В форуме портала молодежных новостей AV Online [1] учитель одной из русских школ Таллинна, руководитель выпускного класса, Алексей Михайлович, рассказал о такой проблеме: 14 его учеников выбрали государственный экзамен по математике... Вы думаете, это такая школьная шутка? По мнению уважаемого учителя только 7-8 учеников смогут пройти экзамен с 50-60 баллами. Как остальные - неизвестно. Прогноз Алексея Михайловича тревожный: до 7 человек могут быть исключены из школы по причине плохого результата на госэкзамене, хоть 4 других ученика и получат, вероятно, медали за примерные результаты.
Спрашивал ли кто-нибудь у выпускников, куда пойдут они дальше, если не сдадут экзамен? Едва ли. Один из моих одноклассников на такой вопрос заявил следующее: "Не знаю... Заново, наверное... Хотя... Пойду на стройку подсобником... Не возьмут если? Ну-у, тогда не знаю... Буду дома сидеть... Надоест - с друзьями погуляю там... Деньги?.. Пойду металл собирать, бутылки... Нет, воровать, грабить ни за что! ...Не, ну если действительно уж никуда, то, наверное придется..." Конечно, я застал его врасплох, задавал наводящие вопросы... Но очевидно, что он смутно представляет себе, что он будет делать после проваленного экзамена.
Мне лично известны четыре варианта пути, и я постараюсь перечислить их всех: заново проходить гимназических курс, состоящий из 3 лет обучения; поступать в техникум, т.е. идти получать среднее специальное образование после 12 лет учебы в школе; не идти учиться, вообще, а ходить слоняться без дела по городу с "братьями по несчатью"; подкупить чиновника, чтобы получить "корочку" о сдаче экзамена (заметьте: я лишь высказываю предположение, что этот способ "сдачи" экзамена кто-нибудь решит использовать)... Идея о двух первых исходит, в том числе, от нынешнего Министра образования г-жи Майлис Ранд. В своем письме, направленном в Союз Ученических самоуправлений "Открытая Республика" (который выразил Министерству образования официальный протест против постановления о 20-тибальной границе сдачи государственного экзамена [2]), министр открыто
обозначила именно те два "альтернативных" варианта: поступать в техникум, либо в гимназию - заново, с 9 класса... Вопрос же в том, сколько из исключенных из школ учеников выберут этот путь?
Очевидно, что немного. Кому захочется признавать, что они потеряли три года зря? Даже заядлый двоечник этого не признает. А это придется сделать гимназисту, поступая в техникум или заново в гимназию! Да и пойдет ли проваливший экзамен ученик в девятый класс опять? Вряд ли, так как нет для него гарантии, что он опять не провалит какой-нибудь экзамен. Да и подумайте о человеческом достоинстве! Двадцатилетний "дядя" среди пятнадцати-шестнадцатилетних подростков? Кто примет его в гимназии - социально? Думаете, в техникуме среди тех же шестнадцатилетних двадцатилетнему "дяде" будет хорошо, с моральной точки зрения? Едва ли! Отсюда вывод: мало кто после неудачного экзамена пойдет в гимназию или техникум! Скорее, в ход пойдут действительно альтернативные варианты: улица - наркотики - преступление - наркотики - преступление... И это при современной ужасной проблеме наркомании
-- с каждым годом все сильнее развивающейся болезни молодежного общества! Или: деньги - подкуп - преступление - отсутствие денег - преступление...
Да. Это чревато подъемом и преступности в ближайшее время. Не только наркопреступлений, но и банального хулиганства - ведь неудавшейся молодежи будет нечего делать на улице! Ей нужны будут деньги - и она пойдет грабить и воровать. Ей нужно будет занятие - она пойдет бить, избивать, насиловать... На сотню нормальных молодых людей хватит одного-двух "ненормальных", а, точнее говоря, брошенных обществом на произвол судьбы, чтобы навести "порядок" (читай: хаос) в обществе.
Меры, вводимые Министерством образования для "отсеивания бездельников" из образовательной системы, мне непонятны. Мне всегда казалось, что "бездельников", "детишек, продлевающих свое детство в гимназии" нужно хорошо воспитывать, а не выкидывать на улицу. По-моему, в проблеме виновата система образования - детей нужно воспитывать, а не гонять по улицам на машинах с синими "мигалками". Если Министерство образования не усмотрело, то ему пенять нужно на себя, а не на "плохих" детей, а также их родителей.
Стоит ли объяснять, что при соответствующем настрое можно, в принципе, перевоспитать любого ребенка - в семь, десять или шестнадцать лет? Правда, настроя нет. Нет и мотивации! Очень мало, кто хочет заниматься с детьми! Молодежные центры не справляются и не справятся по определению с задачей воспитания детей в людей социальных, в противоположность людям асоциальным. Это необходимо делать с самого начала, в начальной школе и вплоть до выпуска. Необходима строгая и практичная система школьного воспитания. В конце концов, давно пора пересматривать общую методику школьного образования, так как действующая сейчас система, к сожалению, уже безнадежно устарела. Есть литература, четко показывающая все аргументы в пользу этого высказывания, но даже мысли о реформах я не слышал от тех, кто непосредственно этим должен заниматься...
И пока идет спор, идут экзамены... В форуме Õpetajateleht я увидел однажды следующую фразу: "Надо было поднимать эту проблему осенью, а не сейчас - перед экзаменами..." К сожалению, однако, это ничего не изменило бы. Во-первых, потому, что соответствующее постановление в Министерстве образования не отменили бы с теми же доводами, с какими их не отменили сейчас. Во-вторых, потому, что ученики, которые могли не сдать экзамен, не пошли бы сразу в техникум, так как, в любом случае, время было потеряно, и срываться неизвестно куда от намеченного пути из-за необоснованного (с их точки зрения) постановления не было смысла.
Не стоит забывать и о том, что Эстония многонациональна. И совсем недавно были у нас скандалы о мнимых межнациональных конфликтах. Молодежь экспрессивна и мнительна, она легко найдет в ближайшем своем соседе виновника всех ее бед. Страшно подумать, что виновником неудавшейся жизни неэстонцы назовут в очередной раз эстонское Правительство, а эстонцы - неэстонцев, живущих на земле их отцов... Любой социальный прецедент легко склоняется к межнациональной проблеме и приводит к межнациональным конфликтам. А в данном контексте даже самая малая проблема разрастается в геометрической прогрессии, чем больше чье-либо национальное достоинство задето с чьей-либо стороны. А если человека выкидывают из какой-либо системы, в том числе образовательной - это оскорбление, заслужил ли он это наказание или нет. Не правда ли, стоит задуматься об этом?
Казалось бы, какая связь между условиями аттестации учеников и социальным положением в стране? А она существенна. Если указанные условия становятся слишком опасными для благополучия более чем тысячи выпускников ежегодно, эти условия становятся потенциально опасными для всего общества. Как? Давно известно, что самый высокий процент преступности на имущественной и наркотической почве именно среди социально и материально необеспеченных людей. А исключенные из школы ученики, как правило, уже не имеют никаких шансов на какую-либо обеспеченность в будущем. Поэтому именно они становятся наркоманами и преступниками, или ассоциалами...
Мнение, высказанное в даной статье, может не совпадать
с официальной точкой зрения Союза.
Внимание! Отпуск...
3 июня 2002
По всей видимости, в период с 4 по 14 (17) июня новости на портале AV Online
появляться не будут, так как в это время веб-мастер портала и редактор новостей,
Андрей Соснин, будет в отпуске. Несмотря на это, рассылка может время от времени
выходить. В данный момент это выясняется.