Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады Функциональная грамотность в школе


Институт образования человека
9 августа 2022 г.

Функциональная грамотность в школе

Конференция по функциональной грамотности
Для выяснения смысла и методик развития функциональной грамотности примите участие вАвгустовской конференции, которая состоится в Москве 25-27 августа 2022 г. Возможно очное участие в конференции и дистанционное участие в вебинарах.


Что понимают под функциональной грамотностью?

А.В. Хуторской, докт. пед. наук

«Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник» (Крылов И.А., басня «Щука и Кот», 1813 г.). Сегодня в образование лезут все кому не лень: поисковики, банки, копирайтеры, имиджмейкеры, айтишники, политики, чиновники. Не хватает настоящих учёных и педагогов. Тех, кто «готовит к «Еге» я педагогами не считаю.

В советское время и ещё раньше под функциональной грамотностью понимались умения читать и писать. Чтение и письмо, наряду с математикой, и сегодня считаются «основными» учебными предметами в начальной школе. Хотя многие специалисты справедливо считают, что основами для младших школьников являются совсем другие предметы, развивающие их эмоционально-образные, творческие качества, потому, что именно их развитие особенно важно в этом возрасте.

Советская грамотность «читать и писать» сохраняется и сегодня, особенно для младших детей. Но, мир меняется. Появились гаджеты, цифровизация, соцсети. Море информации, в которой сложно разобраться без подготовки и не стать объектом чьих-либо манипуляций. То есть, появилось множество совсем других «грамотностей», которые необходимы современному человеку. И функциональная грамотность сегодня совсем уже не удел начальной школы, а охватывает все возраста, особенно старшие. Сплошь и рядом встречаются учителя, не владеющие смартфоном, самыми бытовыми программами и приложениями, не говоря об образовательных. Как и чему они смогут научить будущие поколения? Если в школе до сих пор отбирают у детей смартфоны и кладут их в шкафчики, директора таких школ профнепригодны, они отбирают у детей их путь в будущее, вместо того, чтобы самим овладеть современными средствами учёбы и жизни.

Так что такое функциональная грамотность по отношению к образованию школьников? Каких только определений не встретишь в статьях, которые пишут и размещают в сети различные «копирайтеры», «эксперты по интернет маркетингу и диджитал технологиям» и т.п. К сожалению, учёные в области педагогики как всегда отстают, грамотных статей, монографий, диссертаций по функциональной грамотности очень мало.

Не прибавляет обоснования тяга многих наших специалистов к "заморским" системам и толкованиям, которые почему-то принимаются на веру и переносятся на отечественную почву. Пример с "Болоньей" по идее должен таких специалистов чему-то научить.

Приведу пример произвольного толкования «важных» типов функциональной грамотности известной своей давней «иноагентской» деятельностью в России системы «PISA». Сотрудники этой международной организации, руководимой из Австралии, диагностируют следующие виды функциональной грамотности: читательскую, математическую и естественнонаучную, а также глобальные компетенции, финансовую грамотность для школьников, их креативное и критическое мышление. У перечисленных видов грамотностей нет общего грамотного основания. Почему именно эти «грамотности» диагностируются? Как учитываются возрастные и иные особенности детей, цели и особенности национальных систем образования?

Деятельность PISA в России прекращена, но, к сожалению, Федеральный институт оценки качества образования не предлагает более обоснованной типологии и продолжает использовать «грамотности» PISA. Собственной Национальной системы оценки качества образования, по сути, не существует. Все эти ВПР, ОГЕ и ЕГЭ таковой системой, на мой взгляд, не являются, поскольку не соответствуют ни ФГОСам, ни современным потребностям человека в образовании. Попытка строить "объективные" системы оценки (разве таковые бывают? Ведь все эти КИМы создаются субъектами) означает нечеловекосообразные ориентиры.

Что в этих условиях делать учителю? Использовать общедоступные, но малообоснованные понимания, которые им навязывает интернет или различные активные структуры? Но, тогда можно попасть в неприятную ситуацию непосредственно с учениками, которые тут же «потеряют мотивацию» и потом придётся её долго восстанавливать.

О том, что такое функциональная грамотность сегодня, мы будем разбираться на нашей ежегодной Августовской конференции, которая состоится в Москве 25-27 августа 2022 г. Возможно очное участие и участие в вебинарах. Тема конференции "Функциональная грамотность в школе".

Кроме того, до 20 сентября 2022 г. действует акция:Приедем к вам и выступим очнона вашей августовской конференции, проведём семинар для ваших педагогов на актуальные темы, в том числе по функциональной грамотности.

Справки поemail: info@eidos-institute.ru , тел.: +7(495) 768-55-54



Включите в свои планы



Курсы профессиональной переподготовки, 250 ч.

16.08 - 16.10

Менеджмент в образовании, 250 ч. Диплом

16.08 - 16.10

Методика дистанционного обучения технологии, 252 ч. Диплом

23.08 - 23.10

Педагог дополнительного образования, 252 ч. Диплом

23.08 - 23.10

Методика дистанционного обучения русскому языку и литературе, 252 ч. Диплом

23.08 - 23.10

Методика дистанционного обучения истории и обществоведению, 252 ч. Диплом

23.08 - 23.10

Методика дистанционного обучения информатике и ИКТ, 252 ч. Диплом

23.08 - 23.10

Методика дистанционного обучения биологии, 252 ч. Диплом

23.08 - 23.10

Методика дистанционного обучения географии, 252 ч. Диплом

23.08 - 23.10

Методика дистанционного обучения химии, 252 ч. Диплом

23.08 - 23.10

Методика дистанционного обучения искусству, 252 ч. Диплом

23.08 - 23.10

Методика дистанционного обучения математике, 252 ч. Диплом

23.08 - 23.10

Методика дистанционного обучения физике, 252 ч. Диплом

30.08 - 30.10

Методика дистанционного обучения в начальной школе, 252 ч. Диплом

30.08 - 30.10

Теория и методика преподавания английского языка, 252 ч. Диплом

30.08 - 30.10

Теория и методика обучения физике, 252 ч. Диплом

30.08 - 30.10

Инклюзивное образование, 252 ч. Диплом

30.08 - 30.10

Методика дистанционного обучения английскому языку, 252 ч. Диплом



Дистанционные курсы повышения квалификации, 72 ч.

16.08 - 25.08

Дистанционный курс «Цифровые технологии в обучении: приемы и формы работы»

16.08 - 25.08

Дистанционный курс «Дистанционные образовательные технологии»

16.08 - 25.08

Дистанционный курс «Ключевые компетенции в обучении»

16.08 - 25.08

Дистанционный курс «Современный урок математики с учетом требований ФГОС»

16.08 - 25.08

Дистанционный курс «ФГОС 3.0. Виды воспитания в обучении»

23.08 - 01.09

Дистанционный курс «Формы дистанционных занятий и методика их проведения»

23.08 - 01.09

Дистанционный курс для воспитателей «Методика целеполагания по Хуторскому»

23.08 - 01.09

Дистанционный курс «Рабочая программа учителя как инструмент в условиях реализации ФГОС»

23.08 - 01.09

Дистанционный курс «Метод эвристического диалога в обучении»

30.08 - 08.09

Дистанционный курс «Дидактические основы дистанционного обучения»

30.08 - 08.09

Дистанционный курс «Целеполагание учащихся в обучении как условие их самореализации»

30.08 - 08.09

Дистанционный курс «Организация исследований младших школьников в условиях ФГОС»

30.08 - 08.09

Дистанционный курс «ФГОС 3.0. Метапредметное содержание образования»

30.08 - 08.09

Дистанционный курс «Индивидуальная образовательная траектория ученика»


Учёный совет и курсы для соискателей

22.08 - 28.08

Дистанционное заседание Учёного совета, тема «Автореферат диссертации».

15.08 - 15.08

Курс «Стать кандидатом наук» (дист.)

15.08 - 15.08

Курс «Стать доктором наук» (дист.)

16.08 - 16.10

Курс «Обоснование темы диссертации»


Проекты для школ, конференции, ярмарки

01.09 - 01.09

Проект «Славянская школа»

01.09 - 01.09

Проект «Эвристический класс»

01.09 - 01.09Проект «Космический класс»


13.10 - 15.10

Школьная Ярмарка «Эйдос», Санкт-Петербург

03.11 - 05.11

Всероссийская конференция школьников «Эйдос», Москва

06.12 - 12.12

Дистанционная конференция школьников «Эйдос»


Ближайшие мероприятия всводном расписании на сайте.

Скачайте расписание
на 2021-2022 уч. год

(с) «Институт образования человека», 2011-2022
e-mail: info@eidos-institute.ru
https://eidos-institute.ru

Фейсбук; ВКонтакте; YouTube

Это сообщение вам отправлено, потому что вы посетили сайт eidos-institute.ru или участвовали в мероприятиях ГК "Эйдос". Отписаться от рассылки.

Если через форму отписаться не удаётся, пришлите ответ на данный выпуск со словом "Отписаться".



В избранное