Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Метаобразование

  Все выпуски  

Метаобразование (Кто виноват?)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выпуск 5 МЕТАОБРАЗОВАНИЕ
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ГАЗЕТА-РАССЫЛКА
29.04.2005


Привет новым читателям!

Метаобразование - помощь человеку в создании целостной картины мира и гармоничного образа жизни.

Мы объединим основные сферы жизни человека: любовь, семью, здоровье,
смысл, веру, призвание, творчество, профессию, достаток.

Мы ответим на один вопрос: что нужно предпринять, чтобы повысить качество собственной жизни,
чтобы мир вокруг стал симпатичнее, а люди - добрее.

Прими участие!

АРХИВ РАССЫЛКИ НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ


СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА

Автор выпуска Максим Босой

На пути к метаобразованию

(продолжение)


2. Кто виноват?

 

 

Люди родятся невежественными, а не глупыми.
Глупыми их делает образование.

Б. Рассел


Меня однажды до глубины души поразила простая фраза: "Самые мудрые люди в государстве занимаются воспитанием детей".

Всё больше я убеждаюсь в её правоте. Посмотрите по сторонам. Всё, что есть сегодня – плохое или хорошее – всё это уже следствие, сложившаяся ситуация. А причина всего уходит назад во времени.

Взрослых людей уже не перевоспитать. Нужно затратить усилий в десять раз больше, а результат будет в десять раз меньше. Мировоззрение взрослого человека – самый большой и самый инертный во Вселенной маховик, его очень трудно заставить крутиться в другую сторону.

А дети и есть наше будущее в буквальном смысле. Как пестуют и чему учат детей сегодня, таков и будет облик страны через 15-30 лет, то есть тогда, когда эти дети повзрослеют.

Получается, что самый быстрый и эффективный способ изменить мир к лучшему, это перестать его менять внешне. Перестать дёргать за миллионы второстепенных ниточек, а сосредоточится на главном: помочь детям выработать правильное отношение к миру, стать добрее, стать умнее.

Понятное дело, что для начала нужно самому этому научиться. Я себе такую задачу поставил, а вы? :)

Давайте поглядим, какой чуждый, искусственный, неразумный мир обрушивается на человечка почти сразу, как появляется он на этой земле.

Сначала тугие пелёнки. Позже - два или три слоя одежды. В лучшем случае несколько часов в сутки "свежий" воздух на улице. Почти сразу, с года, с двух – взрослая, тяжелая, вредная пища: искусственные каши, пельмени, печенье, лимонад и прочая мертвая материя.

Как следствия – расстройства желудка, простуды, капризы. Ну и, конечно, моментально идут вход "спасительные" лекарства и микстуры. Ребенок начинает болеть чаще, характером делается капризен. Мамаши сетуют: мол, экология или вирусы, или наследственность. А может просто дремучая глупость? А?

Идем далее. Улюлюканье, сюсюканье и потакание каждому желанию ребенка – это чуть ли не святая азбука для всех горе-родителей. Немного такой дрессировки, и ребенок быстро смекает, что с помощью плача или писка можно мамой умело управлять и получать почти всё. Проходит время, ребенок уже умеет закатывать истерики в защиту любых своих желаний. Бестолковые родители начинают покрикивать на него и вконец усложняют дело. Редкость, скажете? – Сплошь и рядом!

Далее, вместе со школьными годами, начинается бум секций и кружков. Глупые мамаши и папаши отдают своих отпрысков чуть ли не в десяток секций. Мол, пусть лучше заняты будут всё время, чем по улице зря шататься. И вообще, сами родители не замечают, как принимаются лепить из этого податливого материала свой идеал. Лепят то, что не смогли сделать с собой. А почему сами-то не смогли? – спрашиваешь. - Та-а-а... так.

И идет бешеным темпом развитие у ребенка разных "способностей". А как же способности дружить, заботиться, прощать? Ведь это поважнее будет, не так ли? И этому лучше родителей никто не научит. Но родителям некогда. А многие родители и сами не умеют. Говорят детям одно, а поступают часто совсем не по "книжному". Глупо, примитивно, неблагородно. В общем, "как все"...

Хорошо известно, что преступники – люди ожесточенные и агрессивные – это в основном те, которые недополучили в детстве и юности элементарной родительской любви. Те, кого недолюбили, недоласкали. Не обогрели своим теплом и заботой.

Так вот если вообразить школу, в которой на протяжении десяти лет изучают всего один "предмет" - умение любить, дружить и прощать, то эта школа сделает для человечества больше, чем тысячи стандартных образовательных учреждений...

А теперь, дорогой читатель, на нашем операционном столе школьная десятилетка. На мой взгляд, у больного всё очень и очень запущено, хоть и не берись лечить вовсе. Нужна ли школа? Конечно! Вопрос какая...

Но тут я хочу отступить немного в сторону и открыть вам страшную тайну.

Оказывается, слово "Образование" происходит от слова "Образ". Образовать значит привести в соответствие с неким Образом. Чувствуете, что за этим прекрасным словом стоит целостность, красота, жизнь? Есть фраза: "По образу и подобию..."

Сегодняшнее общее и профессиональное образование впору толковать от другого слова и писать через "е". Обрезование, то есть от слова "обрезать", накрошить. Короче говоря, без-Образие!

Нет сегодня ни у кого, начиная с министра образования и заканчивая последним школьным учителем, ясного и четкого понимания, для чего нужны педагоги и школы, нет у них перед глазами цельного образа, в соответствии с которым они хотят детей образовывать и обучать. Отсюда все идет вверх ногами.

И тупые, перегруженные программы. И ориентация на механическое запоминание, а не на понимание сути явлений. И подход без учета индивидуальности, а точнее, вообще никакого подхода. И отрыв от реалий жизни. И отрыв от этики и Бога...

Как тут не удивиться вслед за Эйнштейном: "Это просто чудо, что любознательность выживает при формальном образовании."

Вот и заканчивают дети школу, отбыв срок от звонка до звонка, с расшатанным здоровьем, с потухшими, какими-то взрослыми, уставшими глазами. А впереди – очередной "этап", институт.

Казалось бы, если очевидно, что КПД школы чрезвычайно низок, и это видно невооруженным глазом без всяких аналитических отчетов, то почему ничего не меняется? Ведь не разумно же, глупо всё?

Но вот вам и еще одна простая и страшная тайна. Оказывается, цели развития гармоничной личности официальная школа не ставит! Если была бы она, конкретно очерченная цель, то на неё можно было бы заранее посмотреть, потрогать, взвесить. Показать всему миру образец. Дескать вот он, конкретный идеал-образ человека, которого в школе готовят. А его вроде бы и нет...

Но может ли так статься, чтобы цели вообще не было? Не может!

И как не прискорбно об этом говорить, к стыду и совести настоящих и будущих родителей, но школы мы используем вот для чего. Во-первых, мы сдаем туда своих детей, как сдают в камеру хранения тяжелый и неудобный багаж, чтобы развязать себе руки. Чтобы заняться своими делами, а на собственных детей у нас времени нет.

Вы скажете, что для того, чтобы детей одеть, прокормить и образовать, родителям приходится уходить из дома на работу. Но я пока не об этом. Я о том, что мы снимаем с себя ответственность за наших собственных детей. Мы ругаем формальное образование, но сами часто относимся к проблемам и чаяниям наших детей также формально. Как дела в школе? Уроки сделал? Ну и ладно!

Если вы сами, потратив 10-15 лет на стандартное образование и получив при этом сомнительный результат, который этих лет совсем не стоит, теперь определяете на такой же неэффективный путь своих детей, то это значит, что вы их попросту сплавляете! С рук долой!

И не нужны для истинного образования никакие дорогие элитные школы: там часто маразма еще больше, только завёрнуто всё в более привлекательную и "цивильную" упаковочку.

Для того, чтобы помочь своим детям, надо суметь отказаться всего от нескольких шаблонов, и сделать хотя бы несколько гребков против течения, то есть поплыть не туда, куда плывет большинство. Вот.

А во-вторых, школы нам нужны, чтобы дети получали аттестаты – бумажки в необозримой череде других бумажек, которые навязаны сегодня всему народонаселению. Навязаны для участия в глупой игре с гусударством на его же поле и по его же правилам.

Аттестат нужен, чтобы был диплом. Диплом – чтобы РАБота. Работа – чтобы пенсия. Пенсия – чтобы гарантированное место на кладбище. Вот и вся колея. А качество? А смысл? - Извините, об этом не договаривались!

Вот мы и подходим к истинному смыслу государственного образования. Любой власти позарез нужны послушные, выдрессированные, соответствующие государственной идеологии люди-роботы, необходимые для обслуживания элиты общества. Элиты, которая учит своих детей совсем в других школах и живет иначе. Хотя и они по большому счету – слепые вожди слепых.

Скажите сонному большинству о том, например, что ребенка своего в школу не отдадите. И посмотрите на реакцию. Это настолько выходит за рамки очерченного привычного шаблона, что первое время люди буду в ступоре, а потом вас заклюют. Как это – сам дашь образование? Ты это, брат, не крути... А без диплома как? Что значит "свое дело" и "своим умом"? Никто так не делает, а значит, ты не прав. – Вот и вся логика...

И скажите об этом же чиновникам. Да на вас посмотрят как на преступника!

Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе. Прутков

Чтобы там не говорили, но государственная власть держится и всегда будет держаться на насилии. На силе закона, силе оружия, силе нужды, силе удовольствий. И государственная средняя и высшая школа – это в первую очередь один из инструментов управления толпой. Свободомыслие на Руси всегда выживало не благодаря, а вопреки официальному образованию.

А как же частные школы? – возразите вы. Ведь они должны меньше зависеть от государственных стандартов. Но тут нас ждёт такая же безрадостная картина.

Если пока не брать к рассмотрению единичные экспериментальные школы, которые совсем не похожи на типичные учебные заведения, то мы увидим, что в сфере частного образования ситуация ни чуть не лучше. Несмотря на свою относительную финансовую самостоятельность и относительную свободу от государственных стандартов, частные школы штампуют образованщину на тот же манер, что и государственные. Ведь хозяева частных школ "дышат тем же воздухом", исповедуют ту же систему ущербных жизненных ценностей. Кроме того, частное образование – это хороший бизнес, в котором яркая и привлекательная обёртка всегда важнее содержания.

Итак, заканчивая мысль, можно сказать, что цель у нынешнего образования есть, но цель эта во многом злонамеренная и от большинства обывателей скрыта.

Это не значит, конечно, что злые дяденьки и тётеньки во власти с кристальной ясностью и пониманием творят недобро.

Подмена целей и снижение ценностей происходит во всем мире и во всех сферах. Такое ощущение, что кто-то грозный, невидимый, но власть имеющий, мощно проявляющий себя как в жизни отдельных людей, так и в общих принципах жизнеустройства, намеренно развенчивает идеалы, путает дороги, затемняет сознания и ожесточает сердца...

Но всему этому можно противостоять, и некоторые люди выходят победителями в этой борьбе. Сначала прозревают сами. Потом помогают понять своим детям.

И самое первое звено во всей этой цепочке определяется тем, как лично ты смотришь на мир, то есть какое у тебя мировоззрение, и как ты помогаешь сделать своему ребенку первые в этом мире шаги.

Всё, что происходит сегодня плохого и гибельного, определяется по большей части черствостью нашей души, нашим невежеством и нашей неспособностью мыслить самостоятельно. Но откуда происходят сами эти пороки? Да всё оттуда же: старательно передаются из поколения в поколение...

Итак, если не лезть пока в метафизическую глубь, то можно утвердительно сказать, что многие личные и глобальные проблемы – это следствия ущербного воспитания и образования. Значит именно в эту область надо обратить самое пристальное своё внимание.

Попробуем сформулировать основные проблемы современного образования, или, точнее выражаясь, обрезования :)

  1. Плоская, ущербная картина мира, то есть слепота и невежество.
  2. Нацеленность не на понимание сути явлений, а на механическое запоминание разрозненных сведений.
  3. Отсутствие цельного Образа-идеала.
  4. Оторванность идеалов от Бога и совести.

Вообще-то четвёртый пункт и есть самый главный, а всё остальное следствия. Но он и самый трудный, а точнее, самый "спорный". В том смысле, что спорят о нём много :)

Я нарочно не писал про оторванность образования от "этики, морали, нравственности", а упомянул именно Бога. Для меня не секрет, что Бог существует, и тратить время на бесполезное доказывание этого факта я считаю лишним. Справедливо также говорить о совести, так как совесть есть не что иное, как голос Бога в нашей душе.

Становится очевидным, что пришла пора нащупывать принципиально новые подходы и к познанию окружающего мира, и к познанию человека, и к воспитанию и образованию друг друга.

Также очевидно, что в центре этого нового мироотношения и новой педагогики должны стоять только сущностные вопросы. Как устроена Вселенная? Как устроен человек? В чем смысл жизни? Откуда зло и страдания? Что после смерти? Что в будущем? Что такое счастье и каков путь к нему?

В этой главе с мирным названием "Кто виноват?" :) мы попытались сформулировать главную нашу проблему. А теперь попробуем наметить основные черты нового фундаментального образования и тем самым ответить на второй исконно русский вопрос: "Что делать?"

(продолжение в следующем выпуске)

 

© Максим Босой

ВАШИ ПИСЬМА

Здравствуй, Максим!

Практически все темы, обозначенные в рассылке, очень актуальны для меня в
настоящее время.
Очень хочется найти ответы. И внести свою лепту.

Удачи. Светлана.

Мне тоже очень хочется найти ответы, а пока что в голове одни вопросы :) Максим

Прочёл первую Вашу рассылку-бред о метаобразовании. Какая мерзость. Куда Вы зовёте людей, в пещерный век? Вы ещё не научились уважать людей и их время, в которое они жили, плюёте в их прошлое, а уже считаете себя чуть ли не пророком. Да человек даже сидевший в концлагере, не променяет время, которое ему было дано для испытаний и которые он вынес, на сегодняшнее всеобщее очумление, на возврат к животному бесчеловечному способу жизни. Хочу посмотреть на Вас, не умеющего ни читать, ни писать, не разбирающегося в элементарной математике, как Вы будете строить своё счастье, создавать счастливую семью, зарабатывать на жизнь любимым делом. На пальме, что ли сидеть? Или за скальпами охотиться? Тоже мне мессия, зовущая в никуда. Об устройстве Вселенной заговорил, не имея никакого жизненного багажа и не окончив первого класса начальной общеобразовательной школы. Нужно своей головой немного шурупить, а не переписывать бредни заокеанских безголовых ****, пророк.
e-mail: hardy@latg.lv

Товарищь, кто ж тебя так обидел?... После этого письма я еще раз прочел собственные же выпуски, но так и не понял, что его так разозлило? Какие пальмы? Какой пещерный век?

Я пока что никого ни к чему не призывал. Никого я не собираюсь учить, а тем более поучать, а тем более пророчествовать. Если только чуть-чуть :)

Задача рассылки на данном этапе - ОБОЗНАЧИТЬ проблему. Суметь вскрыть противоречия и недостатки. Суметь ПОДВЕСТИ читателей к этой теме. Максим

День добрый, Максим!

Прочитала Ваша статью и побывала на http://metaobrazovanie.ru
Интересно, но мало... ;) Как я понимаю, Ваш проект совсем новый?
Тема, которую Вы развиваете, уж очень близка моему собственному
пониманию.
Я преподаватель в ВУЗе, учусь в аспирантуре. Смотрю на своих
студентов, и понимаю, что наше образование людей в большинстве случаев
уродует... Понятно, что принципы должны быть другими, более
человечными. К сожалению, с учетом нашей экономики массово поменять
систему образования - вещь нереальная. Не секрет, что большинство
учителей в школе - люди несостоявшиеся, неудачники. Например, мне тоже
как-то не хочется, чтобы человек, недовольный своей жизнью, учил моего
ребенка... В институтах - свои заморочки... Как-то это неправильно.
Один из выходов - альтернативная система образования.
Мне интересно, есть ли у Вас единомышленники и сколько их? Кто еще
участвует в Вашем проекте? Может, и я чем пригожусь?

С уважением, Инна

Проект новый, все только начинается. Более того, никаких готовых решений у меня нет. Я сам ищу, пытаюсь на данную тему задумываться и призываю к этому же читателей.

Единомышленников пока почти нет. Рассылка сеществует около месяца.

Спасибо, Инна, за предложение помочь - Вы обязательно пригодитесь :)

Уже сейчас, например, Вы можете писать, по желанию, письма и заметки для рассылки с изложением Ваших мыслей и Вашего опыта, как реального преподавателя. Конкретные, жизненные примеры плюсов и минусов стандартного образования всегда лучше всяких теоретических рассуждений и обобщений.

Так что пишите, если есть, что сказать по существу дела. А я опубликую. Максим

Максим, приветствую вас, как коллегу по жизни!

Полностью согласен с вашей идеей.

Ваша концепция или система вашего мировоззрения мне очень понятна. Моя попроще, я исхожу от вопроса, что нужно КОНКРЕТНОМУ человеку для счастливой жизни на данном уровне развития общества.

Исходя из слова ЗДОРОВЬЕ, понятного практически каждому, предлагаю триаду "ЗДОРОВЬЕ нравственное, ЗДОРОВЬЕ физическое, ЗДОРОВЬЕ экономическое (финансовое)".... Сергей Федорин.

Разница между пышущим ЗДОРОВЬЕМ человеком и человеком болезненным оче-видна, то есть "очам видна". Здоровый человек телом - гармоничен, лицом - ясен.

Также, наверное, должна быть видна невооруженным глазом разница между человеком облагороженного образа, воспитанным и образованным более высокой, целостной и одухотворенной системой образования, и человеком сегодняшним, воспитанным и образованным так: "Здесь - слишком густо, а здесь - вообще пусто".

И для определения разницы не нужны никакие хитроумные тесты. Достаточно будет посмотреть на образ жизни человека - как живет, о чем хлопочет, как выглядит, - и всё станет ясно. Максим

Здравствуй, Максим.
Меня зовут Александр, фамилия Кривомазов, живу в Новосибирске.
Прочитал в "Новостях ШСД" четвёртый выпуск твоей рассылки, сразу подписался - понравилось! Сильно!
У меня к тебе такое предложение. Я неделю назад открыл рассылку: "Экология быта". Можно первые два выпуска посмотреть здесь: http://subscribe.ru/catalog/home.interior.eco
Так вот, по большому счёту, моя тема - одна из подтем твоей газеты-рассылки. Поэтому готов сотрудничать. Например, в качестве одного из авторов.
С уважением, Александр.

Александр, давай попробуем сотрудничать. Я лично не представляю нормальной счастливой жизни без такой штуки, как СВОЙ ДОМ.

Свой дом, стоящий на своей земле среди своего, цветущего сада - это здорово! Неужели, кто-нибудь будет спорить?

Когда у человека есть свой Дом и свой кусок земли, то он живет с ощущением своей Малой Родины, которой несказанно дорожит, которую холит, лелеет, оберегает, облагораживает...

А стандартная - и даже нестандартная :) - городская квартира этого чувства у вас в душе не поднимет, сколько не изголяйся в "евроремонтах", "фэншуях" и прочих прибамбасах.

Поэтому, в рамках рубрики "Дом. Сад. Поместье" стоило бы начать разговор не с второстепенных моментов, типа того, как отличить экологически чистые материалы от нечистых. А надо бы для начала восстановить в душе почти утраченный сегодня образ Дома, Усадьбы, Поместья. Максим

Написать письмо

ОТ РЕДАКТОРА

Стать со-Автором рассылки очень просто:

  1. Нужно выбрать одну из предложенных рубрик или предложить в рамках общей темы рассылки рубрику свою.

  2. Изложить простым языком свои мысли и свой опыт в виде небольшой заметки на выбранную тему.

  3. Отправить текст редактору, то есть мне.

Если я найду Ваш текст интересным и полезным, я его опубликую.

Редактор рассылки,
Максим Босой


ПРОШЛЫЕ ВЫПУСКИ

  1. Мета-образование?

  2. Цели рассылки

  3. Тематика рассылки

  4. Катастрофа


ТОЛКОВЫЕ РАССЫЛКИ
отметьте галочками нужные

Школа Своего Дела
Юрий Мороз

Школа Своего Здоровья
Татьяна Морозова

Скоро в школу. А надо ли?
Нина Иванова

Экологический журнал
Андрей Пилипович

На пути к РОЗЕ МИРА
Иван Чудотворцев, Максим Босой

 

 

Письма по теме рассылки могут быть опубликованы, если нет явного запрета на обратное.
Если хотите опубликовать свой E-mail, размещайте его в теле письма.
Все права защищены. © 2005 Максим Босой

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: job.education.bosoy
Отписаться

В избранное