Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Физика в школе: олимпиады, конкурсы, курсы 13


Центр дистанционного образования "Эйдос"

Кафедра естествознания

ФИЗИКА В ШКОЛЕ: ОЛИМПИАДЫ, КОНКУРСЫ, КУРСЫ

=====================================================================

Eidos-Physics-13

16 декабря 2009 года

Известно ли Вам, что:

- Магазин "Эйдос-книга" проводит новогоднюю акцию: издания первых, легендарных эвристических олимпиад - по доступным низким ценам. Любое издание по материалам дистанционных эвристических олимпиад за 1999-2005 годы вы покупаете всего за 99 рублей! Эвристические задания не стареют! Убедитесь в этом сами и соберите всю коллекцию уникальных заданий по своему предмету.

Подробности на странице:

http://eidos.ru/shop/sale/index.htm

Акция продлится только до 31 декабря 2009 года!

- 18 декабря Центр «Эйдос» проводит в Москве очную конференцию для педагогов на тему "Современный урок: формы и методы человекосообразного обучения". Ведущий – д.п.н., чл.-корр. РАО А.В.Хуторской. Условия регистрации - http://eidos.ru/edu/themes/60212/index.htm

 

- - -

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА

 

I. «Я побывал в роли  настоящего Волшебника!». XVI-я Всероссийская  дистанционная эвристическая олимпиада по физике проведена.

II. «Методическая копилка» учителю физики. Малоизвестные факты из жизни ученых-физиков.

===

I.  . «Я побывал в роли  настоящего Волшебника!»

 

Проведена XVI-я Всероссийская  дистанционная эвристическая олимпиада по физике

В олимпиаде приняли участие ученики и студенты из разных уголков России -  г. Тында, г. Казань, г. Кирово-Чепецк,  п. Краснообск, г.Владивосток, г.Череповец, г. Южно-Сахалинск, г. Зеленогорск, п. Медногорский,  г. Байкальск, г. Братск, п. Эдучанка, Иркутской области, г. Ленинск-Кузнецкий, г. Полесск, ЗАТО Солнечный, г. Дзержинск Нижегородской обл., г.Новый Уренгой, г. Киров, с. Мугур-Аксы, г. Снежногорск, г. Челябинск, г. Волгоград, г. Тверь,  с. Туруханск, ст. Старотитаровской Темрюкский район, Краснодарский край, г. Омск, г. Салават,  г. Уфа, г. Оренбург и др.

В своих рефлексиях участники олимпиады пишут:

         Казимиров Егор, 7 "Б" класс, лицей № 2, г. Южно-Сахалинск

Я люблю олимпиады или просто задания, где надо подумать. Эйдос как раз то, что нужно. На олимпиаде по физике были задания, которых я не думал там встретить. Но все-таки когда-нибудь в голову придет какая-то мысль и проблема тут, же сама собой решится. Не скажу что все задания легкие, наоборот каверзность в них есть. Главное хорошо знать материал, по которому составлены данные задачи. Не бывает ничего нерешаемого. Настроение было прекрасное во время выполнения олимпиады.

Юрченко Иван, 7 "Б" класс, лицей № 2, г. Южно-Сахалинск

Сказка об Иване - царевиче и принцессе - Физике

Полюбилась Ивану - царевичу принцесса - Физика. Казалась она ему самой лучшей из девиц «естественных», самой умной и загадочной. Многие молодцы добивались её благосклонности, но не всем отвечала принцесса взаимностью.

И объявили конкурс среди молодцев: кто добьётся улыбки на лице принцессы, тому откроет она тайны свои, будут ждать их дела великие, и чудеса сбудутся.

Обрадовался Иван - царевич, но на чудеса не уповал, а надеялся только на свою смекалку. Боязно было предстать ему перед принцессой - Физикой неучем, - так семь дней и ночей ломал он голову над загадками.

И вот настал день долгожданный. Оробел было Иван - царевич, но, увидев принцессу - красавицу, расправил плечи, встряхнул кудрями и давай отвечать на загадки её.

Вичужанин Алексей, 7 "А" класс, лицей № 2, г. Южно-Сахалинск

Я впервые участвую в олимпиаде "Эйдос". До этого я принимал участие в других олимпиадах. Но "Эйдос" это совсем другое. К решению заданий надо подойти с другой стороны. "Эйдос" – дело креативное. Здесь не помогут обычные формулы или нестандартные решения, здесь нужна фантазия. Теперь я буду участвовать только в вашей олимпиаде. Здесь много плюсов: Интернет здесь бессилен, а чужие мысли ничем неоправданны. Вопросы здесь сформулированы чётко, а вот ответа чёткого и 100% никто не даст. Скорее всего даже вы (уважаемые судьи) одного варианта дать не сможете. Здесь вы оцениваете не знания, а нестандартное мышление, фантазию и творчество. Здесь выиграет не тот, кто много знает, а тот кто умеет фантазировать.  Мне очень понравились вопросы, а также то, что здесь дано немного времени. Спасибо создателям за столь интересный конкурс. Желаю вам хорошего судейства и всего самого хорошего. Пусть победит сильнейший!

 

Игонин Никита, 7 «Б» класс, МОУ Октябрьский сельский лицей, Ульяновская область

Я уже имел один опыт участия в дистанционной олимпиаде, и вот через два года решил ещё раз попытать счастья. Знаю, что задания здесь необычные – совсем не такие как на предметных олимпиадах в школе. Чтобы составить ответы на вопросы пришлось перечитать много энциклопедий и познакомиться с новыми понятиями. Физику мы только начали изучать, и я сразу понял, что без неё в современной жизни никуда не денешься. Все в нашей жизни связано с физическими явлениями. Мне очень понравилось задание 5. Я теперь с нетерпением жду морозов. И обязательно сделаю подарок на стекле.

 

Валькевич Николай, 8 "Б" класс, МОУ СОШ №67, г. Челябинск

Сегодня с утра, когда я пришел в школу, обнаружилась поразительная новость, о которой я даже не подозревал. Я думал, что олимпиада «Эйдос», в которой я участвую уже четвертый год подряд, начнется позже, и был совершенно не готов к такому повороту событий. Но, тем не менее, я сумел собраться и выполнить все задания олимпиады. В этот раз задания были гораздо интереснее, но и гораздо труднее. Это как-никак первая олимпиада для восьмых классов, в которой я участвую. Но сейчас все задания уже сделаны, и я даже несколько озадачен таким поворотом событий. Но вот работа закончена, и уже пришел срок отправить работу. Надеюсь, что в моей жизни еще не раз мелькнут интересные физические задания центра «Эйдос»!!!

Чесалкина Ксения, 8 «Б» класс, МОУ Октябрьский сельский лицей, Ульяновская область

 «Эйдос» в переводе с греческого означает «идея», «образ», «сущность», «мир идей». Сегодняшний мой мир идей обогатился. Теперь я знаю, почему и как кипит чайник, поняла, что стиральное «торнадо» стоит дома у каждого из нас и т.д... Этими явлениями интересуется каждый житель планеты. Ведь физика объясняет всё происходящее с нами и с окружающим миром. Эта олимпиада – находка, клад для тех, кто хочет связать в будущем свою жизнь с данным предметом. Очень интересно, что было, есть и будет  с нашей планетой во все времена. Хочу сказать, что олимпиаду мне проходить очень понравилось. Жду от Эйдос таких же увлекательных состязаний и желаю им дальнейшего развития. Ещё раз огромное спасибо!

Стрельцова Анастасия, 9 «А» класс, МОУ Октябрьский сельский лицей, Ульяновская область

Ура я нашла свое решение!!! – Такое я произнесла, когда начала делать второй вопрос, тут я поняла, что надо написать и что, по моему мнению, это был правильный ответ. Но, прочитав ответы моих друзей, которые сидели и писали тоже эту олимпиаду, я поняла, что однозначного правильного ответа не существует. Мне очень понравилось участвовать в этой олимпиаде, я надеюсь, у меня будут хорошие результаты.

Шак Сергей , 9 "А" класс, лицей № 2, г. Южно-Сахалинск

ПОСВЯЩАЕТСЯ ОЛИМПИАДЕ ПО ФИЗИКЕ

Пишу я стих олимпиаде,

Что принесла мне море чувств.

То страх, томленье и усталость,

То счастье, озаренье, радость

От понимания  «Смогу!!!»

Там  облако - загадка,

Парит из двух дымящих труб.

Но всё ж незамысловатая отгадка,

Лишь разница температур!

И много тайн нам надобно открыть.

Как бедный мел страдает от того,

Что все на пол его бросают,

А выясняют лишь одно,

Когда ж бока ему сломают!

Здесь много тем для размышленья

Обычных, сложных, юморных.

И креативных предложений,

Загадок, тайн и заключений.

Скажу я вам: «Что это - факт!»

Но кто-то может нам сказать:

«Ну что это за олимпиада,

Здесь всё неправда, нереально.

Ну, вот к примеру:

Вниманье обратить бы надо

Вам на  «домашнее торнадо»,

-Торнадо в доме - это бред!»

А мы в ответ: «А вот и нет!»

Это не бред, ведь это факт.

«Стиралка» крутит, как торнадо,

Их сила центробежная общна,

Её работа нам на пользу

И совершенно не страшна,

Здесь думаем, решаем, размышляем,

Что? Как? Да почему?

И в будущее заглянуть мы успеваем,

Да изобрести прибор чудной.

С сердитым чайником играем,

Ну и конечно проверяем,

Когда же скажет он: «Постой!»

Короче… Слов сказать тут можно много,

Но те заветные слова…

Услышать были бы вы  рады,

- Олимпиада нам  НУЖНА!!!

Браташов Алексей, 8 "А" класс, лицей № 2, г. Южно-Сахалинск

Я решил участвовать в олимпиаде из-за того, что хотел защитить честь школы, города и области, а также проверить свои знания по физике. Когда я получил на руки задания и, прочитал их, у меня возникло чувство интереса к ним: все незаметные на первый взгляд вещи оказывается полны тайн. Мне было интересно рассматривать явления, проводить наблюдения, и многое другое, описанное в заданиях.

Несина Светлана, 9 «Д» класс, МОУ СОШ № 2 ЗАТО Солнечный Ужурского района    Красноярского края

Здравствуй, старичок Эйдос. Вот и встретились мы с тобой в 9 классе. А помнишь сколько раз ты оказывался у меня в 8? И в том году на олимпиаде по физике мы тоже с тобой пересекались. И снова я пишу рефлексию. Всё у тебя по-старому, ничего не изменилось – задания остались такие же интересные, необычные, эрудированные, где-то заковыристые. В этой олимпиаде, пришлось поломать голову над 4 заданием.  Да и придумывать будущие открытия – дело не из лёгких. А в целом, всё замечательно, очень рада, что поучаствовала в олимпиаде.

 

Пинчук Юлия, 9 «Д» класс, МОУ СОШ № 2 ЗАТО Солнечный Ужурского района    Красноярского края

Мир идей… это очень интересный, необыкновенный мир. В нем свои правила, свои законы. Каждая из идей всегда ждет своей очереди, ждет времени, когда нужна будет именно она, только она, а потом другая, и следующая… но  бывают такие моменты, когда одна из них неожиданно пролетает в голове… именно эта идея, эта мысль – самая нужная, самая правильная… такие моменты люди называют ВДОХНОВЕНИЕМ. Любую работу надо выполнять с вдохновением, и тогда не только вы сами получите удовольствие от такой работы, но и поделитесь соей радостью с другими! JJJ всегда дарите другим счастье!!!! J

===

 

II. «Методическая копилка» учителю физики. Малоизвестные факты из жизни ученых-физиков.

 

Вашему вниманию представлены несколько страниц из книги

Хуторской А.В., Хуторская Л.Н., Маслов И.С. Как стать учёным. Занятия по физике со старшеклассниками. – М.: Изд-во «Глобус», 2008. – 318 с. (Профильная школа). – подробно о книге на странице:

http://khutorskoy.ru/books/2008/kak_stat_uchjonym/index.htm

 

Приводимые факты из жизни великих физиков могут с успехом быть использованы в целях повышения мотивации учащихся к деятельности на уроке, а также для организации образовательных ситуаций воспитательного характера.

 

*                  Художники занимались физикой.

В своей книге «Далекое-близкое» (М.: Искусство, 1953г.) знаменитый художник Илья Репин вспоминает о посещении физического кабинета университета художниками-передвижниками: И.Н. Крамским, А.И. Куинджи, Н.А. Ярошенко, Г.Г. Мясоедовым и другими. В своих воспоминаниях он пишет: «В большом физическом кабинете на университетском дворе мы, художники- передвижники, собирались в обществе Д.И. Менделеева и Ф.Ф. Петрушевского для изучения под их руководством свойств разных красок». Художники знакомились с прибором для измерения чувствительности глаза к нюансам тонов.

 

*                  Р. Вуд как звукорежиссер.

Старинный лондонский театр «Пайрик» готовился к постановке новой пьесы. По идее режиссера, в одной из картин зрители должны мгновенно перенестись в средневековый замок. Все это достигалось применением специально подобранного звукового сопровождения и освещения.

Помочь создать звуковое оформление режиссер попросил американского физика Роберта Вуда, который несколько раз настраивал театральный орган. Ученый придумал следующее: когда в спектакле наступал кульминационный момент, погас яркий свет и заиграл орган, в то же мгновение зрители почувствовали нарастающую тревогу, и вскоре всех захлестнула волна панического страха, как утверждают очевидцы, всем почему-то казалось, что вот-вот начнется землетрясение. Причиной же эффекта были мощные инфразвуковые колебания, которые давала труба органа.

 

*                  Средневековый рыцарь- исследователь магнетизма.

Средневековый рыцарь Пьер из Марикура, живший в XIII веке, имел прозвище «Перегрин» - странник - указывавшее на то, что он много путешествовал. Но не только этим известен он. В военном лагере в августе 1269 года он написал книгу под названием «Послание о магните Пьера де Марикур, по прозванию Перегрина, к рыцарю Сигеру де Фукокур».

Это сочинение Перегрина является первым серьезным экспериментальным исследованием магнетизма, особенно на фоне рассказов о фантастических свойствах магнитного камня, которые были в ходу даже спустя столетия после «Послания».

 

*                  Тайны иероглифов не разгаданы.

Английский физик Томас Юнг, увлекавшийся многими науками и ремеслами, как-то делал доклад на собрании востоковедов Лондонского Королевского общества о расшифровке египетских иероглифов. Специалисты не очень вникали в суть изложения, а потом упрекнули его в несерьезности и даже припомнили, что он когда-то выступал в цирке.

Ученый спокойно выслушал все обвинения и сказал: «Чтобы окончательно испортить свою репутацию в ваших глазах, добавляю, что я работал кузнецом и сам шил матросские штаны». А потом произнес: «Господа! Сегодняшняя встреча оказалась для меня чрезвычайно полезной. Я понял, что востоковеды Королевского общества никогда не разгадают тайны иероглифов, и я нахожу для себя невозможным заседать в столь безнадежном собрании».

 

*                  Астроном с титулом лорда.

Ирландский астроном Уильямс Парсонс, родившийся 200 лет назад, имел титул лорда Росса за большие заслуги в науке. Он спроектировал и построил в своем имении 182-сантиметровый рефлектор с фокусным расстоянием 17 м, долгое время считавшийся самым большим телескопом в мире. С помощью этого телескопа он обнаружил ряд деталей в строении туманностей; им впервые описана спиральная структура этих объектов, изучена большая туманность Ориона.

 

*                  Яблоко Демокрита.

Всем известна легенда о яблоке Ньютона, но мало кто знает легенду о яблоке Демокрита, основоположника учения об атоме. «Атом» обычно переводят как «неделимый». Но более точный перевод, как утверждают некоторые исследователи, - атом – «не разрезаемый».

Рассказывают, что в то утро Демокрит сидел на камне у моря, держал в руке яблоко и размышлял: «Если я сейчас это яблоко разрежу пополам - у меня останется половина яблока; если я затем эту половину снова разрежу на две части - останется четверть яблока; но если я и дальше буду продолжать такое деление, всегда ли у меня в руке будет оставаться 1/8, 1/16 и т.д. часть яблока? Или же в какой-то момент очередное деление приведет к тому, что оставшаяся часть уже не будет обладать свойствами яблока?» Атомом Демокрит и назвал неразрезаемую далее часть яблока.

 

*                  Настоящие мысли приходят редко.

Однажды репортер спросил Альберта Эйнштейна, записывает ли он сразу свои великие мысли, и, если записывает, то куда: в блокнот, записную книжку или в специальную картотеку. А. Эйнштейн посмотрел на объемный блокнот репортера и сказал: «Милый мой, настоящие мысли приходят так редко в голову, что их нетрудно и запомнить!»

 

*                  Физик на льдине мечтал о ...

Венгерский ученый Роланд Этвеш, прославившийся исследованиями в области гравитации, в 1902 году проводил измерения на льдине озера Балатон. Неожиданно льдина откололась от берега, и ветер понес ее к середине озера. В этой обстановке у Этвеша вдруг появилось вдохновение. Он стал лихорадочно записывать в блокнот решение долго волновавших его проблем. Когда через несколько часов закоченевшего исследователя сняли с льдины и отогрели в отеле, в его записной книжке увидели цифры, какие-то выкладки и трудные для прочтения слова. Ученого попросили их расшифровать. Он смущенно сказал: «Тут я записал некоторые мои мечты о будущем». «О чем же?» - спросили журналисты. «Если откровенно, то о кружке горячего грога», - ответил ученый.

 

*                  Два Птолемея.

В истории науки и культуры древнего мира известны два выдающихся Птолемея. Одного звали Лаг, другого - Клавдий. Первый был полководцем, проявлявшим большую заботу об ученых, создавая условия, обеспечивающие им возможность спокойной научной работы. Полководцы Птоломей Лаг и Александр Селевк после смерти Александра Македонского на обломках распавшейся огромной империи поделили между собой мир.

Селевк и его преемники (селевкиды) обосновались в Азии. Птоломей и его преемники - в Африке. В этих государствах возникли новые центры экономической и культурной жизни. В Африке - это Александрия. Уже первый Птолемей привлекал в Александрию ученых, создавал библиотеку. При втором Птолемее - Клавдии - возникло знаменитое научное учреждение древнего мира - Александрийский музей. Если Академия Платона и Лицей Аристотеля были предшественниками современных университетов, в которых сочетается научная и педагогическая работа, то Александрийский музей можно рассматривать как предшественник современных научно-исследовательских институтов. Почти каждый ученый эллинистической эпохи (Евклид, Архимед, Эратосфен, Аристарх Самосский, Конон и др.) был связан с Александрией, если не личным контактом, то научной перепиской.

Клавдий Птолемей (II в.н.э.) - автор трактата «Великое математическое построение астрономии в XIII книгах» (в переводе на арабский «Альмагест»). «Альмагест» более тысячелетия оставался сводом астрономических знаний. Клавдий придал завершенный вид геоцентрической теории мироздания (птоломеева система мира).

 

*                  Нищий гений.

После смерти Иоганна Кеплера осталось одно его изношенное платье, две рубашки, несколько медных монет, 12694 гульдена неуплаченного жалованья, 57 вычислительных таблиц, 27 напечатанных научных трудов и огромное рукописное наследие.

Большая часть архива Кеплера в 1774 году была приобретена Петербургской академией наук. 18 из 22 томов его рукописного наследия ныне хранится в Санкт-Петербургском отделении Архива РАН.

 

*                  Первое применение изобретения Алессандро Вольта.

Итальянский физик, химик и физиолог Алессандро Вольта заинтересовался опытами с лягушачьей лапкой своего соотечественника анатома и физиолога Луиджи Гальвани. Но он отрицал наличие «животного электричества». По его мнению, открытые Гальвани явления были связаны с наличием замкнутой цепи, состоящей из двух разнородных металлов и жидкости, т.е. имели «металлическую» природу. В марте 1800 года Вольта направил письмо президенту Лондонского Королевского общества Джозефу Бенксу, в котором сообщал о созданном им источнике электричества. Однако правильно объяснить работу своего прибора Вольта не мог. Не знал он и того, что изобрел источник постоянного электрического тока. Такого понятия тогда не существовало. Но, как ученый, Вольта не мог не чувствовать, не понимать значения сделанного им открытия. Единственным измерительным «прибором» для Вольта служила лягушачья лапка. Задергавшись сильнее, она подтвердила эффективность последовательного соединения элементов - медных и цинковых кружков, разделенных картонными прокладками, смоченными раствором обыкновенной поваренной соли или раствором щелочи.

Гениальное творение Вольта, в которое он вложил все свои силы и весь свой разум, было единственным его изобретением такого масштаба. Но как использовать источник постоянной электрической энергии? Этого тогда не знали. Был источник энергии, но не было ее потребителей. В электроэнергии, казалось, никто не нуждается, никто не представляет себе, что такое постоянный ток.

Первыми заинтересовались письмом Вольта англичане А.Карлейль и        У. Николсон. Построив «вольтов столб», они приступили к проведению экспериментов. Ученые подключали к новому источнику тока уголь, стекло, серу, дерево, смолу, тщательно описывали все замеченное и систематизировали факты. На каком-то этапе их внимание привлекла вода. Карлейль и Николсон поднесли электроды к поверхности воды, налитой в стакан, потом погрузили их в воду. Ожидаемой искры от вольтова столба не было, что можно было объяснить недостаточной энергией столба.

Но вдруг произошло нечто совершенно неожиданное. Оба электрода покрылись пузырьками! Затем пузырьки побежали вверх. Из воды выделились газы, ими оказались кислород и водород. Открытие электролиза - так стали называть разложение воды электрическим током - было первое практическое использование «вольтова столба».

Весть об опытах А. Карлейля и У. Николсона мгновенно облетела всю Европу. Ученые Франции, Англии, Германии, России начали строить источники постоянного тока и экспериментировать с ними. Опытами заинтересовались не только ученые, но и промышленники. Немало найдется изобретений, подобных вольтову столбу. Оно стало рубежом в истории электричества.

===

Полезные ссылки:

 

∙ Расписание олимпиад – http://eidos.ru/olymp/schedule.htm

∙ Расписание дистанционных курсов – http://eidos.ru/courses/schedule.htm

∙ Расписание конкурсов и проектов – http://eidos.ru/project/all/index.htm

∙ Электронный магазин «Эйдос-книга» – http://eidos.ru/shop/index.htm

∙ Интернет-журнал «Эйдос» – http://eidos.ru/journal/index.htm

∙ Электронные рассылки Центра «Эйдос» – http://eidos.ru/list/index.htm

∙ Как координатору получить вознаграждение – http://eidos.ru/olymp/tariff/zarplata.htm

∙ Форумы Научной школы А.В.Хуторского – http://khutorskoy.borda.ru/

∙ Форумы Центра «Эйдос» – http://eidos.borda.ru/

∙ Туристические услуги «Эйдос Тур» – http://eidos-tour.ru/

∙ Дистанционное консультирование в Центре «Эйдос» – http://eidos.ru/services/consultation/index.htm

 

 Выпуск подготовил:

Маслов Игорь Сергеевич, заведующий кафедрой естествознания ЦДО "Эйдос", магистр педагогических наук

 

===

 

Уважаемые друзья!  

 

Цитирование или иное использование материалов Eidos- Physics  в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, «бумажных» и иных массовых изданиях допускается только со ссылкой на первоисточник.  В ссылке кроме автора и названия статьи (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки, номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки и контактный e-mail адрес. Например: Eidos- Physics-13. Выпуск № 13 от 16 декабря 2009 г. - Центр «Эйдос», www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru

===

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998-2009

E-mail: info@eidos.ru

http://eidos.ru

 

 

 

 


В избранное