Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады 237


Центр дистанционного образования "Эйдос"

Центр дистанционного образования "Эйдос"
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
курсы, проекты, олимпиады

EIDOS-DIST-EDU # 237
5 июня 2006 года

www.eidos.ru

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:

- Можно получить скидку 10% на регистрацию в дистанционных эвристических олимпиадах 2006 года. Скидки действуют только до 30 июня. Особенно полезно заранее зарегистрироваться в первых олимпиадах учебного года – по естествознанию (14 сентября) и литературе (21 сентября). - http://www.eidos.ru/about/news/20060521/index.htm

- Продолжается регистрация участников очного семинара "Технологии творческого обучения", который будет проводиться 16-22 июля на Черноморском курорте. - http://www.eidos.ru/conf/metodolog/2006/creat.htm

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА


I
. ЭЙДОС-КАЛЕНДАРЬ. Расписание курсов, проектов, олимпиад и др.

II. КУДА ТЫ МЧИШЬСЯ, ИНФОРМАТИКА?
Что ради чего: информатизация для человека, или человек для информатизации. Фрагмент из хроники бытия А.В.Хуторского. - http://www.eidos.ru/avh/be/20060530/index.htm

III. КУРСЫ В ИЮНЕ
. Идёт регистрация на дистанционные курсы 6-10 и 18-27 июня. http://www.eidos.ru/courses/news.htm

IV. КУРСЫ В ИЮЛЕ И АВГУСТЕ.
Опубликовано новое расписание курсов до конца лета - http://www.eidos.ru/courses/schedule.htm

 


I. ЭЙДОС-КАЛЕНДАРЬ


8 июня Олимпиада по краеведению - http://www.eidos.ru/olymp/region/2006/index.htm

6 - 10 июня - Курсы по способам поиска в Интернете, ключевым компетенциям, эвристическому уроку, рефлексии, интерпретации художественного произведения. - http://www.eidos.ru/courses/schedule.htm
 
10 июня – Крайний срок регистрации участников очного семинара "Технологии творческого обучения". - http://www.eidos.ru/conf/metodolog/2006/creat.htm

15 июня - Олимпиада по сочинительству на английском языке (new!) - http://www.eidos.ru/olymp/writing-eng/2006/index.htm

18 - 27 июня - Курсы по разработке веб-сайта, организации творческой работы школьников. - http://www.eidos.ru/courses/schedule.htm

27 июня - Олимпиада по компьютерной графике - http://www.eidos.ru/olymp/graphic/2006/index.htm  

30 июня – Крайний срок регистрации со скидкой 10% участников дистанционных эвристических олимпиад 2006 года -  http://www.eidos.ru/about/news/20060521/index.htm

16-22 июляНаучно-практический семинар «Технологии творческого обучения» (Краснодарский край, пос. Ольгинка). - http://www.eidos.ru/conf/metodolog/2006/creat.htm


===

II. КУДА ТЫ МЧИШЬСЯ, ИНФОРМАТИКА?


Что ради чего: информатизация для человека, или человек для информатизации. Фрагмент из хроники бытия А.В.Хуторского. - http://www.eidos.ru/avh/be/20060530/index.htm

Для начала предложу вам, уважаемый читатель, небольшой тест на самоопределение. Считаете ли вы, что:

∙ вы отстаёте от информационного прогресса и от темпов развития цивилизации?
∙ ваше сознание недостаточно глобализировано и не соответствует требованиям современного информационного общества?
∙ вам не хватает новых информационных потребностей?
∙ вам надо сокращать свой "цифровой разрыв" с другими странами и регионами?
∙ ваше информационное отставание от передовых стран недопустимо и является стратегически опасным для вашего будущего?

Если на все перечисленные вопросы вы ответили утвердительно, то именно про вас шла речь в докладе гл. науч. сотрудника Института проблем информатики РАН К.К.Колина на сегодняшнем заседании бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО.

Я на этом заседании выступал в качестве эксперта по данному докладу, поэтому познакомился с тезисами заранее и выступил после докладчика.

Сразу хочу предупредить, что мои ответы на приведенные выше вопросы теста отрицательные. Я не считаю, что мне надо сокращать свой "разрыв" с кем бы то ни было. Хотя, разумеется, я допускаю и даже уверен в том, что все люди, а также разные общества отличны друг от друга, что им необходимо уметь взаимодействовать друг с другом. Но совсем не обязательно бежать без оглядки туда же, куда бегут другие.

Я не уверен и в том, что существует единая и общая для всех цель развития и движения. Научно-технический или любой другой прогресс, не может и не является для меня однозначно необходимым для всех.

С этих позиций я и рассматривал упомянутый доклад, который, надо сказать, по своему содержанию довольно типичен для специалистов в области технических наук, а также для чиновников и политиков. Суть доклада можно свести к тому, что вокруг бурлит сплошная информатизация и поэтому нам всем надо срочно изменить всё - систему образования, своё мышление, потребности, и броситься сломя голову догонять США, Японию, иначе у нас не будет светлого будущего.

Политиков и чиновников понять можно, выдвигать ориентиры и устремляться к ним - это условие их существования. Поэтому они зачастую не прилагают усилий для того, чтобы научно обосновать и грамотно спроектировать направления движения. Им нужно само движение. В случае чего, у них всегда есть "крайний" - президент, министр или другой руководитель, который указал на необходимость "того-то". Есть также привычные иноземные конкуренты, которых надо догнать и перегнать.

Вот и у сегодняшнего докладчика дважды упомянут В.В.Путин, один раз Кофи Аннан, по нескольку раз ООН, Госдума и Правительство РФ, различные саммиты.

А где же в докладе учёные? Почему бы при разработке темы "Становление информационного общества и философские проблемы образования" не привести результаты исследований философов, социологов, педагогов? Согласен, что таких ученых, занимающихся подобными проблемами, не так много. Но это не повод, чтобы совсем исключить их из рассмотрения и заменить на политиков и чиновников.

Отнесусь к главным тезисам доклада. Отличительными чертами современной глобальной информационной революции докладчик называет, в частности, следующие:

- "Распространение цифровой техники и цифровых технологий далеко за пределы информационной сферы общества, их проникновение в науку, образование, культуру и экономику". - С этим не поспоришь, конечно, это так.

- "Беспрецедентные в истории человечества новые возможности усиления интеллектуальных и творческих способностей человека на основе использования средств информатики и новых информационных технологий". - Возможности, конечно, есть, но чтобы их реализовать, недостаточно средств информатики и технологий, нужны средства наук, которые специально занимаются способностями человека, такие, как педагогика, психология.

- "Формирование нового, информационного миропонимания и мировоззрения, которые существенным образом изменяют современную вещественно-энергетическую Картину Мира, научную парадигму и методологию научных исследований". - Влияние, безусловно, есть, но я бы не считал информационное миропонимание и мировоззрение главными причинами изменения картины мира.

Теперь отмечу предложения К.К.Колина, с которыми я не согласен.

- "Формирование информационного общества, основанного на знаниях, - это главное направление развития цивилизации в 21-м веке". - Общество, основанное на знаниях, это инвалид. Ни общество, ни отдельный человек не состоят и не могут состоять лишь из знаний. Человек гораздо богаче, в нём есть духовная, культурная составляющая, эмоционально-ценностная, физическая, психическая и т.д. и т.п. Ограничивать свои ориентиры знаниями - это скатываться на позиции сциентизма.

- "Необходимо формировать и новую информационную культуру общества, включая также и ее лингвистические аспекты, и проблемы образования, без решения которых невозможно появление у людей новых информационных потребностей". - Формирование новых потребностей - это задача скорее бизнеса, но не всего общества и системы образования.

- "Проблема отставания общественного сознания от современных темпов развития цивилизации, в особенности, в информационной сфере общества". - Общество, на мой взгляд, это и есть часть цивилизации. Как же тогда его сознание может отставать от самого себя?

Докладчик опирался на результаты Конгресса ЮНЕСКО "Образование и информатика", который проходил в 1996 году в Москве. Именно тогда Российская делегация, в которую входил и К.К.Колин, предложила концепцию изучения проблем информатики как фундаментальной науки и общеобразовательной дисциплины в системе опережающего образования.

Замечу, что мне также довелось быть участником этого Конгресса. Это был действительно солидный форум, в котором участвовало более 1200 представителей 39 стран-участниц ЮНЕСКО. С тех пор прошло 10 лет и многое из того, что тогда планировалось не оказалось оправданным. Например, были явно завышенные планы развития системы дистанционного обучения в России. И мой вопрос докладчику был такой:

- Как вы считаете, по прошествии 10 лет, насколько реализовались те планы, которые предложила Россия для себя в области информатизации образования? Что из этих планов сегодня реализовано, что нет и почему?

Докладчик ответил, что примерно половина планов реализована. Какова же причина? На мой взгляд, причина в том, что либо планы были составлены нереалистично, либо их выполнение не было обеспечено. Я убежден, что и сегодня мы не сможем поставить обоснованные цели и наметить планы, если не будем опираться на научные исследования и их результаты.
И в вопросах образования в первую очередь должны использоваться результаты гуманитарных исследований и наук, а не технических. Философия, педагогика, психология, социальные науки, т.е. те, которые изучают Человека, а не "железки", именно они должны иметь приоритет при любых попытках определить ориентиры будущего человечества.

Уже не в первый раз я предлагаю многим уважаемым техникам и технологам, инженерам, которые с увлечением прославляют цифровые, сетевые и т.п. достижения, сформулировать и ответить на главный вопрос: что первично, а что вторично? Человек или техника? Человек или информация? Человек или глобальные процессы, прогресс и т.п.?

Ответы на эти вопросы можно найти и самостоятельно, если попробовать понять, что предлагают технические специалисты. Как правило, они формулируют свой заказ к системе образования с целью освоения их новшеств. Например, сегодня уважаемый докладчик приводил примеры новых гибких мониторов, мобильных телефонов с телевизионными программами и др. С какой целью? Чтобы система образования готовила людей к их применению. Т.е. образование здесь предлагается считать вторичным по отношению к технике.

В то же время, основными проблемами информатизации общества, являются, на мой взгляд те, которые связаны с изменениями в самом человеке. В 2004 году мы проводили Всероссийскую конференцию на тему "Человек и его изменение в в телекоммуникационных системах". На эту конференцию был выделен грант РФФИ, я был председателем оргкомитета. Участники обсуждали проблемы влияния телекоммуникационных систем на человека, а также вопросы проектирования данного влияния в контексте междисциплинарной проблематики. Участвовали психологи, социологи, педагоги, представители церкви. И одним из главных вопросов был именно человеческий фактор.

Что же делать, чтобы телега не катилась впереди лошади, т.е. сначала шел человек, а за ним и для него - информатика. На мой взгляд, необходим следующий порядок в организации исследований.

1. Выявить и сформулировать действительные проблемы и потребности Человека, которые могут быть решены с помощью информационных средств, возможностей и технологий. Не изучать и осваивать эти технологии только потому, что они есть, а определить их роль в личном благополучии и успешности жизни каждого человека и всех вместе.

2. Установить, что главное в образовании - человек, а не информатика (и другие учебные предметы, которые являются не целью, а средством образования).

3. Обозначить философские проблемы образования, связанные с его информатизацией. Определить методологические подходы к их решению, опираясь на имеющийся научный базис. Например, я считаю, что в решении проблем виртуального обучения уместны не только современные научные данные, но и работы отечественных философов - представителей, так называемого русского космизма. В их время не было компьютеров, но человек и информация существовали. Потому исследованные тогда подходы "к бытию" человека вполне могут подойти и к нашему времени.

4. Опираясь на выявленные проблемы и выбранные основания, сформулировать новый образ системы образования, к которому необходимо переходить для решения проблем развития и образования современного человека. Имея такой образ, сравнивая его с нынешним состоянием образования, можно определить характер и вектор предстоящих изменений, а также типы новшеств, необходимых для разработки и внедрения.

5. Постановка целей (изменение целей) системы образования произвести на основе гуманитарной парадигмы, с учетом информационной составляющей, но не наоборот.

6. Имея образ будущего образования, а также разработав систему целеполагания по переходу к нему, определить отдельные направления исследований в различных науках и областях деятельности.

7. По результатам исследований, с опорой на педагогическую инноватику, осуществлять планирование, разработку, внедрение и освоение педагогических новшеств в отечественную систему образования.

Данный подход с прогностической точки зрения поможет избежать невыполнения планов, поскольку планы будут обоснованы с позиций главной цели и смысла существования человека.

А.В.Хуторской
30.05.2006 г.

---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме - http://eidos.fastbb.ru/index.pl

===

III. КУРСЫ В ИЮНЕ


Центр дистанционного образования «Эйдос» приглашает на летние курсы.

5 июня – последний день регистрации на следующих курсах:

Для всех:

12013 10 способов эффективного поиска информации в Интернете: как найти то, что нужно (5 дней)

Вы научитесь:

- ориентироваться в современных поисковых ресурсах сети Интернет;
- заранее оценивать уровень достоверности информации в зависимости от методов ее поиска;
- использовать язык запросов поисковых систем и их дополнительные функции;
- ориентироваться в специализированных Интернет-ресурсах справочного характера.

Подробности: http://www.eidos.ru/courses/themes/12013/index.htm

---
12012 Интернет-этикет, или что такое хорошие сетевые манеры (5 дней)

Вы научитесь:

- правильно оформлять деловые и личные электронные письма;
- регистрироваться и общаться в чатах и форумах,
- оформлять ссылки на Интернет-издания;
- ориентироваться в нормах авторского права в Сети Интернет.

Подробности: http://www.eidos.ru/courses/themes/12012/index.htm

---
Для педагогов:

21210 Ключевые компетенции в школьном обучении (10 дней)

Вы:
- познакомитесь с компетентностным подходом в школьном образовании, выясните его сильные и слабые стороны;
- разберётесь с иерархией компетенций, их ролью и функциями в обучении,
сможете различать компетенции и компетентности;
- на конкретных примерах научитесь выявлять предметные компетенции и планировать компетентностное обучение;
- научитесь разрабатывать уроки с опорой на формирование у учащихся тех или иных компетентностей;
- получите свидетельство своей компетентности.

Подробности: http://www.eidos.ru/courses/themes/21210/index.htm

---
22407 Как разработать и провести эвристический урок (5 дней)

Вы сможете:

- получить основные сведения о теории и практике эвристического обучения,
- освоить ключевые методы эвристического обучения для их реализации на уроках различных профилей,
- овладеть правилами постановки вопросов и составления эвристических диалоговых заданий по собственному предмету,
- планировать собственную эвристическую деятельность в рамках программы

Подробности: http://www.eidos.ru/courses/themes/22407/index.htm

---
22510 Рефлексия на личностно-ориентированном уроке (5 дней)

Вы сможете:

- овладеть некоторыми методами организации рефлексии на личностно-ориентированном уроке, рассматриваемых с позиции учителя и ученика.
- обсудить в режиме чат конференции и форума наиболее часто встречающиеся проблемы связанные с организацией рефлексии на уроке.

Подробности: http://www.eidos.ru/courses/themes/22510/index.htm

---
Для учащихся:

25412 Анализ и интерпретация художественного произведения (5 дней)

Вы научитесь:

- находить взаимосвязь между явлениями искусства;
- получите представление о методах анализа художественного произведения;
- применять полученные навыки на практике;
- производить рефлексию собственной деятельности.

Подробности: http://www.eidos.ru/courses/themes/25412/index.htm

---

До 11 июня (включительно) продолжается льготная регистрация на дистанционные курсы, начинающиеся 18 июня:

Для всех:

12122 Веб-сайт: технические основы разработки и дизайн (10 дней)

ПРОГРАММА

∙ Проектирование сайта, его структуры
∙ Основы и приемы веб-дизайна
∙ Знакомство с программным обеспечением для создания сайта
∙ Изучение возможностей HTML
∙ Разработка и оформление простейших веб-страниц
∙ Итоговая рефлексия
∙ Обмен мнениями в режиме форума
∙ Чат-занятие

Подробности: http://www.eidos.ru/courses/themes/12122/index.htm

---
Для педагогов:

22115 Как организовать творческую работу ученика по предмету (5 дней)

ПРОГРАММА

∙ Организация выполнения творческих работ в учебной предметной деятельности.
∙ Подготовка работ к защите: оформление, рецензирование, оценка и самооценка.
∙ Очная и дистанционная защита творческих работ
∙ Обмен мнениями в режиме списка рассылки.
∙ Форум в режиме on-line.

Подробности: http://www.eidos.ru/courses/themes/22115/index.htm


Подробности об июньских курсах http://www.eidos.ru/courses/news.htm

О стоимости курсов, способах оплаты и правилах регистрации http://www.eidos.ru/courses/about/registr.htm


===

IV. КУРСЫ В ИЮЛЕ И АВГУСТЕ


Опубликовано новое расписание курсов до конца лета. - http://www.eidos.ru/courses/schedule.htm

ИЮЛЬ 2006 года

Начало - 4 июля

Для всех (5-дневные курсы):

16030 Деловые бумаги моего портфолио: как правильно подготовить и оформить

Для педагогов (10-дневные курсы):

23410 Информационные технологии в работе учителя-предметника
21310 Инновационные образовательные системы: как разработать творческий урок

---

Начало - 11 июля

Для всех (5-дневный курс):

18010 Цифровая фотография: первые шаги

---

Начало - 25 июля

Для учащихся (5-дневные курсы):

42327 Как создать презентацию в MS Power Point
44410 Учимся решать сюжетные задачи


---

АВГУСТ 2006 года

Начало - 8 августа

Для педагогов (10-дневные курсы):

24420 Методика разработки дистанционных курсов
22210 Система творческих и научных недель в школе

Для всех (10-дневный курс):

46311 Индивидуальная программа обучения: как составить

---
Начало - 15 августа

Для всех (5-дневные курсы):

12310 Веб-анимация - просто и доступно
44490 Ассоциативный прием запоминания тригонометрических формул
42325 Как сделать мультфильм на компьютере
18011 Цифровая фотография: создаем мультимедийный альбом

Для всех (10-дневный курсы):

42320 Adobe Photoshop: введение в растровую графику

---

Начало - 22 августа

Для педагогов (5-дневные курсы):

25007 Начальная школа: Как разработать и провести проект
25510 Английский язык: Методы творческого обучения
25310 Русский язык: Виды диктантов на уроке
25810 История: как научить детей "разговаривать" с историческими персоналиями
25236 Информатика: Методика разработки уроков в среде ЛогоМиры в 3-5 классах
25620 Физика: изготовление простейших оптических приборов с учащимися

---

Начало - 29 августа

Для педагогов (5-дневные курсы):

21512 Как провести интегрированный урок
21504 Теория и практика организации ролевых игр
22520 Как организовать рефлексию учащихся
21530 Портфолио ученика - как его составить и пополнять

Для педагогов (10-дневные курсы):

22120 Как разработать творческие задания для уроков
22410 Метод эвристического диалога в личностно-ориентированном обучении
21210 Ключевые компетенции в школьном обучении


Расписание данных курсов - http://www.eidos.ru/courses/schedule.htm
 

= Вместе с Вами рассылки Центра "Эйдос" получают более 15.000 подписчиков =

P.S.1. Приглашение к сотрудничеству

Уважаемые друзья! Приглашаем вас принять участие в обсуждении затрагиваемых проблем, прислать отклики на материалы рассылки, поделиться своим опытом по проблематике дистанционного обучения. Адрес для переписки: list@eidos.ru. Все ваши письма внимательно изучаются и могут быть полностью или частично опубликованы. Если вы посылаете приватное письмо не для публикации, укажите об этом в своем сообщении.

Центр "Эйдос" приглашает к сотрудничеству предприятия и организации по вопросам дистанционного повышения квалификации, разработке и проведению дистанционных курсов, созданию образовательных CD-Rom. Мы готовы рассмотреть предложения по организации регионального представительства Центра "Эйдос" для проведения дистанционных курсов, проектов и олимпиад.

P.S.2. Правила использования материалов рассылки EIDOS-DIST-EDU

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу list@eidos.ru.  В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес),  Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи  (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-DIST-EDU), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: <EIDOS-DIST-EDU, # 170, 17 января 2005 г., Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998-2006
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru

Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru

В избранное