Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады Когда появились компетенции?
22 марта 2023 г.
Когда появились компетенции?
Компетенции не перестают будоражить внимание многих педагогов. учёных и не только. Кто-то считает, что их нам навязал Запад. Что это те же самые ЗУНы и нет в них ничего нового.
Компетентностный подход, разработанный Научной школой А.В. Хуторского - один из самых востребованных.
Когда появились компетенции?
Хуторской А.В., доктор педагогических наук, чл.-корр. РАО
Лет двадцать занимаюсь исследованием и проектированием компетентностного подхода в образовании, периодически слышу, что их "придумали" совсем недавно, самостоятельного значения у них нет и ничего нового собой не представляют. Соглашусь только с тем, что компетенции - далеко не новое понятие.
Первое известное упоминание термина "компетенция" относится к 1596 году (словарь Merriam-Webster).
Прилагательное «компетентный» использовалось в речи ещё в 1398 году (The Middle English Dictionary of University of Michigan).
Упоминание о компетентности есть в «Законах» Хаммурапи, которые, на минуточку, относятся к 1750-м годам до нашей эры.
Таким образом, компетенции были впервые написаны на грамматически образцовом старовавилонском диалекте аккадского языка 3800 лет назад!
Новейшая история компетенций относится уже к 20-му веку, см. начало моего параграфа 1.1.1. который открывает учебник для вузов:
Хуторской А.В. Компетентностный подход // Введение в профессию «Преподаватель вуза». Трудовые функции преподавателя : учебник / коллектив авторов ; под. ред. Е.В. Ляпунцовой и Ю.М. Белозеровой. — Москва : КНОРУС, 2022. — 456 с. — (Магистратура и аспирантура) - С. 12-23.
Понятия "компетентость" и "компетенция" я разделил в 2002 году при разработке ещё тех - компетентностных школьных стандартов. Основанием такого разделения явился русский космизм. Точнее - ещё более древний принцип взаимосоответствия внешнего и внутреннего в человеке, микро- и макрокосма. Именно отсюда в своих дефинициях я назвал компетенции атрибутом внешнего мира (нормой социума), а компетентности - внутренним качеством человека - ученика.
Кстати, в зарубежных источниках такого разделения компетенций и компетентностей нет.
И ещё, предложенная мною типология компетенций значительно отличается от западных (тот же доклад Хутмахера на симпозиуме в Берне) - именно личностным аспектом. У них же "компетенции для Европы", а не для человека.
Стартовая статья по разработанной концепции:
Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. – №2. – С.58-64.
Сохранилась аудиозапись моего выступления в РАО:
Компетенции в образовании: человекосообразный аспект — выступление А.В. Хуторского на методологическом семинаре в Российской академии образования, 22 ноября 2007 г. (г. Москва). Множество вопросов, дискуссий: http://khutorskoy.ru/discus/audio/Khutorskoy.Ru_20071122_RAO-compet.WMA
Некоторые другие статьи:
Хуторской А.В. Модель компетентностного образования // Высшее образование сегодня. - 2017. - 12. - С. 9-16.
Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 85–91.
Хуторской А.В. Миссия ученика как основание его стремлений и компетентностей // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2018. - Т.4. - №1. - С. 51-64.
Хуторской А.В. Структура и содержание компетентностного учебника для вуза // Высшее образование сегодня. – 2020. - №1. – С. 8-13. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41866844