Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Проблемы и решения для школьников, студентов и их родителей


Предкам
Наши проекты
Дети - это совсем не так сложно, как кажется с первого взгляда! Игры для детей - Игровая.ру
Закаливание: Все о здоровом образе жизни, грудничковом плавании, жизни без лекарств
Прегна: Все о беременности и родах
Нежелезная леди

Тематические занятия (Unit Studies)




Итак, что такое "тематические занятия"? Это метод организации и выбора материала для изучения. Это НЕ способ изучения конкретного предмета, каковым является, к примеру, чтение по буквам или по слогам или по целым словам. Тематические занятия также редко используются как ЕДИНСТВЕННЫЙ способ организации и выбора материала, потому что в них самих не встроены механизмы систематизации по каждому предмету. Они хорошо работают для определенных видов связываний занятий по разным предметам, а также для поддержания работы ребенка в тех предметах, которые "сами по себе" его не заинтересовали. Удобны тематические занятия и как инструмент организации разноуровневой, индивидуализированной работы в группах. А теперь примеры по всем этим пунктам :-)

Скажем, выберем тему "лошади". Очень многие девочки от двух до ста двух лет любят "лошадок" и то, что с ними связано. Как можно использовать тему лошадей как инструмент организации тем для изучения данного предмета? Можно 1 - "плясать" от предмета в целом, то есть подбирать в каждом предмете темы, сильно связанные с лошадьми, или же 2 - более поверхностный способ - привязывать уже выбранные темы к лошадям.

Математика: Первый способ
скачки, статистика, тотализаторы;
механика движения лошадей;
породы и сортировка;
генеалогические деревья, генетика и разные структуры данных.
Такие темы обычно находятся среди научных работ на тему. Второй способ

если ты уже изучаешь в математике графиками - можешь построить график роста жеребенка;
если занимаешься производными - работать со скоростью и ускорением лошадей в беге (есть знаменитая в математико- педагогических кругах серия статей про изучение движения кошки).
Но тут мы фокусировались на данном (кто дал? кому дал? :-))) предмете. А можно использовать тематические занятия и по-другому: выбирать проект на тему и делать то, что необходимо в ходе проекта. Например, можно взять на себя заботу о паре лошадей в убежище общества спасения - научишься много чему из разнообразнейших (как потом уже сможешь категоризовать) областей. Но тут ты строишь занятия, ориентируясь не на области знания, а на сам проект.

В чем организационная роль такого тематического занятия? Области тут вводятся на принципах АССОЦИАТИВНОСТИ - что с чем связано, что на что похоже. Иногда это могут быть коллекции, как у меня в примере под катом ("произведения, в которых использованы летучие мыши как метафора"). В чем-то похожую коллекцию на тему делаешь, например, в процессе подготовки обзора литературы к статье :-) Иногда это могут быть "цепочки связей", когда одно цепляет другое. Такой принцип подбора тем отличается от "иерархических" (как в обычных учебниках, например) по многим признакам. Скажем, дети обычно не могут сами строить следующий шаг в иерархических системах, потому что для организации системы нужно знать ее всю. То есть детям недоступно какое-либо участие в планировании пошаговой системы, где умножение дается на материале сложения, а степени - на материале умножения. Для такого планирования нужно знать и степени, и умножение, и сложение. А тематическое построение позволяет детям принять посильное участие в планировании, что очень важно для МОТИВАЦИИ. На мой взгляд, полезно иметь в своей копилке :-) и такой вот метод организации учения.

Вот что бы я сделала, почти бесплатно и особо сама не напрягаясь, с летучими мышами и девятиклассником:

Механика работы крыла (физика) - есть книжки, иди в бесплатную университетскую библиотеку, делай модели, делай работу для Science Fair
Эхолокация (физика)
Эндемические мыши (экология, география), их эволюция и отношение, определение родства через генетику, местные виды. Это бы в музей сходить глянуть, полазить по чердакам и пофотографировать, поговорить по е-мэйл с учеными, которые этим занимаются

Мыши как литературные символы, метафоры мышей, образы летучих мышей в культуре (Оззи бы вспомнить тут, хе-хе). Кэррол: twinkle, twinkle, little bat... По. Толкиен и летучие твари "как гигантские мыши". Босх. Плодотворная тема по всем гуманитарным, от литературы до психологии.

Осторожней надо быть с...

Читать далее >>

Разработка сайта:

В избранное