Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Физика в школе: олимпиады, конкурсы, курсы 12


Центр дистанционного образования "Эйдос"

Кафедра естествознания

ФИЗИКА В ШКОЛЕ: ОЛИМПИАДЫ, КОНКУРСЫ, КУРСЫ

=========================================================================

Eidos-Physics-12

28 ноября 2009 года

Спецвыпуск!

 

Известно ли Вам, что:

- Предметная неделя по физике завершилась! 25 ноября 2009 года завершилась Предметная неделя по физике. Положение о неделе:  http://eidos.ru/school/physics/week_physics.htm

- Продление сроков олимпиад. Из-за карантинов, объявленных в ряде школ регионов страны, Оргкомитет Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад объявляет: 1) официально продлить сроки регистрации по существующим тарифам (Персональный, Группа, Команда+10 и т.д.) на Всероссийскую дистанционную эвристическую олимпиаду по физике - до 30 ноября включительно; 2) продлить сроки отправки выполненных олимпиадных работ (для групп от 5 человек) без дополнительной оплаты для олимпиады по физике - до 2 декабря 2009 года включительно.

- - -

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА

I. ИТОГИ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ ПО ФИЗИКЕ.  19-25 ноября 2009 года - II-я Предметная неделя по физике.  Положение о неделе:   http://eidos.ru/school/physics/week_physics.htm

 ===

I.                   ИТОГИ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ ПО ФИЗИКЕ.

 

 25 ноября 2009 года завершилась II-ая предметная неделя по физике.

Мероприятия предметной недели были направлены на подготовку будущих участников к Всероссийской эвристической олимпиаде по физике.

В рамках предметной недели на веб-форуме Центра «Эйдос» были проведены:

 

  • Конкурс на лучший анекдот по физике.

Приведем некоторые из анекдотов участников предметной недели:

Хомякова Екатерина Андреевна, преподаватель физики, информатики Государственного медицинского колледжа г. Братска

Экзаменатор: Напишите формулу Планка.

Студент: Е равняется аш ню

Экзаменатор: Что такое ню?

Студент: Постоянная планки

Экзаменатор: А что такое аш?

Студент: Высота этой планки.

===

Бегут два физика на железнодорожную станцию, один другому говорит:

-Сколько на твоих часах?

-У меня без пяти.

-А на моих без десяти, значит я успею, а ты нет.

===

Учительница спрашивает: “Дети, кто знает, откуда течет электричество?”

“Из джунглей!”-крикнул Вовочка.

“Почему из джунглей?”

“А когда сегодня утром мой папа хотел побриться, он воскликнул: опять эти обезьяны отключили электричество!”

===

Несколько фактов из жизни великих физиков

Хорошие студенты.

Физик П.С. Эренфест шутил: «Почему у меня такие хорошие студенты? Да потому, что я сам не очень умный».

Эйнштейн о математике.

Знаменитый физик А. Эйнштейн иронизировал: «Математика - единственный совершенный метод, позволяющий провести самого себя за нос».

Любимое «классическое» выражение Ландау.

У физика-теоретика Л.Д. Ландау было несколько любимых выражений. Например, когда докладчик начинал сетовать на трудности, которые пришлось преодолеть, Л.Д. Ландау обычно его прерывал: «Это интересно только вашей жене».

Физика и коллекционирование марок.

Знаменитый физик Э. Резерфорд любил повторять, что все науки можно смело разделить на две группы: физику и коллекционирование марок.

Анекдот о знакомстве с Фарадеем.

Сын получил двойку по физике на экзамене. Его расстроенная мать рассказывает своей приятельнице: «Знаешь, ему сказал преподаватель, что он не знаком с… э… каким-то Фарадеем, еще … с… э… э… Поповым». Знакомая отвечает: «Ты же понимаешь, что без связей и знакомств в наше время не проживешь!».

  • Дискуссия на веб-форуме предметной недели по физике на тему «Верю - не верю».  

Фрагмент дискуссии

Ведущий: Верите ли вы, что огурец всегда холоднее окружающей среды на 1-2 градуса? Верите ли вы, что картофель проводит электрический ток, а улитка способна регистрировать радиоактивное излучение? А согласитесь ли вы с тем, что значение фундаментальных физических постоянных все же меняется?! А правда ли, что мороженое станет таять быстрее, если его обдувать вентилятором?

Предлагаю каждому участнику недели принять участие в дискуссии, посвящённой спорным и неоднозначным вопросам школьного курса физики в режиме форума.

Я-НЕВИДИМКА. Всем известен роман писателя-фантаста Герберта Уэллса «Человек-невидимка», в котором описываются приключения человека, который мог перевоплощаться в невидимку и становиться невидимым для людей. Верите ли вы, что при определенных условиях можно создать "невидимку"?

Аргументируйте свое мнение с позииции физики.

Участник: Вера не есть истина, наука отвечает на вопрос "почему? или как?" современные возможности науки в области физики увеличивают мой уровень веры в перечисленные вещи! я некогда был наслышан о записях Эйнштейна, в которых было указано о возможности переноситься во времени, иными словами о "машине времени"! в записях указано, что если человек научится расщиплять себя на молекулы, а потом собираться... то перенести себя в другое время будет возможным, более подробно я не стал интересоваться, но вера, она осталась!!!!! вера в невидимку у меня вполне наблюдаема! область физики наиболее развита в военных путях.. человек с помощью именно этой науки добился многих, казалось бы нереальных явлений: в пример могу привести невесомость человека в пространстве.. случай с невидимкой может быть не далёк от невесомости!

Участник: Скорее всего я не поверю, что можно создать человека – невидимку. Для того, чтобы его не было видно необходимо чтобы он был невидим для человеческого глаза, хотя, самолеты, построенные по технологии «стелс» невидимы лишь в радиодиапазоне, а на самом деле человеческим зрением видны.

Сложно учесть все составляющие невидимости: чтобы был прозрачен, чтобы был бесцветным, чтобы не отличался от плотности среды, в которой находится. Может быть создать ткань, которая объект скроет и ее «наделить» этими свойствами.

 

  • Мастер-класс для педагогов в форуме заведующего кафедрой естествознания по подготовке школьников к эвристической олимпиаде по физике.

Фрагмент дискуссии

Ведущий: Только 22 ноября у Вас имеется возможность задать вопросы заведующему кафедрой естествознания ЦДО "Эйдос" Маслову Игорю Сергеевичу по особенностям подготовки школьников к участию в эвристической олимпиаде по физике!

Не упустите свой шанс!

Примерный "круг" вопросов для обсуждения на мастер-классе:

1. Как подготовить учеников к участию в эристической олимпиаде по физике?

2. Условия успеха на эвристической олимпиаде: какими факторами они определяются?

3. Какие будут задания?

4. Как оптимально организовать олимпиаду по физике в школьном кабинете?

5. Какой тип эвристических заданий по физике самый сложный для выполнения учащихся? Почему? и др.

Жду Ваши вопросы!

Участник: 1. Скажите, пожалуйста, среди каких учащихся необходимо выбирать участников эвристической олимпиады?

2. Существует ли определенное время, за которое ученик должен выполнить задания олимпиады?

3. Должен ли преподаватель "разжевать" олимпиадное задание? Преподнести его для учащегося каким-то другим образом?

4. Нужно ли задавать учащемуся наводящие вопросы? Каким образом мотивировать на результативность?

5. Пройдя олимпиаду по информатике, я сделала вывод, что ученик в решении олимпиадных заданий проходит несколько этапов:

а) растерянность и испуг, т.к. не знает с какой стороны подойти к заданию.

б) выполнение задания выбранным методом

в) азарт и увлеченность решением

г) угасание и нежелание дальше стараться выполнять.

д) отказ рефлексировать (отвечать на вопросы рефлексии, аргументируя тем, что ничего не достиг, ничему не научился, ничего особенного не сделал, "потомкам" завещать ничего не буду, так как не знаю, что писать)

Чем я могу помочь в этой ситуации, как себя вести?

6. Как помочь выбрать метод решения задачи, или учащийся сам должен найти его?

7. Если работа оценивается по каким-то критериям (интересно знать по каким) может нужно при подготовке стараться акцентировать именно на те, которые потом и оценятся.

8. Что необходимо педагогу знать о методиках, способах подготовке. Есть ли вообще такие методики?

9. Что необходимо учесть при организации олимпиады. Может правильно рассадить, уменьшить, увеличить освещение, может убрать все лишнее? Может это вообще к делу не относится, а имеет место что-то другое, более важное?

10. какие задания являются самыми сложными?

Ведущий:

Уважаемая Екатерина Андреевна! Отвечаю на Ваши вопросы.

Екатерина Андреевна пишет:

 цитата:

1. Скажите, пожалуйста, среди каких учащихся необходимо выбирать участников эвристической олимпиады?

2. Существует ли определенное время, за которое ученик должен выполнить задания олимпиады?

В эвристической олимпиаде по физике могут принять участие ученики 1-11 классов, а также взрослые. Поэтому начинают участвовать в олимпиадах нужно как можно раньше, чтобы ученики приобретали опыт творческой самореализации с помощь. эвристических. Это, в том числе, поможет им успешно выступать на наших олимпиадах.

Время на выполнение задний прописано в инструкции для локальных координаторов олимпиады, которую получают зарегистрированные участники. Как правило, это 2-3 часа, но может быть и больше. Главное, чтобы работа участника была отправлена в оргкомитет олимпиад строго в указанные строки.

Екатерина Андреевна пишет:

 цитата:

3. Должен ли преподаватель "разжевать" олимпиадное задание? Преподнести его для учащегося каким-то другим образом?

4. Нужно ли задавать учащемуся наводящие вопросы? Каким образом мотивировать на результативность?

5. Пройдя олимпиаду по информатике, я сделала вывод, что ученик в решении олимпиадных заданий проходит несколько этапов:

а) растерянность и испуг, т.к. не знает с какой стороны подойти к заданию.

б) выполнение задания выбранным методом

в) азарт и увлеченность решением

г) угасание и нежелание дальше стараться выполнять.

д) отказ рефлексировать (отвечать на вопросы рефлексии, аргументируя тем, что ничего не достиг, ничему не научился, ничего особенного не сделал, "потомкам" завещать ничего не буду, так как не знаю, что писать)

Чем я могу помочь в этой ситуации, как себя вести?

Все зависит от возраста ученика. Если это первоклассник, то конечно, надо с ним обговорить содержание задания, проинструктировать его о том, что от него требуется выполнить и др. В остальных возрастных группах также может быть уместной разъяснительная работа по заданиям, но не "подсказки" учителя.

Как правило, мотивировать ученика выполнять эвристические задания не надо! Содержание заданий настолько интересно, что даже самый "трудный" и "слабый" учащийся будет с удовольствием выполнять наши задания!

Что касается эмоций ученика, возникающих при выполнении заданий... Здесь все личностно и индивидуально. Но рефлексировать свою деятельность - необходимо! Это очень важно, причем и для победы в олимпиаде, и для развития самого ребенка. Поэтому важно суметь объяснить ученикам насколько важна рефлексия. Без осознания того, что и как было достигнуто, теряется значимость самой деятельности.

Екатерина Андреевна пишет:

 цитата:

6. Как помочь выбрать метод решения задачи, или учащийся сам должен найти его?

7. Если работа оценивается по каким-то критериям (интересно знать по каким) может нужно при подготовке стараться акцентировать именно на те, которые потом и оценятся.

8. Что необходимо педагогу знать о методиках, способах подготовке. Есть ли вообще такие методики?

9. Что необходимо учесть при организации олимпиады. Может правильно рассадить, уменьшить, увеличить освещение, может убрать все лишнее? Может это вообще к делу не относится, а имеет место что-то другое, более важное?

10. какие задания являются самыми сложными?

Метод выполнения эвристического задания, если он не прописан в содержании условия задания, ученик выбирает и определяет САМ.

Некоторые методики подготовки школьников к участию в эвристических олимпиадах можно найти в публикациях нашего Интернет-журнала.

Например,

Скрипкина Ю.В. Дистанционные эвристические олимпиады – инновационный педагогический феномен. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009. - 15 января.

http://www.eidos.ru/journal/2009/0115-1.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

[font color=red]Жандармова И. В. Эвристические олимпиады как развивающая среда для становления личности школьника. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 5 июля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0705-10.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

Маслов И.С. Школьники в поиске физических открытий // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 8 августа. http://www.eidos.ru/journal/2004/0808.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

Маслов И.С. Виртуальные олимпиады в реальной гимназии // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 1 марта. http://www.eidos.ru/journal/2004/0301.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

Самое главное в организации эвристических олимпиад:

 

1) создать оптимальные условия для творческого самовыражения каждого ученика;

2) у учеников должно быть четкое понимание того, что на эвристических олимпиадах поощряется в первую очередь оригинальность, но не оригинальничание, практическая значимость, рациональность идей, мировоззренческая глубина суждений и др. То есть на наших олимпиадах - "МОЖНО ВСЕ!"

  • Мастер-класс для учащихся в форуме заведующего кафедрой естествознания по подготовке к эвристической олимпиаде по физике.
  • Конкурс «Мое задание» на самое лучшее эвристическое задание с фотоснимком по физике (среди учителей и учащихся).
  • Медальная эвристическая олимпиада по физике.

Со всеми мероприятиями можно познакомиться на веб-форуме Центра дистанционного образования «Эйдос» по адресу: http://eidos.borda.ru/?0-13

 

===

 

Полезные ссылки:

∙ Расписание олимпиад – http://eidos.ru/olymp/schedule.htm

∙ Расписание дистанционных курсов – http://eidos.ru/courses/schedule.htm

∙ Расписание конкурсов и проектов – http://eidos.ru/project/all/index.htm

∙ Электронный магазин «Эйдос-книга» – http://eidos.ru/shop/index.htm

∙ Интернет-журнал «Эйдос» – http://eidos.ru/journal/index.htm

∙ Электронные рассылки Центра «Эйдос» – http://eidos.ru/list/index.htm

∙ Как координатору получить вознаграждение – http://eidos.ru/olymp/tariff/zarplata.htm

∙ Форумы Научной школы А.В.Хуторского – http://khutorskoy.borda.ru/

∙ Форумы Центра «Эйдос» – http://eidos.borda.ru/

∙ Туристические услуги «Эйдос Тур» – http://eidos-tour.ru/

∙ Дистанционное консультирование в Центре «Эйдос» – http://eidos.ru/services/consultation/index.htm

 

Выпуск подготовил:

Маслов Игорь Сергеевич, заведующий кафедрой естествознания ЦДО "Эйдос", магистр педагогических наук

 

 

===

Уважаемые друзья!  

Цитирование или иное использование материалов Eidos- Physics  в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, «бумажных» и иных массовых изданиях допускается только со ссылкой на первоисточник.  В ссылке кроме автора и названия статьи (если они есть) обязательно

указывается: краткое название рассылки, номер и дата выпуска,

координаты собственника рассылки и контактный e-mail адрес. Например:

Eidos- Physics-12. Выпуск № 12 от 28 ноября 2009 г. - Центр «Эйдос»,

www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru

 

===

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998-2009

E-mail: info@eidos.ru

http://eidos.ru

 

 


В избранное