Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Школа математики

  Все выпуски  

Школа математики # 71


Центр дистанционного образования "Эйдос"
Кафедра математики 
"
Школа математики"

Выпуск # 71
11 октября 2010 года

Во время работы меня переполняли разные эмоции: злость и грусть – оттого, что не получается, а радость  - оттого, что получилось. Но главное – мне не было скучно!

Панова Анастасия,  класс, г.Алапаевск

 

А знаете ли вы, что...: 

  • Через 10 дней стартует XII-й Всероссийский конкурс "Дистанционный учитель года, 2010"  http://eidos.ru/dist_teacher/2010/index.htm  
  •  В олимпиадах можно регистрироваться со скидкой! С 15 сентября по 15 октября воспользуйтесь 5% СКИДКОЙ на дистанционные олимпиады и конкурсы:. http://eidos.ru/about/news/20100915/index.htm  
  • Только три дня осталось до конкурса на лучшую математическую головоломку "Крепкий орешек"  - http://eidos.ru/project/golovolomka/index.htm 

В ВЫПУСКЕ

1. КОМУ ПО ЗУБАм "КРЕПКИЙ ОРЕШЕК"? 

2. КАК Я ПРОВЕЛ ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ СЕНТЯБРЯ - ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ ОЛИМПИАДЫ "ЗАДАЧИ"

3. ЧЕЛОВЕКОСООБРАЗНЫЙ ПОДХОД ДЛЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

 ===  

Впишите в ваши планы:

13 октября- "Творчество в учебном процессе". Бесплатный очный семинар!

14 - 27 октября  Конкурс "Крепкий орешек" на лучшую математическую головоломку (математика) http://eidos.ru/project/golovolomka/index.htm 

19 октября - III - я Всероссийская дистанционная общечеловеческая олимпиада "Счастье" - http://eidos.ru/olymp/happiness/index.htm 

20 октября -  III - я Всероссийская дистанционная олимпиада по изобретательству - http://eidos.ru/olymp/invent/index.htm 

21 октября -
30 ноября  
      ХII–й Всероссийский конкурс "Дистанционный Учитель Года 2010" - http://eidos.ru/dist_teacher/2010/index.htm 

26 октября -
4 ноября         Дистанционный курс для педагогов "Методика организации исследовательской деятельности школьников по математике" new! http://eidos.ru/courses/schedule.htm 

 

Все дистанционные планы на учебный год – http://eidos.ru/about/plans.htm 

Все очные планы на учебный год – http://eidos.ru/edu/schedule.htm  

1.  КОМУ ПО ЗУБАм "КРЕПКИЙ ОРЕШЕК"? 

Приглашаем Вас принять участие в новом конкурсе «Крепкий орешек». Совершая увлекательное путешествие по миру математических головоломок, Вы не только будете отгадывать различные математические загадки, решать ребусы и задачи, но и попробуете себя в роли создателя новых головоломок. Участие в конкурсе позволит расширить кругозор, заострить взгляд исследователя и изобретателя, а также проявить себя с творческой стороны и просто интересно провести время.

Требования к участникам: начальное математическое образование, желание разбираться и создавать математические шарады, игры, головоломки.

Проект-конкурс "Математические головоломки" для тех, кто любит математику или хочет с ней поближе познакомиться и подружиться. Для тех, кто хочет развлекаться с пользой и удивить своих близких и друзей. Умение придумывать и придавать форму своим идеям обязательно пригодятся творческой личности в современной жизни. Обрести уверенность и творческий азарт  позволит вам данный проект.

Цель конкурса: Расширение математической эрудиции участников проекта, развитие их творческих способностей.

Задачи конкурса:

  • Совершенствовать умение решать некоторые виды математических головоломок;
  • Научиться составлять новые математические головоломки;
  • Приобрести опыт анализа достоинств и недостатков головоломок;
  • Создать коллекцию собственных математических головоломок;
  • Приобрести опыт участия в дистанционном проекте.

Главный лозунг проекта:

ТЯЖЕЛО В УЧЕНИИ, ЛЕГКО В БОЮ!

Подробнее о конкурсе смотрите на нашем сайте - http://eidos.ru/project/golovolomka/index.htm 

На этот конкурс можно зарегистрироваться со скидкой! С 15 сентября по 15 октября воспользуйтесь 5% СКИДКОЙ на дистанционные олимпиады и конкурсы:. http://eidos.ru/about/news/20100915/index.htm  

2. КАК Я ПРОВЕЛ ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ СЕНТЯБРЯ - ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ ОЛИМПИАДЫ "ЗАДАЧИ"

30 сентября прошла первая в этом учебном году олимпиада по математике - "Задачи". Прочитайте, как необыкновенно провели этот день три замечательных творческих человека: мальчик Ваня, его мама и его учитель!  

Касьянов Иван, 2 "А" класс, школа №7, г. Нижний Тагил:

Целеполагание «Моя победа».

Я учусь еще только во втором классе, но уже успел (и довольно успешно) поучаствовать в разных олимпиадах: и в городских и в дистанционных. Поэтому я уже имею представление о том, что такое олимпиада. Для меня олимпиада – это действительно состязание. Состязание с другими ребятами, но, прежде всего – с самим собой. Потому что участие в олимпиаде (и подготовка к олимпиаде, и сам процесс) – это всегда большая работа.  Конечно, это интересно, и я люблю решать сложные и необычные задачи, но иногда так хочется погонять на велике или почитать новый автомобильный журнал,  или в шахматы.… А еще во время олимпиады придется бороться с волнением и неуверенностью, и решать – творить – придумывать! И все это будет уже завтра. Честно, я немного волнуюсь: вдруг не смогу справиться с заданиями или времени не хватит.  Конечно, хочется занять место повыше, но если моя работа будет нравиться мне самому, моим родителям, моей учительнице – то для меня это будет победой!

Рефлексия «Дневник моих открытий».

29 сентября 2010 года.

Мне кажется, что завтрашний день будет очень важным в моей жизни, ведь я впервые  буду участвовать в эвристической олимпиаде по математике. Когда я готовился к этой олимпиаде, то читал задания предыдущих олимпиад. Такие они необычные. Не совсем они математические, а больше творческие. Но очень интересные и даже веселые. Думаю, я справлюсь!

30 сентября 2010 года.

Сегодняшний день был таким насыщенным и интересным, что лучше его описывать по часам. Итак, звенит будильник!!!

7-00. Вскакиваю с кровати и к компьютеру. Задания пришли!!!!!! Читаем вместе с мамой. Всего четыре задания. Вроде несложные. Про кошек и собак – прикольное! Справимся! Иду заниматься утренними делами.

8-00. Пока мама еще раз читает требования к оформлению, я снова прочитал все задания. Решил начать со второго. Мне оно показалось наиболее простым. Сразу подумал, что в задаче должно быть и сложение и вычитание. О чем задача? Конечно про автомобили! Придумал условие, записал решение. Показал маме. Мама спросила, почему я придумал задачу для 1 класса? Почему я использовал  в ней однозначные  числа? Действительно, мы уже решаем выражения с  трехзначными числами. Переделал. Пока мама набивала ответ на компьютере, я еще и конец сказочке придумал.

10-00. Задание, вроде бы и простое, а времени ушло – два часа! Пока пили чай, вспоминали, где же у нас леговские кубики. Я в них уже давно не играю, у меня более сложные конструкторы: полицейский участок, автомобили, самолет. Выяснили, что мы их давным-давно отдали. Как быть? Папа предложил рисовать. Мне показалось это сложным и долгим. Я вспомнил, что в садике, в который я ходил до школы, был такой конструктор. Я быстро стал считать, сколько и каких кубиков мне нужно, а папа позвонил в садик. Считать было трудно – плохо видно, особенно длинные детали (из скольких они состоят частей?).

11-00.  Папа ушел за конструктором. А я стал думать, где мне взять собаку, чтобы выполнить первое задание. Кошка-то у нас есть, но я очень хочу собаку. А родители мне ее пока не покупают. Мне всегда очень грустно становится, когда о собаках говорят. Вот и сейчас грустно стало. Еще и задание сделать не смогу.

11-30. Решил подумать над третьим заданием. Придумать ничего не могу, кроме денег, которые мы в маршрутке и в магазине платим. Но это то же, что и автобус, который уже был.

И я начал переживать, что не справлюсь с заданиями: для первого собаки нет, по третьему никаких мыслей нет, по четвертому – тоже пока ничего. Пришел папа, принес конструктор и привет из садика. Когда я был маленьким, я очень любил собирать из таких кубиков корабли, крепости, автомобили. Правда, самых длинных, четверных, деталей в садике не оказалось, поэтому я две двойные склеил скотчем. И я начал строить! Все волнение пропало само собой! Я делал фигурку, мама ее фотографировала, и я делал другую. Так я построил робота, пирамиду Хеопса, космическую ракету, корабль, собаку. Но больше всего мне понравился самолет. Маме тоже. На нем и остановились. Я придумал название и историю про свой самолет. Ура, дело пошло вперед! Осталось удивительные математические свойства самолету придумать. Первые три придумались легко. А потом опять остановка.  И тут мы решили сделать перерыв.

14-00. Мы пошли в школу. Проходя мимо столовой, я вспомнил, как наша учительница, Лариса Михайловна, считает количество порций, чтобы их хватило всем детям. Ура, это ведь настоящая математическая задача! Еще вспомнил, как я сегодня утром конфеты на всех делил, когда чай пили. Кажется, третье задание сдается!  Я показал (и рассказал) все, что успел придумать, Ларисе Михайловне. Она сказала, что все хорошо. Здорово! В это время у нас начался урок шахмат. Я захотел поиграть, мама согласилась. Сыграл три партии. Две проиграл. Потому, что думал про математику в моей жизни и про самолет.

17-00. Вернулись домой. Сразу начали записывать задачки для третьего задания. И тут что-то случилось, я не знаю, но эти задачки стали придумываться с такой скоростью, что мама не успевала их записывать. Я вспоминал любую историю – и тут же появлялась математика! Я вспомнил про заправку и про клапаны в двигателе, про бабушку и про мороженое, про Сонину переноску и многое другое. Тут мама посмотрела на часы и сказала стоп! У нас еще два задания, еще домашние задания из школы, английский, который я сегодня пропустил…

18-30. Самолет классный! Но математических свойств у него маловато. И тут я решил посчитать, сколько деталей разного цвета, разного размера. Мама показала, как эти цифры можно в таблицу записать, очень на шахматную доску похоже. Моя мама бухгалтер, она умеет все в таблицы сводить! С такой таблицей закономерности быстренько нашлись!

19-00. Теперь начался цирк! Собаку я нашел - игрушечного Барсика. Наша кошка не хотела мерить Барсика и сама мериться не захотела! Мы очень смеялись, когда выполняли первое задание. А задание классное! После того, как Соня сбежала, я не захотел останавливаться и взял игрушечного котенка. Теперь у нашей Сони есть второе имя - Барсикомерка! Никто, кроме нас, его не понимает, а мы смеемся!

20-00. Все задания сделаны! Ура!!! Быстро делаю домашние задания. Пришел с работы папа. Прочитал мое творение. Ему понравилось. Очень. Мне тоже очень нравится. И маме. Завтра у Ларисы Михайловны спрошу.

21-00. Мама уменьшает размеры фотографий, иначе мою работу не примут. А я сел думать над рефлексией. Ее завтра будем отправлять, но меня от уроков только на сегодня освободили, а вечером – тренировка по шахматам. Времени не будет.

22-30. Рефлексию доделаю завтра, очень много получается. Мама обещала помочь. А сейчас пора спать. Если честно, то я сегодня устал. А еще я очень доволен, потому что справился со всеми заданиями. И справился хорошо, мне нравится! И вообще сегодня получился замечательный день!

1 октября 2010 года.

Так какие же я сделал открытия?

Для себя: 1. Не нужно бояться трудностей, если что-то не получается, нужно немного отвлечься, погулять, а потом вернуться к задаче. 2. Математика – это весело! Математика – это здорово! 3. Математика всегда с нами, она нужна нам каждый день!

Для математики: открытий для математики мне делать рановато. Поучиться нужно, слишком серьезная это наука. Хотя, может математике будет важно, что я полюбил ее еще больше.

Для всех остальных: моим одноклассникам я обязательно расскажу про эту олимпиаду. Задания 2 и 3 можно решить в продленке, а 1 и 4 можно организовать как конкурсы на празднике нашего класса! Будет смешно и весело всем. Пусть мои друзья узнают, как здорово принимать участие в олимпиаде, и какая интересная наука – МАТЕМАТИКА!

                  

===

Рефлексия учителей-предметников:

Путилова Лариса Михайловна, учитель начальных классов, школа №7, г. Нижний Тагил 

В эвристических  олимпиадах мои  ученики   принимают участие не в первый раз, но зато впервые участвуют дети  из  этого класса. Почему мы решили участвовать? Мне как учителю хотелось поддержать интерес к математике у Ивана.  Да к тому – же,  мальчик сам выбрал учебный предмет – математику. Как творческому человеку, я думаю, Ване было интересно выполнять задания олимпиады. Он с удовольствием составлял задачи, занимался конструированием,  измерением предметов. Ему сейчас есть что рассказать одноклассникам. Он даже  решил попробовать позагадывать  им задания.

Для того, чтобы Ваня мог успешно и творчески поработать над олимпиадой, мальчик был освобождён от уроков и весь день занимался дома. С моей точки зрения, Ваня наиболее удачно проявил себя в задании на конструирование. Именно с этой работой возникли трудности. Надо было срочно найти конструктор. Пришлось обращаться к  своему  воспитателю из детского сада, потому что такие крупные детали из конструктора  «лего»  можно найти только там. Мальчик выбрал лучшую  из собранных им поделок и определил математические свойства.

Для подготовке к  олимпиаде мы воспользовались Сборником научных трудов под редакцией А. В. Хуторского «Инновации в образовании. Дистанционные эвристические олимпиады». И так как мальчику нравится  математика, то Ваня с мамой читали дома фрагменты заданий и работ участников Всероссийской  дистанционной эвристической олимпиады по этому предмету.  Ване темы заданий понравились, и именно тогда  был окончательно  выбран предмет для участия в олимпиаде. С  мамой  Вани мы решили попробовать систематизировать участие в олимпиаде по математике, поэтому был выбран тариф  «Предметный». Это даст нам возможность  отслеживать  развитие творческих способностей мальчика. Работа только начата.

Мне хочется предложить  организаторам  проводить олимпиады, растягивая работу хотя бы на 2 – 3 дня. Очень трудно найти столько свободного времени, ведь творческие работы не даются сразу. Да и желающих будет больше, потому что учитель будет в состоянии позаниматься с учениками.  Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество. Дело очень  нужное и важное. Здорово, что появляются новые олимпиады и новые условия их выполнения.

 

===

Рефлексия локального координатора:

Касьянова Ирина Витальевна, родитель, школа №7, г. Нижний Тагил

Никаких особенностей в подготовке к олимпиаде не было, просто прочитали книгу, информацию в Интернете об этой олимпиаде. Она нам понравилась своей необычностью, оригинальностью вопросов. Вроде математика, а никаких скучных формул и уравнений! Молодцы организаторы, настоящие «креативщики» (в самом лучшем значении этого слова)!

Я ожидала, что будет достаточно трудно справиться с заданиями, количество участников и всероссийский масштаб мероприятия обязывают. Мои ожидания меня не обманули. Это только на первый взгляд задания показались простыми. И тут мы столкнулись с первой трудностью. Мы расслабились, переоценили свои силы. И на простое задание «убили» два часа. Но потом вовремя сосредоточились, и нам хватило времени, задание было отправлено за 20 минут до часа «Х», успели.  Вторая сложность – с кубиками лего. Не думаю, что у всех восьмилетних детей такие кубики остались. У нас уже более сложные игрушки. Зато, когда муж принес кубики из садика, получилось, что вернулась в дом любимая забытая игрушка. И еще сама идея пойти в садик и попросить кубики, это уже из серии никогда не сдавайся!  И еще одна сложность: на фото плохо видно количество кубиков. Я и сегодня не уверенна, что мы правильно их посчитали. Фото должно быть качественнее. Четвертая сложность с оформлением, очень жесткие требования буквально к каждой букве. Я старалась соблюсти все требования, надеюсь, что получилось. По организации олимпиады. Считаю, что ее нужно проводить в выходной день, тогда не нужно будет освобождать детей от школы, а родителей – от работы. Во всем остальном -  на высшем уровне организация, все четко и своевременно.

В чем моему ребенку удалось проявить себя?  Сначала был какой-то стопор, зажатость. Но Ваня сумел раскрыться и тогда уже фантазия била через край, особенно в 1 и 3 заданиях, просто миллион идей, и уже пришлось выбирать наиболее интересные. Это здорово, что он сумел собраться и заставить себя работать, когда ничего не получается! Благодаря чему? Думаю, здесь нужно сказать «спасибо» шахматам, которыми Ваня занимается третий год. В шахматах очень важно не раскисать после неверного хода, а сосредоточиться и исправить ошибку. Ну и, конечно, желание победить, выполнить задания хорошо.

В заключение  хочется сказать спасибо организаторам. Считаю, что 30 сентября мы прожили не зря, нам было очень интересно, а иногда и весело. Ну а вспоминать и делать выводы – это дела ближайшего будущего. Еще раз спасибо.

Ближайшая олимпиада по математике: 

- > 12 ноября 2010 -> Математика (числа) -> http://eidos.ru/olymp/mathem/index.htm - > Зарегистрироваться со скидкой!

 

3. ЧЕЛОВЕКОСООБРАЗНЫЙ ПОДХОД ДЛЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

В интернет-журнале "Эйдос" опубликована новая статья сотрудника кафедры математики Смирновой Татьяны Николаевны, в которой анализируется результат всего лишь одного из многих заданий, которые выполняли участники дистанционного курса "Организация современного урока математики в средней и старшей школе».  

Реализация принципа человекосообразности на дистанционных курсах для педагогов

Человекосообразный подход имеет в своей основе идею реализации миссии человека. 
«В нашем понимании, у каждого человека есть своя система координат, по отношению к которой он живет и действует, устанавливает ценностные основания, реализует свой путь. Существование иных систем координат и измерителей возможно (например, в виде общечеловеческих, религиозных или иных ориентиров), но человеку предоставляется право на собственную систему координат, на индивидуальную траекторию движения по отношению к ней. К любым другим системам он может, а в ряде случаев должен относиться, принимать их, например, осуществляя деятельность в рамках группы, коллектива, школы, региона и т.п.» Это выдержка из статьи А.В.Хуторского «Идеология человекосообразности в образовании и педагогике», опубликованная в Интернет-журнале «Эйдос».

Именно идеями человекосообразного подхода пронизана организация оргдеятельностных дистанционных курсов для педагогов и учащихся, проводимых Центром дистанционного образования «Эйдос». Один из таких курсов я веду уже несколько лет – это курс «Организация современного урока математики в средней и старшей школе». В завершении курса каждый педагог получает задание проанализировать свой индивидуальный неповторимый стиль проведения уроков, который отличает его как педагога. Практически каждый преподаватель пишет, что нигде и никогда не слышал об имидже урока и не задумывался о своих индивидуальных чертах. Это задание вызывает неподдельный интерес. Оно как нельзя лучше отражает принцип человекосообразности, выявляя потенциал педагога с точки зрения его педагогической деятельности. «Вообще никогда раньше не задумывалась над данным в модуле вопросом. Теперь понимаю, что имеет в виду завуч школы, посетив мой урок, когда говорит: «Ты такая … и дети у тебя поэтому так работают» или «Ну, у тебя всегда так получается и это только твоё!» - Капкова Наталья Владиславовна, учитель математики МОУ сош № 11, г Назарово.

Хотелось бы обратиться к результатам выполнения этого задания.  Читать далее - http://eidos.ru/journal/2010/0930-10.htm 

 

Ближайший курс по данной теме состоится в декабре:

Зарегистрироваться можно уже сейчас! Дистанционные курсы – http://eidos.ru/courses/schedule.htm  

 

 - ЭВРИСТИКА - МАТЕМАТИКА - ТВОРЧЕСТВО - 

 Выпуск подготовила: Завьялова Ольга Алексеевна, зав. кафедрой математики  ЦДО "Эйдос"

= Вместе с Вами рассылки Центра "Эйдос" получают более 15.000 подписчиков = 

P.S.1. Приглашение к сотрудничеству

Уважаемые друзья! Приглашаем вас принять участие в обсуждении затрагиваемых проблем, прислать отклики на материалы рассылки, поделиться своим опытом по проблематике дистанционного обучения. Адрес для переписки: list@eidos.ru. Все ваши письма внимательно изучаются и могут быть полностью или частично опубликованы. Если вы посылаете приватное письмо не для публикации, укажите об этом в своем сообщении.

Центр "Эйдос" приглашает к сотрудничеству предприятия и организации по вопросам дистанционного повышения квалификации, разработке и проведению дистанционных курсов, созданию образовательных CD-Rom. Мы готовы рассмотреть предложения по организации регионального представительства Центра "Эйдос" для проведения дистанционных курсов, проектов и олимпиад.

P.S.2. Правила использования материалов рассылки "ШКОЛА МАТЕМАТИКИ"

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях
ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу list@eidos.ru. В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес); Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail. 

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Школа математики" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-MATHEM), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: < EIDOS-MATHEM, # 69, 20 сентября 2010 года, Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998-2010
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru/

Пишите нам по e-mail: info@eidos.ru

В избранное