Обучение русскому языку Результаты исследований Научной школы в 2019 году
25 декабря 2019 г.
Результаты
исследований Научной школы в 2019 г.
Новизна и
актуальность.
Научная
и практическая значимость.
- общее
образование,
- высшая
школа,
-
дополнительное образование.
Индексы
цитирования учёных.
Список
публикаций за год (72 статьи).
Основные
результаты исследований Научной школы А.В.
Хуторского в 2019 году
1.Новизна
и актуальность результатов исследований
∙Обоснована
необходимость включения в заказ на образование
человека на уровне доктрины и образовательных
стандартов: позиций философии русского космизма
(К.Э. Циолковский, Н.Ф. Фёдоров, В.И Вернадский,
А.О. Чижевский и др.): принципа «микромир подобен
макромиру», отражающем специфику отношений человека
и Вселенной, их единой природы (А.В.Хуторской);
∙Предложено
включить в метапредметные основы содержания
образования категории пространства, времени,
движения; деятельности, обеспечивающие чувствование,
осмысление и реализацию предназначения ученика
(А.В.Хуторской);
∙Содержание
понятия «миссия ученика» раскрыто
педагогически и разработано методически. Новизна
этого результата определяется тем, что понятие
«миссия ученика» в педагогике не было исследовано, в
методиках отсутствовали средства для постановки
данных целей и работы с соответствующим содержанием
образования учеников.
∙Рассмотрен
феномен «говорящего молчания» в диалоге как
проблема философии образования. Определены
методологические и дидактические предпосылки
молчания в обучении (А.Д.Король).
∙Обосновано
содержание компетентностного учебника для
высшей школы, которое включает новую структуру
построения глав: от смысла образования, миссия
ученика, вынесение дидактики в отдельную дисциплину;
новую структуру построения параграфов: перечень
компетенций в глагольной форме, задания на
самоопределение и личностное целеполагание студента,
встроенный практикум с целью разработки студентами
реально востребованных педагогических продуктов,
блоки дискуссий, рефлексивные задания вместо
вопросов «на закрепление» и др. (А.В.Хуторской);
∙Впервые
разработана и реализована система компетентностного
подхода к построению учебника педагогики для
вузов, которая базируется на разделении
компетенций (внешне заданных норм) и компетентностей
(личностных качеств), структуре компетенций, которые
включают личностный смысл и опыт деятельности по
отношению к предмету компетенции, предусматривают
диагностику и оценку освоенных компетенций в
реальности вместо тестовой или экзаменационной
оценки.
∙Разработана
не имеющая аналогов система проведения очных и
дистанционных научно-практических конференций
«Эйдос» для школьников, построенная на
технологии «опэн-спэйс», разновозрастных секциях,
разделении функций участников на авторов, экспертов,
оппонентов, пропонентов, на включения в критерии
оценки работ личностной и социальной значимости
результатов, монетизации созданных продуктов и др.
(А.В.Хуторской, Г.А.Андрианова, Ю.В.Скрипкина, А.А.
Хуторская).
2.Научная
и практическая значимость исследований
2.1. В части
использования в общем образовании:
∙Определена
технология человекосообразного образования в
очном обучении предметам, в осуществлении проектной
деятельности с обучаемыми, в системе критериев
диагностики и оценки учебных и воспитательных
результатов (Хуторской А.В.).
∙Спроектировано
дидактико-методическое обеспечение внутришкольной
системы метапредметного образования
(Воровщиков С.Г.).
∙Разработаны
и реализованы на практике инновационные проекты
для школ «Метапредметный подход»,
«Эвристический класс», «Современный урок» (Хуторской
А.В., Скрипкина Ю.В.).
∙Поставлена
проблема развития духовно-нравственных
ценностей учащихся национального посёлка с
помощью эвристических средств и эвристических
заданий (Камышанова Н.В.).
∙Обоснована
система диагностики воспитательных результатов
обучаемых, построенная на ценностно-смысловых видах
деятельности (Хуторской А.В.).
∙Проведено
участие в общественном обсуждении проекта новых
федеральных государственных стандартов (ФГОС)
в апреле 2019 г., в их независимой экспертизе и
публикации статьи в журнале «Народное образование»
(Хуторской А.В.).
∙Обосновано,
что некорректная трактовка УУД в действующих
стандартах (ФГОС ОО) как единственного
метапредметного результата требует исследований
ценностно-целевых, содержательных и технологических
аспектов метапредметного образования (Воровщиков
С.Г.).
∙Разработана,
обоснована и апробирована технология проектирования
и самоанализа учебного занятия по Ю.А.
Конаржевскому, ориентированного на овладение
учащимися деятельностной составляющей содержания
метапредметного образования (Воровщиков С.Г.).
∙Принцип
метапредметности реализован в предметной
области географии посредством конкретизации
составляющих элементов, прежде всего,
фундаментальных образовательных объектов (Вдовина
И.А.).
∙Обеспечена
самореализация учащихся на
научно-практических конференциях «Эйдос», в том
числе детей с ОВЗ. Определено использование цифровых
технологий в методике эвристического обучения
(Андрианова Г.А.).
∙Выявлены
основные результаты и проблемы реализации метапредметного
подхода в обучении учащихся начальной школы
(Прокопенко М.Л.).
∙Отыскиваются
условия и средства применения эвристического подхода
к самореализации младших школьников на уроках
(Аммосова В.П.).
2.2. В высшем
образовании:
∙Разработан
эвристический компонент содержания и практики креативного
образования в университете XXI века (Король
А.Д.)
∙Принцип
человекосообразности образования и разработанный
компетентностный подход применены для построения курса
педагогики для бакалавриата по направлениям
подготовки 44.03.01, 44.03.02, 44.03.05 (Хуторской
А.В.).
∙Разработана
программа курса педагогики для вузов,
реализуемого в цифровом формате, в объёме 216 часов
(6 зачетных единиц) (Хуторской А.В.).
∙Составлена
детализированная система оценки профессиональных
компетенций студентов, включающая форму
оценочной ведомости текущих образовательных
результатов и формулу подсчёта итоговой оценки по
изученной дисциплине (Хуторской А.В.).
∙Определены
предпосылки организации образовательного процесса в
технических вузах с ориентацией на профессиональную
самореализацию студентов с учётом запросов
работодателей (Федорова М.А.).
∙Реализованы
возможности образовательных туров, конференций,
олимпиад «Эйдос» в русле распределённого
образования (Андрианова Г.А.).
2.3. В дополнительном
профессиональном образовании:
∙Разработаны
и проведены оргдеятельностные семинары для
педагогов школ на темы «Метапредметные
образовательные результаты) «Современный урок»,
«Диагностика и оценка образовательных результатов»
(Хуторской А.В., Скрипкина Ю.В.).
∙Разработана
типология клиентов учреждений дополнительного
образования, а также типы
интернет-инструментов для работы с ними.
Определена взаимосвязь типов клиентов с типами
применяемых ими интернет-инструментов (Хуторская
А.А.).
∙Проанализированы
предпосылки профессиональной самореализации
специалистов на этапах подготовки и последующего
повышения квалификации с учётом цифровизации
образования (Казданян С.Ш.).
∙Определён
состав метапредметных компетенций учителя,
продиагностировано их наличие у участников системы
повышения квалификации (Кончакова Т.Ю.).
∙Реализована
система научно-методической поддержки учителей-экспериментаторов
– участников проектов для школ с помощью технологий
социальной сети ВКонтакте (Хуторской А.В., Скрипкина
Ю.В.).
∙Создана
и применена система распределённого
научно-методического сопровождения и поддержи
педагогов на базе 14 групп социальной сети
Фейсбук: «Перспективы образования в России»,
«Управление образованием», «Методика обучения»,
«Дистанционное обучение», «Школьные конференции» и
др., а также групп ВКонтакте.
3.В
течение года осуществлялась подготовка научных
кадров – 3-х соискателей кандидатской и 2-х
соискателей докторской учёной степени.
4.За
2019 год проведены 5 дистанционных заседаний
Учёного Совета Института образования человека:
∙19-25
февраля 2019 – Дистанционное заседание Учёного
совета на тему «Автореферат диссертации».
∙14-20
мая 2019 – Дистанционное заседание Учёного совета на
тему «Методы обработки и анализа результатов
педэксперимента».
∙19-31
августа 2019 – Дистанционное заседание Учёного
совета на тему «Обоснование темы диссертации».
∙21-27
октября 2019 – Дистанционное заседание Учёного
совета на тему «Автореферат диссертации».
∙1-15
декабря 2019 – Дистанционное заседание Учёного
совета на тему «Теоретическая и практическая
значимость: заказчики исследования».
По каждому заседанию
приняты решения и развёрнутые рекомендации для
участников.
∙Всероссийская
научно–педагогическая конференция «Исследовательская
и проектная деятельность учащихся: обеспечение и
оценка результатов», 23–25 января 2019 г., Москва.
∙Всероссийская
научно–педагогическая конференция «Технологии
воспитания и обучения в эпоху цифровой экономики»,
27-29 марта 2019 г., Москва.
∙Всероссийская
научно–педагогическая конференция «Инклюзивное
обучение в условиях общеобразовательной школы»,
19-21 июня 2019 г, Москва.
∙Всероссийская
научно–педагогическая конференция «Развитие
творческих способностей учеников и педагогов», 21-23
августа 2019 г., Москва.
∙Всероссийская
научно–педагогическая конференция «Технологии
проектной деятельности учащихся», 30 октября – 1
ноября 2019 г., Москва.
∙Научно-практический
семинар «Метапредметные образовательные результаты:
методика достижения и оценки», 4–6 апреля 2019 г.,
Новый Уренгой.
∙Научно-практический
семинар «Методика проектирования и достижения
образовательных результатов на современном уроке»,
1–5 июля 2019 г., г. Сочи (Адлер).
∙Научно-практический
семинар «Методика подготовки и проведения
современного урока (инновации на уроках)», 12–14
августа 2019 г., г. Грозный.
∙Научно-практический
семинар «Диагностика и оценка образовательных
результатов учащихся в условиях ФГОС», 11–13 ноября
2019 г., г. Южно-Сахалинск.
7.
В цифровой образовательной среде – в
социальных сетях и форумах в течение года велись
группы в форме научного и методического блогерства
(https://eidos-institute.ru/science/forum/).
Фейсбук,
18 650 подписчиков, около 150 публикаций за год.
Форумы научной школы,
1200 участников, около 90 публикаций в год.
Инстаграм, 492
подписчика, около 50 публикаций в год.
ВКонтакте, 160
подписчиков, 60 публикаций в год
Группы
Научной школы в социальной сети Фейсбук (14 групп):
∙Диссертация
по педагогике – 1230 участников.
∙Перспективы
образования в России – 2594 участника.
∙Современный
урок – 1126 участников.
∙Методика
обучения – 1652 участника.
∙Управление
образованием – 1846 участников.
∙Метапредметный
подход в образовании – 691 участник.
∙Компетентностный
подход в образовании – 1319 участников.
∙Эвристическое
обучение – 999 участников.
∙Эвристические
олимпиады – 781 участник.
∙Дистанционное
обучение – 1525 участников.
∙Конференции
для школьников «Эйдос» – 1256 участников.
∙Конкурсы
и предметные недели для школьников – 571 участник.
∙Проекты
и конкурсы для учителей – 1740 участников.
∙Семья
III тысячелетия - для родителей – 1313 участников.
Группы Научной школы в
социальной сети ВКонтакте (6 групп):
Скачайте
расписание курсов, конкурсов, конференций для педагогов,
олимпиад и конкурсов для школьников, соискателей на
2018-2019 уч. год. Примите участие в выбранных мероприятиях.