знания межпредметного характера для создания конструкторского образовательного продукта.

Вместе с тем, конструкторские способности в теоретико-педагогической литературе рассматриваются учеными в качестве одного из важнейших условий проявления художественно-конструкторской сферы личности учащихся, развития их сенсомоторных качеств, пространственных представлений, воображения, целенаправленности действий, творческого мышления у обучаемых, что является основой для успешного решения ими в дальнейшей профессиональной деятельности разнообразных производственно-технических и научно-творческих задач. Возникает проблема создания совокупной образовательной среды в учебном заведении, ориентированной на развитие конструкторские способности учащихся.

Чем определяется эффективность работы педагогов образовательного учреждения  в обеспечении условий для развития конструкторских способностей школьников? Анализ деятельности учителей, работающих с учащимися в рамках физико-математического профиля показывает, что учитель добивается высоких результатов в развитии данных способностей в том случае, когда в учебном процессе создаются условия для формирования конструкторских умений и навыков, а также обобщенных способов проектировочной деятельности.

Возникает естественный и закономерный вопрос: как создать такую совокупную образовательную среду в учреждении, при которой бы одновременно развивались  конструкторские способности школьников, и реализовывался их творческий потенциал?

Решение этой проблемы потребовало от нас пересмотра работы всей методической службы школы, усиления ее роли в направлении профессионально-методического сопровождения деятельности учителей трудового обучения, физики и радиоэлектроники, выработки комплексного похода к процессу формирования у школьников конструкторских способностей. Предлагаемый нами подход основывается на усилении межпредметных связей, определяющих «точки соприкосновения», логико-дидактическую взаимосвязь между отдельными вопросами программ учебных предметов «Физика» и «Технология», а также курсов по выбору  и спецкурсов «Радиоэлектроника» и «Основы технической графики». В рамках усиления межпредметных связей предполагается, что ученикам не только предоставляется возможность целенаправленно применять  знания и умения, полученные ими при изучении физики для изучения конкретных разделов и тем по предмету «Технология» или «Основы технической графики», но и создаются условия для выполнения конструкторской деятельности межпредметного характера.

Кроме того, при организации учебно-познавательной деятельности школьников в целях формирования их конструкторских умений и способов действий мы исходили из того, что данный процесс является поэтапным (с учетом концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной) и непрерывным.

Мы полагаем, что сама структура конструкторских способностей учащихся включает в себя несколько компонентов:

·         мотивационно-целевой (актуализация познавательных потребностей, осознание целей деятельности, заинтересованность в конечном результате и др.);

·         действенно-практический (свободное оперирование усвоенной теорией в практической деятельности, самостоятельное формирование новых умений на базе полученных знаний и др.);

·         интеллектуальный (способность к познанию и решению практических задач, к логическому анализу, синтезу, творческому проектировочному мышлению и др.).

Рассмотрим более подробно, каким образом осуществляется поэтапное формирование конструкторских способностей у учащихся гимназии № 3 г. Гродно (Республика Беларусь), обучающихся в рамках физико-технического профиля средствами межпредметных связей.

Пропедевтическим этапом в формировании конструкторских умений и навыков у учащихся является освоение ими в начальной школе учебных предметов «Технология» и «Изобразительное искусство».

На втором этапе гимназического образования (5-9 классы) ученики включаются в целенаправленную деятельность по развитию конструкторских способностей и обобщенных способов действий. Это осуществляется путем использования при изучении школьного курса физики эвристических заданий межпредметного характера, восстребывающих от учащихся использования умений и навыков, полученных ими на уроках трудового обучения.

Специфика эвристических заданий состоит в том, что они не имеют однозначных правильных ответов, и результат, который получает школьник в ходе их выполнения, является личностно-креативным, поскольку выступает своеобразным продуктом его творческого самовыражения.

Эти задания вовлекают учеников в своеобразную образовательную среду, позволяющую школьникам получить личностно значимую продукцию, выступающую своеобразным результатом их творческой реализации.

Проиллюстрируем содержание эвристических заданий межпредметного характера, конкретными примерами.

1. ПРИБОР. Какой физический прибор (или приборы) можно создать на основе металлического гвоздя? Опишите его (их) назначение и принцип действия. Укажите условия и границы применимости прибора (ов). Обязательно сделайте схематический рисунок или чертеж, поясняющий устройство и способ применения предлагаемого вами прибора (ов).

2. ИГРУШКА. Придумайте конструкцию игрушки, принцип действия которой был бы основан на законе Паскаля. Изобразите схематический чертеж, поясняющий устройство вашей игрушки. Дайте этой игрушке название. Составьте небольшую инструкцию по правилам пользования вашей игрушкой.

3. МОДЕЛЬ САМОЛЕТА. Изготовьте модель бумажного самолета, который как можно дольше парил бы в воздухе. Оборудование: альбомный лист бумаги, ножницы.

4. ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИЙ ФИЛЬТР. Придумайте конструкцию электростатического фильтра для очистки воздуха от пыли. Сделайте схематический чертеж, поясняющий устройство и принцип действия вашей конструкции.

5. МОЛОТОК. Предложите несколько способов как можно усовершенствовать конструкцию молотка, имеющегося в школьной мастерской. Ответ поясните схематическими рисунками. 

6. УМНЫЙ ЗОНТИК. Сейчас много есть приспособлений и вещей, которые умеют делать гораздо больше своих предшественников. Придумайте «умный» зонтик, у которого возможностей гораздо больше, чем у обычного. Какие это могут быть возможности? Опишите конструкцию такого зонтика, нарисуйте его схему и поясните принцип его действия.

Как видим, эвристические задания межпредметного характера позволяют эффективно решать не только задачу развития конструкторских способностей учащихся, но и выработки прочных знаний, умений и навыков по физике, трудовому обучению, основам технической графики, изо. Кроме того, открытая форма содержания эвристических заданий содействует развитию креативных черт личности обучаемых на второй ступени гимназического образования.  

Основной формой проведения учебных занятий на второй ступени гимназического образования в целях развития конструкторских умений у учащихся, являются интегрированные уроки. 

Проблематика интегрированных уроков физики и трудового обучения может быть связана с рассмотрением следующих вопросов учебной программы: 1) простые механизмы в технике, быту и школьной мастерской; 2) устройство и принцип действия тепловых двигателей; 3) тепловые явления на кухне; 4) физика цвета и проблемы дизайна помещений; 5) физические свойства материалов в разных условиях и др.

Безусловно, эффективность проектирования интегрированных уроков, содержащих учебный материал межпредметного характера, определяется, прежде всего, согласованностью и слаженностью работы учителей-предметников. В целях оказания методической помощи учителям физики и трудового обучения по разработке интегрированных уроков, администрацией гимназии № 3 г. Гродно целенаправленно проводятся в течение года методические оперативные совещания и семинары-практикумы. Проблематика данных совещаний следующая: «Эвристические задания межпредметного характера и их разработка», «Как провести интегрированный урок?», «Методы организации проблемных ситуаций на интегрированном уроке», «Развитие конструкторских умений учащихся во внеклассной работе с учащимися».  

На третьем этапе гимназического образования (10-11 классы) конструкторские способности учащихся развиваются до уровня обобщенных способов проектировочных действий. Важнейшим средством развития конструкторских умений на 3 ступени обучения в гимназии, по нашему мнению, выступает проектная деятельность обучаемых.

В нашем учреждении образования в практике работы с учениками физико-технического профиля используются следующие виды проектирования: проектирование объектов техники и физических установок, проектирование бытовых объектов, рационализаторское проектирование, проектирование с элементами компьютерного моделирования.

Структура деятельности учащихся над выполнением проектов согласуется со структурой деятельности профессионального проектировщика с добавлением этапа осуществления проекта на практике. При организации этой деятельности учителями-предметниками создаются условия, позволяющие воссоздать в рамках урочной и внеклассной работы все этапы технологии проектирования.

Проблематика проектов является весьма разнообразной: «Изготовление установки для получения миража в лабораторных условиях»; «Изучение модели молниеотвода будущего»; «Получение гейзеров в физической лаборатории»; «Модель гидроэлектростанции на реке Неман» и др. Как правило, лучшие проекты учащиеся защищают на научно-практических конференциях, а также на Республиканском турнире юных физиков.

При выполнении проектов наши школьники проводят физический эксперимент и конструируют специальные экспериментальные установки под руководством педагогов в лабораториях Гродненского государственного университета имени Янки Купалы (на кафедре лазерной физики и спектроскопии). В процессе работы над проектами у школьников развивается целый спектр личностных качеств и умений: 1) умение создавать теоретическую модель проектирования; 2) умение строить чертеж предполагаемой экспериментальной установки для проведения физического эксперимента; 3) прогностические и оценочные умения и навыки; 4) умение моделировать экспериментальную установку или необходимый физический прибор для проведения опытов; 5) измерительные умения и навыки и др.

Основной формой проведения дополнительных учебных занятий межпредметного характера в целях развития конструкторских умений у учащихся на 3 ступени гимназического образования, в нашем учреждении  является  методика «погружения». С ее помощью, учащиеся могут в течение нескольких дней «погружаться» в проектную деятельность по теоретическому осмыслению поставленной задачи и ее практическому воплощению без нарушения образовательной доминанты.

Результативность работы нашего учреждения в направлении развития конструкторских способностей учащихся можно проследить по высокой результативности участия школьников, обучающихся в рамках физико-математического профиля в интеллектуальных соревновательных мероприятиях. Кроме того, свидетельством эффективной работы педагогического коллектива гимназии в формировании у учеников интереса к техническим и инженерным специальностям является высокий процент поступления выпускников гимназии на инженерно-физические специальности.

Вместо заключения, отметим ряд проблем в школьной практике по развитию конструкторских способностей обучаемых, требующих своего разрешения.

1. Необходимость включения курса «Основы технической графики» в качестве базового учебного предмета в учебный план образовательных учреждений.

2. Необходимы специальные психолого-педагогические диагностики, позволяющие отслеживать приращения в развитии конструкторских способностей у учащихся.

3. Отсутствие должного материально-технического оснащения физических лабораторий для организации проектной деятельности школьников.

4. Необходимость более широкого использования возможностей Интернет-технологий для организации конструкторской деятельности учащихся.

5. Поиск возможностей для развития конструкторских способностей у учащихся средствами межпредметных связей: «биология» - «технология», «физика» - «биология» - «основы технической графики», «информатика» - «основы технической графики», «информатика» - «технология».

 

Список использованной литературы

1.                       Матецкий,  Н.В. Эвристические задания. 7-9 классы: пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения с 12-летним сроком обучения /  Н.В.Матецкий, И.С.Маслов. - Мозырь: ОООИД «Белый ветер», 2006. – 59 с.

2.                       Маслов, И.С. Эвристические задания как дидактическое средство: структура, содержание и модель проектирования / И.С.Маслов / И.С.Маслов // Адукацыя і выхаванне. – 2006. - № 12. – С. 62-70.

 

===

 

Полезные ссылки:

 

∙ Расписание олимпиад – http://eidos.ru/olymp/schedule.htm

 ∙ Расписание дистанционных курсов – http://eidos.ru/courses/schedule.htm

 ∙ Расписание конкурсов и проектов – http://eidos.ru/project/all/index.htm

 ∙ Электронный магазин «Эйдос-книга» – http://eidos.ru/shop/index.htm

 ∙ Интернет-журнал «Эйдос» – http://eidos.ru/journal/index.htm

 ∙ Электронные рассылки Центра «Эйдос» – http://eidos.ru/list/index.htm

 ∙ Как координатору получить вознаграждение – http://eidos.ru/olymp/tariff/zarplata.htm

 ∙ Форумы Научной школы А.В.Хуторского – http://khutorskoy.borda.ru/

 ∙ Форумы Центра «Эйдос» – http://eidos.borda.ru/

 ∙ Туристические услуги «Эйдос Тур» – http://eidos-tour.ru/

 ∙ Дистанционное консультирование в Центре «Эйдос» – http://eidos.ru/services/consultation/index.htm

 

Выпуск подготовил:

Маслов Игорь Сергеевич, заведующий кафедрой естествознания ЦДО "Эйдос", магистр педагогических наук

 

===

 Уважаемые друзья!  

 Цитирование или иное использование материалов Eidos- Physics  в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, «бумажных» и иных массовых изданиях допускается только со ссылкой на первоисточник.  В ссылке кроме автора и названия статьи (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки, номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки и контактный e-mail адрес. Например: Eidos- Physics-18. Выпуск № 18 от 06 июля 2010 г. - Центр «Эйдос», www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru

 

 

 

===

 (С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998-2010

  E-mail: info@eidos.ru

  http://eidos.ru


В избранное