Почему архаизм? Потому, что существующая форма кандидатских экзаменов почти никак не диагностирует и не проверяет исследовательские компетентности, которые нужны каждому соискателю и аспиранту.
КОМПЕТЕНЦИИ СОИСКАТЕЛЯ УЧЁНОЙ СТЕПЕНИ
Приведём пример осваиваемых компетентностей участников научно-исследовательского курса«Стать кандидатом наук».
Цель курса: Выполнение научного исследования и подготовка диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Участники курса:
∙ Учителя, педагоги, аспиранты, соискатели учёной степени, методисты, воспитатели, администраторы образования, лица, соответствующие требованиям к поступающим.
Требования к поступающим:
∙ Наличие высшего профессионального образования (по любой специальности).
Наименование дисциплины: Методология исследований в образовании.
ОСВАИВАЕМЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Согласно компетентностному подходу (Хуторской А.В. Модель компетентностного образования // Высшее образование сегодня. - 2017. - 12. - С. 9-16. ) в курсе применяются следующие определения:
Компетенция — нормативное требование к образовательной подготовке обучаемого, необходимой для его продуктивной деятельности по отношению к заданному объекту.
Компетентность — совокупность личностных качеств обучаемого, необходимых и достаточных для осуществления продуктивной деятельности по отношению к заданному объекту.
Компетенция — внешне заданная норма, а компетентность — внутреннее личностное качество (совокупность качеств), характеризующее владение этой нормой и включающее минимальный опыт деятельности обучающегося в заданной сфере.
∙владеть методологией и методами педагогического исследования;
∙обоснованно выбирать и эффективно использовать исследовательские технологии, методы и средства;
∙владеть культурой научного исследования в области педагогических наук с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
∙определять актуальность и востребованность результатов исследований, находить заказчиков этих результатов, организовать работу исследовательского коллектива и участников исследования;
∙самостоятельно разрабатывать новые педагогические модели, методики и подходы, апробировать и внедрять их в образовательный процесс;
∙моделировать, осуществлять и оценивать экспериментально организуемый образовательный процесс; проводить анализ результатов исследовательской̆ деятельности;
∙принимать участие в работе научной школы, осуществлять профессиональные коммуникации с учёными – представителями Научной школы человекосообразного образования.
∙интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения, перспективы дальнейших исследований;
∙решать научную задачу, имеющую значение для развития педагогики;
∙создавать новые научно обоснованные решения и разработки в области педагогики, имеющие существенное значение для развития страны.