Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Физика в школе: олимпиады, конкурсы, курсы


Центр дистанционного образования "Эйдос"

 Кафедра естествознания

 ФИЗИКА В ШКОЛЕ: ОЛИМПИАДЫ, КОНКУРСЫ, КУРСЫ

 =====================================================================

 Eidos-Physics-17

 18 апреля 2010 года

  

Известно ли Вам, что:

 

– Стартовал конкурс: "Современный урок". Более 80 креативных педагогов России соревнуются в педагогическом мастерстве и защите своих авторских дидактических систем при проектировании урока.

 

- По пятницам наша Научная школа проводит в Москве очно-дистантные конференции по актуальным проблемам современного образования: компетентностному подходу, инновациям на современном уроке, применению телекоммуникаций в обучении и др. В этих конференциях можно зарегистрироваться и участвовать дистантно – с помощью веб-трансляции. Рег. взнос всего 399 руб!

  

---

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА

 

I. РЕШАЕМ ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ – проведена олимпиада по физическим задачам!

II. В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ. «Применение эвристических заданий в учебном процессе как способ творческой самореализации учителя физики» (Маслов И.С.)

 

===

I. РЕШАЕМ ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ – проведена олимпиада по физическим задачам!

 

XVIII-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по физике (задачи) – состоялась 30 марта 2010 года!

 

Задания олимпиады зажгли каждого ее участника своей неординарностью, занимательностью и практической значимостью.

 

Судите сами: ученики решали сырную задачу, мальчишки исследовали диффузию аромата духов любимой девушки, изучали траекторию полета шпаргалки, конструировали ботинки для потолка!

 

Вот лишь некоторые рефлексии участников олимпиады:

 

Вичужанин Алексей, 7 "А" класс, лицей № 2 г. Южно-Сахалинск

Здравствуйте, участники олимпиады. Я уже бывалый участник таких олимпиад. Я знаю все тонкости (оформление, требования к работе) таких дел. Самый главный мой совет вам, не волнуйтесь и все получится. Хочу сказать это интересная олимпиада, креативная. Здесь нужны не только хорошие знания, но и фантазия. Здесь даже слабый ученик может стать победителем. Верьте в себя и у вас всё получится

 ---

 Охотников Ярослав, 8 "А" класс, лицей № 2 г. Южно-Сахалинск

Сегодня снова олимпиада по физики. Я уже не первый раз принимаю участия в таких олимпиадах. Мне понравились  интересные и новые задания, их содержание и особенно смысл, которые они несут. Особенно мне понравилось сырная задача. Мне было интересно думать про сыр, его составляющие, про его характеристики, о которых мы даже не догадываемся в повседневной жизни.

Меня затруднила последняя задача «Чик-чирик», ведь в ней надо было придумывать свои собственное изобретение, которое должно было определять физические характеристики звука, издаваемого птицами при чирикании.

 ---

 Емельянова Татьяна, 8б класс, МОУ «СОШ №1 п.Медногорский», п. Медногорский, Карачаево-Черкесской Республики

Я первый раз принимаю участие в олимпиаде "Эйдос". Я много слышала от ребят об этой олимпиаде и решила в ней поучаствовать. Когда я получила задание, поначалу мне показалось, что это очень легкие задания, но когда я вдумалась, то поняла, что это не так уж просто. Я очень волновалась. Но в конечном итоге я собралась с мыслями и выполнила задания олимпиады. После того, как я выполнила задание, я посмотрела другими глазами на предмет – «Физика». Оказалось, что физика- это не просто задачи, а жизнь, которая нас окружает, с которой мы сталкиваемся. И я могу в этой жизни создавать что-то новое. Спасибо огромное организаторам олимпиады «Эйдос» за то, что они придумывают такие интересные задания.

 ---

 Малярчук Илья, 112 группа, ФГОУ СПО «Дальневосточный технический колледж», г.Уссурийск:

Ожидая  олимпиадные  задания,  я  очень переживал, сомневался, смогу ли их выполнить.  Но  когда сегодня  получил  задачи  олимпиады, сначала я испытал страх и неуверенность,  но потом мной овладело какое-то спокойствие, самооценка выросла, т.к. я, вчитавшись в текс,  понял, что к их  решению  следует  подойти с неожиданной, творческой  стороны. И тогда  я дал  волю  своим мыслям.  Решения  приходили как-то сами собой, постепенно  и складывались  в  выводы и формулы.

Участвуя в олимпиаде, я понял, насколько я себя недооценивал. Теперь я уверен, что  многое  могу и на многое способен. А ещё  я понял, что обязательно  буду участвовать  снова, т.к.  очень  хочется  ещё раз пережить это удивительное чувство творческого подъёма, озарения и удовлетворённости собой.

Участникам  будущих олимпиад желаю  только  побед, ни в чём не сомневайтесь и у вас всё получится.

 ---

 

До новых встреч на физических олимпиадах Центра «Эйдос»!

 

---

III. В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ ФИЗИКИ. «Применение эвристических заданий в учебном процессе как способ творческой самореализации учителя физики» (Маслов И.С.)

 

 

Цель профессиональной деятельности учителя физики на современном этапе состоит не только в том, чтобы вооружить обучаемых определенной суммой знаний и умений по учебному предмету, но и помочь каждому ученику раскрыть свои креативные возможности и приобрести необходимый опыт творческой деятельности.

Чем определяется эффективность работы педагога в обеспечении творческой самореализации школьников? Анализ практики преподавания в школе показывает, что учитель добивается высоких результатов в развитии креативных возможностей учащихся в том случае, когда сам вовлечен на уроке в творческую деятельность и реализует свой личностный потенциал. Обусловлено это тем, что педагог, находясь в позиции совместного творческого поиска с учениками, своей креативной деятельностью подает школьникам образец самодвижения.

Возникает естественный и закономерный вопрос: как создать такую образовательную среду на уроке, при которой бы одновременно развивались творческие возможности учащихся, и реализовывался личностный потенциал самого учителя? Прежде всего, следует отметить, что творческую самореализацию педагога целесообразно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, предпосылки для личностного самовыражения учителя физики заведомо заложены в тех видах деятельности, которые связаны с организацией и проектированием педагогического процесса. Итогом творческой деятельности педагога в данном контексте является созданная им педагогическая продукция: разработанные планы-конспекты уроков, системы задач и заданий, индивидуальные программы обучения учащихся и т.п.

Другой, не менее значимый аспект творческой самореализации учителя – его креативная деятельность в сфере той образовательной области, которой он обучает школьников. Приращения, получаемые педагогом при этом, не только повышают уровень его подготовки по физике, но и помогают ему творчески самовыразиться в отношении учебного предмета. Заметим также, что креативная предметная деятельность учителя оказывает существенное воздействие на обучаемых, поскольку позволяет ученикам рефлексивно выявлять и осваивать способы решения учебных проблем, которыми педагог оперирует на уроке. Вместе с тем, данному аспекту творческой самореализации учителя мало внимания уделяется в научно-методической литературе по дидактике физике.

Восполнить этот пробел, на наш взгляд, можно путем обеспечения педагога качественно новым средством обучения учащихся, которое бы предоставляло возможность субъектам образования проявить свои индивидуальные креативные способности и получить личностно-значимую образовательную продукцию. Этим средством являются эвристические задания, которые, как показывает наш опыт их использования в учебном процессе, позволяют учителю реализовать свой творческий потенциал в том предмете, которому он обучает учеников.

Следует отметить, что эвристические задания не являются абсолютно новым видом учебных заданий. В дистанционных соревновательных мероприятиях для школьников, проводимых Центром дистанционного образования «Эйдос» (www.eidos.ru), эти задания используются с 1996 года. Однако в теоретико-методической литературе по дидактике физике эвристические задания еще не нашли своего должного отражения. К примеру, можно лишь сослаться на работы Хуторского А.В., в которых определены аспекты деятельности школьников при выполнении эвристических заданий, выделены отдельные направления их конструирования, а также предложена типология  заданий по доминирующему виду образовательной деятельности ученика. Следует отметить, что при рассмотрении этих и других вопросов эвристические задания не подвергались до сих пор специальному анализу с позиции их значимости для творческой самореализации учителя физики. Соответственно, и эффективность их внедрения в практику работы «массового» педагога для обеспечения творческой самореализации и учителя, и учащихся заметно снижается. Если же исходить из того, что эвристические задания как дидактическое средство имеют свою категориальную специфику и относятся к сущностным компонентам обучения, ориентированного на реализацию творческого потенциала субъектов педагогического процесса, то теоретико-содержательный анализ данного понятия становится весьма важной задачей.

В статье мы ограничились рассмотрением следующих вопросов: 1) какие характеристики эвристических заданий дают предпосылки творческой самореализации и учителя и учащихся в учебном процессе?; 2) какие формы реализации творческого потенциала педагога обеспечивает применение эвристических заданий на уроках физики?

Мы исходим из того, что понятие «эвристическое задание» имеет свою категориальную специфику и является важным компонентом обучения, ориентированного на реализацию креативного потенциала его субъектов. Под эвристическим заданием нами понимается форма организации учебной информации, в которой наряду с заданным условием и неизвестными данными, содержится указание учащимся для их эвристической деятельности, направленной на получение требуемого личностно-значимого образовательного продукта.

В соответствии с этим, нами была выделена совокупность  характеристик (признаков) эвристических заданий, которые дают предпосылки для творческой самореализации и учителя, и учащихся при обучении физике.

1-й признак – открытость содержания задания – обеспечивает возможность ученикам мыслить и действовать вариативно, задает предпосылки для нестандартных способов выполнения задания и создания ими уникальной образовательной продукции.  

Задания, разрабатываемые в открытой форме, не имеют однозначных, заранее заданных, «правильных» ответов, что обеспечивает их поливариантное  выполнения школьниками. Обусловлено это, прежде всего,  многосубъектным характером учащихся, а также набором сформированных при создании познавательных продуктов личностных умений, то есть индивидуальной самореализацией их творческого потенциала. При таких условиях учитель неизбежно реализует свой личностный потенциал, поскольку открытость эвристических заданий всегда создает на уроке непредсказуемые моменты, на которые педагогу необходимо мобильно реагировать и принимать сопровождающее участие.

2-й признак – проблемность задания – предполагает наличие в содержании эвристического задания проблемы, вызывающей у школьников ситуацию субъективного затруднения.   

Проблемность содержания заданий задает первоначальный «толчок», который вызывает внутреннюю мотивацию учеников к их выполнению. В соответствии с этим, данный признак является инвариантным и учитывается при разработке эвристических заданий. Важно, чтобы имеющаяся в содержании задания проблема «принималась» не только учащимися, но и самим учителем. Участие педагога в решении «глубоких» физических проблем, типа: Почему время течет только в одну сторону? Возможен ли «горячий» лед? К каким изменениям в мире может привести увеличение гравитационной постоянной в 10 раз? – позволяет ему по-новому взглянуть на проблематику физики как науки и учебного предмета.

3-й признак – продуктивная ориентация задания – требование каждого эвристического задания предполагает деятельность учащихся по получению субъективно нового образовательного продукта.

Данный признак нацеливает ученика на создание нового для него (в отдельных случаях и для учителя) образовательного продукта. Получая образовательную продукцию, школьники, тем самым, осваивают способы решения учебных проблем, самостоятельно овладевают знаниями, умения и навыками, компетенциями по учебному предмету, приобретают личностный опыт творческой деятельности.

Продуктивность эвристических заданий предоставляет учителю также возможность для творческого самовыражения и получения конкретного образовательного продукта по физике. 

Приведем 3 примера эвристических заданий, составленных с учетом указанных выше признаков.

Пример 1. «Тайна ледяного ущелья» (11-й класс)

Итальянские полярники, совершив экспедицию в Антарктиду, столкнулись с удивительной загадкой. Близ залива Инглей они открыли ледяное ущелье, где постоянно дует сверхскоростной и сверххолодный ветер. Поток воздуха температурой минус 90 градусов мчится со скоростью 200 км в час. Неудивительно, что это ущелье назвали «вратами ада» – никто не может находиться там без риска для жизни больше одной минуты: ветер несет частицы льда с такой силой, что мигом рвет одежду в клочья. Предложите свою версию объяснения тайны ледяного ущелья.

Пример 2. «Если бы» (8-й класс)

Составьте гипотетический рассказ на тему: «Если бы все одноименные электрические заряды притягивались, а разноименные - отталкивались».

Пример 3. «Жидкие линзы» (11-й класс)

К.Э. Циолковский в своей научно-фантастической повести «Вне Земли» предложил изготавливать в состоянии невесомости телескопы и микроскопы из жидкостных линз. Он пишет: «Под влияние твердых тел – сеток, каркасов и сосудов – жидкости принимают чрезвычайно интересные и разнообразные формы. Так, можно получить из воды или масла формы двояковыпуклого и двояковогнутого стекол, которые могут заменить чечевицы оптических инструментов». Представьте, что вы находитесь в состоянии невесомости. «Изготовьте» мысленно такие линзы. Проведите с ними мысленный эксперимент по изучению оптических свойств жидких линз. Будут ли обладать такие линзы какими-нибудь преимуществами перед стеклянными? Выдвиньте соответствующие предположения.

Не вызывает сомнения то обстоятельство, что продукты деятельности учащихся при выполнении эвристических заданий будут отличаться большим разнообразием, обусловленным не только разным уровней сформированности у них креативных умений, но и опытом творческой деятельности школьников. При таких условиях учитель неизбежно будет реализовать свой личностный потенциал, как при выполнении эвристических заданий, так и во время диалога и дискуссий с учащимися, ход которых всегда будет содержать непредсказуемые моменты для педагога. Теперь рассмотрим формы творческой самореализации учителя физики, которые обеспечиваются применением эвристических заданий в учебном процессе. К ним можно отнести:

1) творческую деятельность педагога (моделирование педагогических ситуаций на основе эвристических заданий, определение критериев оценки образовательной продукции учеников и др.);

2) творческую предметную деятельность (создание предметной продукции по физике, открытие новых способов выполнения эвристических заданий, рефлексивное осмысление полученных продуктов творческой деятельности и др.).

В заключение отметим, что применение эвристических заданий в практике работы учителя физики позволит педагогу каждый раз открывать для себя новое в том предмете, которому он обучает школьников.

 

===

 

 

Полезные ссылки:

 

∙ Расписание олимпиад – http://eidos.ru/olymp/schedule.htm

 ∙ Расписание дистанционных курсов – http://eidos.ru/courses/schedule.htm

 ∙ Расписание конкурсов и проектов – http://eidos.ru/project/all/index.htm

 ∙ Электронный магазин «Эйдос-книга» – http://eidos.ru/shop/index.htm

 ∙ Интернет-журнал «Эйдос» – http://eidos.ru/journal/index.htm

 ∙ Электронные рассылки Центра «Эйдос» – http://eidos.ru/list/index.htm

 ∙ Как координатору получить вознаграждение – http://eidos.ru/olymp/tariff/zarplata.htm

 ∙ Форумы Научной школы А.В.Хуторского – http://khutorskoy.borda.ru/

 ∙ Форумы Центра «Эйдос» – http://eidos.borda.ru/

 ∙ Туристические услуги «Эйдос Тур» – http://eidos-tour.ru/

 ∙ Дистанционное консультирование в Центре «Эйдос» – http://eidos.ru/services/consultation/index.htm

 

  

 

Выпуск подготовил:

 Маслов Игорь Сергеевич, заведующий кафедрой естествознания ЦДО "Эйдос", магистр педагогических наук

 

===

 

 

 Уважаемые друзья!  

 

Цитирование или иное использование материалов Eidos- Physics  в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, «бумажных» и иных массовых изданиях допускается только со ссылкой на первоисточник.  В ссылке кроме автора и названия статьи (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки, номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки и контактный e-mail адрес. Например: Eidos- Physics-17. Выпуск № 17 от 18 апреля 2010 г. - Центр «Эйдос», www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru

 

 

 

===

 

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998-2010

 

 E-mail: info@eidos.ru

 

 http://eidos.ru


В избранное