Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Обучение русскому языку

  Все выпуски  

Обучение русскому языку № 84


Центр дистанционного образования "Эйдос"

www.eidos.ru

Внимание! Круглосуточная ICQ-поддержка - 427-405-412.
Задайте вопрос и получите ответ по вопросам сотрудничества с ЦДО "Эйдос"!


Eidos-Russian-84
10 ноября 2010г.


Кафедра русского языка и литературы

Русский язык - Литература

Полезные новости:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Открыта регистрация на олимпиаду, победители которой будут награждены медалями! http://eidos.ru/olymp/liter/index.htm

Ближайшие планы ЦДО "Эйдос"

12 ноября Очно-дистантная конференция "Современный урок: эвристический подход"
16 ноября XIII - я Всероссийская дистанционная олимпиада по географии (путешествия)
16 - 25 ноября Дистанционный курс для педагогов "Как провести интегрированный урок"
16 - 25 ноября Дистанционный курс для педагогов "Проектная деятельность на уроках социально-гуманитарного цикла" new!
16 - 25 ноября Дистанционный курс для педагогов "Информационные технологии на уроках русского языка и литературы"
16 - 25 ноября Дистанционный курс для педагогов "Электронный учебник: педагогические основы разработки"
17 - 30 ноября Конкурс "Турист 2010" (география)
18 ноября XXIV - я Всероссийская дистанционная олимпиада по ИНФОРМАТИКЕ
21 ноября Очно-дистантная конференция "Инновации в школе: организация проектной и исследовательской деятельности"
22 - 26 ноября Предметная неделя по иностранным языкам

Это только некоторые ближайшие мероприятия! Смотрите подробные расписания:

∙ Эвристические олимпиады – http://eidos.ru/olymp/schedule.htm
∙ Дистанционные курсы – http://eidos.ru/courses/schedule.htm
∙ Конкурсы и проекты – http://eidos.ru/project/schedule/index.htm
∙ Предметные недели – http://eidos.ru/project/weeks/index.htm
∙ Очные семинары и конференции в Москве – http://eidos.ru/edu/schedule/index.htm

Все дистанционные планы на учебный год http://eidos.ru/about/plans.htm


СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА

I. О ЧЕМ ПИШУТ ПРИЗЕРЫ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ... Близится Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по литературе, победители которой будут награждены медалями! http://eidos.ru/olymp/liter/index.htm

II.ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ16 октября начнутся занятия на дистанционном курсе для учителей-словесников. Подробнее о курсе - http://eidos.ru/courses/themes/25307/index.htm

III. САМЫЙ ПОЛЕЗНЫЙ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС! См. http://eidos.ru/journal/index.htm. Читайте последние статьи для учителей-словесников и публикуйтесь сами!

 

I. О ЧЕМ ПИШУТ ПРИЗЕРЫ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ... Близится Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по литературе, победители которой будут награждены медалями! http://eidos.ru/olymp/liter/index.htm (грамотность и стилистика авторов сохранены)

Левковская Екатерина, 7 "Б" класс, МОУ СОШ № 17, г. Ачинск:

У каждого человека в его жизни обязательно появляется хотя бы одна любимая книга, а может быть и любимый автор, даже если человек и не очень любит читать. Я думаю, что люди чаще обращаются к книгам, в которых они узнают себя, которые им напоминают лучшие моменты из их жизни, из их судьбы.
Что такое любимая книга? Это книга, которую знаешь почти наизусть, фразы из которой используешь в своей повседневной жизни, с героями которой разговариваешь, как с родными и близкими тебе людьми. Такие книги затрагивают самые тонкие струны твоей души, проникают в самые дальние уголки сердца и поселяются там на всю жизнь. Их не скучно перечитывать вновь и вновь, каждый раз находя в них что-то новое для себя. Герои таких книг приятны и симпатичны, их поступки и мысли в чем то схожи с твоими собственными. Любимые книги можно читать при любом настроении: если тебе плохо, они утешат, если весело и радостно – порадуются вместе с тобой.
Если бы мне предложили, например, поехать на необитаемый остров и взять с собой только несколько любимых книг, то в состав моей мини-библиотечки обязательно попали следующие книги:
- сборник стихов А.С. Пушкина;
- Таинственный остров Жюля Верна;
- большая иллюстрированная энциклопедия или справочник Почемучки;
- рассказы Михаила Зощенко;
- две-три книжки из серии «Детский детектив».
Кто-то, может быть, очень удивится столь странному набору. Однако для себя я считаю его самым оптимальным. Поясню свой выбор.
Я очень люблю стихи Александра Сергеевича Пушкина, с удовольствием перечитываю многие его стихотворения. Его произведения очень легко читаются и также легко запоминаются. Во время поездки в Санкт-Петербург я побывала в квартире поэта на набережной Мойки, где прошли последние его годы жизни. Когда стоишь у стола, за которым он работал, видишь чернильницу и лежащее рядом перо, создается ощущение, что Пушкин на минутку вышел из комнаты, сейчас вернется и создаст очередное свое гениальное творение. Думаю, что Пушкин писал стихи душой и сердцем, потому что они актуальны и в нашем 21 веке. Читая каждую строчку любимых стихотворений, мне кажется, я сама разговариваю с великим поэтом, понимаю все, что он хочет донести до меня, обычной тринадцатилетней девчонки.
«Таинственному острову» Жюля Верна тоже нашлось бы свое место в моей походной библиотеке, потому что эта книга - очень хорошая инструкция, о том, как нужно себя вести, если ты попал на такой остров. Это история о настоящей дружбе и верных товарищах, не оставивших своих друзей в сложной и опасной ситуации. Такие герои интересны и нужны в любое время, какой бы век не наступал.
А уж юмор, точно необходим в любой ситуации. Поэтому добрые юмористические рассказы Михаила Зощенко – мои верные друзья. Читая произведения Зощенко, всегда получаешь заряд хорошего настроения, улыбка не сходит с лица. В героях рассказов иногда невольно узнаешь себя, и за некоторые свои поступки становится стыдно. Иногда возникает в голове мысль: «Да, это же про нашего Колю, все точь-в-точь», совсем забывая, что эти рассказы написаны в первой половине, страшно сказать, прошлого века. Но в наше время, хороший добрый юмор – без злой иронии и пошлости – самое лучшее лекарство от грусти и хандры.
Так же в любой библиотеке необходимы любого вида справочники и словари, как я люблю говорить «мои помощники». А я хотела бы видеть в своей мини-библиотеке большую иллюстрированную энциклопедию, так называемую копилку разнообразных знаний. Если у меня появятся вопросы, на которые я на которые я хочу найти ответы в моей «всё знающей копилочке» - я всегда могу к ней обратиться за помощью,
Еще одна группа книжек, читая которые я получаю удовольствие, это книги в жанре детективного романа для тинейджеров. Нет, это не Дарья Донцова и не Татьяна Устинова, эти книги о жизни и приключениях обычных подростков – девчонок и мальчишек моего возраста. Все истории очень захватывают, и создается ощущение, что ты действительно присутствуешь при раскрытии запутанных дел.
Несмотря на разноплановость книг в моей библиотеке, все они имеют одно общее свойство – они многому учат меня, их герои близки моему сердцу, я понимаю их, радуюсь и переживаю вместе с ними все перепетии таких разных историй.
===

Ларюшкина Виолетта, 11 "А" класс, МОУ «СОШ №6», г. Муром

«Как хороши, как сежи были розы»… Сакраментальная фраза. Своеобразный рефрен русской поэзии 19-20 веков. Строка, каждый раз рождавшая новые образы, причудливые ассоциации и напоминавшая о своём первичном значении…
Как упоительны, как грустны при всей чистоте и свежести «Розы» Ивана Мятлёва. Что скрывает его поэтический букет? Сладкую боль воспоминаний, любовь, призрачные надежды, радость встречи, наслаждение видом царицы сердца и страшную горечь потери, крах мечтаний, в одно мгновение погребённых под «белым камнем»… «Розы» Мятлёва не вянут – они превращаются в шипы, которые безжалостно колют лирического героя сознанием невозможности вернуть былое счастье. Бессмертная строка уже забытого поэта стала своеобразной эпитафией Любви. Сердце ранит осознание, как «дева рая», с очами, полными «веселья, жизни», «искавшая «венка из роз», коронованная им, удостаивается надгробного из «завянувшего венка». Свежесть цветов для Мятлёва – и неповторимость чувства, и желание, и сбывшаяся надежда на взаимную любовь. Параллелизм рождает ассоциации прекраснейшего цветка с Единственной в мире Женщиной, «ангелом красоты», «девой рая». Но если можно умолить «весенние морозы» «не трогать» цветы «холодною рукой», то рок безучастен в отношении возлюбленной, подарившей поэту ощущение лёгкости, счастья, парнасской беззаботности. Жизнь не пастораль. Происходит непоправимое – царица сердца лирического героя погибает, но его душу согревают воспоминания о том, «как хороши, как свежи были розы...».
Розы И. С. Тургенева переплелись в большой букет ассоциативных образов, где каждый цветок рождает новое воспоминание, передаёт вереницу ощущений. Ярким пятном здесь выступает грусть, тоска по безвозвратно ушедшей молодости, по родине, по жизни, которая покидает автора, по бесконечно близким людям, которых никогда уже не будет рядом, как и тех роз. Непроходимая пропасть пролегла между «летним вечером» и «зимой; морозом», между радостным, полным надежд прошлым и настоящим, которое скоро оборвётся со смертью лирического героя. Как ни парадоксально, розы Тургенева – это «резеда и липа», «простодушно-вдохновенные задумчивые глаза», «трогательно-невинные раскрытые, вопрошающие губы», «облик юного лица». «Розы» Мятлёва – метафора земной любви. У Тургенева эта метафора становится развёрнутой и разрастается до размеров жизни как антонима смерти. Контекстуальный антоним розы – гаснущая свеча - помогает осознать быстротечность нашего земного существования, ужас одиночества. Розы – это «молодые, добрые голоса», «воркотня патриархального самовара», это ощущение жизни, которая никогда не кончится, духовная близость с людьми. Но как вянут розы, так кончается и счастье, наступают одиночество и забвение, и вот уже «единственным товарищем» твоим остаётся только «старый пес». У Тургенева розы изначально не являются конкретным образом стихотворения, они помогают провести грань между былым и уходящим. Мы не слышим благоухания не раз воспетых поэтами цветов – мы видим в этом рефрене настойчивый символ «туманной юности», тепла, света, единения. Автор сразу обращает нас к реминисценции, понимая, как дорог читателю запомнившийся образ. Иван Сергеевич Тургенев осознаёт, что розы, расцветшие в его стихах, источают иной аромат. Мы боимся смерти, но наступает время, когда человеку уже нечего терять – нет больше дорогих людей, «все они умерли... умерли...». Вот-вот погаснет свеча нашей жизни. Но и тогда, когда существование обращается в «холодный зимний вечер», а «в комнате всё темней да темней», человек возвращается воспоминаниями в лучшие моменты своей жизни и благословляет этот мир, молодость, когда так «свежи были розы».
«Гений Игорь Северянин» не согласился бы воспользоваться стёртой метафорой – не случайно на вечере в Политехническом он был провозглашён королём поэтов. Игорь Лотарёв сам в эпиграфе к стихам настойчиво проводит параллель между «Розами» Мятлёва» и своими «Классическими розами». Розы вначале устилали его путь в поэзии, символизировали «любовь, и славу, и весну», но кончилось всё вынужденной разлукой с Родиной и почти полным забвением. В щемящих строчках некогда жизнерадостного человека выплёскивается не только личная боль, но и отчаяние – «нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…» В отличие от лирического героя стихов Тургенева Северянин скорбит не только о близких людях, но и обо всех согражданах, вынужденных наблюдать за Россией издалека, выброшенных из привычного ритма жизни ветром перемен. Розы этого поэта- «воспоминания о минувшем дне». Однако «гений Игорь Северянин» верит в будущее Родины, надеется на признание творчества. Как и у Мятлёва, розы здесь оказываются на надгробье, но у Северянина они свежи по-прежнему и символизируют новизну восприятия незаслуженно забытых строк.

«Как хороши, как свежи были розы…»
(Венок яркой метафоре).
1.
«Как хороши, как свежи были розы…»,
Как образ чистый воспевал поэт.
Промчались дни, и в облике манящем
Пропала яркость, потускнел и цвет.
Когда-то «в дуновении мороза»
Горда, «благоуханна и нежна»,
Царицею строки прослыла роза,
Будила страсть, что нынче не нужна.

И рифмы точные есть в современных песнях,
И празднично составлен тот букет,
Но чистоты, мечты и яркой страсти
В цветах волшебных не узнает свет.
Их аромат будил воображенье,
Давал надежду, призывал к любви,
Толкал к безумствам, находясь «в бокале»
По-блоковски воспетого «Аи».
Россией пахли розы, счастьем, детством
И ностальгией на чужбине страшных дней,
Но в руки подмастерьев вдруг попали
И стали серым штампом без идей.
2.
Немногих уже удивила
«Пурпурная роза Каира».
А песня про белые розы
Наш смех вызывает – не слёзы.
3.
«Где наша роза, друзья мои?
Увяла роза, дитя любви».
Она не поддалась угрозам –
Цветок убила жизни проза.
4.
Пока «роза чайная» золотится,
Поэзии сладко на ложе спится.
Но всё же найдётся художник-чудак,
Который дышит как-то не так.
Напишет нам строки, чтоб рифма плыла,
Прочтёт их, взирая на мир пытливо,
Как «в склянке тёмного стекла
Роза красная цвела гордо и неторопливо».
Он образ умоет затасканный,
И тот станет вновь прекрасным.
Мы вспомним слова Шекспира
(Джульеттой то сказано было).
Задумайтесь: ведь «роза пахнет розой,
Хоть розой назови её, хоть нет»,
И вдруг воскреснут пламенные строки,
Свежей которых и прекрасней нет.

ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЛИТЕРАТОРОМ - БУДЬ ИМ!

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по литературе, которая состоится 25 ноября

Подробности о ргеистрации - http://eidos.ru/olymp/liter/2010-5/index.htm

II. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ16 октября начнутся занятия на дистанционном курсе для учителей-словесников. Подробнее о курсе - http://eidos.ru/courses/themes/25307/index.htm

Как можно использовать продуктивно информационные технологии на уроках русского языка и литературы? Любая ли мультимедиа презентация целесообразна на уроке литературы? Как не потеряться в море информации и  максимально эффективно использовать Интернет-ресурсы, предназначенные для учителей-словесников? Как разработать урок русского языка или литературы с использованием телекоммуникаций? Наш курс поможет Вам найти ответы!

Курс "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЙ - выяснить реальные возможности применения ИКТ на уроках русского языка и литературы, на основе знаний разработать и обсудить фрагменты уроков с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий.

ПРОГРАММА

  • Обзор информационных технологий. Требования СанПина по применению ИКТ на уроках.
  • Возможности применения компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы. Разработка фрагмента урока.
  • Мультимедийная презентация на уроке. Требования к учебной презентации.
  • Обзор и анализ Интернет-ресурсов, полезных учителю-словеснику.
  • Урок с использованием Интернет-ресурсов.
  • Телекоммуникации на уроке русского языка и литературы (форум и чат).
  • Обмен мнениями в режиме списка рассылки и форуме
  • Чат-занятие участников курса с защитой своего фрагмента урока.
  • Итоговая рефлексия

ФРАГМЕНТ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧАСТНИКА КУРСА:

Бардачева Анжелика Сергеевна, учитель русского языка и литературы, г.Норильск:

Система уроков с использованием ИКТ по теме «Подлежащее. Способы выражения. Явление субстантивации». 8 класс.

Какой интернет-ресурс используется

Вид работы с интернет-ресурсами

Цель использования интернет-ресурсов

Что делает учитель

Что делают ученики

Возможные проблемы

Русские электронные словари и справочная литература

Поиск информации

Не дать учащимся быть пассивными, умение пользоваться экранной справочной системой, умение осуществлять поиск.

Акцентирует внимание на нужные в работе ресурсы, осуществляет контроль над поиском информации

Проводят поиск информации, систематизируют полученные знания

Не все могут осуществлять поиск информации;
зависание сети Интернет.

Кабинет русского языка и литературы, русский язык, издательский дом «Первое сентября»

Презентация

Закрепление знаний по теме, развитие интереса к предмету, разнообразить урок.

Проводит урок в виде презентации, обобщает полученные знания по теме.

Работа с презентацией, отвечают на вопросы, выполняют задания.

 

Русский биографиче-ский словарь: сетевая версия, большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Домашнее задание – реферат по определенной теме.

Развитие творческих, познавательных интересов, умение самостоятельно собирать, обрабатывать и анализировать информацию

Акцентирует внимание на необходимые в работе ресурсы, дает консультации по написанию реферата, осуществляет контроль и оценку работы.

Собирают, систематизируют, обрабатывают информацию, предоставляют готовый продукт.

У некоторых учащихся возникают сложности при работе с рефератом.
Нет доступа к сети Интернет.

Система сайтов «Репетитор», тесты по русскому языку

Тест.

Итоговый контроль усвоения знаний.

Готовит тест, используя Интернет-ресурсы.

Отвечают на вопросы теста, получают результат своей деятельности.

 

Онлайн учебник.
Справочно-информационный портал «Русский язык», синтаксис и пунктуация.

Самостоятельная работа – заполнение таблицы.

Умение работать с таблицами, развитие мыслительных умений, умение работать с электронными учебниками.

Предлагает заполнить таблицу, акцентирует внимание на ресурсы, необходи-мые в работе, оценивает работу.

Осуществляют поиск информации, заполняют таблицу, представляют работу.

 

ПО ОКОНЧАНИИ КУРСА ВЫ:

  • овладеете новыми телекоммуникационными технологиями;
  • научитесь разрабатывать уроки с применением ИКТ;
  • научитесь эффективно пользоваться Интернет-ресурсами;
  • будете разрабатывать уроки для веб-форума;
  • опробуете различные технологии на практике;
  • научитесь осуществлять  последовательную рефлексию собственной деятельности.

ЖДЕМ ВАС НА ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ НАШЕГО КУРСА!

III. САМЫЙ ПОЛЕЗНЫЙ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС! См. http://eidos.ru/journal/index.htm. Читайте и публикуйтесь сами!

Предлагаем Вашему вниманию последние статьи для учителей-словесников.

Ардашаева Л. Е. Опорные схемы и конспекты на уроках русского языка и литературы. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 19 марта.
http://www.eidos.ru/journal/2010/0319-10.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

Елисеенко Н.М. Национально-региональный компонент на уроках русского языка. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 19 марта.
http://www.eidos.ru/journal/2010/0319-9.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

Рамзаева В. А. Диалог текстов. Описание личностно-ориентированного урока по литературе. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 21 августа.
http://www.eidos.ru/journal/2008/0821-3.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

Шерстова Е.В. Дистанционная предметная неделя как форма организации внеклассной работы по русскому языку. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 30 октября.
http://www.eidos.ru/journal/2010/1030-05.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 
ВНИМАНИЕ!

Интернет-журнал "Эйдос" принимает к публикации статьи по актуальным проблемам современного образования в соответствии с имеющимися рубриками и форматом журнала.

Приоритетными являются статьи, подготовленные в русле Программы Научной школы А.В.Хуторского, в основе которой лежит принцип человекосообразности образования.
Приветствуются статьи, в которых описывается личный опыт автора, технологическое изложение способов деятельности, результаты осмысления существующей реальности, возникающие во время инноваций проблемы и пути их решения, практические и теоретические выводы, перспективные идеи, нестандартные гипотезы.

Технические требования к оформлению статей см. на странице . http://eidos.ru/journal/index.htm

Поделитесь своим педагогическим опытом на страницах интернет-журнала «Эйдос»!


Выпуск подготовила Шерстова Елена Владимировна,

зав. кафедрой русского языка и литературы Центра дистанционного образования "Эйдос",

info@eidos.ru

= Вместе с Вами рассылки Центра "Эйдос" получают 12.000 подписчиков =

P.S.1. Приглашение к сотрудничествуУважаемые друзья! Приглашаем вас принять участие в обсуждении затрагиваемых проблем, прислать отклики на материалы рассылки, поделиться своим опытом по проблематике дистанционного обучения. Адрес для переписки: list@eidos.ru. Все ваши письма внимательно изучаются и могут быть полностью или частично опубликованы. Если вы посылаете приватное письмо не для публикации, укажите об этом в своем сообщении.

Центр "Эйдос" приглашает к сотрудничеству предприятия и организации по вопросам дистанционного повышения квалификации, разработке и проведению дистанционных курсов, созданию образовательных CD-Rom. Мы готовы рассмотреть предложения по организации регионального представительства Центра "Эйдос" для проведения дистанционных курсов, проектов и олимпиад.

P.S.2. Правила использования материалов рассылки "Обучение русскому языку"Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу list@eidos.ru. В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес); Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-DIST-EDU), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: <EIDOS-DIST-EDU, # 65, 26 февраля 2010 год, Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >.

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 2001-2010
П
осетите наш сайт:
http://www.eidos.ru
Пишите нам по e-mail:
list@eidos.ru

 


В избранное