Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады Почему психология не может стать педагогикой? (но пытается)


Институт образования человека
10 декабря 2022 г.

Почему психология не может стать педагогикой? (но пытается)

Pedagogika_AV_Khutorskoy
Примеров экспансии психологии в область педагогики предостаточно. Начиная с книг, называющихся "Педагогическая психология", заканчивая нынешними ФГОСами, в которых педагогическая составляющая заменена на психологическую со специфическими УУД и пр. Когда-то подобные вещи уже были названы "извращениями" ...

Между тем, психология - "наука о душе", а единственной наукой о целостном образовании человека является педагогика.

Почему психология не может стать педагогикой?

Потому, что у этих наук разный предмет. Единственной комплексной наукой о целостном образовании человека является педагогика (В.В. Краевский).

Об опасности "психологизма" в образовании предупреждал ещё Г.П. Щедровицкий. Ему принадлежат слова: "Нет ничего более вредного для развития научной педагогики, чем убеждение, что именно психология дает необходимое и достаточное научное основание для педагогической работы" (Предисловие к "Педагогика и логика").

Отличие психологического подхода к обучению от педагогического проиллюстрируем на примере двух теорий: В.В. Давыдова и А.В. Хуторского.

Чем дидактика "психологическая" отличается от дидактики педагогической? Ответ на этот вопрос даёт пример сравнения теории развивающего обучения В.В. Давыдова и теории эвристического обучения А.В. Хуторского. Эти теории изложены в монографиях:

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения : монография / В.В. Давыдов. – Москва : Интор, 1996. – 544 с.

Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

Сопоставительный анализ двух данных подходов с элементами обсуждения имеется в статье:

Чем теория эвристического обучения А.В. Хуторского отличается от теории развивающего обучения В.В. Давыдова? [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2018. – №2. – С.2.

Статья размещена в открытом доступе (требуется регистрация):https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37250784

Если кратко сформулировать основное отличие двух теорий, оно таково:

В развивающем обучении цель - развитие; в эвристическом обучении развитие не цель, а средство, а цель - самореализация человека.



Скачайте расписание
на 2022-2023 уч. год

(с) «Институт образования человека», 2011-2022
e-mail: info@eidos-institute.ru
https://eidos-institute.ru

ВКонтакте;ЯндексДзен;YouTube

Это сообщение вам отправлено, потому что вы посетили сайт eidos-institute.ru или участвовали в мероприятиях ГК "Эйдос". Отписаться от рассылки.

Если через форму отписаться не удаётся, пришлите ответ на данный выпуск со словом "Отписаться".



В избранное