Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Метаобразование

  Все выпуски  

Метаобразование (БесТОЛКовый словарь Максима Босого. МЫШЛЕНИЕ)


выпуск 25 МЕТАОБРАЗОВАНИЕ
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ГАЗЕТА-РАССЫЛКА
6000 читателей

Метаобразование - помощь человеку в создании целостной картины мира и гармоничного образа жизни. Мы объединим основные сферы жизни человека: любовь, семью, здоровье, смысл, веру, призвание, творчество, профессию, достаток. Мы ответим на один вопрос: что нужно предпринять, чтобы повысить качество собственной жизни, чтобы мир вокруг стал симпатичнее, а люди - добрее. Прими участие!

АРХИВ НА МЕТАОБРАЗОВАНИЕ.RU


Содержание выпуска

БесТОЛКовый словарь. Мышление

Написать редактору
Избранные статьи
Наши рубрики
Наши сайты

Стань благодарным читателем!
Стань талантливым соавтором!
Стань идейным партнёром!
Стань бесстыжим рекламодателем!
ПУТЬёвые проекты

Привет, дорогие читатели! Сегодня здесь публикуется третья глава "БесТОЛКового словаря Максима Босого ". Первые две главы были опубликованы на страницах другой рассылки, а по правилам сервера рассылок, делать дубли запрещено.

Для того, чтобы прочитать описание этого словаря, а таже ознакомиться с первыми двумя его главами, я прошу вас проследовать в рубрику "Ликбез" нашей газеты или по этой прямой ссылке metaobrazovanie.ru/likbez

Мы успели разобрать слова "Образование" и "Информация". В этом и следующем выпуске поговорим о "Мышлении" и "Творчестве". Следующими по списку пойдут "Общество", "Управление", "Экономика", "Идеология" и многие другие понятия, нечёткое понимание или даже намеренное искажение смысла которых порождает кучу личных и глобальных проблем.

 

Рубрика "ЛикБез"

Автор статьи Максим Босой


БесТОЛКовый словарь. Мышление

БесТолковый словарь Максима Босого
Голова 3. Мышление


Эта глава нашего словаря называется "Мышление", а следующая "Творчество", но два этих понятия так тесно связаны, что правильнее было бы сделать одну общую главу под названием "Мысле-творчество" :) Где-то там, в глубинах человеческой души, творчество неотделимо от мышления, а настоящее мышление там всегда является мышлением творческим.

Но здесь, во внешнем мире эти нераздельные понятия частенько пребывают врозь и даже могут враждовать между собой. Живое творческое мышление может вырождаться до сухой и бесплодной рассудочности. А творчество, представьте себе, может иной раз быть почти бессмысленным.

Запросто можно встретить человека, в жизни которого напрочь отсутствует свободное мышление. А примеры того, когда жизнь человека лишена творчества, во истину, бесчисленны.

Вот, вспомнил анегдот в тему:

Кабинет врача. В кресле сидит пациент, на голове которого куча датчиков, подсоединённых проводами к компьютеру. Рядом сидит доктор и ошалело смотрет на монитор. На экране - ровные линии и однообразный звук, свидетельствующий об отсутствии каких-либо импульсов с коры головного мозга.

- Этого не может быть! - в состоянии крайнего замешательства повторяет доктор. - По всем показаниям датчиков мозг у вас отсутсвует!

Тем не менее, человек в кресле совсем не похож на мертвеца: он проворно чешет за ухом, глядит на врача умными глазами и даже бормочет что-то о предстоящем заседании кафедры, на которое он опаздывает.

- Скажите, - наконец приходит в себя докотор, - как это вы так живёте? Без мозгов?!

- Да, что вам сказать, - отвечает пациент. Так и живу. КАК ВСЕ!

В нашем компьютеризированном (от ить слово то!) мире за нас с вами думают компьютеры и начальники. А так как компьютеры, на самом деле, думать не умеют, а начальники думают только о себе, то получается, что многие из нас живут бездумно. Во всяком случае, не часто можно встретить человека, который использует в своей повседневной жизни творческое мышление. То есть живёт такой жизнью, какую сам себе придумал и сам воплотил.

Короче говоря, назрела потребность прояснить смысл мышления и смысл творчества. Иными словами, надо тщательно обдумать слово "думать", а также придумать определение слову "придумать" :)

Задача эта непростая. Поэтому всё, что вы прочтёте ниже, считайте пока черновыми записями.

Честно говоря, я не знаю, что такое "мысль". Мысль - это всё. За всяким одушевлённым и неодушевлённым предметом во Вселенной стоит чья-либо мысль, и трудно представить нечто, что не было бы изначально создано силой мысли. Если что-либо существует на свете, значит в этом есть определённый смысл. А С-МЫСЛ - это значит С МЫСЛЬЮ.

В учёном мире многие склоняются к мысли о том, что такие понятия, как пространство, время, энергия, информация, мысль - это разные проявления или формы одной и той же материи. Скрутили материю определённым образом - получили пространство. Скрутили плотнее - получили время.

Квантовая теория, кроме всего прочего, утверждает о том, что энергия передаётся квантами, то есть делится на порции. Если существует квант пространства, то возможно и существование кванта времени...

Так вот. По аналогии можно заявить, что, в некотором роде, мысль - это... квант творчества!

В прошлом выпуске рассылки, когда мы пытались отделить понятие "информация" от понятия "мысль", мы дали такое определение мышления.

Мышление - это акт творчества, который рождает мысли. А информация - это всего лишь форма мысли. Сначала происходит невидимое глазу РОЖДЕНИЕ живых мыслей, а потом уже эти мысли кристаллизуются в виде инФОРМАции, проступая на поверхности нашего мира миллионами зримых форм.

Возможно, далеко не все примут определение мышления, как творческого процесса. Ведь тогда получается, что за всю жизнь мы по-настоящему мыслим (рождаем свои мысли) считанные разы! А всё остальное время занимаемся перевариванием мыслей чужих.

Могут сказать, что я просто путаю два слова: "думать" и "придумывать". То есть путаю мышление аналитическое (когда мы анализируем чьи-либо мысли и делаем умозаключения) и мышление творческое (когда мы рождаем мыслеобразы свои).

Но я не путаю. Просто само по себе рассудочное построение умозаключений как-то язык не поворачивается назвать "мышлением". Так принимать, сравнивать и сортировать данные умеет любой калькулятор по заданному ему алгоритму. Логический анализ - это механическое оперирование данными, которые не появились бы на свет, если бы сначала не было процесса мыслеобразующего, то есть мышления творческого.

Конечно, воображение и логика тесно связаны. Не бывает творчества без анализа. И любой анализ - это "минитворчество" нашего рассудка, который создаёт новые умозаключения.

Но всё-таки давайте ещё раз отделим мышление аналитическое от мышления творческого.

Аналитическое мышление происходит у нас в голове. Наш рассудок собирает информацию со всех сторон и "рассуживает" её. Анализирует, сравнивает и комбинирует.

Творческое мышление происходит не в голове, а в нашем сердце и в нашей душе. Именно там вынашиваются и рождаются заМЫСЛы, а мозг лишь помогает привязать эти нематериальные замыслы к нашему материальному миру.

Аналитическое мышление потребляет и втягивает в себя. Творческое мышление создаёт и выплёскивает наружу.

Когда шахматист анализирует положение на доске и просчитывает возможную комбинацию ходов, он ещё по-настоящему не мыслит. Он просто напряжённо морщит лоб, разогревая мозги для настоящего плодотворного мышления :)

И вот вдруг происходит нечто необычное - инсайт! - и в голове рождается неожиданный ход или даже целая комбинация. Потом шахматные аналитики назовут эту комбинацию в честь её автора, будут обсуждать партию в клубах и восхищаться ею. Какая смелая, какая свежая мысль! Какой высокий полёт творческой фантазии!

Этот неожиданный ход пришёл шахматисту изнутри его души и сознания, то есть появился на свет благодаря ВНЕ-рассудочному озарению.

Именно это я имел в виду, когда называл мышление актом творчества. Позже шахматист может сам с удивлением и удовольствием анализировать собственную же партию. Бесплодный рассудок будет восхищаться творческими плодами души.

Именно творческое мышление создаёт этот мир и двигает его вперёд. Именно творческое мышление, то есть способность творить и создавать НОВОЕ, необходимо человеку в жизни, если он хочет состояться как Человек, а не стать чьей-либо дефективной копией. Поэтому именно творческую сторону процесса мышления мы с вами поставим во главу угла, а всё остальное временно отбросим.

Придётся даже немного обидеть знаменитого Шерлока Холмса, который мне лично очень симпатичен. Помните, что он говорил о себе в минуты вынужденного безделья? "Самый совершенный в мире мозг ржавеет без дела!" Действительно, его аналитическому уму можно позавидовать. Он мог от каждой незначительной мелочи "провести стройную цепочку логических умозаключений". И в итоге распутывал сложнейшие дела.

Но его мышление нельзя назвать творческим, как и самого Холмса нельзя назвать творцом. Его мышление - сухое, рассудочное мышление супер-компьютера, который с поразительной быстротой и точностью анализирует и сопоставляет уйму сведений, выискивая их связи. Такая работа ума даёт своеобразное интеллектуальное удовольствие, но она бесплодна, как бесплодна компьютерная программа. Такая работа не рождает в мире ничего нового и осязаемого, а создаёт лишь виртуальное отражение чего-либо в голове интеллектуала.

Шерлок Холмс потратил всю свою жизнь на решение криминальных ребусов, но сам ничего не создал и, похоже, даже не имел в этом потребности. Потребность у него была одна: постоянно обдумывать какое-нибудь очередное запутанное дельце. И если его мозг оставался без дела, Холмс переставал видеть в жизни смысл. У него начиналась"ломка", как у обыкновенного наркомана, оставленного без очередной дозы наркотика. И не случайно в такие минуты он сам иногда колол себе кокаин или морфий.

Холмс сторонился чувственности и боялся любви. "Любовь - это эмоция, противоположная чистому и холодному разуму. Я никогда не женюсь, чтобы сохранить ясность рассудка". Что ж, не будем спорить, женитьба и семейная жизнь приятно замутняют сознание :) Но это лучше, чем давить в себе чувства и со временем превратиться в бездушного робота. Шерлока, конечно, нельзя назвать бесчувственным инопланетянином. Но почему-то его всё равно хочется пожалеть. Бедный, бедный мистер Холмс! :)

Итак, мы договорились под истинным мышлением считать именно мышление творческое, происходящее в глубине нашей души. Если же над движениями нашей души берёт шефство голый рассудок, то творчество вырождается, а жизнь умирает.

Посмотрите на облики многих современных офисных строений и банков. Они выдержаны в так называемом "деловом стиле" или стиле "конструктивизма". Высоченные многоэтажные параллелепипеды с безжизненной зеркальной облицовкой. Ни изящных линий, ни украшений, ни разнообразия форм, ни игры красок. Внутри - безликий и наводящий тоску на любого живого желовека "евроремонт". Всё очень конструктивно и всё строго для дела. Дёшево, надёжно и практично. Но почему-то при виде этих торчащих из земли небоскрёбов на душе становится не по себе. Вот оно - утилитарное, уродливое "творчество" голого рассудка.

И посмотрите на архитектурные облики храмов, соборов, дворцов и многих старых домов. Красота, одухотворённость, жизнерадостность. Все эти башенки, вензеля, купола, арки, изгибы стен и крыш, узоры и украшения не имеют никакой утилитарной выгоды и требуют больших творческих и материальных затрат при возведении. НО! Душа радуется и получает вдохновение на жизнь и труд. Это и есть душевное творчество и материализация настоящего творческого мышления.

Будем считать, что настоящее мышление и настоящее творчество - это одно и то же. Причем, мысли не создаются, а именно РОЖДАЮТСЯ нами. Даже фраза такая есть: "Ну, давай, рожай что-нибудь, наконец!" :)

Каким образом всё это происходит - вообразить трудно. МыслеОБРАЗы рождаются из небытия волею нашей души, а потом уже проникают к нам в голову. В такой момент мы говорим: "Мне пришла в голову хорошая мысль" или "У меня родилась идея".

Всё это, дорогие товарищи, попахивает метафизикой. А она - сфера тёмная и запутанная :)

На страницах нашего бесТОЛКового словаря нам интересна не метафизическая, а социальная сторона вопроса. Поэтому главное, что мы должны сделать, это отделить понятие "мышление" от понятия "воспоминание". Повальное непонимание разницы между этими двумя действиями имеет в нашем обществе, по истине, катастрофичные последствия.

Не всякое пережёвывание и поглощение информации сопровождается мышлением, то есть сопровождается созданием собственных мыслей. Часто мышление путают с работой памяти. То есть под "умом" понимают эрудицию.

Когда отличник Вася Пупкин решает, словно орехи щелкает, задачи по алгебре, то он в основном занимается тем, что быстрее и лучше всех остальных ВСПОМИНАЕТ алгоритмы и способы решения, вложенные в него учителем. Умен ли он? Не обязательно. У него просто хорошая память и быстрая реакция.

Чем занимается участник игры "Самый умный" или участник игры "Кто хочет стать миллионером" в тот момент, когда пытается выбрать правильный вариант ответа? Он ИЩЕТ ответ в глубинах своей памяти. Ему помогает эрудиция, а настоящим мышлением там и не пахнет.

Уметь думать - это решить какую-либо задачу, решения которой нет в памяти.

Наша жизнь - это бесконечная череда таких задачек, готовых ответов на которые не существует в принципе. Решение, которое помогло соседу, не обязательно поможет тебе. Ибо ты уникален, и уникальны твои проблемы. Можно делать кое-какие обобщения, но для решения конкретной проблемы всё равно приходится ДУМАТЬ и думать СВОЕЙ головой.

Этим объясняется малоэффективность большинства "универсальных" методик и рецептов. Чтобы применить этот рецепт к своей уникальной ситуации, нужна не эрудиция, а умение думать. А самостоятельно думать многие из нас предпочитают в редчайшие минуты своей жизни, когда, что называется, припрёт...

Этим же объясняется тот факт, что большинству школьных и вузовских отличников так тяжело устраиваться в жизни. Ведь жизнь всегда преподносит нестандартные ситуации, ответы на которые не найти ни в одном учебнике. Тут надо мозгами шурупить, а не лекции вспоминать.

И напротив. Многие троечники, испытывавшие в школе отвращение к бессмысленному запоминанию ненужного "багажа знаний", но сохранившие способность думать свое головой, решают жизненные проблемы гораздо успешнее своих эрудированных товарищей-зубрил. Вот и пословицу они придумали: "Отличник в школе - троечник по жизни" :)

Итак, ум и умение думать - это одно. А память и эрудиция - это другое.

Думанье - это рождение собственных живых мыслей и нахождение выхода из вроде бы безвыходной ситуации, то есть когда выход не известен твоей памяти.

А использование эрудиции - это перебирание багажа мертвых знаний в надежде на то, что такая ситуация уже когда-то кем-то была разрешена.

Вспомним героя наших сказок Иванушку-дурачка. Дурак потому, что наивный и чаще всего невежественный. По сравнению со всякими ведьмами (от слова "ведать") он действительно не шибко грамотный.

Но здесь дурак не значит глупый. Напротив. Отличительным качеством Ивана-дурака, за которое мы его любим и уважаем (кроме доброты, конечно) является его СМЕКАЛКА, то есть умение придумывать решение для ЛЮБОЙ проблемы.

Найти выход из вроде бы безвыходной ситуации невозможно только с помощью эрудиции, то есть перебирая в памяти известные решения. Ситуация кажется безвыходной как раз потому, что пока для неё не существует готового ответа. Этот ответ надо приДУМАТЬ самому.

Умеет ли думать компьютерная программа? Нет. Она просто перебирает информацию на винчестере в соответствии с условиями, которые задал автор программы - человек. А человек думать умеет и именно этим отличается от неодушевлённой болванки.

И всякий раз, когда мы отказываемся от самостоятельного мышления (а мышление всегда самостоятельно), то мы перестаем быть человеком. Мы становимся марионетками в руках тех, кто умеет думать сам.

"Я мыслю - значит, я существую", - сказал кто-то.

Как научится думать? Вспомним опять легендарного лондонского сыщика, который блестяще выстраивал цепочку умозаключений. Мышление - это цепочка мыслей. И как в цепочке одно звено цепляется за другое, так и в процессе мышления одна мысль логически вытекает из другой.

Мышление - это череда вопросов и ответов. Эти вопросы и ответы могут иметь словесную форму, а могут - образную.

И, наверное, надо начать с того, что... опять превратиться в ребёнка. Как говорится, чтобы детство в одном месте заиграло :) Дети не стесняются задавать вопросы, так как знают, что глупых вопросов не бывает.

Отбросить на время всё, чему учили и что знаешь. И начать задавать самому себе вопросы. Почувствовал (родил, сформулировал) вопрос. Потом начал ИСКАТЬ ответ. Почувствовал (родил, сформулировал) ответ. И так по новой...

Поиск ответа на вопрос - это поиск связи одного с другим.

Мышление - это, в том числе, способность осознавать СВЯЗИ между любыми объектами. Во Вселенной всё друг с другом связано. Чем сильнее отличаются объекты, тем труднее увидеть их связи, то есть увидеть у них общее. И тем мощнее должен быть ум, чтобы эти связи всё-таки разглядеть.

Например, мощность ума Альберта Эйнштейна позволила ему увидеть связь между целым набором фундаментальных понятий. Труды этого великого ученого - это пример гениального интуитивно-логического мышления, выраженного языком математики.

Общая теория относительности Эйнштейна, ставшая новой теорией тяготения, связала понятия пространства и времени с понятиями энергии, движения и массы. Эйнштейн показал, что любая масса искривляет пространство и замедляет время вокруг себя. Понятия пространства, времени и массы оказались тесно связаны между собой. Всё это оказалось разными ипостасями одного целого!

Или вот, например, знаменитая Седьмая симфония Шостаковича, в которой мы тоже имеем дело с гениальным интуитивно-логическим мышлением. Только здесь творческое мышление выражается не языком математики, а языком музыкальных образов. Симфония Шостаковича позволяет почувствовать связь судьбы каждого конкретного человека с разверзшейся над нами Вселенной, в которой борьба светлых и тёмных сил заканчивается жизнеутверждающей победой Добра...

Но чтобы умозрительно увидеть связь между причиной и следствием, надо сначала эту связь ПОЧУВСТВОВАТЬ.

Прежде, чем что-либо "охватить мыслью", мы охватываем это чувствами. Как спрут щупальцами :)

А что значит "почувствовать" нечто? Это значит прикоснуться к нему. Чувство - это прикосновение. Это осязание душой и телом. Не даром рост сверхчувствительности (экстрасенсетивности) начинается с обострения чувства осязания.

Чем больше наша чувствительность, тем с большей частью окружающего мира мы соприкасаемся. И тем больше мы можем осмыслить.

Поэтому мы имеем право сделать еще одно умозаключение. Мышление невозможно без чувствования. Если ничего не чувствуешь, то нечего и осмысливать.

Отсюда следует простой практический вывод. Способность мыслить увеличивается с ростом общей чувствительности организма.

Если годами сидеть молча и неподвижно в душной аудитории, будучи затянутым в тугие одежды и загоняя вглубь свои эмоции и чувства, то ум захиреет, и живое мышление будет невозможно. Пример - наши дети-школьники, тупеющие на глазах.

И напротив. Если жить активной жизнью, развивая душевную чуткость и телесную чувствительность, то расцвет талантов гарантирован.

Вот такие простые мысли. И на этом ещё одну главу нашего бесТолкового словаря можно закончить.

П.С. (послесловие)

Теперь можно легко сообразить, какой может быть ПЕРВЫЙ шаг к тому, чтобы очухаться, оживить чувства и прояснить ум. Мною этот первый шаг сделан, - я делаю его каждый день. Люблю делать этот шаг по траве, по лужам и даже по снегу :) Я люблю...

А впрочем, думайте сами!

Думайте. Сами.

:-)

© Максим босой

[наверх]


Написать редактору

Правила переписки:

1. На письма по темам выпусков я отвечаю только через рассылку.
2.
Каждое письмо может быть обнародовано, если нет явного запрета на обратное.
2. Если хотите указать свой e-mail, помещайте его в теле письма.
3.
Для удобочитаемости разбивайте текст на абзацы-мысли, и чем чаще, тем лучше.
4. Чем короче письмо, тем больше шансов, что я его прочитаю и отвечу :)

Редактор газеты,
Максим Босой

[наверх]


Избранные статьи


1.   МЕТА-Образование?
2.   ЦЕЛИ газеты
3.   ТЕМАТИКА газеты

4.   На пути к метаобразованию. Катастрофа
5.   На пути к метаобразованию. Кто виноват?
6.   На пути к метаобразованию. Что делать? (1)
7.   На пути к метаобразованию. Что делать? (2)
8.   На пути к метаобразованию. Начало

[наверх]


Наши рубрики

Образование (12)
ЛикБез (4)
Смысл и вера (9)
Здоровье и здравие (0)
Дело и творчество (1)
Любовь и семья (0)
Дом и сад (0)
Босиком (1)
Зверята (1)
Роза Мира (26)
Думай! (0)
Смехотерапия (0)

[наверх]


Наши сайты


Ликбез.Info - Ликвидация безграмотности на Ликбез.Info
Образовательные статьи и оригинальные дистанционные курсы на общие и профессиональные темы. А также Форум газеты "Метаобразование".
[Сайт и форум заработают в феврале 2006]


Босиком.Ru - Босое счастье на Босиком.Ru
Природа, туризм, здоровье, хождение босиком, переезд за город на ПМЖ, дом, сад, поместье.


Зверёнок.Ru - Защита животных на Зверёнок.Ru
Этическое воспитание, вегетарианство, помощь бездомным, домашним, диким животным.


[наверх]


Стань благодарным читателем!

1.  Если ты находишь нашу газету интересной и полезной, то не ленись, сообщи о нас своему другу.
Если так сделает каждый, то удвоится не только тираж, но и количество интересных статей и писем.
Отправь другу такую записку:
"Привет! Загляни на metaobrazovanie.ru  По-моему, в этом что-то есть. Как ты думаешь?"
Нажми сюда, чтобы написать письмо другу прямо сейчас.

2. Сообщи редактору известные тебе ссылки на самые посещаемые ресурсы сети - сайты и рассылки, посвященные образованию и здоровью, семейному счастью и воспитанию детей, природе и животным, строительству своего дома и садоводству, устройству вселенной и расширению кругозора. Размещай везде и всюду ссылку на metaobrazovanie.ru, где находится архив нашей газеты.

[наверх]


Стань талантливым соавтором!

Стать со-Автором газеты очень просто:

Выбери одну из предложенных рубрик или предложи в рамках общей темы газеты рубрику свою.
Изложи простым языком свои мысли и свой опыт в виде небольшой заметки на выбранную тему.
Отправь текст редактору, то есть мне.

Если я найду твой текст интересным и полезным, я его опубликую.

Внимание!
Если ты достаточно амбициозен и способен периодически писать сильные, толковые статьи, то я предлагаю тебе постоянное сотрудничество. В этом случае ты войдешь в "Редакционный совет" газеты, получишь пароль от рассылки и будешь свободен в использовании моих ресурсов в своих незаурядных целях.
Напиши мне.

Редактор газеты,
Максим Босой

[наверх]


Стань идейным партнёром!

У финансовых партнёров - общая касса. У идейных партнёров - общая Идея. Если твой проект имеет близкие нам по духу идеи и идеалы, то стань нашим идейным партнёром и единомышленником.
Давай объединим ресурсы и усилим друг друга!
Подробнее на metaobrazovanie.ru/partnery

[наверх]


Стань бесстыжим рекламодателем! :)

У нас это значит давать рекламу, за которую не стыдно :) Если ты делаешь своё дело на совесть, то тебе нужно не стесняться рекламировать продукт своего труда всем и всюду. На страницах наших сайтов ты можешь рассказать о себе разными способами.
Подробнее на metaobrazovanie.ru/reklama

[наверх]


ПУТЬёвые проекты

Школа Своего Дела
Юрий Мороз
http://shsd.ru

Школа Своего Здоровья
Татьяна Морозова
http://shsz.prostosite.ru

Скоро в школу. А надо ли?
Нина Иванова
http://tropinki.boom.ru

Что нам стоит дом построить?
Дмитрий Костылев
http://okolotok.ru

Клуб Органического Земледелия
Пётр Трофименко
http://www.cluboz.net

Интернет-издательство "Такие дела!"
Анатолий Мазур
http://izzi.ru

Управление - царица всех наук!
Валерий Симонян
http://upravlenie-ktu.narod.ru

[наверх]

© 2005-2006 Максим Босой и Метаобразование.Ru
Все права защищены. При цитировании ссылка на источник обязательна.
Нарушения преследуются по закону совести
:)

В избранное