Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Решение тестов демоварианта ЕГЭ-2015. Логическая задача #18


     Сайт       Блог     Форум Сайт      Блог      Форум    

Сдай ЕГЭ и ЕНТ по математике на отлично!
Выпуск 100


Статистика подписки

Рассылка 'Сдай ЕГЭ и ЕНТ по математике на отлично!'

Авторские материалы


Интернет-проекты автора

Сайт "Сдай ЕГЭ и ЕНТ по математике на отлично!" посвящен тому, как эффективно сдать экзамены ЕГЭ и ЕНТ. Перейти на сайт.


Блог "Записки учитля математики" содержит мысли автора о преподавании математики в средней школе. Посетить блог.


На странице рассылки "Математика. Подготовка к ЕГЭ и ЕНТ по математике" есть около сотни выпусков. Посмотреть все выпуски.


Решение тестов демоварианта ЕГЭ-2015. Логическая задача (#18)

Скачать базовый и профильный демоварианты ЕГЭ для 2015 года можно здесь и тут.

Прочитать три решения задания №19 базового демоварианта ЕГЭ-2015 на сайте или в блоге

А теперь рассмотрим решение логической задачи из базового демоварианта тестов ЕГЭ-2015.

Задача №18. В городе Z в 2013 году мальчиков родилось больше, чем девочек. Мальчиков чаще всего называли Андрей, а девочек – Мария. Выберите утверждения, которые следуют из приведённых данных. В 2013 году в городе Z:

1) Марий родилось больше, чем Светлан.
2) Николаев родилось больше, чем Аристархов.
3) Хотя бы одного из родившихся мальчиков назвали Андреем.
4) Андреев больше, чем Марий.
В ответе укажите номера выбранных утверждений без пробелов, запятых и других дополнительных символов.


Решение. Предлагаю сначала зафиксировать все то, что нам известно из условия задачи:

I. Мальчиков родилось больше, чем девочек.
II. Мальчиков чаще всего называли Андрей.
III. Девочек чаще всего называли Мария.

Теперь поочередно будем исследовать истинность суждений в вопросе этой задачи.

1) Марий родилось больше, чем Светлан. Это суждение будем сравнивать с суждениями I, II и III. Суждение 1) и I ничего общего не имеют, т. е. из I ни как не следует 1). Точно также 1) и II ни находятся во взаимной зависимости. А вот из III (Девочек чаще всего называли Мария) явно следует, что Марий было больше, чем девочек с другими именами, т. е. Марий было больше чем, Светлан. Значит, суждение 1) следует из суждения III и, значит, из совокупности всех суждений I, II и III.

Суждение 2) Николаев родилось больше, чем Аристархов. никак ни следует из каждого из суждений I, II, III их пар и всех суждений I, II, III одновременно.

Суждение 3) Хотя бы одного из родившихся мальчиков назвали Андреем. следует из суждений I и II. Здесь фактически нужно доказать два простых суждения: "Родился хотя бы один мальчик" и "Среди всех мальчиков был мальчик с именем Андрей".

Раз I. Мальчиков родилось больше, чем девочек, то хотя бы один мальчик родился на свет. Так как II. Мальчиков чаще всего называли Андрей., то то хотя бы одного родившегося мальчика (а он, как было доказано ранее, точно родился) назвали Андреем.

Суждение 4) Андреев больше, чем Марий. Ни как не следует ни из одного из суждений I, II и III. Это суждение также не следует из пар суждений I и II, I и III, II и III. Также суждение 4) не следует из совокупности всех суждений I, II и III.

Итак, из суждений 1), 2), 3) и 4) только 1) и 3) следуют из условий I, II и III.

Ответ: 13. Как всегда мне хотелось бы высказать свое мнение о включении этого задания в вариант ЕГЭ.

Это задание никакого отношения к школьному курсу математики не имеет. Скорее свего это упражнение можно отнести к курсу формальной (аристотелевой) логики, которая, к сожалению, не изучается в массовой общеобразовательной школе. Справедливости ради, следует отметить, что это задание можно решить, опираясь на обычную, житейскую логику мышления. Однако это никак не оправдывает ее включение в тест ЕГЭ по МАТЕМАТИКЕ.

Дело в том, что любое задание, не обязательно математическое, надо выполнять опираясь на соответствующий теоретический материал. Выпускник обычной школы в данном случае этого не может сделать, а значит, он вынужден решать ее с применением так называемых житейских соображений. Такое решение никаких знаний и умений, в том числе и математических, не проверяет.

Место этой задачи, в лучшем случае, - кружок любителей порассуждать в младших классах. О таких задачах в тестах НЕТ (аналог ЕГЭ в Казахстане) я уже писал в своем блоге в сообщении "Задача о дележе наследства" - http://www.liveinternet.ru/users/kifar/post214470609/. Читать дальше в блоге>>> или на сайте>>>

© Сдай ЕГЭ и ЕНТ по математике на отлично!      

В избранное