Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости библиотеки диссертаций


Новости Библиотеки диссертаций

Здравствуйте уважаемые подписчики!

С наступающим, Вас, Новым годом и рождеством!!!

В последнем выпуске рассылки этого года:
I. Анонсы новых поступлений в "Библиотеку диссертаций"

II. Научные конференции.

Книги, учебники и пособия по электротехнике


Биология
Ветеринария
Геология
Искусствоведение
История
Культурология
Медицина
Педагогика
Политика
Психология
Сельхоз
Социология
Техника
Физ-мат
Филология
Философия
Химия
Экономика
Юриспруденция

I. Анонсы новых поступлений в "Библиотеку диссертаций"

Ильина Дарья Алексеевна. Формирование коммуникативно–адаптивной компетенции людей пожилого возраста в процессе обучения иностранному языку

Специальность 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

Содержание диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы формирования коммуникативно–адаптивной компетенции людей пожилого возраста в процессе обучения иностранному языку
1.1. Сущность досуговой деятельности людей пожилого возраста
1.2. Сущность коммуникативно-адаптивной компетенции людей пожилого возраста в процессе обучения иностранному языку
Выводы по первой главе

Глава II. Экспериментальная проверка эффективности модели формирования коммуникативно-адаптивной компетенции людей пожилого возраста в процессе обучения иностранному языку
2.1. Партисипативный подход к формированию коммуникативно-адаптивной компетенции людей пожилого возраста в процессе обучения иностранному языку
2.2. Модель формирования коммуникативно-адаптивной компетенции людей пожилого возраста в процессе обучения иностранному языку
2.3. Результативность экспериментальной работы по формированию коммуникативно-адаптивной компетенции людей пожилого возраста в процессе обучения иностранному языку
Выводы по второй главе

Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Вопросы социальной адаптации людей пожилого возраста, поддержания их коммуникативного взаимодействия с социумом, необходимость увеличения занятости и вовлеченности людей пожилого возраста в жизнь современного общества в России находятся на стадии развития и вызывают большой научный интерес.

Тенденция старения населения в современном мире обусловливает тот факт, что, благодаря быстрому развитию современной медицины разница между фактическим и биологическим возрастом в посттрудовой период достигает 15–20 лет. По данным исследований происходит постепенное увеличение продолжительности жизни в среднем до 75 лет. Это значит, что на пенсию выходит физически и психологически здоровый человек, готовый к дальнейшей активной жизни, который в соответствии с законом «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10.12.1995 № 195–ФЗ (ред. от 21.07.2014) имеет право на поддержку государства в отношении реализации специальных мер по социализации. В связи с ограничением социального пространства и социальной деятельности пожилого человека возникает необходимость к преодолению невостребованности, социальной дезадаптации и одиночества, что «превращает его отъединенное, расколотое существование в невыносимую тюрьму» (Э. Фромм).

Цель исследования – разработка, теоретическое обоснование и реализация модели формирования коммуникативно–адаптивной компетенции людей пожилого возраста в процессе обучения иностранному языку в гетерогенных группах.

Гипотеза исследования: процесс формирования коммуникативно–адаптивной компетенции людей пожилого возраста в процессе обучения иностранному языку в гетерогенных группах будет эффективным, если:

- выявлена сущность досуговой деятельности при обучении людей пожилого возраста иностранному языку;

- раскрыто содержание понятия «коммуникативно–адаптивная компетенция» как смысловой границы исследования процесса ее формирования при обучении людей пожилого возраста иностранному языку;

- обоснован партисипативный подход к обучению людей пожилого возраста иностранному языку;

- разработана и внедрена модель обучения людей пожилого возраста иностранному языку.

Задачи исследования:

1) раскрыть сущность досуговой деятельности людей пожилого возраста;

2) выявить структуру коммуникативно–адаптивной компетенции людей пожилого возраста в процессе обучения иностранному языку в гетерогенных группах;

3) раскрыть сущность и содержание партисипативного подхода к обучению людей пожилого возраста иностранному языку в гетерогенных группах;

4) разработать модель формирования коммуникативно–адаптивной компетенции людей пожилого возраста в процессе обучения иностранному языку в гетерогенных группах;

5) определить эффективность модели формирования коммуникативно–адаптивной компетенции людей пожилого возраста в процессе обучения иностранному языку.

Основная идея исследования заключается в социализации и адаптации людей пожилого возраста посредством изучения иностранного языка через формирование аксиологического, социального, когнитивного и психологического компонентов коммуникативно–адаптивной компетенции.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Взаимосвязь между качеством жизни, жизненной удовлетворенностью, реализацией духовных и материальных потребностей определяется внутренним самочувствием субъекта, социальной гибкостью, борьбой с дезадаптацией, одиночеством через образование в течение всей жизни. Под содержанием досуговой деятельности понимается непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид досугового занятия и, тем самым, удовлетворяющий свои потребности; его оценки, которые возникают у него по поводу качества отдыха, а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе. Содействие расширению досуговой деятельности пожилого человека путем обеспечения реализации его духовных потребностей помогает найти людям пожилого возраста новую смыслообразующую деятельность.

В условиях увеличения доли пожилого населения, необходимости обеспечения гармоничной старости выдвигаются новые требования к личности пожилого человека, способного успешно функционировать в рамках меняющейся социальной среды. Смена социальных ролей и социальных условий жизни утверждают необходимость формирования коммуникативно–адаптивной компетенции, что позволяет адаптироваться к новой социальной роли, а также обеспечивает выбор гармоничной стратегии старения.

2) Коммуникативно–адаптивная компетенция пожилого человека определяет его способность применять и адаптировать имеющийся социальный и коммуникативный опыт по отношению к уже сложившимся социальным связям, а также по отношению к расширению сложившегося социального круга общения в процессе активного включения в социальную среду при ориентации на новую культуру благополучного старения на основе позитивного содержания жизни человека, связанного с новыми планами и направленного на самоактуализацию в различных видах деятельности.

Создание среды для успешного овладения иностранным языком, обеспечение индивидуально–личностного характера обучения, актуализация духовных потребностей пожилого человека, ориентация на ценностно–смысловые изменения его субъектности обеспечивает свободный выбор стратегии старения, повышение качества жизни.

3) В качестве компонентов коммуникативно–адаптивной компетенции людей пожилого возраста выступают: когнитивный, аксиологический, психологический и социальный. Уровень сформированности коммуникативно–адаптивной компетенции людей пожилого возраста определяется, исходя из следующих показателей: показатель психологической готовности (склонность личности мобилизовать свои внутренние силы на осуществление деятельности); ценностно–ориентированный показатель (ориентируясь в широком спектре социальных ценностей, индивид выбирает те из них, которые наиболее тесно увязаны с его доминирующими потребностями); социокультурный показатель (адаптация к изменяющимся культурным парадигмам, расширение социальных связей; культурные идентификации с сообществом); поведенческий показатель (способность и желание решать новые задачи, самореализация своего невостребованного богатого жизненного опыта); показатель самоорганизации (способность самостоятельно ставить цели и действовать в соответствии с ними, сохраняя адекватную критическую позицию по отношению к самому себе, способность предвосхищать результаты действий до их выполнения, самостоятельно строить стратегию достижения целей в соответствии с внутренними личностными смыслами, умение соотносить возникающие потребности с возможностями их реализации в определенной ситуации); коэффициент умственной продуктивности (способность концентрироваться, абстрагироваться от внешних условий); показатель работы памяти (способность запомнить и воспроизвести материал).

4) Партисипативный подход является ведущим в формировании коммуникативно–адаптивной компетенции, интегрирующим в себе принципы андрагогики и акмеологии: принцип развития, принцип моделирования, принцип жизнедеятельности, принцип субъекта деятельности, принцип потенциального и актуального, принцип оптимальности, принцип обратной связи. Его обоснование базируется на идеях включенности обучающихся в процесс обучения. Данный подход обеспечивает интеграцию на всех этапах обучения.

5) Модель формирования коммуникативно–адаптивной компетенции в процессе обучения людей пожилого возраста иностранному языку в гетерогенных группах включает структурно–содержательный уровень (отражает компоненты и функции коммуникативно–адаптивной компетенции); методологический уровень (раскрывает партисипативный подход, условия и принципы формирования коммуникативно–адаптивной компетенции); критериально–оценочный уровень (описывает показатели и уровни сформированности коммуникативно–адаптивной компетенции, включает характеристику уровней сформированности коммуникативно–адаптивной компетенции людей пожилого возраста); организационно–практический уровень (средства и методы формирования коммуникативно–адаптивной компетенции); результативный уровень, отражающий результативную и статистическую составляющие.

6) Педагогические условия реализации модели: ориентация на новую культуру благополучного старения происходит на основе новой смыслообразующей деятельности и позитивного содержания жизни человека, связанного с самоактуализацией себя в ходе досуговой деятельности по изучению иностранного языка; создание среды для успешного овладения иностранным языком, актуализация духовных потребностей пожилого человека, что обеспечивает свободный выбор стратегии старения, повышения качества жизни, создает условия для успешной вторичной социализации; обеспечение индивидуально–личностного характера обучения иностранному языку людей пожилого возраста с ориентацией на их ценностно–смысловые изменения его субъектности и качества жизни, а также учет физиологических особенностей и индивидуального стиля обучения обеспечивают снижение тревожности и преломление стереотипа о дефицитарности когнитивной сферы людей пожилого возраста.

Результаты, полученные соискателем, и их научная новизна:

- раскрыто содержание понятия «коммуникативно–адаптивная компетенция» [коммуникативно–адаптивная компетенция: способность применять и адаптировать имеющийся социальный и коммуникативный опыт по отношению к уже сложившимся социальным связям, а также по отношению к расширению сложившегося социального круга общения в процессе активного включения в социальную среду. Компоненты коммуникативно–адаптивной компетенции людей пожилого возраста: когнитивный, аксиологический, психологический и социальный.

Аксиологический компонент включает мотивацию к участию в досугово–образовательной деятельности в сфере изучения иностранного языка, сформированную положительными мотивами на основе осознания своих предпочтений в досугово–образовательной деятельности, установке на приобретение новых знаний и расширений имеющихся, норм и ценностей в целях собственного общекультурного, социального, интеллектуального и нравственного развития, а также потребностей в становлении и развитии себя как личности; ценностные ориентации в сфере изучения иностранного языка, направленные на содействие межкультурному общению. Психологический компонент определяется как приспособление психики человека к гармоничному существованию в обществе, выражающемуся в желании общаться с членами данного общества, концентрируясь не только на личных целях, но и на интересах собеседника; включает базовые психологические качества, а также способность к рефлексии и коммуникабельность. Социальный компонент рассматривается как возможность субъекта деятельности к изменению отношения к обществу для достижения гармоничного взаимодействия.

Когнитивный компонент подразумевает наличие актуальных интегрированных знаний, способность к их постоянному совершенствованию, творческую активность, гибкость и критичность мышления, способность к анализу коммуникативной ситуации и рефлексии];

- обоснована сущность партисипативного подхода к обучению людей пожилого возраста иностранному языку. В основании дидактической модели формирования коммуникативно–адаптивной компетенции находится партисипативный подход и совокупность принципов, обеспечивающих эффективность процесса обучения иностранному языку людей пожилого возраста. [Сущность данного подхода заключается в том, что он основан на идее участия обучающихся в процессе обучения: учёт мнения каждого обучающегося при решении той или иной социально–значимой проблемы; консультации, поиски согласия между преподавателем и обучающимися; целенаправленные, систематизированные попытки выявить и использовать индивидуальную и коллективную мудрость всех обучаемых; совместное принятие решений; действенное делегирование прав; совместное выявление проблем и соответствующих действий; возможность создать надлежащие условия и установки, а также механизм улучшения сотрудничества между преподавателем и обучающимися];

- разработана модель формирования коммуникативно–адаптивной компетенции людей пожилого возраста в процессе обучения иностранному языку в гетерогенных группах [модель, включающая структурно–содержательный уровень (отражает компоненты и функции коммуникативно–адаптивной компетенции); методологический уровень (раскрывает партисипативный подход, условия и принципы формирования коммуникативно–адаптивной компетенции); критериально–оценочный уровень (описывает показатели и уровни сформированности коммуникативно–адаптивной компетенции, включает характеристику уровней сформированности коммуникативно–адаптивной компетенции людей пожилого возраста); организационно–практический уровень (включает средства и методы формирования коммуникативно–адаптивной компетенции); результативный уровень, отражающий результативную и статистическую составляющие];

- выявлены и обоснованы педагогические условия эффективной реализации модели формирования коммуникативно–адаптивной компетенции людей пожилого возраста в процессе обучения иностранному языку в гетерогенных группах [на основе новой смыслообразующей деятельности происходит ориентация на новую культуру благополучного старения на основе позитивного содержания жизни человека, связанного с самоактуализацией себя в ходе досуговой деятельности по изучению иностранного языка; создание среды для успешного овладения иностранным языком, актуализация духовных потребностей пожилого человека, что обеспечивает свободный выбор стратегии старения, повышения качества жизни, создает условия для успешной вторичной социализации; обеспечение индивидуально–личностного характера обучения иностранному языку людей пожилого возраста с ориентацией на их ценностно–смысловые изменения его субъектности и качества жизни, а также учет физиологических особенностей и индивидуального стиля обучения, что обеспечивает снижение тревожности и преломление стереотипа о дефицитарности когнитивной сферы людей пожилого возраста].

Евсюк Александр Владимирович. Условия эффективного обеспечения психологической совместимости субъектов воинской деятельности

Специальность 19.00.03 – Психология труда, инженерная психология, эргономика.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук.

Содержание диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования психологической совместимости субъектов воинской деятельности
1.1. Психологическая совместимость как научная и практическая проблема
1.2. Особенности психологической совместимости в воинских формированиях
1.3. Критерии, показатели и уровни эффективного обеспечения психологической совместимости субъектов военной службы
1.4. Подход, методы и организация экспериментального исследования психологической совместимости субъектов воинской деятельности

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективного обеспечения психологической совместимости деятельности военных профессионалов
2.1. Оптимизация состава групповых субъектов военной службы на основе индивидуально-психологического подхода
2.2. Развитие психологической готовности субъектов воинской деятельности в особых условиях
2.3. Совершенствование профессиональной компетентности военных специалистов
2.4. Актуализация психологического обеспечения воинской деятельности групповых формирований

Заключение
Библиографический список
Приложения

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — выявление сущности и особенностей психологической совместимости военнослужащих боевых расчетов различных воинских формирований, с учетом которых определение условий ее эффективного обеспечения как основы успешной совместной деятельности по решению практических задач.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. На основе теоретико-методологического анализа уточнить понимание сущности психологической совместимости и определить ее особенности среди военнослужащих боевых расчетов воинских формирований как основы их успешной совместной военно-профессиональной деятельности.

2. Изучить корреляционную зависимость результатов совместной военно-профессиональной деятельности военнослужащих в составе боевых расчетов от их психологической совместимости, а также с помощью разработанных критериев и показателей определить уровни ее проявления в воинских формированиях.

3. Выявить условия и факторы продуктивной психологической совместимости военнослужащих боевых расчетов и экспериментально изучить возможности использования методик оценки их индивидуальных особенностей, личностно-профессиональных качеств и психической устойчивости для решения задачи первичного комплектования боевых расчетов.

4. Обосновать практические меры по совершенствованию морально- психологического обеспечения боевого дежурства, обеспечивающие более продуктивное достижение психологической совместимости как основы боевой сработанности военнослужащих в особых условиях.

5. Разработать комплексные методические рекомендации по совершенствованию психологического сопровождения комплектования боевых расчетов воинских формирований, которые обеспечивают создание системы развития и оценки психологической совместимости военнослужащих, несущих боевое дежурство.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования.

1. Сформулировано и включено в контекст основных психологических категорий уточненное научное понятие о психологической совместимости военнослужащих боевых расчетов дежурных сил, которая характеризует гармоничность связей и отношений между ними при выполнении функциональных обязанностей и общения в процессе несения боевого дежурства, достигаемая на основе учета индивидуальных особенностей, повышения психической устойчивости и профессиональной компетентности каждого воина.

2. Выявлены корреляционные связи и установлена закономерная зависимость результатов совместной военно-профессиональной деятельности военнослужащих боевых расчетов от состояния их психологической совместимости. В соответствии с наиболее существенными выявленными закономерностями и принципами развития и деятельности военнослужащих разработана не только модель, но и сформулированы критерии и показатели психологической совместимости при подготовке и выполнении задач боевого дежурства. С их помощью оценено ее реальное состояние в боевых расчетах и определены уровни соответствия психологической совместимости военнослужащих созданной модели.

3. Определены психологические условия продуктивной психологической совместимости военнослужащих боевых расчетов и экспериментально изучены возможности использования методик оценки их индивидуальных особенностей, личностно-профессиональных качеств и психической устойчивости для решения задачи первичного комплектования боевых расчетов. Установлено, что внутренняя детерминанта в значительной степени базируется на активизации саморегуляции и саморазвития военнослужащего при подготовке и несении боевого дежурства в составе дежурных сил. Внешняя сторона может быть существенно усилена через активизацию процесса профессионализации и целенаправленное морально- психологическое обеспечение боевого дежурства, в центре которого находится конкретный военнослужащий боевого расчета.

4. Обоснована система практических мер по совершенствованию морально-психологического обеспечения боевого дежурства, как фактора, определяющего результаты деятельности по достижению требуемого уровня психологической совместимости и боевой сработанности военнослужащих боевых расчетов.

5. Выявлены и описаны методические принципы по обеспечению психологической совместимости, всестороннего познания и учета индивидуальных особенностей воинов на основе повышения их профессиональной компетентности и психической устойчивости, в соответствии с которыми разработаны комплексные методические рекомендации по совершенствованию психологического сопровождения комплектования и деятельности боевых расчетов, несущих боевое дежурство.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные научные и прикладные основы в виде модели, алгоритма и технологии личностно-профессионального развития, повышения психической устойчивости и морально-психологического обеспечения боевого дежурства как основы психологической совместимости военнослужащих боевых расчетов прошли экспериментальную апробацию и обеспечили достижение ее более высокого уровня. Их внедрение в практику целесообразно в различных боевых комплексах и явится качественно новым, ключевым направлением оптимизации подготовки и деятельности военнослужащих, несущих боевое дежурство.

Внедрение в практику повседневного воинского труда системы обеспечения психологической совместимости военнослужащих боевых расчетов, в том числе через задействование неиспользованных резервов и возможностей самосовершенствования и саморегуляции может существенно способствовать повышению качества несения боевого дежурства. В этих целях, как показали результаты исследования, нельзя обойтись без системного морально-психологического обеспечения боевого дежурства. Результаты исследования могут быть непосредственно использованы в войсках и в практике педагогической деятельности, а также при организации повышения профессионального мастерства воинов.

II. Объявления о научных конференциях на сайте Научные конференции

VIII Международная научно-практическая конференция "Уголовное право в эволюционирующем обществе". Для участия в конференции необходимо до 10 января 2018 года представить в Оргкомитет заявку на участие и научную статью. Пройдет на базе кафедры уголовного права Юго-Западного государственного университета.

Международная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы лингвистики – германистики, романистики и русистики". Чтобы принять участие в конференции необходимо прислать заявку до 10 января 2018 г. Конференция состоится 2 февраля 2018 года на базе Уральского государственного педагогического университета.

13-я Международная научная конференция "Физика и радиоэлектроника в медицине и экологии". Подача предварительных заявок на пленарные, секционные и стендовые доклады до 25 января 2018 г. Пройдет 3 - 5 июля 2018 года в Суздале.

Всероссийская научная конференция "Актуальные вопросы поликультурного образования: опыт внедрения в национальных регионах". Заявку и тезисы необходимо выслать до 25 января 2018 г. Сроки проведения конференции: октябрь-ноябрь 2018 года г. Якутск, Республика Саха (Якутия), на базе ФГБОУ ВО «Якутская государственная сельскохозяйственная академия».

LVI Международная (заочная) научно-практическая конференция "Психология и педагогика: интеграция наук в XXI веке". Чтобы поучаствовать в конференции, необходимо отправить материалы до 26 января 2018 года (включительно). Конференция пройдет 27 января 2018 года.

Международный (заочный) конкурс "Лучшие научные тезисы - 2018". Прием материалов проходит до 29 января 2018 (включительно). Будет проводиться 30 января 2018 года.

VII Международная конференция молодых исследователей "Текстология и историко-литературный процесс". Заявки на участие в конференции просим присылать до 31 января 2018 г. Проводится 15-17 марта 2018 года филологическим факультетом МГУ им. М. В. Ломоносова.

Международный электронный научный журнал «Научное знание современности». Материалы к публикации принимаются по 31 января 2018 г.

Международная научно-практическая конференция "Маргулановские чтения - 2018". Заявки на участие в работе конференции принимаются до 1 февраля 2018 г. Проводят 19-20 апреля 2018 года в г. Актобе Институт археологии им.А.Х.Маргулана, Актюбинский областной историко-краеведческий музей, Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова.

II Всероссийская научно-практическая конференция "Здоровый образ жизни и охрана здоровья". Для участия в конференции необходимо предоставить в оргкомитет заявку и статью в срок до 1 февраля 2018 г. Конференция пройдет 30 марта 2018 года на базе Сургутского государственного педагогического университета.

VI Международная научно-практическая конференция "Урбоэкосистемы: проблемы и перспективы развития". Регистрационная форма и материалы принимаются до 4 февраля 2018 года (включительно). Проводит 16 марта 2018 года Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета.

VI Конференция "Информационная безопасность АСУ ТП критически важных объектов". Конференция состоится 27–28 февраля 2018 года в Москве в Конгресс-центре Московского технического университета связи и информатики.

Международная научно-практическая конференция "Стандартизация и сертификация: опыт стран европейского союза и перспективы сотрудничества для России". Для участия в конференции необходимо зарегистрироваться на сайте и отправить статью в срок до 28 февраля 2018 г. Конференцию проводит 5 апреля 2018 года Нижневартовский государственный университет.

Республиканская научно-практическая конференция с международным участием "Феномен М. Горького в отечественной и мировой культуре". Заявки на участие просим присылать до 1 марта 2018 г. Конференция пройдет 15 марта 2018 года в Приднестровском государственном университете им. Т.Г. Шевченко (г. Тирасполь).

VII Всероссийская научно-практическая студенческая интернет-конференция "Актуальные проблемы информационного и документационного обеспечения управления". Срок представления материалов – до 2 марта 2018 года. Состоится 23 марта 2018 года в Тамбовском государственном университете им. Г. Р. Державина.

VIII Международная научная конференция "Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения". Заявки на участие в конференции и тезисы выступлений принимаются не позднее 9 марта 2018 г. Конференцию проводит 19-20 апреля 2018 года кафедра иностранных языков экономического факультета Российского университета дружбы народов.

Уважаемые подписчики!
Присылайте свои ДИССЕРТАЦИИ, авторефераты диссертации, монографии, статьи, тезисы докладов на адрес kulseg@mail.ru.
Все присланные материалы будут размещены на сайте "Библиотека диссертаций"
Заранее благодарим Вас за помощь в развитии проекта и науки России.

Всего Вам доброго!


В избранное