Островок детства: Для молодых родителей и воспитателей 2023. Выпуск 13-14
Муниципальное
бюджетное учреждение культуры
«Публичная
библиотека»
Новоуральского
городского округа
Центр детского чтения «Остров книжных сокровищ»
«ОСТРОВОК ДЕТСТВА»
аннотированный
список статей из периодических изданий
для молодых
родителей и воспитателей
Выпуск
№ 13-14.
РОДИТЕЛЯМ
НА ЗАМЕТКУ
ДеминаА.Слово не воробей... – Текст : электронный // Растим
детей. – URL:https://xn--80aidamjr3akke.xn--p1ai/articles/slovo-ne-vorobei
(дата обращения: 16.05.2023).
Воспитание — это не просто методы
обучения и развития детей. Ребенок воспитывается постоянно и ежеминутно,
взаимодействуя с родными и близкими, с окружающим миром. Общение с
родителями — основной фактор личностного благополучия ребенка. О том,
как его развитию могут навредить необдуманные высказывания и как правильно
подбирать слова в разговоре с детьми, рассказывает кандидат педагогических наук
Арина Михайлова.
Кривошлыкова С. Зачем рассказывать детям сказки? // Поем, танцуем и рисуем. - 2023.
- № 3. - С. 70-74 : фот.
Статья о том, почему детям необходимо рассказывать сказки.
Самойлова С.
Как заинтересовать детей огородом. – Текст :
электронный // 7я.ру : самый семейный сайт. – URL:https://www.7ya.ru/article/Kak-zainteresovat-detej-ogorodom/
(дата обращения: 16.05.2023).
В
наш стремительный век детей крайне сложно
отвлечь от компьютерных игр и заинтересовать тем, что происходит в саду и
огороде. В их глазах это прошлый век и бесконечная скука. Если для нас эти
действия — посеял семечко, пикировал рассаду, высадил в теплицу, собрал урожай,
закатал урожай — пролетают как один миг, когда не то что отдохнуть, но и в
гамаке хоть раз за лето полежать не успеваешь, то для детей это довольно долгий
период времени, и прежде всего ожидание.
Шкиль Л. Это должен знать каждый
родитель. – Текст : электронный // Растим детей. – URL:https://xn--80aidamjr3akke.xn--p1ai/articles/eto-dolzen-znat-kazdyi-roditel
(дата обращения: 16.05.2023).
Из-за своей любознательности и
повышенной активности дети достаточно часто попадают в различные ситуации. Они
падают, обжигаются, получают травмы — и иногда весьма серьезные. В таких
ситуациях именно родители часто находятся рядом, и оказание первой помощи
ложится на них. Здесь главное — не паниковать и начать правильно проводить
медицинские манипуляции. Взрослые не всегда могут предотвратить травмы, но они
точно могут к ним подготовиться. Тренер по первой помощи Российского Красного Креста Борис Оводов рассказал о 10 основных навыках
оказания первой помощи, которые каждый родитель должен знать, а если захочет
подготовиться основательнее, может пройти курсы по оказанию первой помощи.
КОПИЛКА ПРОФЕССИОНАЛА
Белая М. А. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами
театрализованной игры // Дошкольная педагогика. - 2022. - № 6. - С. 17-20.
Цель статьи - выявить, определить и обосновать приемы и методы развития
творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
Выучейская В. В. Развитие творческих математических способностей у дошкольников / В. В.
Выучейская, М. Н. Панкратова, И. Н. Субочева // Дошкольная педагогика. - 2022.
- № 6. - С. 10-12.
Статья о развитии интеллектуальных способностей дошкольников в процессе
познавательной деятельности и вовлечения их в научно-техническое творчество.
Григорьева А. В. Использование современных методов и приемов в коррекционной работе педагога
с детьми / А. В. Григорьева, О. Ф. Петухова, О. О. Александрова // Дошкольная
педагогика. - 2022. - № 6.
- С. 36-37.
Статья посвящена формированию экологической культуры дошкольников.
Корнева Л. В. Специфика организации работы с детьми с РАС в области физического
воспитания / Л. В. Корнева, И. Н. Золотых, М. В. Сотникова // Дошкольная
педагогика. - 2022. - № 6.
- С. 6-9.
Об организации и проведении физкультурных занятий с детьми с расстройствами
аутистического спектра.
Панарина О. В. Применение игровой обучающей ситуации при формировании
словаря у дошкольников с ТНР / О. В. Панарина, Г. Н. Казакова // Дошкольная
педагогика. - 2022. - № 6.
- С. 31-33.
В статье приведены различные игровые приемы для развития словаря у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).
Фокина А. Новые бланки, чтобы оценить педагогический стиль в детском саду //
Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2023. - № 3. - С. 20-30.
Представлены бланки для оценки стиля общения педагога и комплект шпаргалок
для консультаций с родителями.
Фокина Е. М. Напольная ширма - дидактическое оборудование, созданное в итоге детского
творческого проекта // Дошкольная педагогика. - 2022. - № 6. - С. 45-46.
Представлен опыт непосредственной образовательной деятельности и
дидактического пособия "Напольная ширма", созданного в ходе детского
творческого проекта.
Хачатрян М. Е. Развитие зрительного восприятия у детей с косоглазием и амблиопией / М. Е.
Хачатрян, Н. Е. Петрунина // Дошкольная педагогика. - 2022. - № 6. - С. 34-35.
Статья посвящена обучению детей с косоглазием и амблиопией
зрительно-пространственной ориентации.
"Чувствуя, познаем мир":проект
для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста / Р. М.
Аслямова, Р. А. Фаттахова, Р. Г. Хуснулгатина, Э. А. Шадрина // Детский сад
будущего - галерея творческих проектов. - 2022. - № 5 (86). - С. 21-27 : фот.
О реализации проекта "Чувствуя, познаем мир" для старших
дошкольников с нарушениями зрения, в который включены сенсорные опыты,
дидактические игры на развитие обоняния, зрительного и слухового восприятия,
осязания и мелкой моторики.
Сценарии,
конспекты занятий, игры
Афанасьева М. А. Конспект коррекционно-развивающего занятия "Ежик" для детей
раннего возраста // Дошкольная педагогика. - 2022. - № 6. - С. 38-39.
В статье представлен конспект коррекционно-развивающего занятия,
проводимого в ясельной группе с целью содействия успешной поведенческой
адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Афанасьева М. В. Конспект спортивного развлечения "Летняя Здравиада" / М. В.
Афанасьева, Т. А. Булатова // Дошкольная педагогика. - 2022. - № 6. - С. 27-28.
Приведен конспект спортивного развлечения "Летняя здравиада", проводимого
с целью формирования интереса к спортивным играм-эстафетам и заданиям
соревновательного характера.
Блинова С. В. Авторская дидактическая игра "Волшебный Кубик" для детей с
речевыми нарушениями // Логопед. - 2022. - № 10. - С. 58-60.
Представлена дидактическая игра "Волшебный Кубик", направленная
на развитие грамматического строя речи детей 4-6 лет с речевыми нарушениями.
Гейн И. Г. Развитие импрессивной и экспрессивной речи детей дошкольного возраста //
Дошкольная педагогика. - 2022. - №
6. - С. 15-16.
Приведены комплекс игр и упражнений для развития импрессивной и
экспрессивной речи дошкольников.
Кондратьева С. Ю. Библиотерапия как метод коррекционного воздействия в условиях
образовательной организации / С. Ю. Кондратьева, А. А. Константинова, А. В.
Маслова // Дошкольная педагогика. - 2022. - № 6. - С. 29-30.
Представлен конспект занятия по библиотерапии для детей старшего дошкольного
возраста, направленного на осуществление нормализации и оптимизации
психического состояния ребенка или взрослого.
Лихачева Э. А. Деловая игра в форме погружения для родителей и педагогов
"Мир глазами ребенка с нарушениями зрения" / Э. А. Лихачева, Е. А.
Розанова, Ю. А. Соловьева // Дошкольная педагогика. - 2022. - № 6. - С. 42-44.
Рассматривается игра "Мир глазами ребенка с нарушениями зрения" с
целью формирования у родителей и педагогов адекватного отношения к проблемам
детей с нарушением зрения.
Нечаева В. В. Конспект ОД по экспериментированию в средней группе "Путешествие в
Страну чудес" // Дошкольная педагогика. - 2022. - № 6. - С. 13-14.
Рассматривается конспект "Путешествие в страну чудес" с целью
создания мотивации для поисково-исследовательской деятельности детей.
Полуэктова М. А. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста с использованием
народных игр "Необычное путешествие по Руси" // Дошкольная
педагогика. - 2022. - № 6.
- С. 21-22.
В статье дан сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста с
использованием народных игр "Необычное путешествие по Руси".
Раевская Т. Небесный концерт : пьеса в двух картинах для дошк. // Поем, танцуем и
рисуем. - 2023. - № 3. - С.
56-58.
Представлена пьеса в двух картинах для дошкольников.
Тарасов А. Храбрый заяц : сценарий театрализ. представления для дошк. //
Поем, танцуем и рисуем. - 2023. - №
3. - С. 59-64.
Представлен сценарий театрализованного представления для дошкольников.
Театрализованное представление "Неходите,
дети, в Африку гулять" по мотивам повести К. Чуковского "Доктор
Айболит" / В. М. Янковская, Е. В. Старина, Ю. В. Ахтырская, Н. А.
Воронина // Детский сад будущего - галерея творческих проектов. - 2022. - № 6 (87). - С. 27-32 : фот.
Сценарий театрализованного представления по мотивам сказочной повести К. И.
Чуковского "Доктор Айболит".
Трошанина О. В. Конспект ОД по физической культуре в первой группе для детей раннего
возраста с элементами лазанья "В гости к лесным жителям" / О. В.
Трошанина, О. Ю. Белоус // Дошкольная педагогика. - 2022. - № 6. - С. 26.
Приведен конспект занятий с элементами лазанья для дошкольников с целью
формирования правильной осанки, выносливости и укрепления организма.
Эверстова А. И. Конспект НОД "Давайте дружить!" для детей младшего
школьного возраста / А. И. Эверстова, А. С. Протодьяконова. // Детский сад
будущего - галерея творческих проектов. - 2022. - № 8 (89). - С. 25-28 : фот.
Представлен конспект для младших дошкольников, посвященный дружбе.
В помощь логопеду
Аменова Г. К. Логопедические игры в песочной стране // Логопед в детском саду. - 2023.
- № 1. - С. 56-61.
Представлены игры и упражнения с песком для детей дошкольного возраста с
нарушениями речи.
Вальчук Н. П. Русская народная словесная игра "Барыня" как средство развития
выразительности речи детей старшего возраста // Логопед в детском саду. - 2023.
- № 1. - С. 53-55 : ил.
Для развития выразительности речи детей старшего возраста разработана русская
народная словесная игра "Барыня".
Голованова А. В. Мама и малыш : рекомендации для группы раннего развития
детей / А. В. Голованова, М. Н. Андреева // Логопед. - 2022. - № 10. - С. 66-70.
Представлены рекомендации для детей раннего возраста, направленные на
развитие ориентировки в пространстве, сенсорики и речи.
Деева Н. А. Ознакомление дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с
многозначными словами // Логопед в детском саду. - 2023. - № 1. - С. 72-80.
Опыт работы по развитию словарного запаса у детей с общим недоразвитием
речи третьего уровня. Описаны этапы, приемы, способы, направления введения
многозначных слов в словарь дошкольников с речевыми нарушениями.
Дубенская Ю. А. Письмо родителям от учителя-логопеда // Логопед. - 2022. - № 10. - С. 80-81.
Письмо-обращение к родителям, чьи дети пришли в логопедическую группу. В
нем учтены только самые важные моменты, которые необходимо донести до
родителей. Информация поможет учителям-логопедам подготовиться к проведению
первого родительского собрания.
Книжная полка // Логопед. - 2022. - №
10. - С. 27, 79, 85, 107 : рис.
Предлагаемые издания содержат учебно-методические пособия, пособия по
патриотическому воспитанию, логопедические материалы для работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья.
Конспект логопедического досугав
подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития
"Путешествие в зимний лес" / Н. Н. Субботина, Г. Т. Хаертдинова, Р.
А. Муллина [и др.] // Логопед в детском саду. - 2023. - № 1. - С. 93-97.
Развитие познавательной деятельности и речевой активности детей с задержкой
психического развития. Конспект логопедического занятия.
Кочукова М. Н. Развитие интереса детей дошкольного возраста к чтению художественной
литературы методом "Сторисек" // Логопед в детском саду. - 2023.
- № 1. - С. 90-92.
Представлен нетрадиционный метод ознакомления дошкольников с художественной
литературой, позволяющей развить интерес к чтению.
Красникова А. И. Влияние музыки и логопедической ритмики на коррекцию речевых нарушений у
детей дошкольного возраста // Логопед в детском саду. - 2023. - № 1. - С. 10-13.
Рассматривается влияние музыки и логопедической ритмики на речевое развитие
дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Ленцова М. В. Подарки для Незнайки : занятие по развитию фонетико-фонемат. представлений
для детей 4-5 лет с ОНР // Логопед. - 2022. - № 10. - С. 34-36.
Описано фронтальное занятие по развитию фонетико-фонематических представлений
в компенсирующей группе для детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи и по
закреплению гласных звуков.
Максимова О. А. Конспект занятия на тему: "Согласование числительных
"один", "одна" с существительными" / Максимова О. А.,
Колесникова А. В. // Логопед в детском саду. - 2023. - № 1. - С. 97-100.
Описаны методы по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего
дошкольного возраста.
Михайлова С. В. Логопедические технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ // Логопед.
- 2022. - № 10. - С. 11-13.
Представлены логопедические технологии, направленные на развитие речи,
мелкой моторики и речевого дыхания.
Мошнина О. В. Артикуляционная гимнастика: традиции и инновации // Логопед в детском
саду. - 2023. - № 1. - С.
20-27 : фот.
Практические рекомендации по исправлению нарушений сонорных звуков, в
первую очередь вибрантов [Р]-[Рь], на примере артикуляционного упражнения
"Борьба".
Панова Ю. Э. Веселые упражнения для Милы : индивидуал. занятие для ребенка 5-7 лет с
ФФНР. Звук [л] // Логопед. - 2022. - № 10. - С. 37-41.
Представлено занятие на закрепление звука [л], выстроенное в игровом
формате с использованием элементов нейропсихологического подхода. Занятие
включает разнообразные задания на автоматизацию определенного звука: от слога к
фразе, развитие межполушарного взаимодействия, фонематического анализа,
координацию движения и речи.
Растворцева Е. Ю. "Фонематическая переменка". Авторские задания для дошкольников с
нарушениями речи по развитию фонематического слуха // Логопед в детском саду. -
2023. - № 1. - С. 38-43.
Представлены приемы работы по развитию фонематического слуха у детей с
нарушениями речи с использованием авторских заданий.
Самсонова А. П. Особенности формирования грамматического строя устной речи у старших
дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи, с помощью интерактивной игровой
деятельности // Логопед в детском саду. - 2023. - № 1. - С. 4-9.
Изучение возможностей грамматического строя устной речи у детей старшего
дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи, с помощью интерактивной
игры.
Сенникова Л. В. Методические рекомендации по использованию элементов технологии Су Джок
для коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями
(интеллектуальными нарушениями) // Логопед в детском саду. - 2023. - № 1. - С. 43-47.
Даны рекомендации для коррекции нарушений речи с помощью тренажеров Су Джок
у детей с ограниченными возможностями (интеллектуальными нарушениями).
Солянова И. Н. Арсенал полезных активностей : для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ //
Логопед. - 2022. - № 10. -
С. 71-78.
Описаны разные формы совместных активностей ребенка и родителей.
Представлены речевые приемы работы.
Страхова Т. Н. Внедрение элементов песочной терапии в практику коррекционной деятельности
учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями
речи // Логопед в детском саду. - 2023. - № 1. - С. 48-52.
Авторский материал по развитию речи с использованием элементов песочной
терапии в коррекционной работе для детей старшего дошкольного возраста с
тяжелыми нарушениями речи.
Федорова М. Ю. Мягкие буквы : пособие, направлен. на коррекцию звукопроизносительной
стороны речи // Логопед. - 2022. - №
10. - С. 61-65.
Представлено авторское пособие на коррекцию звукопроизношения у детей
дошкольного возраста. Даны описание направлений работы и упражнения.
Федотова О. А. Коррекционно-развивающие игры для детей дошкольного
возраста // Логопед в детском саду. - 2023. - № 1. - С. 81-83.
Целью дидактической игры со старшими дошкольниками с общим недоразвитием
речи является формирование правильного произношения поставленного звука в
слогах, словах и в связной речи.
Чепикова Н. В. Чаепитие у веселой Мухи : логопед. мероприятие на формирование граммат.
стороны речи // Логопед. - 2022. - №
10. - С. 48-52.
Представлено логопедическое мероприятие для детей 5-6 лет с речевыми
нарушениями. Речевой материал, используемый в ходе мероприятия, способствует
развитию слухового внимания, фонетического слуха и восприятия, закреплению
звуков.
Ширяева Ю. Д. Стихотворные формы и рифмовки в обучении элементам грамоты
детей с тяжелыми нарушениями речи // Логопед в детском саду. - 2023. - № 1. - С. 28-32.
Рассматривается целесообразность применения одного из приемов мнемотехники
в процессе обучения детей с тяжелыми нарушениями речи. Обозначены основные
направления использования рифмовок и небольших стихотворений в коррекционной
работе.
Янченкова И. Н. Использование музыкального материала в логоритмической
диагностике детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи / Янченкова
И. Н., Колупаева О. В. // Логопед в детском саду. - 2023. - № 1. - С. 14-19.
Предлагается музыкальный материал к тестовым заданиям логоритмической
диагностики для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
ПЕДАГОГУ-ПСИХОЛОГУ
Абазян Е. Новый тренинг, чтобы научить воспитателей работать в паре //
Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2023. - № 3. - С. 70-73.
Представлен сценарий тренинга для педагогов. Упражнения тренинга помогут
воспитателям научиться работать в паре, решать конфликты с коллегами.
Жарикова Н. Новая программа "Путешествие Элли в Волшебную страну".
Конспекты с 13-го по 16-й // Справочник педагога-психолога. Детский сад. -
2023. - № 3. - С. 52-62.
Представлены новые конспекты четырех занятий по программе развития
когнитивной сферы.
Кремлякова А. Мандалы в "Зазеркалье". Картотека упражнений для детей 4-7 лет //
Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2023. - № 3. - С. 63-68.
Представлены рекомендации и картотека, чтобы провести цикл занятий со
старшими дошкольниками.
Кутузова М. Ресурсный тренинг для педагогов "Весна без стресса". Готовый
сценарий // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2023. - № 3. - С. 75-79.
Представлен готовый сценарий тренингового занятия для воспитателей, чтобы
снизить уровень эмоционального напряжения и убрать барьеры общения в
коллективе.
Пронина О. Готовые образцы и рекомендации, чтобы направить ребенка на
ППк и ПМПК // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2023. - № 3. - С. 6-19.
Представлены два образца заключения на ребенка по результатам
психологического обследования.
Якель В. Как провести с родителями встречу по запросу. Пошаговый алгоритм и бланки
// Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2023. - № 3. - С. 41-50.
Представлена пошаговая инструкция, как организовать и провести встречу с
семьей воспитанника.
ОЧ.УМЕЛЫЕ
РУЧКИ
Большая панда // Тошка и компания. - 2023. - № 2. - 3-я с. обл., 4-я с. обл. : 5 рис.
Мастер-класс: панда из бумаги своими руками.
Бумажный зверинец // Тошка и компания. - 2023. - № 1. - 3-я с. обл., 4-я с. обл. : 42 рис.
Мастер-класс: синица из бумаги своими руками.
Золотая рыбка // Тошка и компания. - 2023. - № 3. - 3-я с. обл., 4-я с. обл. : 2 рис., 1 фот.
Мастер-класс: золотая рыбка из бумаги своими руками.
Исаева М. Звездные медведи // Тошка и компания. - 2023. - № 3. - С. 26-27 : 1 рис., 7 фот.
Светильник с созвездиями своими руками: мастер-класс.