Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады Славянский этнос как заказчик образования
17 апреля 2022 г.
Славянская культура – одна из основ образования
Какова роль народной культуры в образовании человека?
Народы (этносы) - не довесок к образовательным стандартам, а полноправная их основа наряду с другими.
Этнопедагогика, разработанная академиком РАО Волковым Г.Н., занимается обоснованием роли этносов в образовании.
Славянский этнос как заказчик образования
Кто и что определяет смысл образования человека? В научной школе А.В. Хуторского обосновано существование следующих основных заказчиков образования человека:
1. Сам человек.
2. Его семья, род.
3. Народ (этнос), его культура.
4. Страна, общество, социум.
5. Мир, человечество.
6. Вселенная.
Народ (этнос) является одним из основных заказчиков образования человека. Принципы и другие методологические компоненты проектирования народного образования находятся в области этнопедагогики, которую обосновал академик РАО Г.Н. Волков.
Этнопедагогика относится к педагогике самых разных народов. О народной педагогике русского народа К.Э. Ушинский писал «У немцев были свои национальные школы, у французов — свои, у англичан — свои. Естественно возникал вопрос: а у нас как же? Неужели все будет только заимствованное, чужое, а своего ничего? Ведь мы тоже нация, нашему государству минула уже тысяча лет». Опираясь на ориентиры К.Э. Ушинского, Г.Н. Волков разработал этнопедагогику, привлекая для этого данные русского, чувашского, украинского и других народов.
Одно из воплощений этнопедагогики – славянская педагогика, которая направлена на изучение и реализацию в образовании заказа славянского этноса.
В статье А.В. Хуторского "Славянский этнос как заказчик образования" актуализируются особенности славянского этноса как одного из заказчиков образования человека. Для выявления такого заказа применяются методы социологического и историко-культурного анализа славянского этноса, его состава, территориальной распределённости. В качестве материалов для анализа используются количественные данные о славянах в современном мире, а также версии происхождения славян. Цель – обосновать предпосылки славянской педагогики как науки и практики реализации заказа славянского этноса на образование. Славянское народное образование рассматривается с позиций этнопедагогики. В качестве результатов приведены сводные данные о древних и современных славянских этнических группах, их количественном составе, исторические данные о происхождении славян. Обозначены виды источников для дальнейших исследований славянского этноса и развития его этнической педагогики. Выводом выступает возможность и необходимость выделения славянского этноса в качестве заказчика образования.
Для ссылок:
Хуторской А.В. Славянский этнос как заказчик образования // Культурология, искусствоведение и филология: актуальные вопросы : сб. матер. II Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 марта 2022 г.) / под ред. Э.В. Фомина; Чувашский государственный институт культуры и искусств. – Чебоксары: Среда, 2022. – С. 33-42.