Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады Кто изобрёл 'перевернутый урок'?
14 сентября 2021 г.
Кто на самом деле изобрёл "перевернутый урок"?
Кто на самом деле изобрёл модель "перевернутый урок"? Об одной педагогической фальсификации.
Кто на самом деле изобрёл "перевернутый урок"?
А.В. Хуторской
Сегодня часто можно услышать о модели "перевёрнутого" обучения, когда ученики осваивают новый материал дома, а на уроке его обсуждают с учителем. Метод действительно эффективный, имеет развитие в разных вариантах, в том числе и в дистанционном формате.
Так кто же родоначальник метода? Открываем некоторые прозападные сайты и материалы (я не противник Запада, даже во многом, наоборот, но истина дороже) и читаем:
"Кто изобрёл этот подход. Пионерами перевёрнутого обучения считают педагогов Джонатана Бергмана и Аарона Сэмса из американского штата Колорадо. В начале 2000-х годов Бергман и Сэмс преподавали химию старшеклассникам небольшой сельской школы".
Так вот, Джонатан Бергман и Аарон Сэмс никакие не пионеры. Не пионер даже Гленн Платт из Университета Майами, чья статья "Перевернутый класс" опубликована в 2000 году.
Модель перевёрнутого урока предложила в 1984 году Милица Васильевна Нечкина, академик АПН СССР. Почему я это знаю? Потому что сам читал эту статью, когда был молодым учителем и пробовал такие уроки.
Суть перевёрнутого урока (урока-наоборот) Нечкина сформулировала так: «... новое пусть черпают ученики из самостоятельного чтения учебной книги, соответственно составленной. Пусть продумывают его, затем пусть обсуждают с преподавателем в школе, совместно приходят к выводам» (Нечкина М.В. Повысить эффективность урока // Коммунист, 1984. № 2. С. 51).
Кстати, Нечкина личность была неординарная, погуглите, если интересно. И то, что её модель тогда не получила распространения у нас, связано с тем, что надо было бы менять всю концепцию советского образования. Наши чиновники даже сегодня в ситуации пандемии не смогли организовать грамотного дистанта, хотя ему уже 30 лет в России, попытались перенести классно-урочную систему в онлайн, в результате отбили охоту к ДО у миллионов учеников и их родителей. А тогда даже не попытались изменить основы советской школы. Потому же не пошло и проблемное обучение Махмутова.
А что касается "перевёрнутого класса", получается как и с другими отечественными разработками, когда нам их приносят "оттуда", потому, что наши чиновники "здесь" думают больше о другом.