Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады 284


Центр дистанционного образования "Эйдос"

Центр дистанционного образования "Эйдос"
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
курсы, проекты, олимпиады

EIDOS-DIST-EDU # 284
14 августа 2007 года

www.eidos.ru

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:

– 21 августа 2007 года начинается IX-я Всероссийская дистанционная августовская научно-педагогическая конференция на тему "Компетенции в образовании". Регистрация в конференции - http://eidos.ru/conf/dist/2007/index.htm

– До 5 сентября 2007 года принимаются статьи для сборника на тему "Компетенции в образовании человека" - http://khutorskoy.ru/science/news/2007/0630.htm

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА


I. ЭЙДОС-КАЛЕНДАРЬ
. Расписание ближайших мероприятий.

 

II. КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ПАРАДИГМА И ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ. Дискуссия на форуме Научной школы А.В.Хуторского. - http://khutorskoy.borda.ru/?1-2-0-00000002-000-0-0-1165265218
 


I. ЭЙДОС-КАЛЕНДАРЬ


21 августа – Начало IX-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции - http://eidos.ru/conf/dist/2007/index.htm

21 августаДистанционные курсы для педагогов: Методы творческого обучения информатике в начальной школе, Ключевые компетенции в школьном обучении, Методы творческого обучения английскому языку, Творческие задания на уроках русского языка и литературы, Проектирование воспитательных пространств, Метод эвристического диалога в обучении. - http://eidos.ru/courses/schedule.htm

28 августаДистанционные курсы для педагогов: Как провести дистанционный урок, Как разработать и провести эвристический урок, Как организовать рефлексию на личностно-ориентированном уроке, Как разработать и провести интегрированный урок, Как организовать на уроке творческую работу ученика. - http://eidos.ru/courses/schedule.htm

13 сентября – IV-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по естествознанию http://eidos.ru/olymp/science/2007/index.htm

18 сентября – I-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по кулинарии http://eidos.ru/olymp/cookery/2007/index.htm


===

II. КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ПАРАДИГМА И ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

В преддверии IX-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции, которая будет посвящена компетенциям, публикуем фрагменты дискуссии на форуме Научной школы А.В.Хуторского. - http://khutorskoy.borda.ru/?1-2-0-00000002-000-0-0-1165265218

Регистрация в конференции - http://eidos.ru/conf/dist/2007/index.htm

---

Каковы смысл и цели образования в компетентностной парадигме? Факторы, способствующие и препятствующие целеобразованию?

Orij admin пишет: Каковы смысл и цели образования в компетентностной парадигме? Пожалуйста, можно ли человеческими, простыми словами объяснить смысл выражения "компетентностная парадигма"? ...Воистину велик и могуч русский язык! Компетентностная парадигма - это образование, ориентрированное на выпуск компетентных специалистов? То есть, с упором на практический результат, наработку навыков в области по которой дан социальный заказ данному учебному учреждению?

А.В.Хуторской О компетентностной парадигме и ее отличии от ЗУНовской я уже писал в другой теме этого форума - http://khutorskoy.fastbb.ru/?1-2-0-00000006-000-0-0, но здесь всё же это уместнее, поэтому повторюсь: Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учениками личностно значимых для них и - одновременно - для общества (социума) вещей, связанных с реальными объектами изучения (а не только знаниями о них), обязательным опытом деятельности по отношению именно к этим объектам (т.е. рассматривать пестики и тычинки не на картинке, а на настоящем цветке), и минимально необходимую оспособленность, т.е. владение всем предыдущим. В качестве примера - компетенция путешественника: обычных уроков географии для этого недостаточно. Поэтому и надо изменить эти самые уроки так, чтобы выпускники школы стали компетентными путешественниками. И аналогично - по всем другим направлениям географии и др. предметов. Ну а вообще, у меня есть старая, 2002 года статья про компетенции - http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm, а также более новая - http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm

Витевская М. И. В последние десятилетия подход к образованию существенно изменился. Его очень точно выразил видный американский бизнесмен Джон Гриллос. Он заявил, что его мало беспокоит прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, считает бизнесмен, чтобы в экономику, науку, культуру приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, потому, что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь. Современное информационное общество в огромной степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, принимать решения, самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией. Какие условия необходимы для воспитания граждан новой формации? Прежде всего, на мой взгляд, возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя при этом определенные коммуникативные умения, возможность широкого общения со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже других стран мира, возможность свободного доступа к необходимой информации не только в информационных центрах своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования. И здесь ключевую роль, по моему убеждению, играют новые педагогические и информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования, и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. Центр дистанционного образования «Эйдос» и Научная школа А. В. Хуторского помогают современной российской школе решать поставленные перед ней обществом задачи. Они осуществляют свою деятельность в ключе новой парадигмы образования: « ученик – предметно-информационная среда (в том числе новые информационные технологии) – учитель», присущей всем видам образования, всем образовательным системам. В то же время нельзя не отметить, что школа достаточно консервативна, и не всегда социально-экономические изменения, научно-технический прогресс находят необходимый отклик в среде школьных работников. Учебный процесс в современной российской массовой школе мало изменился со времен Коменского и Гербарта, предложивших классно-урочную систему и определенную схему ведения урока. Возможно, со мной кто-то не согласится и возразит, что с тех пор кардинальным образом изменилось содержание обучения, появилось множество новых средств обучения. Все это так, но мы и сейчас придерживаемся парадигмы обучения, принятой в 19 веке, - «учитель – учебник (система средств обучения) – ученик». Эта система, ориентированная на преподавание, на центральную роль учителя в этом процессе и ученика как объекта этой деятельности. Все заявления о том, что ученик должен стать субъектом учебного процесса, на мой взгляд, пока не реализуются на практике в должной мере. И проблема далеко не в консерватизме, косности или нежелании идти в ногу со временем учителей. Решение этих задач требует комплексных усилий не только школы, но и всего общества. Решать все эти проблемы педагогики надо эффективно и последовательно, причем в достаточно короткие сроки, ибо потребности в перестройке образования и развитии соответствующей материально-технической базе очевидны уже сегодня. В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы его познавательная деятельность находилась в центре внимания педагогов – исследователей, разработчиков программ образования и средств обучения, т. е. процесс познания, а не преподавания, как это происходит при традиционном обучении. Сегодня все перечисленные американским бизнесменом умения учащиеся приобретают, участвуя в дистанционных эвристических программах центра «Эйдос». Современному учителю просто необходимо осваивать новые педагогические и информационные технологии. Это веление времени. Однако, разве не актуальны парадоксальные выводы, высказанные американским учителем Кони Стаут на страницах журнала «Еducom Reviem» о том, что учитель, получивший диплом в 1980 году, мог бы совершенно спокойно войти сегодня в класс, подойти к классной доске и начать урок. Представить себе аналогичное положение, например, в хирургии, просто невозможно. Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений (от сельской школы до специализированной гимназии) задачу подготовки выпускников способных самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, культурного уровня, самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией. Таково веление времени, что, естественно, предполагает определенные требования конструктивного плана к образовательным системам в целом и к педагогам в частности. А. Дистервег выразил мысль, которая является очень актуальной и сегодня: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Сегодня каждому учителю необходимо, на мой взгляд, прежде всего, определиться с приоритетами в области педагогических технологий с учетом поставленных целей образования, с учетом интересов развития личности. На первый план в современной школе выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и используемые нетрадиционные педагогические технологии. Приоритетными в своей работе я лично выбрала проектные, игровые, этнокультурные, витагенные технологии. Стараюсь применять эвристические методы обучения. Привлекаю своих учеников к участию в дистанционных олимпиадах центра «Эйдос», занимаюсь с ними поисковой , исследовательской видами деятельности. Именно названные технологии и методы, на мой взгляд, позволяют повысить мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, актуализируют личность ребенка, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважения к различиям, дают им ощущение творческой свободы, и, самое главное, приносят радость. В школе должно быть больше радости – это мое искреннее убеждение! Для того чтобы ученик реально стал субъектом учебного процесса нужно чтобы философская парадигма демократического устройства общества «человек- общество- государство» реализовывалась во всех сферах жизни общества, и в первую очередь – в системе образования.

Оданович М.В. Витевская М. И. пишет: . Дистервег выразил мысль, которая является очень актуальной и сегодня: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Вечная проблема, которую думающий учитель пытается разрешить. Разве мы не пытаемся найти на нашем форуме в совместном диалоге ее разрешение. Помимо традиционных технологий поэтапного формирования умственных действий, интегративной технолгии Гузеева, большие фозможности дистанционного обучения, которое предоставляет возможность выбора каждому ученику индивидуальной образовательной траектории.

А.В.Хуторской Витевская М. И. пишет: В последние десятилетия подход к образованию существенно изменился. Его очень точно выразил видный американский бизнесмен Джон Гриллос. Витевская М. И. пишет: Сегодня все перечисленные американским бизнесменом умения учащиеся приобретают, участвуя в дистанционных эвристических программах центра «Эйдос». Смею вас заверить, что об американском бизнесмене Джоне Гриллосе я и слыхом не слыхивал. Никакого отношения ни к нему, ни к тому что он пишет, ЦДО "Эйдос" не имеет. Наши научные основания деятельности находятся исключительно в области отечественной философии. Если американцы что-то подобное тоже говорят, то это лишь подтверждает, что они на правильном пути.

Витевская М. И. А.В.Хуторской пишет: Наши научные основания деятельности находятся исключительно в области отечественной философии. Цитата Гриллоса приведена мною просто в качестве иллюстрации точки зрения современной мировой общественности ( и не только педагогической) по вопросу новых подходов к образованию, и не более того.А.В.Хуторской Я и не сомневалась, что научные основания деятельности центра "Эйдос" и Вашей школы находятся в области отечественной философии, тем более, что я достаточно подробно познакомилась с Программой Научной школы А. В. Хуторского.

Макарова Л.П. Компетентностная парадигма, как никакая другая, ориентирует учителя на реальный результат обучения человека, а не ученика, который нужен учителю для прохождения программы так же,как доска,мел и т.д. Простое выполнение программного материала никого не интересует. Учитель должен продумать, как структурировать предметный материал, чтобы он стал основой развития ключевых компетенций.Деятельностная основа ориентирует педагогов на прогнозирование предполагаемого результата на каждом уроке, отбор целесообразных средств, что не может не гарантировать результата.

Прокудина В.М. Наиболее полно с моей точки зрения компетентностной парадигме в старшей школе отвечает сегодня профильность в образовании, в том числе и дистанционное обучение, дистанционные олимпиады и курсы. Именно на профильность сегодня обращается наиболее пристальное внимание при подготовке специалистов в различных сферах общественной жизни.

Озеркова Прокудина В.М. пишет: Наиболее полно с моей точки зрения компетентностной парадигме в старшей школе отвечает сегодня профильность в образовании Я считаю это не совсем справедливым. Сама по себе профильность ничего не решает. Очень часто она рассматривается просто как увеличенная сумма знаний. На самом деле развитие тех или иных компетенций вполне возможно и в обычной школе, но только если учитель ставит перед собой такую задачу. И еще один вопрос - Вы знаете, как ученики выбирают себе профиль? Очень часто это делается по чисто формальным признакам: "я математику не люблю, поэтому пойду на гуманитарный", "юридический профиль - это модно", "мой друг решил пойти туда-то и я с ним", "родители сказали - будешь поступать потом именно в этот ВУЗ" и т. п. И практически нет вариантов типа: "я люблю решать сложные задачи по математике", "меня интересуют проблемы современного законодательства, лигвистики, исторических концепций (нужное вставить)". Вообще среди школьников преобладает потребительское отношение: не "я хочу делать что-то, когда закончу образование", а "Я хочу получать столько-то денег". Но к делу. Отношения профильности и компетентностного подхода это отношения одной из возможных форм к содержанию. Вообще мне представляется довольно странным, что, говоря о компетенциях, большинство имеет в виду именно информационные компетенции, как будто других и вовсе нет. Я же на первое место поставила бы компетенцию целеполагания. Грамотно ставить себе цели и задачи не умеет большинство учителей, не то, что школьников. Кстати, по моему мнению, это одна из наиболее трудно формируемых компетенций. Не так уж трудно на самом деле научить школьников грамотно искать, систематизировать информацию, делать на ее основе какие-то выводы. Но очень трудно привести к мысли - это твоя личная работы, я могу только подсказать, как технически сделать что-то, но решаешь ты и только ты. На самом деле школа столь долго культивировала взгляд на единственную возможную истину, что отбила у детей право на ошибку. В результате школьники предпочитаю вообще ничего не делать без учительских "пинков". Я считаю, что право на ошибку в школе должно существовать при условии ответственности за эту ошибку. Я не имею в виду при этом оценку в ее традиционном понимании. Я имею в виду внутреннее состояние выбора и осознание последствий этого выбора. Например, школьнику может быть не слишком интересно разбираться в политическом устройстве разных государств. Но если он отказывается это изучить, он должен понимать, что он не будет иметь право кричать на митингах, что его "обманули на выборах", так как при отсутствии знаний его выбор всегда будет случайным. Тот, кто пишет неграмотно и не стремится улучшить свою речь, должен понимать, что не все люди будут его понимать и это неизбежно. И т. п.

Забелина Е.Г. admin пишет: Каковы смысл и цели образования в компетентностной парадигме? Природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта. Компетентность – это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.

Макарова Л.П. С точки зрения педагогической праксеологии (И.А.Колесникова)цели педагогической деятельности должны быть правильными. Критерии оценки правильности целей таковы: 1.Цель должна быть адресна. 2.Она соотносится с положительными мотивами деятельности(например: мотивация учащихся на взаимодействие с учебной информацией). 3.Результативна,то есть прогностична по отношению к ожидаемому результату(какие именно изменения в системе знаний, поведении, чертах личности.в умениях и навыках произойдут в ученике в результате нами организованной деятельности). Думаю, компетентностное образование, которое результатом видит компетентного человека(в широком смысле),ставит такие же цели.

Оданович М.В. "Компетентность - особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений, в том числе и в экстремальных условиях" - определяет Марина Александровна Холодная. Эти решения могут иметь практическую направленность адаптации к жизни в обществе в современных условиях (сохраненение здоровья, рациональное природопользование), а могут методологическую направленнсоть ( организация мыследеятельности).

Хисаметдинов А.А. «Компетентность - это перечень стандартов, которые четко описывают, что необходимо человеку для того, чтобы наилучшим образом выполнять свою работу. Она описывает необходимые навыки, знания и понимание, которые являются значимыми для компетентного выполнения работы. (Компетентностная парадигма. Ямбург Е.А.). Осознает невозможность и бессмысленность бесконечного расширения передаваемой следующим поколениям информации, которая, с одной стороны, нарастает лавинообразно, а с другой – устаревает каждые 3-4 года. Настаивает на том, что ожидаемым результатом образовательного процесса является не система знаний, умений и навыков, а набор заявленных государством ключевых компетенций, без которых невозможна деятельность современного человека в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Компетентностная парадигма нацелена на усиление практической ориентации и инструментальной направленности общего среднего образования. Стремится подготовить человека умелого и мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения.

Оданович М.В. Хисаметдинов А.А. пишет: Компетентностная парадигма нацелена на усиление практической ориентации и инструментальной направленности общего среднего образования. Стремится подготовить человека умелого и мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения. Что и позволяет принимать решение в конкретных ситуациях. Хисаметдинов А.А. пишет: Осознает невозможность и бессмысленность бесконечного расширения передаваемой следующим поколениям информации, которая, с одной стороны, нарастает лавинообразно, а с другой – устаревает каждые 3-4 года. Роль учителя в связи с этим меняется. Не трансляторои информации, а организатором деятельностей (учебно-познавательной, коммуникативно-информационной. рефлексивной) на уроке.

Хисаметдинов А.А. Оданович М.В. пишет: Что и позволяет принимать решение в конкретных ситуациях. Вы совершенно правы. Оданович М.В. пишет: Роль учителя в связи с этим меняется. Не трансляторои информации, а организатором деятельностей (учебно-познавательной, коммуникативно-информационной. рефлексивной) на уроке. Я бы добавил еще и во внеурочное время.

Макарова Л.П. Да, и во время уроков, и после них, и часто после рабочего времени.А мы когда учились сами, не видели разве, что именно так работают наши любимые учителя?! Сами выбирали профессию, у которой нет границ рабочего дня.Из-за стола учительского не очень-то воспитаешь компетентную личность,отвечающую требованиям социума. Большая часть педагогов, которые включают в круг своих профессиональных ценностей результативный труд,не считаются со временем. Жаль, что оплата их труда равна той, что получает учитель, ни минуты не задерживающийся после звонка с последнего урока. Формальный подход к оплате труда не портит талантливого педагога, но не стимулирует рост потенциальных. Почему-то все делают вид, что никакого времени учитель не тратит на подготовку к урокам и творческим делам.Некомпетентных чиновников тоже когда-то учили мы. Вот и получается, что компетентностный подход ставит перед нами задачи жизненных ориентаций выпускников.

Хисаметдинов А.А. Новая парадигма образования должна использоваться в современной сетевой информационной среде: 1. Учиться из Интернет - развивать Интернет. 2. Использовать кооперативную модель проектно- ориентированного обучения. Предоставлять и использовать инициативу учителей в освоении новых технологий и направлять их на развитие учебно-методической базы и создания полезных информационных ресурсов, при этом преподаватель должен выступать в качестве консультанта или куратора, используя при этом элементы кооперативного обучения. 3. Стремиться создать контрибутивный процесс образования, при котором проектная часть учебного курса направляется на создание полезных информационных ресурсов или разработку пилотных проектов. Нельзя просто обучиться технологиям Интернет, не принимая участие в развитии ее информационных ресурсов. 4. Широкое использование элементов дистанционного обучения с использованием электронной почты, списков рассылки, FTP и WWW с элементами интерактивного общения. 5. Результаты экспериментального внедрения предлагаемой методики Особый упор я бы предложил сделать на последнем пункте.

Оданович М.В. Хисаметдинов А.А. пишет: Новая парадигма образования должна использоваться в современной сетевой информационной среде: 1. Учиться из Интернет - развивать Интернет. Для того, чтобы учиться из Интернет, а не только черпать информацию, необходимо разрабатывать технологии проведения ИНтернет уроков, классифицировать типы уроков. Есть ли в этом направлении разработки по различным предметам?

Хисаметдинов А.А. Оданович М.В. пишет: Для того, чтобы учиться из Интернет, а не только черпать ирнформацию, необходимо разрабатывать технологии проведения ИНтернет уроков, классифицировать типы уроков. Есть ли в этом направлении разработки по различным предметам? Конечно есть. В этом году их уже на 38 штук больше стало То же касается и сайтов.

Макарова Л.П. Этим летом на отдыхе я увидела работу аниматоров, работающих с детьми и взрослыми отдыхающими. За кратчайшие сроки им удавалось всем найти дело по душе. То, что компетентностная парадигма образования требует нового педагога или педагога нового типа, способного создать культурную среду развития ребенка и оказать помошь в нахождении им своего места в социуме, выборе способов самореализации и т.д., ни у кого не вызывает сомнения. Может быть, нужен именно педагог-аниматор, который сумеет научить растущего человека думать, чувствовать, обеспечит коррекцию индивидуального развития, поможет адаптироваться к жизни, найти способы самореализации и самоопределения.

--

P.S.1. Приглашаем высказать свои суждения по данной теме на форуме Научной школы по адресу: http://khutorskoy.borda.ru/?1-2-0-00000002-000-0-0-1165265218

--

P.S.2. Зарегистрируйтесь в IX-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции - http://eidos.ru/conf/dist/2007/index.htm Регистрация бесплатная.

--
P.S.3. Подготовьте статью для сборника на тему "Компетенции в образовании человека" - http://khutorskoy.ru/science/news/2007/0630.htm

 

= Вместе с Вами рассылки Центра "Эйдос" получают более 15.000 подписчиков =

P.S.1. Приглашение к сотрудничеству

Уважаемые друзья! Приглашаем вас принять участие в обсуждении затрагиваемых проблем, прислать отклики на материалы рассылки, поделиться своим опытом по проблематике дистанционного обучения. Адрес для переписки: list@eidos.ru. Все ваши письма внимательно изучаются и могут быть полностью или частично опубликованы. Если вы посылаете приватное письмо не для публикации, укажите об этом в своем сообщении.

Центр "Эйдос" приглашает к сотрудничеству предприятия и организации по вопросам дистанционного повышения квалификации, разработке и проведению дистанционных курсов, созданию образовательных CD-Rom. Мы готовы рассмотреть предложения по организации регионального представительства Центра "Эйдос" для проведения дистанционных курсов, проектов и олимпиад.

P.S.2. Правила использования материалов рассылки EIDOS-DIST-EDU

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу list@eidos.ru.  В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес),  Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи  (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-DIST-EDU), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: <EIDOS-DIST-EDU, # 265, 15 января 2007 г., Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998-2007
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru

Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru

В избранное